Религиозные институты в обществе. Социальные институты духовной сферы и их роль в жизни общества

Институт религии

Один из наиболее древних и широко распространенных (по охвату населения) социальных институтов -- религия. Ее значимость как социального явления была очевидна для всех классиков социологии, начиная с О. Конта. Однако наибольший вклад в социологическую разработку проблем религии внесли К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер. Этот вклад определяется не только содержательной насыщенностью концепций, но и влиянием на последующее развитие социологической мысли и практическую деятельность в отношении религии, осуществлявшуюся в странах с различным общественным и государственным строем.

Считая религию объективно неизбежным социальным явлением, К. Маркс рассматривал ее как искаженное и фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними природных и социальных сил. Характеризуя религию как «опиум для народа», он подчеркивал ее социальную роль в качестве средства и инструмента обслуживания интересов господствующих классов, усиления эксплуатации трудящихся. Главным признаком религии считалась вера в сверхъестественное (хотя существует немало религиозных систем, например буддизм и индуизм, где этот признак практически не присутствует). Именно от Маркса пошло противопоставление науки и религии как двух антиподов. Нетрудно обнаружить, что в целом это был негативный подход к религии как социальному институту.

Марксова концепция религии довольно сильно повлияла на многие социалистические и коммунистические теории. Что же касается ее практической роли, то необходимо сказать о резко отрицательном отношении к религии в странах, входивших в прошлом в мировую систему социализма, в первую очередь СССР. Достаточно вспомнить тяжелейшие страницы его истории, особенно в первые десятилетия существования, отмеченные антицерковной вакханалией: разрушением храмов, превращением их в клубы либо в склады, преследованием священнослужителей, системой жестких запретов, шедших от «отделения церкви от государства», и т.п.

Принципиально иные социологические подходы, получившие в будущем наибольшее распространение, были сформулированы Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Дюркгейм («Элементарные формы религиозной жизни», 1912) обратил особое внимание на интегративную роль этого социального института, поскольку принятие людьми религиозных ценностей, норм, отправление обрядов способствовало их социальной сплоченности, стабильности общества. Французский социолог анализировал религиозные символы, культовые действия и ритуалы на примерах примитивного общества и присущего ему тотемизма (веры в незримое родство между людьми и каким-либо видом животных, растений или даже неодушевленных предметов). Все это оказалось действительным и в более поздних обществах. Даже некоторые современные ритуалы христианства сохранили черты тотема. Так, преломление хлеба и глоток вина символизируют приобщение к святому духу Христа (поскольку вино и хлеб -- это тотем, символизирующий его кровь и тело).

Значение концепции религии Дюркгейма состоит прежде всего в теоретическом и эмпирическом обосновании в качестве наиболее значимой интегративной функции этого социального института. Отсюда вытекала необходимость не борьбы с ним, а его всесторонней (в том числе и государственной) поддержки.

М. Вебер рассматривал религию как человеческий ответ на все без исключения вопросы бытия, включая жизнь, болезни, смерть. В этом смысле она играет чрезвычайно важную роль в жизни как общества, так и отдельных социальных групп и индивидов. Если Дюркгейм акцентировал внимание на интегративной функции и социальной роли религии, то Вебер («Протестантская этика и дух капитализма», 1904) анализировал влияние религиозно-этических установок на характер и способ осуществления экономической деятельности, на формы ее мотивации и на то, как те или иные типы ведения хозяйства изменяют религиозно-этические принципы. Вебер стремился доказать, что именно они были основными стимулами развития капиталистической экономики.

Заслуга Вебера состоит в том, что он осуществил сравнительный анализ различных мировых религиозных систем и дал их классификацию, остановившись наиболее подробно и глубоко на высокоразвитых формах религиозной жизни («Хозяйственная этика мировых религий», 1916--1919). Немецкий социолог показывает, у каких социально-профессиональных групп доминирует интеллектуально-догматическое содержание либо ритуальное, обрядовое, культовое начало. Так, рационалистический базис присущ преимущественно религии городских сословий и ремесленников, тогда как магические элементы характерны для крестьянства и земледельцев, которые зависят больше, чем горожане, от внешних, природных условий.

Институциональный подход к религии у Вебера особенно ярко проявился в его анализе отличий церкви от секты. Первая становится составной частью общественного устройства, получая поддержку от государства, является формальной организацией, объединяет вокруг себя большое количество людей, имеет в своей структуре группу лиц, профессионально занимающихся религиозными проблемами (клир). Церковные ритуалы формализованы, а участие верующих (мирян) в жизни церкви строго регламентировано. Что касается секты, то это неформализованная общность с относительно небольшим числом верующих, не только не получающая поддержки от государства, по, наоборот, находящаяся в противостоянии ему. Секта не имеет в своем составе профессионалов, а основателем ее является харизматическая личность.

Веберовская концепция религии существенно повлияла на последующее развитие ее социологических исследований. Прочерченная им линия взаимосвязи и взаимовлияния религии и экономики оказалась привлекательной. И сегодня на Западе многие ищут пути активизации трудового начала в жизни людей путем использования религиозно-этических принципов протестантизма. Неовеберианство в социологии религии притягивает внимание все новых и новых исследователей.

В современной западной социологии существует несколько точек зрения на религию. Наиболее характерная принадлежит известному американскому исследователю Р. Белле, согласно которому религия «представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт -- как познавательный, так и эмоциональный» 1 . В другой работе он уточняет свое понятие религии, рассматривая ее как «набор символических форм и действий, которые соотносят человека с конечными условиями его существования» 2 . Как видно, здесь остается неявным институциональный подход к религии. В более четкой форме он выражен у американских социологов Ч. Глока и Р. Старка, определявших религию как «институционализированную систему верований, символов, ценностей и практик, которые предоставляют людям возможность решать вопросы, связанные с предельными категориями человеческого бытия» Уровневый подход к изучению института религии

Институт религии характеризуется двумя взаимосвязанными уровнями -- ценностно-нормативным и поведенческим. Первый -- это совокупность верований, символов, предписаний в отношении тех явлений и предметов, которые называют священными; второй -- это поведение верующих, отправления культа, содержание которого определяется имеющимися в данной религии ценностями и нормами.

Второй тип критериев предлагают сами социологи. В качестве таковых они рассматривают: знание основных догматов, молитв и Священного Писания; веру в магию, колдовство, реинкарнацию; посещение храма. Однако в социологической и религиоведческой литературе последних лет обсуждается вопрос о том, какую долю среди верующих составляют люди активные (или воцерковленные). К таковым относят верующих, признающих реальность религиозных догматов, регулярно совершающих обряды и вовлеченных в постоянную религиозную деятельность.

Говоря о поведении верующих, социологи религии обычно имеют в виду обе основные социальные общности, образующие структуру религиозной (церковной) организации: клир -- служители церкви и миряне -- ее рядовые члены, верующие.

В целом следует отметить, что религиозное сознание и поведение становится частью духовного возрождения России. Происходит актуализация социального института религии, что отражается в росте научного интереса к нему. Проводится больше конкретных социологических исследований, издаются монографии, защищаются диссертации, посвященные анализу актуальных проблем религии. Потребность в изучении различных сторон религиозной жизни будет, несомненно, возрастать и в связи с явлениями международного характера, особенно связанными с религиозным (прежде всего исламским) фундаментализмом.

Согласно концепции Э. Дюркгейма, важнейшей функцией религии является интегративная. Благодаря ее действию значительные группы людей в обществе сплачиваются вокруг определенных религиозных ценностей, обрядов, символов, обычаев, причем процесс этот, как показывает практика, оказывается достаточно длительным и устойчивым. Даже активное вмешательство извне с целью ослабить результативность этой функции, что продемонстрировал многолетний опыт нашей страны, не дает ожидаемого эффекта. Доказательство тому -- процесс бурного возрождения религии в России.

Другая важная функция -- нормативная. Имея собственную систему норм и стандартов поведения, религия приводит их в соответствие с действующими в обществе, по существу поддерживая его социорегулятивные механизмы. Такой процесс является необходимым для поиска взаимопонимания институтов государства и религии. Суть дела состоит еще и в том, что многие религиозные ценности и нормы содержат общечеловеческую «компоненту» и оказывают немалое воздействие на процессы социализации, образования и воспитания. Это усиливает моральный авторитет церкви, с одной стороны, и «освящает» им отношение к социальному поведению людей -- с другой.

Еще одна функция института религии -- коммуникативная. Имея в виду создание условий для коммуникации между людьми в процессе отправления религиозных обрядов, культовой деятельности, богослужения, институт религии способствует тем самым не только коллективно-индивидуальному «общению» с Богом, но и интеграции верующих между собой и со священнослужителями.

Три названные функции религии очень важны с точки зрения ее институциональной характеристики. Среди других функций можно назвать мировоззренческую (она формирует определенную систему взглядов на мир), психотерапевтическую (состоящую в успокоительном, утешительном воздействии на верующих, особенно в связи с потерями и утратами в их жизни), досуговую (организация религиозных праздников, проведения свободного времени верующими) и др., однако, по нашему мнению, это функции религии не столько как социального института, сколько как формы общественного сознания.


1. Сущность социальных институтов

2. Развитие социальных институтов

3. Религия как социокультурный институт


ИНСТИТУТ (INSTITUTION) Этот термин широко используется для описания регу­лярных и долговременных социальных практик, санкционируемых и поддерживае­мых с помощью социальных норм и имеющих важное значение в структуре обще­ства. Так же, как и "роль", "институт" означает установленные образцы поведения, однако он рассматривается как единица более высокого порядка, более общая, вклю­чающая множество ролей

Сущность социальных институтов

Взаимодействия как тип социальных связей выступают в различных формах. Но особую роль играют взаимодейст­вия, обеспечивающие удовлетворение наиболее важных ин­дивидуальных и общественных потребностей. Идет ли речь о безопасности человека или его образовании, здоровье или хозяйственной деятельности, научном поиске или отдыхе, развлечениях или дружбе - все эти явления, составляющие реальный каждодневный смысл нашей жизнедеятельности, приобрели институализированный характер, т.е. гаранти­рованы от случайности, спорадичности, носят устойчивый, самовозобновляющийся характер. Институализированние в обществе противостоит хаотичному, нестабильному, неор­ганизованному, случайному.

Социальные институты - это великое социальное изо­бретение человека. Они не только обеспечивают достиже­ние главных преимуществ социального (предсказуемость, надежность, регулярность и т.д.). Социальные институты дают основание надеяться не только на то, что та или инаяпотребность будет так или иначе удовлетворена, но и на то, что данная цель будет достигнута на качественном уровне.

В предыдущем разделе мы достаточно подробно проана­лизировали социальную связь как таковую, принципы ре­гуляции социальных взаимодействий. Все это позволяет нам в данном случае сделать акцент лишь на том особом, специ­фическом, что характеризует институализированные фор­мы социальных взаимодействий.

Рассматривая социальные связи, мы упомянули об ут­верждении, что «человек тысячами невидимых нитей связан с людьми, с обществом». Продолжая эту аналогию, можно сказать, что социальные институты в системе социальных связей - наиболее крепкие, могучие канаты, которые в решающей степени предопределяют ее жизнеспособность. Именно институциональный, т.е. утвердившийся, отлаженный и регулярный аспект социальной жизни является решающим фактором, определяющим уровень жизнедеятельности личности. Соответственно для социологии институты - одни из наиважнейших объектов анализа.

Благодаря чему же социальные институты приобретают такую устойчивость, регулярность, а поведение человека в системе социальных институтов - предсказуемость, чет­кость в исполнении функций? Вначале порассуждаем на исторические темы.

Возьмем институт образования. Овладение определен­ными знаниями, накопленными предыдущими поколения­ми, является одним из важнейших условий динамичного развития общества, жизненного успеха лично­сти. Но как институт образование сложилось не сразу. Ро­дители от случая к случаю передавали какие-то знания, навыки своим детям. Дети нередко сами подглядывали: кто за кузнецом, кто за ткачом и т. д. Но насколько надежен этот путь овладения знаниями, накопленным опытом? Насколь­ко он дает необходимый уровень подготовки, насколько он охватывает достаточное число (всех) молодых людей?

Образование как институт отличается от спорадических, случайных социальных связей по поводу передачи знаний прежде всего такими чертами как а) постоянное и глубокое взаимодействие между участниками этой связи, в отличие от случайных, поверхностных контактов; б) четкое опреде­ление функций, прав и обязанностей, обеспечивающее вы­сокую степень срабатываемости, взаимодействия каждого из участников связи (учителя и ученика); в) регламентация и контроль за этим взаимодействием; г) наличие специально подготовленных людей для передачи знаний молодежи; д) концентрация ими своих усилий прежде всего на этой дея­тельности (профессионализация) и т.д. и т.п. - вот только несколько элементов, которые составляют принципиальные преимущества образования как института от образования, которое осуществлялось в спорадических формах.

Институализация социальных связей достигается:

1. Особым типом регламентации. Как и всякая социаль­ная связь, институт основывается прежде всего на социальном регулировании взаимоотношений. В социальных инсти­тутах механизмы регуляции приобретают более жесткий и обязывающий характер, что обеспечивает регулярность, большую четкость, высокую предсказуемость и надежность функционирования социальных связей. Обязывающая сила социального института органично связана с социальным контролем, с санкциями, стимулирующими желательное по­ведение и препятствующими, удерживающими от нежелатель­ного.

2. Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия. Каж­дый должен выполнять свою функцию, а потому и каждый другой имеет достаточно надежные и обоснованные ожида­ния. Невыполнение обязанностей ведет к применению сан­кции. В результате поведение личности в рамках социаль­ного института обладает большой предсказуемостью, а дея­тельность институтов - регулярностью, самовозобновляемостью.

3. Регулярность и самовозобновляемость большинства социальных институтов обеспечиваются также обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельностьинститута, замещает выбывшего. Для того, чтобы занять место в институализированных социальных связях, надо взять на себя определенные деперсонифицированные обя­занности и права. Данные права и обязанности представля­ют собой исторически отобранный наиболее эффективный вариант поведения участника институализированных соци­альных связей. Статус, ролевые ожидания предъявляются как предуказания данного социального института, обще­ства. Тем самым обеспечивается относительная независи­мость функционирования социального института от случай­ных обстоятельств, его устойчивость и способность к само­возобновлению.

4. Выполнение определенного круга обязанностей ведет к разделению труда и профессионализации выполнения функций. В этих целях общество может осуществлять спе­циальную подготовку людей для выполнения ими профес­сиональных обязанностей. Тем самым обеспечивается вы­сокая эффективность институтов.

5. Для выполнения своих функций институт имеет уч­реждения, в рамках которых организуется деятельность того или иного института, осуществляется управление, контроль за его деятельностью. Каждый институт должен обла­дать необходимыми средствами и ресурсами. Институт здравоохранения обладает такими учреждениями как боль­ницы, поликлиники, имеет свои органы управления. Для деятельности системы здравоохранения нужны ресурсы в виде помещений, медицинского оборудования, квалифика­ции врачей, доверия со стороны клиентов и т.д.

Перечисленные признаки социального института свиде­тельствуют о том, что именно в рамках института социаль­ное взаимодействие как глубокое, сопряженное взаимодей­ствие между людьми по поводу того или иного предмета связи (образования или здоровья, труда или науки) приоб­ретает регулярный, самовозобновляющийся, высококачест­венный характер.

Институализированные социальные связи могут быть формальными и неформальными. Так, институт дружбы имеет многие признаки социального института. Дружба - один из элементов, который характеризует жизнь любогообщества, становится обязательным устойчивым явлением человеческого общества. Регламентация в дружбе достаточ­но полная, четкая и подчас даже жестокая. Обида, ссора, прекращение дружеских связей - своеобразные формы со­циального контроля в институте дружбы. Но эта регламен­тация никак не оформлена в виде законов, административ­ных уложений. У дружбы есть ресурсы (доверие, симпатия, длительность знакомства), но нет учреждений. Она имеет четкое разграничение, в том числе от любви, взаимоотно­шений с коллегами по службе, братских отношений, но здесь нет четкого профессионального закрепления статуса, прав и обязанностей партнеров.

Формальные социальные институты имеют общий при­знак - взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регла­ментов, положений. Если социальные институты - могучие канаты системы социальных связей, то формальные социальные институты - это достаточно прочный и гибкий ме­таллический каркас, определяющий прочность общества.

Социальные институты различаются и по типу потреб­ностей, задач, которые они решают.

Экономические институты, т.е. наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации социальные связи в сфере хозяйственной деятельности. Иначе говоря, - институализированные экономические связи. Сюда следует отне­сти все те институты, которые занимаются производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собствен­ность, денежное обращение, трудовая деятельность, рынок и т.д.).

Политические институты, т.е. институты, связанные с борьбой за власть, ее осуществление и распределение. Для этих институтов характерна нацеленность на выполнение функции мобилизации возможностей, обеспечивающих функционирование общества как целостности: государство, армия, полиция, партия. К этим политическим институтам примыкают общественные движения, объединения, клубы. Здесь, как нигде, распространены строго определенные институализированные формы деятельности: митинги, де­монстрации, выборы, предвыборные кампании.

Институциональный подход к изучению религии предполагает анализ эволюции института религии на различных ступенях развития общества. Ввиду чрезвычайной сложности указанного вопроса, ограничимся описанием основных типов религиозных верований. Исторически первичными формами религии являлись фетишизм, тотемизм и магия, существовавшие в первобытных обществах. При господстве фетишизма объектом религиозного поклонения выступал какой-то конкретный объект, растение, животное, наделяемые мистическими и сверхъестественными свойствами, Предполагалось, что обладание этим объектом приносит удачу в жизни, предохраняет от опасностей и невзгод. Тотемизм отличается от фетишизма тем, что тотем выступает в качестве коллективного религиозного объекта. Первобытные люди полагали, что тотем обладает мистической силой, способствующей сохранению первобытной общины. Магия представляла собой колдовские обряды и заклинания, посредством которых стремились воздействовать на различные события окружающего мира с тем, чтобы изменить их в желательном направлении .

Вступление человечества в эпоху цивилизации знаменовалось возникновением гораздо более сложных типов религиозных систем. Создание социально стратифицированных обществ сопровождалось формированием политеистических религий, ярким примером которых может служить античная древнегреческая религиозная система. Согласно греческой мифологии, миром управляют множество богов, каждый из которых покровительствует определенным сферам жизнедеятельности человека: Аполлон - бог искусства, Гермес - торговли. Марс - войны и т.п. На вершине Олимпа восседает Зевс. Политеистические религии являлись культурной и мировоззренческой основой национально-государственных образований.

Другим известным типом религиозных верований выступает монотеизм, возникший в процессе формирования трех главных мировых религий: буддизма (VI-V вв. до н.э.), христианства (1 в.) и ислама (VII в.). Для них характерно стремление объединить в одной вере людей различных социальных групп, государств и национальностей. Монотеизм означает веру в единого бога как высшее духовное существо, хотя в трех мировых религиях существуют разнообразные вариации в отправлении религиозного культа и толковании единобожия. В христианстве, например, бог един в трех лицах (ипостасях): Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух.

Как уже было сказано ранее, рассмотрение религии в качестве социального института предполагает ее теоретическое описание в терминах социальной системы, точнее, подсистемы социального целого.

С социологической точки зрения институт религии, подобно другим социальным организациям, может быть представлен как система философской верой двух взаимосвязанных уровней: 1) ценностно-нормативной модели, включающей в себя совокупность верований, символов и предписаний, относящихся к определенному кругу явлений и предметов, называемых священными и 2) структуры поведенческих образцов, управляемых и регулируемых посредством религиозных норм и верований.

Ценностно-нормативный уровень религии представляет собой сложную совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей, которые содержатся в священных текстах и писаниях. В христианской религии, например, источником ценностей и знания выступает Библия, в мусульманстве - Коран и т.п. Эти священные тексты являются для верующих источником знаний о мире, природе, космосе, человеке и обществе. Эти знания тесно переплетаются с художественно-образным, подчас фантастическим изображением земной жизни. Своеобразие религиозных понятий и идей заключается в том, что они оказывают сильное воздействие на психику и эмоции верующих, порождая у людей чувства радости, надежды, скорби, греховности, смирения, наряду с чувством любви к Богу, которое в совокупности с остальными формирует у верующего особое “религиозное чувство”.

Религиозные верования и знания могут быть рассмотрены как ценностные системы, занимающие особое место в духовной культуре общества, поскольку они определяют смысл и значение предельных состояний человеческого бытия, о которых говорилось выше. Наряду с этим они включают в свое содержание моральные ценности и установки, как правило, аккумулирующие в себе выработанные веками нормы и правила человеческого общежития. Содержат они и гуманистическую ориентацию, призывающую к социальной справедливости и любви к ближнему, взаимной терпимости и уважению. Поэтому вполне естественно, что религиозные идеи и ценности способствуют социальной интеграции и стабильности общества.

Исключительно важная роль в ценностно-нормативной системе религии принадлежит религиозной символике, такой как крест и распятие Христа, само церковное строение, символизирующее устремление верующих ввысь, ближе к Богу, алтарь в храме, иконы и т.п. Все религиозные действия, связанные с отправлением религиозного культа, проведение церковной службы и молитвы, различные обряды и празднества обязательно происходят с использованием религиозной символики. Ее художественное оформление призвано служить, с одной стороны, символом того священного мира, с которым соприкасается верующий во время культовых действий, а с другой - призвано вызвать у верующих соответствующие религиозные чувства и настроения.

Характерной особенностью религиозных образцов поведения и действия, резко отличающей их от нормативных образцов поведения в других сферах человеческой деятельности, является преобладание в них эмоционально-аффективных моментов. Это дает основание относить “религиозное действие” к типу нелогичного, нерационального социального действия, которое в значительной мере связано с эмоционально-чувственной, бессознательной сферой человеческой психики. Однако проблема взаимоотношения рационального и нерационального аспектов человеческой деятельности в социологической и философской литературе нередко однобоко интерпретируется - заостряется на противопоставлении двух полярных типов - науки и религии.

Центральное место в религиозной деятельности принадлежит отправлению культа, содержание которого определяется религиозными идеями, верованиями, ценностями. Именно благодаря культовым действиям формируется религиозная группа. К культовым действиям относятся религиозные обряды и церемонии, проповеди, молитвы, богослужения и т.п. Культовые действия рассматриваются верующими как акт непосредственного взаимодействия, контакта со священными объектами или божественными силами, которым они поклоняются. Различают два основных вида культовых действий: магическое (колдовское) и умилостивительный культ.

Магические элементы присущи любой религии, как уже отмечалось, они занимали большое место в первобытных религиях. В мировых религиях магические действия наполнились новым содержанием и оказались подчиненными умилостивительному культу. Значение последнего заключается в том, что верующие в ходе совершения культового действия обращаются к объектам поклонения с различными просьбами и пожеланиями, относящимися к личным судьбам верующих и событиям, происходящим в окружающем мире. В любой достаточно развитой религиозной организации существует особая группа лиц (жрецы, священнослужители и т.п.), которые выступают посредниками между божественными, священными силами и объектами, и группой верующих. В первобытных религиях культовые действия, как правило, совершались коллективно, с участием всех взрослых членов рода или племени. В более развитых религиозных системах разрешается индивидуальная культовая деятельность, как например, молитва верующего у себя дома.

Важную роль в социологическом исследовании религии отводят изучению структуры религиозной организации, Последний термин может использоваться как в широком смысле слова, когда она отождествляется с социальной системой, и в узком - когда под организацией понимают внутреннее устройство религиозных общин и способы управления, руководства ими. Именно в этом смысле слова термин “религиозная организация”, наряду с понятиями “религиозного сознания” и “религиозного культа” использовался для описания и анализа природы религии в марксистской социальной философии.

Основной формой современной религиозной организации выступает церковь. Это такое объединение верующих, в котором придерживаются одного вероисповедания (или какой-то его ветви, как например, православная или католическая церковь.) В качестве институционализированной социальной организации деятельность церкви находится в определенных официально-правовых отношениях с государственными органами. Церковь претендует на универсализм, на то, чтобы распространить влияние своего вероучения на все общество. Как известно, в эпоху средневековья католическая церковь в Европе оспаривала политическую власть у королей и императоров.

В церковной организации выделяются две основные социальные группы: 1) клир - служители церкви, священники и 2) миряне - рядовые члены церкви. Священнослужители, таким образом, представляют особую статусную группу, призванную обеспечивать отправление религиозного культа и контролировать деятельность церковного прихода, местной религиозной общины. Управленческую деятельность в церковной организации осуществляют священнослужители высшей иерархии - епископы, патриархи и др. Надо отметить, что не все религиозные объединения признают необходимость церковной иерархии. Баптисты, например, отрицают деление верующих на клир и мирян, считая, что каждый верующий обладает способностью совершать богослужение, то есть быть священником .

С социологической точки зрения можно выделить четыре основные функции религии в обществе:

  • 1) интегративную;
  • 2) регулятивную;
  • 3) психотерапевтическую;
  • 4) коммуникативную.

Первые две функции непосредственно относятся к деятельности религии в качестве института культуры, поскольку они присущи ценностям и нормам, входящим в содержание культуры как системы.

Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта Э. Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный символизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют социальной сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ. Принятие определенной системы верований, символов, согласно Дюркгейму, включает человека в религиозную моральную общность и служит интегративной силой, сплачивающей людей .

Регулятивная функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей моральных норм по отношению к окружающим людям. В сущности, эту функцию религии можно было бы назвать нормативной, ибо любая религия предписывает своим приверженцам определенные стандарты поведения, обусловленные господствующими религиозными ценностями.

Психотерапевтическая функция религии. Сферой ее действия выступает, в первую очередь, само религиозное сообщество. Давно было замечено, что различные религиозные действия, связанные с отправлением культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. - оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов.

Коммуникативная функция, как и предшествующие, имеет значение, в первую очередь, для самих верующих. Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом и “небожителями”, и в плане их общения друг с другом. “Богообщение” считается высшим видом общения и в соответствии с этим общение с “ближними” приобретает характер второстепенности. Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность - богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы.

Указанные четыре функции религии как социального института носят универсальный характер, проявляются в любом типе религиозной практики.

Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что религия как социальный институт - это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Религия как социальный институт характеризуется:

  • - наличием цели своей деятельности;
  • - набором социальных позиций и ролей;
  • - конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели.

Еще каких-нибудь десять лет назад, получая знание и воспитание с материалистических позиций, мы предполагали, что такие специфические институты, как религия и ее организации перестают быть факторами национальной общественной жизни, утрачивают свои позиции в оказании воздействия на мировоззрение людей.

Анализ реальности наших дней показал ошибочность и поспешность выводов данного рода. Сегодня даже непрофессиональным взглядом обывателя можно заметить, что происходит заметная активизация религиозных учреждений, которые непосредственно стараются участвовать в решении целого ряда актуальных проблем современности. Это можно наблюдать в различных регионах, в странах с различным уровнем экономического развития, где распространены различные вероисповедания. Не обошло явление активизации религиозной деятельности и Россию, а смутное время так называемых реформ еще в большей степени способствовало усилению этой деятельности. В чем заключается ценность религии для человечества, каковы ее социальные функции? На эти и другие вопросы необходимо ответить в процессе социологического анализа религии как социального института. Прежде чем рассматривать религию с этой точки зрения, необходимо рассмотреть, что представляет собой понятие “социальный институт”.

Социальные институты - это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения. А процесс упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений называется институционализацией. С середины прошлого века в социологии и религиоведении складывается и затем получает большое развитие самостоятельное направление под названием “социология религии”. Исследованию религии как социального института посвятили свои работы Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие известные ученые и общественные деятели, в т.ч. и К. Маркс. Согласно теории Маркса религия как социальный феномен представляет собой объективный фактор, внешним и принудительным образом воздействующий на людей подобно любому другому общественному институту. Маркс заложил, таким образом, основу функционального метода исследования религии. Религия, согласно Марксу, больше обусловливаемый общественными отношениями, нежели обусловливающий их фактор. Ее общественная функция заключается в интерпретации, а не продуцирования существующих отношений. Социальная функция религии - функция

идеологическая: она или оправдывает и тем самым узаконивает существующие порядки, или осуждает их, отказывая им в праве на существование. Религия может выполнять функцию интеграции общества, но также может действовать и как дезинтегрирующий общество фактор, когда возникают конфликты на религиозной почве.

Религия под углом зрения абсолютных критериев санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придавая, им ореол святости, или объявляет нечестивыми, отпавшими, погрязшими во зле, греховными, противоречащими закону, слову Божию, отказывает их признавать. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, культуру через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит наложение религиозных отношений на другие общественные отношения.

Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным; оно, как уже отмечалось, изменяется в контексте процессов сакрализации, секуляризации, плюрализации. Такие процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в цивилизациях и обществах разных типов, на разных этапах их развития, в различных странах и регионах в тех или иных социально-политических и культурных ситуациях.

Своеобразно воздействие на личность, общество и его подсистемы, родоплеменных, народностно-национальных, региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных направлений и конфессий. В их вероучении, культе, организации, этике имеются специфические черты, которые находят выражение у последователей в правилах отношения к миру, в повседневном поведении последователей в различных областях общественной и личной жизни; накладывают печать на “человека экономического”, “человека политического”, “человека морального”, “человека художественного”, “человека экологического”, иными словами, на различные аспекты культуры. Неодинакова была система мотивации, а потому направленность и эффективность хозяйственной деятельности в иудаизме, христианстве, исламе, католицизме, кальвинизме, православии, старообрядчестве. По-разному включались в межэтнические, межнациональные отношения родоплеменные, народностно-национальные (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т. д.), мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их направления и конфессии. Имеются заметные отличия в морали и нравственности буддиста, даосиста, последователя родоплеменной религии. По-своему развивалось искусство, его виды и жанры, художественные образы в соприкосновении с теми или иными религиями. Работы основоположников социологии религии определили все ее последующее развитие, основные направления исследований, проблематику, методологию. К концу XIX - началу XX в. социология религии складывается как самостоятельная дисциплина.

Религия – это особая составляющая часть культуры, которая является одним из древнейших социальных институтов. Она регулирует духовную жизнь людей путем формирования смыслообразующего стержня бытия.

Базовым положением любой религии является разделение мира на две части. Одна – это мир обыденного, каждодневной мирской жизни. Другая – это мир священного (горний). Священными могут быть боги, книги, особые слова, животные. Особенность священного состоит в том, что оно требует специфического отношения: уважения, почитания, трепета, особых сакральных действий. Сам термин «религия» в переводе с латинского означает связывание. Через религию человек устанавливает связь с миром священного, выходит в сферу непознанного. Повседневная жизнь – это частные интересы и обычные занятия, священное – отдельная сфера, состоящая из особых явлений, предметов и действий, которые наделены особым моральным авторитетом и властью.

Кратко религию можно определить как совокупность верований и ритуалов, которые определяют отношение человека к священному.

Как социальный институт религия имеет свою структуру, общую для разных конфессий, в которой можно выделить три составляющих. Религиозное сознание (теории, учения, предания), ядром которого является вера в священное; это сознание эмоционально окрашено, вызывает чувство умиления, трепета, восторга и т.д. и подкреплено системой нравственных норм и поведенческих правил. Например десять заповедей христианства, нормы шариата в исламе и т.д.

Второй составной частью религии как социального института являются религиозные действия. Это, прежде всего религиозные ритуалы, связанные с различными нормами, ценностями, значимыми событиями в жизни человека (крещением, венчанием, религиозными обрядами, богослужением и т.д.). Культовые действия рассматриваются верующими как способ непосредственного взаимодействия с божественными силами. Посредством ритуала верующие, как бы вводят себя в мир священного. Э. Дюркгейм рассматривал религиозные действия (практики) как основную черту этого социального института. Они в свою очередь бывают двух видов: магические и умилостивительные. Кроме религиозной деятельности религия осуществляет и нерелигиозные практики - милосердные акции, обучение в школах и т.д.

Третьим элементом религии являются организации , упорядочивающие жизнь религиозных общин. Эти организационные структуры возникают не сразу в жизни обществ, а значительно позднее и представлены они прежде всего культовыми организациями, которые характеризуются специфическим способом руководства религиозной общиной и определенным характером взаимоотношений с обществом и государством. Среди этих религиозных структур выделяют во-первых «церкви». Слово церковь в переводе с греческого буквально означает божий дом. Церковь – это крупные религиозные организации, которые возникли в определенных исторических условиях как способ упорядочения религиозной жизни верующих и установления взаимоотношений с государством и светскими организациями. Церковное управление осуществляется по бюрократическому типу, с четко организованной иерархической статусно-ролевой структурой, подчинением низших священнослужителей высшим, мирян – клиру.

Наряду с церковной организацией институт религии имеет и другие структуры. Это – деноминации и секты. Деноминации выросли из небольших религиозных общин, сумели распространить свое влияние в обществе и сохранить самостоятельность, но еще не достигли ни численности, ни влияния церкви. Они вписаны в жизнь общества, но их связи с государством и гражданскими структурами общества гораздо слабее, чем у церкви, им свойственна терпимость к различным точкам зрения на религию, умеренность в ритуальной деятельности. Секты, напротив, характеризуются тем, что эти общины отгораживаются от общества, противопоставляют себя господствующей церкви и отвергают основы ее учения. Для сект характерны специфические ритуалы, а управление осуществляется харизматическим лидером. Особо закрытые секты, требующие от членов полной преданности и запрещающие выход из нее, называются тоталитарными.

Кроме названных культовых организаций институт религии располагает и внекультовыми организациями и учреждениями – приютами для бездомных, воскресными школами для детей, издательскими учреждениями и т.п.

По вопросу об истоках религии есть разные точки зрения. Одна из них (четко выраженная антропологом Э. Тейлором) исходит из того, что религия берет свое начало в индивидуальном сознании. Беспомощность перед явлениями природы и космоса, неспособность их объяснить породили у людей анимистический взгляд на мир, предполагающий веру в одухотворенность природы. Душой наделялись все вещи, все явления, вся природа. Постепенно душа в сознании людей абстрагировалась от своей земной основы, наделялась антропоморфными качествами (т.е. похожестью на человека, но более мудрого, всесильного). Так появилось представление о богах.

Другая точка зрения, связанная с именем Э. Дюркгейма, заключается в том, что религия – продукт не индивидуального, а общественного сознания. Появляясь на свет, человек застает готовое общество, которое наделяет человека всем: языком, навыками, коллективными представлениями, способами взаимодействия. Общество как бы стоит над индивидом и для человека оно - высшая сила, нечто священное, определяющее его судьбу, Бог. Значение религии для общества как раз и заключается в том, согласно Э. Дюркгейму, чтобы обеспечить влияние коллектива на индивида. Эту мысль он подтверждал тем, что разным обществам в разные исторические периоды свойственны разные религии. Французский антрополог А. Леви-Стросс отмечал, что структура общества зеркально отражает структуру религии. Так племена Австралии, у которых отсутствует вертикальная стратификация, не ранжируют своих богов, они у них все равны. Чем больше развивается вертикальная стратификация, тем больше и иерархия Богов. Так Зевс у греков стоял на вершине Олимпа. Подтверждает точку зрения на религию как на порождение общества и тот факт, что всегда боги завоевателей стояли выше богов завоеванных народов.

За тысячелетия своего существования человечество знало множество религий. Для удобства анализа религий их классифицируют. В настоящее время существует много систем классификации. Одна из них касается сущностных характеристик религии. По сущностным характеристикам социологи выделяют четыре типа религий:

Первый тип - архаические верования и религии, свойственные человечеству на начальных ступенях развития. Для них характерен ярко выраженный анимизм (одухотворенность всей природы), многобожие, мифотворчество, первоначальное отсутствие специальных священнослужителей, т.е. все религиозные действия (пение, танцы, заклинания и т.д.) выполнялись всем родом, всем племенем. Посредники (жрецы, шаманы) появляются позднее, на стадии распада архаических верований. Элементы архаических религий сохраняются в современном мире как составная часть этнических субкультур.

Второй тип религий – это народностно-национальные. Они возникали как составляющий основу жизни отдельных наций и народностей, распространялись в нескольких, обычно соседних странах и обретали региональный характер. К ним относятся конфуцианство и даосизм, возникшие в Китае, индуизм, со всеми его разновидностями (брахманизм, джайнизм, сикхизм и т.д.) – возникший в Индии, синтоизм в Японии, иудаизм – религия еврейского народа рассыпанного по миру, но не утратившего своей идентичности и исторической памяти. Эти религии оказали большое влияние на государственное структурирование, на социальную стратификацию (как, например, индуизм на кастовое устройство Индии), на национальную культуру и образ жизни своего народа и народов соседних стран.

Третий тип составляют мировые религии . К ним относятся буддизм (возник в VI веке д.н.э. на севере индийского субконтинента), христианство (возникло в I веке н.э. на ближнем Востоке и Палестине), ислам (возник в VII веке н.э. на Аравийском полуострове). Мировыми эти религии называются потому, что носят над- и межэтнический характер, выходят далеко за пределы стран и регионов, встречаются на разных континентах.

К числу признаков мировых религий относятся: огромное число последователей: христиан более 1 млрд, мусульман около 0.8 млрд., буддистов – 0.7 млрд. Всем мировым религиям свойственны высокая пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц, исповедующих иную). Все мировые религии эгалитарны, т.е. проповедуют равенство всех людей и обращаются к представителям всех социальных групп.

Если дать краткую характеристику каждой мировой религии, то следует отметить, что буддизм очень терпим ко всем иным религиям, исходит из того, что все люди придут рано или поздно именно к буддизму, но не насильственно, а путем размышлений и сравнений, т.е. отличается высокой толерантностью и терпимостью. Эта религия впервые обратилась к личности, а не к социальному месту человека, проповедуя так называемый восьмеричный путь совершенства, который включает простые и понятные каждому человеку установки и принципы: иметь правильные взгляды, намерения, правильную речь и правильные действия, правильный образ жизни и сосредоточение и т.д., что приведет, в конечном счете, к просветлению человека. Буддизм – миролюбивая религия с упором на медитацию, сострадание и добрые дела. Буддизм распространен в Тибете, Северной Индии, Китае, большие группы буддистов есть во всех развитых странах мира. В России буддизм исповедают буряты, калмыки, тувинцы.

Говоря о второй мировой религии - христианстве , следует иметь в виду, что в его основе лежит социальное движение, возникшее в рамках иудаизма под руководством палестинского пророка Иисуса. Греческий перевод древнееврейского слова «миссия» звучит как Христос, отсюда имя пророка Иисус Христос, а его учение стало называться христианством. Изначально христианство, приверженцами которого были представители низших и маргинальных слоев античного общества, характеризовалось верой в установление социальной справедливости через пришествие на землю Бога, но при этом было достаточно радикально. Со временем христианство было приспособлено к целям правящих классов и превратилось в IV веке в официальную религию Римской империи, став более консервативным. Однако космополитизм этого учения, миссионерская деятельность, нивелировка классовых и национальных различий, всеобщность и абстрактность общественно-политических и нравственных принципов способствовало быстрому распространению христианства в мире.

В процессе своего развития христианство распалось на три основные ветви: католичество, православие и протестантизм. В свою очередь в каждом из них выделились различные течения и направления.

Христианство (в частности протестантизм) оказало большое влияние на жизнь общества в целом. Макс Вебер, подчеркивая эту сторону христианства, утверждал в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма», что протестантизм с его проповедью умеренности, бережливости, добросовестного выполнения профессиональных обязанностей прямо способствовал возникновению капитализма. Позднее другой ученый – Э. Галеви, объясняя феномен социальной и политической стабильности Англии, видел его тоже в протестантизме, влияющем на умы и образ жизни англичан. В современном мире христианство в целом является основной религией в развитых странах Европы, Америки, а так же в России и имеет в своих рядах больше верующих, чем другие мировые религии.

Третья мировая религия - ислам. Она самая молодая (VII век н.э.) и очень активная, распространена во многих странах арабского Востока, Северной Африки, Средней Азии, Европы. В России ислам исповедует население Северного Кавказа, Татарстана, Башкортостана и других республик. Сам термин «ислам» буквально означает – покорность Богу – и предполагает абсолютную верность этой религии.

Ислам как религиозная система опирается на пять столпов веры: знание Корана, богослужение (пятиразовая ежедневная молитва), благотворительность, пост и хадж (паломничество в Мекку), хотя бы раз в жизни. Основатель этой религии Мухаммед, родился в 570 году н.э. и впоследствии, как считают последователи ислама, стал получать божественные откровения и передавать их людям. Так родилась священная книга мусульман – «Коран». Мухаммед и его сторонники активно насаждали ислам на Аравийском полуострове: боролись с идолопоклонничеством, отрицали таинства христианства (крещение, исповеди, отпущение грехов). После смерти Мухаммеда произошел раскол ислама на суннитов (большинство) и шиитов. В XX веке во всем мусульманском мире появляются движения исламского фундаментализма, которые при своем возникновении имели антиколониальную направленность, а впоследствии – антизападную, ставя своей конечной целью сделать весь мир мусульманским.

Четвертый тип религий - это так называемые нетрадиционные религии или секты. Слово «секта» в переводе с латинского означает учение, образ мысли. Секты – небольшие закрытые группы, куда люди входят добровольно. Появились они не сегодня, а несколько веков назад. Старорусские секты возникали в феодальную эпоху (хлысты – XVII век, духоборцы, молокане – XVIII век), как протест против гнета помещиков и духовенства. Отвергая авторитет церкви, они признавали авторитет «духа» и чтили Библию. После реформы 1861 г. стали появляться секты протестантского типа: баптисты, адвентисты, пятидесятники и др. Они появляются как реакция на господствующую религию или на действия церкви. В своем развитии нетрадиционные религии могут вырасти в самостоятельные церкви, как например, баптисты и адвентисты Седьмого дня, а могут принять форму секты.

Отличительными чертами сект является то, что они («Свидетели Иеговы», «Кришнаиты», «Белое Братство», «Аум сенрике» и др.) отгораживаются от общества: запрещают своим членам общаться с семьей, друзьями, участвовать в выборах, служить в армии, отмечать памятные даты. Управляются секты по типу авторитарной организации с харизматическим лидером во главе, власть которого абсолютна, ибо он приравнивается к Богу. В сектах господствует жесткая дисциплина, осведомительство, ежедневные отчеты о делах и поступках. Активно используются практики различного вида психологического воздействия на человека, в результате чего личность исчезает, появляется робот покорный главе секты. Все их учения, службы, обряды, ритуалы носят мистический характер, пронизаны идеями исключительности и избранности. Например, обряд «Торонтское благословение» состоит в том, что в течение нескольких часов практикуется смех, лишающий людей способности здраво мыслить и вести себя, что, якобы, приближает их к Богу.

Опасность сектантства заключаться в том, что оно изолирует человека от реальности, не предоставляя никакой возможности вернуться к нормальной жизни. Учение сект отличает религиозная и философская эклектичность, а практическая деятельность на современном этапе удачно маскируется под группы укрепления физического и душевного здоровья. В современном мире - сект великое множество. Например, в одних только Соединенных Штатах Америки насчитывается более 3000 различных сект.

Религия, как показывает история, сопровождает человечество с самого его существования, она постоянно востребована, а значит функционально – целесообразна. Выделяют следующие функции религии как социального института:

Прежде всего - это уникальная функция, несвойственная другим социальным институтам, психотерапевтическая, или как ее еще называют компенсаторно – утешительная. Суть ее в том, что вера в Бога укрепляет людей в трудные минуты, примиряет с мыслью о смерти, вознаграждает за страдания и лишения при жизни обещанием «царства Божья» в ином мире.

Регулятивно - нормативная (воспитательная) функция заключается в том, что религия, являясь мощным социальным организатором, укрепляет и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения. Эти нормы в любой религии представляют собой целостную систему ценностных ориентиров, правил, норм, обычаев, регулирующих общественную и личную жизнь человека. Религия вошла в образ жизни людей, в очередность работы и отдыха, в строении семьи, в трудовой календарь.

Очень важной функцией является коммуникативно – интегративная. Религия связывает единоверцев и по горизонтали (живущих сейчас) и по вертикали (с умершими и будущими поколениями), способствует упрочнению, сплочению общества. В результате постоянного общения, люди, исповедующие одну религию, не только осмысливают себя как некую единую общность, но и, общаясь друг с другом, обмениваются положительными эмоциями - радости, успокоения, сочувствия и т.д., формирующими установку на продолжение в дальнейшем контактов и взаимодействий.

Важной функцией религии является культурно – транслирующая . Она заключается в том, что этот институт тщательно хранит и передает из поколения в поколение богатое, накопленное за тысячелетия наследие исторических традиций, представлений о мире, преданий, музыкальных, архитектурных, художественных шедевров. Религиозные деятели зачастую выполняли роли служителей не только Богу, но и людям, переписывая книги, создавая библиотеки, просвещая людей.

Институт религии имеет еще одну, очень противоречивую функцию – стабилизирующую по отношению к ингруппе и дестабилизирующую по отношению к аутгруппе. Сплачивая единоверцев, одновременно с этим религия может противопоставлять их народам других конфессий, что часто является причиной многих несправедливостей, конфликтов и войн на религиозной почве.

Активность религии в обществе выражается двумя разноправленными процессами. С одной стороны, институт религии может расширять и углублять свое влияние: тогда говорят о сакрализации общества. Обычно это происходит в кризисные периоды или когда снимаются запреты на исповедание религиозных взглядов, как это произошло в России в годы перестройки. С другой стороны, влияние церкви может суживаться под влиянием процессов демократизации общества, а также под влиянием того, что сам социальный институт религии модернизируется: ослабляет церковные ограничения, делает акцент на некультовых формах деятельности. Этот процесс называется секуляризацией , что в переводе с латинского означает обмирщение, переход чего-либо церковного в светское.

Таким образом, религия как всякий социальный институт не только устойчива, но и динамична.

Социология изучает институт религии не только по типам, функциям, динамике этого института, но и еще по двум важным показателям - уровню и степени религиозности социальных субъектов. Когда речь идет об уровне религиозности исследуется коллективный субъект (группа, страта, поселение и т.д.) и методом опроса (сплошного или выборочного), выявляется соотношение верующих и неверующих в данной структуре. Выяснено, что уровень религиозности выше там, где господствующей религией является ислам, а если брать классовую структуру общества, то религиозность выше в верхних и нижних слоях по сравнению со средним классом (хотя мотивация обращения к вере у них, конечно, разная).

По показателям степени религиозности исследуется насколько для данного человека вера важна. Здесь выявляются три степени религиозности. Истинно верующие - это люди, жизнь которых полностью детерминируются верой, что предполагает знание истории религии, священных писаний, обрядов и ритуалов, отправление служб, соблюдение постов, словом, весь образ жизни человека подчинен вере. Этот слой составляет приблизительно 10% от всех верующих. Ко второй группе относятся верующие, жизнь которых определяется не столько верой и религиозными канонами, сколько национальной культурой, обычаями и традициями. В процентном отношении эта группа больше первой (≈20-25%). Самой многочисленной является третья группа. К ней относятся так называемые «верующие на всякий случай». Эти люди, формально относящие себя к верующим, (если брать христиан, то крещеные), повседневно живут светской жизнью, вне религии. Они не знают ни вероучений, ни религиозных обрядов, не соблюдают заповедей, не посещают церковь и только в значимые минуты жизни обращаются к Богу.