Проблема детских воспоминаний: аргументы психологов. Аргументы к сочинению по проблеме роли человеческой памяти

Сочинение в формате ЕГЭ по тексту из пособия И.Цыбулько

(2017, вариант 27)

«Разочарования, обиды, несправедливости»… Как не ожесточиться сердцем, выстоять, остаться человечным, «несмотря на все удары» судьбы, которые могут настичь нас в жизни?

Может быть, в светлых воспоминаниях детства «хранятся… запасы… доброты, радости, веры в будущее?» Задумавшись над этим вопросом, предлагает и нам поразмышлять над проблемой роли воспоминаний детства в жизни человека.

Автор пишет, что к серьезным раздумьям его «подтолкнули» слова одного из главных героев романа «Братья Карамазовы», выражающие взгляд на данную проблему. По мнению Алеши Карамазова, как бы ни сложилась жизнь, человек не станет злым и жестоким, если в его памяти навсегда остались моменты детства, когда он «чувствовал себя хорошим». Воспоминание о том, «каким ты был прекрасным», способно защитить от совершения дурного поступка.

Алеша считает, что «святое воспоминание», возможно, лучше любого воспитания. Отмечая, что «некоторые умы» могут «высмеивать … уверенность» героя романа, сам автор текста называет его наставления делом «великим с точки зрения педагогики». Д.Гранин, «проверив» это «открытие» на себе и жизни других людей, стал думать, что, в нем, по всей вероятности, таится правда, подтвержденная жизнью многих достойных уважения людей.

Прочитав автобиографическую повесть «Детство», мы узнали, каким нелегким было детство М.Горького. Жизнь в доме, где царили вражда, жестокость, зависть. Нищенское существование после разорения деда, которое с ранних лет заставило Алешу Пешкова идти «в люди», зарабатывать кусок хлеба. Но никакие «мерзости жизни» не смогли вытеснить из памяти писателя тех людей, кто украсил его детские годы, научил быть добрым и терпеливым, чувствовать и понимать прекрасное.

С сердечной теплотой вспоминал Горький добрую бабушку Акулину Ивановну, которая любила людей, жалела убогих и нищих. Хранил чувство благодарности к казавшемуся когда-то злым деду, потому что он научил внука стойко преодолевать трудности.

Думаю, что на размышления писателя Д.Гранина стоит обратить внимание многим современным подросткам. Ведь не секрет, что среди них немало таких, кто недобросовестно относится к учебе, не прислушивается к добрым советам взрослых. Может быть, кому-то из таких ребят поможет измениться в лучшую сторону воспоминание о том, каким старательным и заинтересованным учеником был он в младших классах школы, дорожил мнением родителей, желающих своему ребенку только хорошего?

Д. Гранин считает, что не стоит «перебирать в прошлом… запреты, стыд, раскаянье». А добрые и позитивные воспоминания детства никогда и никому «не пойдут во вред» — и с этой позицией автора текста нельзя не согласиться.

Есть хорошие слова, что все мы родом из детства. И это действительно так, потому что с годами наше прошлое нас не отпускает, наполняя сердце теплыми воспоминаниями. Хотя жизнь показывает, что детство не у всех было радужным, более того, многие, повзрослев, хотят о нем забыть. Вполне естественно, что из этих противоречий возникла в пользу их влияния на человека в различные периоды его жизни есть в трудах писателей, педагогов, психологов.

Значимость детских воспоминаний

Сейчас мы все больше сталкиваемся с тем, что темой школьных сочинений, обсуждений на лекциях по психологии и педагогике, предметом научных диссертаций становится проблема детских воспоминаний. Аргументы в пользу их ценности приводят в своих сочинениях ученики старших классов, анализируя те положительные эмоции, которые такие воспоминания вызывают в душе каждого человека. Педагоги проводят на эту тему с учащимися интересные дискуссии. Психологи считают, что все события, произошедшие в детстве, каждый человек хранит на полочках своей памяти, и в любой момент они могут коренным образом изменить его жизнь.

Проблема памяти

Память ценна тем, что она в любое время может вернуть нас в детство, такое далекое и такое родное.

  • Мы помним, какие молодые и красивые тогда были наши родители.
  • Конечно же, мы помним наших друзей по дворовым играм.
  • Вспоминаем наши первые утренники в детском саду.
  • Отдельное место в уголке нашей памяти отводится нашим одноклассникам и учителям. Даже если нас ругали за плохо выученный урок или делали замечание, с годами все это вызывает только теплую ностальгическую улыбку.

Однако проблема памяти заключается в том, что из нее невозможно стереть . А ведь у многих оно, к сожалению, оставило в сердце не самый яркий след:

  • кого-то дразнили в школе;
  • кто-то был обделен вниманием родителей;
  • кто-то остался сиротой и жил в детском доме.

Такие моменты, конечно, не должны омрачать детство, но раз уж так сложилось, у каждого человека все равно в его прошлом должно быть яркое пятнышко, воспоминания о котором придадут ему сил в его взрослой жизни.

Проблема восприятия детства

Большинство считают детство самой прекрасной порой в своей жизни. Вспоминая далекие счастливые времена, они мысленно представляют себя маленькими и беззаботными. Добавить яркости восприятия помогают старые фотографии. Детство у таких людей отождествляется со сказками, детскими книжками, новогодними подарками. Однако, как говорилось выше, не у всех детство воспринималось как праздник. Здесь возникает проблема детских воспоминаний. Аргументы могут быть как за, так и против. Что же делать?

  • С одной стороны, если человек воспринимает воспоминания о детстве в негативном ключе, возможно, не стоит ему лишний раз о нем напоминать и травмировать его психику.
  • С другой стороны, такому человеку нужны для того, чтобы он мог дать своим детям то, что сам недополучил в свое время.

Значение воспоминаний о детстве в творчестве разных писателей

Ряд писателей в разное время создали незабываемые произведения, в которых описана жизнь героев, начиная с их детства и до того времени, когда они стали взрослыми и твердо стояли на ногах. И через всю канву сюжета рефреном проходит тема детских воспоминаний.

  • Одним их ярчайших литературных примеров можно назвать книгу Вениамина Каверина «Два капитана». Ее герои были по-своему счастливы в своем, пожалуй, нелегком детстве. Но оно им подарило крепкую дружбу на всю жизнь. И какие бы испытания им не преподносила судьба, помогали им становиться сильнее и увереннее идти к новым победам.
  • Герой повести Максима Горького «Детство», будучи ребенком, многому научился у своей бабушки. И уже в своей взрослой жизни, вспоминая детство, он понимает, что только благодаря ей он стал добрым и отзывчивым человеком, способным сопереживать и помогать людям, дарить им свою любовь и ласку.

Влияние детских воспоминаний на жизнь человека

Психологи утверждают, что события, происходящие в детстве, могут серьезно повлиять на дальнейшую судьбу ребенка, с малых лет формируя его характер. В поступках уже взрослого человека зачастую могут отражаться его детские воспоминания.

  • Если родители подавляли любые признаки самостоятельности ребенка, это в нем развивало такую черту, как упрямство. Причем с годами это качество сохраняется.
  • Если родители с детства учат ребенка быть открытым и общительным, такие дети вырастают коммуникабельными и легко находят общий язык с окружающими.
  • Если родители считали нормой наказание своего чада за любую, даже мелкую провинность, такой ребенок вырастет скрытным и мстительным.
  • Если же родители чрезмерно опекали ребенка и все делали за него сами, он вырастает безвольным человеком, который постоянно нуждается в чьих-то советах.

Родители должны доверять своим детям, видеть в них будущих взрослых, и тогда реже будет возникать проблема детских воспоминаний. Аргументы психологов в их исследованиях являются ярким тому доказательством.

1.В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» мы наблюдаем конфликт старого и молодого поколений: Н.П.Кирсанов не может понять взгляды своего сына Аркадия, он пытается общаться с его приятелями, проникнуться их идеями, но эта его попытка обречена на неудачу. Друг Аркадия, Базаров, скептически относится к обоим братьям Кирсановым, дело даже доходит до ожесточенных споров по многим вопросам. Такое же полное отсутствие взаимопонимания мы наблюдаем в начале романа между Евгением Базаровым и его родителями.

2. В рассказе К. Паустовского «Телеграмма» главная героиня Катерина Ивановна совсем одна. Её дочь живет в Ленинграде, занимается организацией выставок молодых художников, постоянно что-то выбивает для них, а о матери не вспоминает совсем или очень редко. Даже материнское письмо ей читать недосуг. Даже известие о болезни самого родного человека её не очень-то трогает. А мать ждёт родную дочь, прощает ей эту чёрствость по отношению к себе, объясняет её равнодушие занятостью работой.
3.Хорошие взаимоотношения в семье очень важны как для детей , так и для самих родителей. А взаимоотношения эти бывают далеко не идеальными. Можно вспомнить пример из нашей истории. Император Павел I испытывал ненависть к своей матери Екатерине II. После её смерти он изменил большинство законов, которые она утвердила. Всё это он делал для того, чтобы ему ничего не напоминало о матери.


  1. Проблема деградации человеческой личности.

1.В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» мы видим это на примере помещика Плюшкина. Писатель так ярко рассказал о том, как этот когда-то умный, деятельный, гостеприимный человек постепенно превратился не то в «мужика», не то в «бабу», в «прореху на теле человечества». Человек не должен так деградировать, не должен так опускаться, потому что люди – существа мыслящие, а не животные. Эта мысль приходит в голову сразу же после прочтения главы о Плюшкине.
2.Эта проблема в центре рассказа А.П.Чехова «Ионыч». В нём дана история о том, как милый, обаятельный, умный, добрый, трудолюбивый человек, который стремится стать хорошим земским врачом, постепенно превращается в «языческого божка», для которого теперь главными в жизни стали деньги. А ведь он испытывал когда-то искреннее чувство любви к Котику, умел тонко чувствовать красоту природы. Но среда, в которую он попадает, вынуждает его жить по её законам, а сам Старцев не способен сопротивляться . Вместе с характером у Дмитрия Старцева изменились и внешность, и поведение. Больные его интересуют лишь потому, что с них можно взять деньги. Как личность, он деградировал.


  1. Проблема добра, милосердия, благотворительности, сострадания, гуманного отношения к человеку, бескорыстия (и наоборот, отсутствие этого)

1.Эта проблема есть в рассказе А.Платонова «Юшка». Старый Юшка никому не нужен, он беззащитный, незлобливый, добрый, но в городе к нему относились плохо очень многие: и взрослые, и дети. Они срывали на нём свою злость, обиды, неудачи, дети дразнили его, бросали в старика палками, камнями. А ведь он никому не сделал ничего плохого. В городе даже не знали, что Юшка так плохо одевается и питается потому, что экономил деньги для приёмной дочери, которая училась на врача. У этой девушки никого не было, она сирота, Юшка жалел её и относился к ней как к собственной дочери. Он-то проявил сострадание, милосердие к совершенно чужому человеку, а вот сам очень страдал от жестокости людей.

2.В русской литературе есть немало произведений, в которых авторы писали об этих проблемах. Вспомнить хотя бы рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Матрёна, старая русская крестьянка, всю свою жизнь делала людям добро, любила людей и жалела их, хотя сама от людей добра почти не видела. Она бескорыстно помогала всем соседкам, кто просил помочь с деревенской работой, помогла другой Матрёне с воспитанием Киры, пообещала отдать половину дома Кире и даже отдаёт, хотя и с болью в сердце. Она жалеет своего постояльца и старается угодить ему и накормить его получше. Никогда ни о ком не сказала Матрёна плохого слова, ни разу никого не осудила. Сам автор назвал свою героиню «праведницей», то есть живущей правильной жизнью.
3. Жизнь современного общества жестока, беспощадна, но это не значит, что в ней нет места милосердию, состраданию. Что мы знаем о популярных артистах ? Практически ничего, кроме того, что мелькает о них в прессе. Мы завидуем их популярности, успехам, достатку. И совсем не задумываемся о том, что эти люди проявляют такое количество милосердия, сострадания, что нам, как говорится, «и не снилось». Несколько лет назад у артистки Надежды Бабкиной внезапно умер единственный родной человек, еще не старый – брат, который ей очень много помогал в жизни. Эта смерть была для неё таким шоком, Она замкнулась в себе, очень сильно похудела, у неё почти вылезли волосы, так что роскошную косу пришлось отрезать. А самое главное то, что она почти перестала петь, её ансамбль был на грани распада. Так продолжалось около года, до тех пор, пока она не побывала в детдоме. Там она увидела, что есть люди, которым живётся намного хуже, чем ей, что горя у них гораздо больше, чем у неё. С тех пор артистка постоянно бывает в детских домах с концертами, очень много помогает материально, организует для них музыкальные и хоровые кружки, Дети, которые поют с её группой – это воспитанники детского дома.
4. Недавно умер от сердечного приступа очень известный хирург-трансплантолог С.Шумаков. Всю свою жизнь он спасал человеческие жизни от смерти. Стольким пациентам он подарил ещё 10, 15 лет жизни! И делал это не за большие деньги. После его смерти показали документальный фильм о нём, о его семье. Нет у него ни огромного особняка, ни роскошной квартиры, ни накоплений в банке, потому что основным делом жизни его было – это спасение человеческих жизней, не считаясь ни со временем, ни со своим здоровьем.
5.В газете «Аргументы и факты» была напечатана статья о бабушке Тоне из города Суздаля , которая для детского дома печёт пирожки, покупает конфеты, вяжет детям варежки. Она продает на базаре яблоки, огурцы, сувенирные игрушки, а на вырученные деньги покупает для детей из детского дома продукты. В своём дворе она устроила детский городок, в котором играет вся окрестная малышня. А ведь баба Тоня получает пенсию 4 тысячи рублей, но это не мешает ей делать добро. Бабу Тоню называют в Суздале «святой» и знают и взрослые, и дети.
6.Что мы знаем о Раисе Михайловне Горбачёвой ? Что она жена экс-президента СССР, что она очень изысканно одевалась, что она сопровождала его во всех заграничных поездках, часто мелькала на экране телевизора, что она умерла от неизлечимой болезни. И мало кто из нас знает, что ещё задолго до болезни Раиса Михайловна занималась проблемами детской гематологии и трансплантологии, а когда она умерла в 1999 году от лейкемии, в память о ней был построен Институт детской гематологии и трансплантологии. И во многом благодаря её усилиям, детская смертность от лейкоза в России снизилась с 90% до 30.
7.Известная актриса Чулпан Хаматова однажды попала в больницу, где лежали дети, больные лейкозом. После этого она поняла, что не может оставаться безучастной к их судьбе. Вместе с еще одной актрисой они учредили благотворительный фонд «Подари жизнь». Вместе с другими людьми она участвует и организует концерты и акции в пользу больных детей. На адрес фонда приходят письма и переводы с разными суммами: от 10 рублей до 10 тысяч евро. Все деньги идут на закупку оборудования и лекарств для больных детей.
8.Всей стране известно имя детского хирурга Леонида Рошаля . Это он помогал спасать людей из рук террористов в Беслане и на Дубровке. Он был там потому, что так требовали террористы. Он мог отказаться, но не сделал этого, потому что знал, что от него зависят жизни детей и взрослых, хотя собственная была на волоске от смерти.
9.Газетой «Аргументы и факты» создан благотворительный фонд, который называется «АиФ. Доброе сердце». Такое же название одной газетной странички в этом издании. Фонд организует сбор средств для тех, кто очень сильно болен и требуется много денег для лечения. Нельзя без слёз читать эти статьи, особенно о детях. Фонд помог и помогает очень многим – об этом рассказывают статьи журналистов. Деньги сюда присылают в основном обычные люди, у которых маленькие пенсии и зарплаты. Это говорит о том , что в наше прагматичное время люди не забыли ни о милосердии, ни о сострадании, ни о доброте.


  1. Проблема поиска смысла жизни , своего места в жизни

1.В романе Толстого «Война и мир» два главных героя (А.Болконский и П.Безухов) постоянно в поиске ответа на вопрос: в чём смысл жизни человека, для чего нужно жить? Болконский пытается найти себя в воинской службе, на гражданском поприще. А в 1812 году он понял, что главное – быть в единстве с народом, поэтому он идёт воевать с французами.

Пьер Безухов также постоянно в поисках смысла жизни . Сначала он тратит свою жизнь на пустяки, кутя с Анатолем Курагиным, затем увлекается идеями масонов о братстве, равенстве, сам становится во главе масонов в России. Но когда понял, что для многих членов масонской организации это братство является только средством карьерного роста, то Пьер разорвал отношения с ними. Светская жизнь его не привлекает. В войну 1812 года он, абсолютно штатский человек, побывал на Бородинском поле во время битвы, перенёс тяготы плена, очень много общался с простым народом, с тем самым народом, который одержал победу над Наполеоном, но оставался в своей стране в рабстве. И Пьер приходит к мысли, что это несправедливо, что за освобождение народа нужно бороться. В эпилоге романа Пьер становится членом тайного общества, которое в будущем должно было , по замыслу писателя, организовать восстание в Петербурге на Сенатской площади 14 декабря 1925 года. Таким образом, Пьер нашёл для себя ответ на вопрос: а для чего стоит жить?


2. На одной из пресс-конференций журналисты спросили у В.В. Путина , чему он посвятит свою дальнейшую жизнь. Президент ответил, что всю свою жизнь он посвятил одному – служению Отечеству и своему народу, что в этом он видит смысл своей жизни сейчас и в дальнейшем. И это не высокие слова. Это гражданская позиция Человека с большой буквы, патриота, гражданина страны. Его служба на посту Президента страны, его дела, его замыслы на будущее говорят о том, что выбор его глубоко осознанный, что его слова не пустой звук. Именно он вытащил страну из страшного хаоса конца 90-х годов, не дал окончательно растащить её на куски, не позволил США и Западной Европе поставить страну на колени, заставил мир снова с уважением относиться к России.

1.Проблема алкоголизма всегда была в нашей стране очень острой. Об этом ещё писал Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» , в котором один из героев, чиновник Мармеладов, спивается от безработицы, от страшной нищеты, от бед в его семье, от безысходности. Страдают все: и старшая дочь Соня, и жена Катерина Ивановна, и её маленькие дети, и он сам. Никто не может и не хочет ему помочь, все только смеются или издеваются. Да и как можно было помочь, если в Санкт-Петербурге того времени, как писал Достоевский, на улице из 17 домов имелось 21 питейное заведение. Так что проблема эта была государственного масштаба ещё во времена Достоевского.


2. В пьесе М.Горького «На дне» мы видим босяков, которые пьют почти все: Сатин, Бубнов, Актёр, Барон, Настя. Этот список можно продолжить. Пьют от безысходности, от безработицы.

  1. Проблема чести, достоинства

1.В XVIII-XIX веках честь и достоинство мужчины отстаивали на дуэли. Дуэли есть и в романе Пушкина «Евгений Онегин», и в романе Лермонтова «Герой нашего времени», и в романе Тургенева «Отцы и дети». Офицерская честь, дворянская честь – это были не пустые слова не только в романах того далёкого века, но и в жизни тоже. Пушкин стрелялся с Дантесом, защищая честь и достоинство своей жены, своей семьи. Для него эти слова много значили, поэтому он сам бросил вызов Дантесу, зная, что тот хорошо стреляет, так как был офицером и считался завзятым дуэлянтом.


  1. Проблема бережного отношения человека к природе (или наоборот)
1.Несколько лет назад за нашим селом по берегом Пьяны были чудесные луга, где трава достигала человеческого роста. Здесь пасли стада, заготавливали на всю зиму сено, сюда ходили всем селом за ягодами, за цветами, это было любимое место отдыха жителей села. А что же мы видим сейчас? Местами всё заросло бурьяном, а местами не растёт вообще ничего. Причина одна: кто-то из местного начальства решил, что не хватает пахотных земель, что луга надо распахать, чтобы посеять здесь пшеницу, рожь, ячмень. Приказ начальства выполнили, но ничего, кроме вреда, из этого не получилось. Оказалось, что луговая почва непригодна для выращивания злаковых культур. Теперь в этих местах полынь, осот и прочие сорняки. Луга пытались восстановить, но оказалось, что на это нужно годы . В местной газете была опубликована статья учёного о том, что после такого варварского отношения почве нужно восстанавливаться примерно сорок лет, да и то при условии, что сюда не ступит нога человека, не будут пасти скот, не будут ездить тракторы и машины, что, конечно же, нереально. Вот так бездумное решение одного человека нанесло природе нашего края непоправимый ущерб.

  1. Проблема совести
1.Проблема совести – нравственная проблема. Булгаков считал, что совесть просыпается даже у самых жестоких и равнодушных людей. Понтий Пилат в романе «Мастер и Маргарита» в силу своего положения (он был прокуратором Ершалаима) часто идёт против своей совести и приговаривает безвинных людей к смерти. Но совесть его мучает, поэтому у него постоянно болит голова. Приговаривая Иешуя к смерти, Понтий Пилат надеялся на то, что в честь праздника Пасхи приговорённого отпустят, но этого не произошло. Именно совесть заставляет страдать этого героя. М.Булгаков делает вывод, что никто не сможет разбудить в человеке это чувство, если он сам не осознает свои поступки и не сделает правильные выводы.
2.Эта проблема встречается во многих произведениях русской литературы. Примером является роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором главного героя после убийства старухи и её сестры «загрызла» совесть. Он сходит с ума, бредит, у него галлюцинации. Раскольников пытается рассказать об убийстве знакомым, близким, родным. Совесть не даёт ему покоя, заставляет его идти в полицию с повинной.

  1. Проблема семейных отношений.

1.В пьесе М.Горького «На дне» много проблем, одна из них – проблема семейных отношений. В таких условиях, в которых живут ночлежники, семейная жизнь невозможна. Это мы видим на примере отношений Клеща и Анны. Клещ зол на свою жену, она ему мешает, он считает её обузой и ждёт, когда же, наконец, она умрёт. Никакой помощи, никакого сочувствия от него Анна не видит. Отношения между ними хуже, чем между врагами.


  1. .

1.Проблема гуманного отношения к человеку раскрыта М.Горьким в пьесе «На дне». Обитатели ночлежки не живут, а существуют. Вокруг них царит жестокость, зло, хамство, грубость. Они постоянно скандалят друг с другом, обманывают, воруют, никого не жалеют и не любят. С появлением Луки атмосфера в ночлежки меняется. Он обращается к босякам с ласковыми словами, старается их утешить, жалеет многих из них, например Анну. Он внушает ночлежникам надежду на лучшее. Именно поэтому актёр, например, бросил пить и стал копить деньги на лечебницу, а Сатин начал произносить возвышенные речи, которые до появления Луки ни разу не произносил. То есть Лука во многих ночлежниках разбудил что-то хорошее. Это и есть гуманное отношение к человеку.


  1. Проблема свободы творчества.

1.В начале XX в. свобода творчества в нашей стране была невозможна. Всё находилось под жестоким контролем властей. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» написал, что за своё произведение мастер оказался в психиатрической больнице. Ведь образом Понтия Пилата он намекнул на современную ему власть и за это был наказан .


2.Многие произведения А.Ахматовой были запрещены при её жизни, их не печатали. А.И.Солженицын долгие годы прожил за границей, и его произведения, в частности «Архипелаг ГУЛАГ» в то время в СССР было запрещено печатать. Роман «Молодая гвардия» А.Фадееву пришлось переделывать, так как, по мнению партийных чиновников, он слабо показал в своём произведении роль компартии в годы войны. Таким образом, проблема свободы творчества была актуальной в Советском Союзе.

  1. Проблема сохранения культурного наследия страны .

1.Культурное наследие играет для страны важнейшую роль. Эта проблема была особенно актуальна в годы войны. Во время военных действий немцы захватили Ясную Поляну и хотели уничтожить дом-музей Л.Н.Толстого. Ещё до прихода фашистов местные жители успели вынести и спрятать всё самое ценное. Немцы, увидев, что музей почти пуст, устроили в нём госпиталь для своих солдат, а часть отдали под конюшни. При отступлении они подожгли дом-музей. Жители окрестных деревень, увидев дым, бросились тушить пожар. Им удалось отстоять дом. Они понимали, что значил этот музей для нашей культуры.


2.В1941 году, захватив Великий Новгород, фашистские войска разрушали лучшие творения нашего народа. В церквах они устраивали пулемётные дзоты, памятники разрушали и вывозили в Германию. Коснулось это и знаменитого памятника «Тысячелетие России». Немцы разобрали его, погрузили в вагоны и собирались уже отправить их из России. Лишь наступление Советской армии смогло остановить фашистов.

  1. Проблема сохранения памяти о войне 1941 – 1945 гг .
1.Во всех уголках нашей страны сооружены обелиски в память о погибших воинах. Каждый год 9 мая проводятся митинги, посвящённые Дню Победы. Мы помним погибших, чтим их, уважаем память о них.
2.Многие писатели и поэты сами были участниками войны. Они отразили в своих произведениях реальные события. Например, у А.Твардовского есть стихотворении е «Я убит подо Ржевом», которое поэт посвятил всем павшим воинам. Стихотворение написано от лица воина, погибшего в танковой мясорубке в 1941 году. От него ничего не осталось после прямого попадания снаряда, но солдата интересует не память о себе, а ответ на вопрос – сдали город или нет? Твардовский чувствует свою вину перед всеми погибшими, он хочет, чтобы память о них была жива.
3.Книга А.Твардовского «Василий Тёркин» - это память о войне и о тех, кто победил в этой страшной войне. Василий Тёркин – это собирательный образ русского солдата-победителя, патриота, гражданина, защитника, героя. Это книга обо всех фронтовиках.

  1. Проблема предательства.

1.Предательство – самый низкий поступок.. Во время Великой Отечественной войны генерал Власов сдал в плен целую армию. Слово «власовец» звучало как клеймо.


2.Пример предательства и негативного отношения к предателям мы можем увидеть в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Андрий ради любимой девушки забывает о родине, о товарищах, об отце, о матери. Он становится предателем, переходит на сторону поляков. Отец лично покарал своего сына, потому что предательства никто никогда и никому не прощал.

Н.В. Гоголь - повесть «Тарас Бульба». В этой повести Н.В. Гоголь пишет о всепоглощающей власти чувств над че­ловеком. Его герой Андрий предает Родину, узы товарище­ства, своего отца, свой народ, полюбив красавицу-полячку. Тем самым, по мысли писателя, герой погубил себя. В финале его убивает собственный отец, не простивший ему предатель­ства.

Н.С. Лесков - повесть «Леди Макбет Мценского уезда».

Писатель исследует природу любви-страсти, начисто завла­девшей душой человека. Носителем этой страсти становится у Н. Лескова женщина, купеческая жена Катерина Измайло­ва. И эта страсть приводит ее к преступлениям, гибели. Ради своего любовника она тайно губит своего мужа, ребенка. В финале она попадает на каторгу, где любовник предает ее. Любовь-страсть - это, по мысли писателя, разрушительная стихия, не управляемая разумом.

Какова роль детства в жизни человека? Что заклю­чает в себе образ родного дома в нашей душе?

Л.Н. Толстой - повесть «Детство». В этом произведе­нии писатель исследует процесс становления характера. В со­знании героя Николеньки Иртеньева отразился весь богатей­ший спектр жизненных впечатлений: детских, семейных, со­словных. Постепенно герой начинает открывать для себя ок­ружающий мир, людей и исследовать собственную душу. Так, Николенька чувствует свой нравственный отрыв от друзей и знакомых. Рушится авторитет отца: герой начинает понимать, что маменька обделена его вниманием. «Открывается траге­дия загубленной жизни верной господской рабы Натальи Савишны. Происходит первое соревнование умов и характеров: Николеньки и старшего брата Володи, Николеньки и Сережи Ивнина. Проявляется бессознательная жестокость... - помыкание Иленькой Трапом. Главный итог детства - все вещи и отношения находятся в движении, ты не один в мире»

И.А. Гончаров - роман «Обломов». В этом романе автор глубоко.исследует натуру своего героя, истоки его характера, в картинах детства Обломова. Эти картины автор дает нам в «Сне Обломова». Мы видим здесь описание природы. Ее без­мятежность, спокойствие сродни волшебной сказке. В этом месте нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей. Зато небо там «как родительская надежная кров­ля», солнце «ярко и жарко светит около полудня и потом уда­ляется... точно нехотя...». И вся природа там представляет «ряд... веселых, улыбающихся пейзажей...». Эта среднерус­ская природа с неторопливым течением рек, безмятежным ду­хом полей оказала влияние на мягкий характер Ильи. Далее мы встречаем описание помещичьего и крестьянского быта. И опять здесь своеобразная идиллия: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех...». Обломовцы трудолюбивы, религиозны, суеверны, они любят слушать сказки, разгадывать сны. Навсегда останутся в па­мяти героя бесконечные зимние вечера, сказки няни о чудес­ной стране, где текут реки меду и молока, где гуляют красави­цы и добрые молодцы. Именно здесь, в Обломовке, в далекие детские годы сформировалась важная черта его характера - поэтическая мечтательность. Легенды и сказки, былины и притчи определили его сознание и отношение к жизни.

Другая определяющая черта характера Обломова - неза­висимость от мира внешней жизни, чувство внутренней сво­боды. Именно поэтому служба лишь в качестве карьеры, свет­ские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми герою. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» - заявляет Обломов. Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич благороден, душа его «чи­ста и ясна как стекло».

Однако жизнь в родовом поместье сформировала и отри­цательные стороны характера Обломова. Так, маленький Илюша рос активным и любознательным, однако лучшие порывы его пресекались. Постоянная опека родителей и ня­нек не давала возможности ребенку полноценно развиваться. Все его попытки сделать что-либо самостоятельно опроверга­лись доводами: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?». Учеба его в пансионе Штольца шла с перерывами, он стал равнодушен к наукам. Постепенно в ребенке развива­лась лень, инертность, апатия, равнодушие к жизни.

Илья Ильич мечтает о любви и семье, но ему не дано испы­тать идеальное чувство. С Ольгой Ильинской он расстается, так как она не может дать ему настоящего счастья. Агафья Пшеницына же своим характером, жизненным укладом не­сколько приближается к тому женскому типу, который суще­ствовал в его детстве. И именно поэтому он остается на Вы­боргской стороне, в доме Агафьи Матвеевны, она становится той самой Милитрисой Кирбитьевной, о которой читала ему няня. Так сказка воплощается в жизни Обломова. Таким об­разом, детские годы, по мысли писателя, полностью опреде­ляют наш характер и жизненный сценарий.

Ф. Искандер - книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). Автор выделяет два типа творчества в русской литературе - «дом» и «бездомье». Поэты, защитники и устроители «дома» - Пушкин, Толстой, Ахматова. Авторы «бездомья» - Лермонтов, Достоевский, Цветаева. Так, лер­монтовский Печорин разрушает дом Бэлы, дом Грушницко­го, будучи бездомным, сам погибает в Персии. Пушкинский Евгений в поэме «Медный всадник», напротив, защищает свое право на дом, восставая против Петра. Поэзию дома мы находим в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке».

Сочинение ЕГЭ:

Анализируя данный вопрос, писатель рассуждает о том, насколько отличаются мировосприятие взрослого и ребёнка, и показывает, как с возрастом холодно и пусто становится на душе человека, как бледнеют краски мира, тускнеют глаза. Метафорическое сравнение человека с кораблём, который отплывает всё дальше и дальше от берега своего единственного детства, позволяет увидеть чувства героя-рассказчика: он сожалеет о невозвратности ярких красок, звуков, ощущений. Центральное место в рассуждении занимают радостные воспоминания героя о детстве: о стрижах, чей полет был похож на след молнии, об одуванчиках, которые взлетают у небу миллиардами парашютиков, о здоровущих окунях, которые клевали на удочку. Автору важно показать, каким волшебным мог бы быть мир, если смотреть на него глазами ребенка.

Точка зрения А.Лиханова не вызывает сомнений: он убежден в том, что всем нам было бы гораздо проще жить, если бы удалось сохранить детское восприятие мира. Анафора в финальной части текста «но как бы сделать…» не скрывает сожаления писателя: мир не может остаться по-детски ненаглядным.

Я, безусловно, согласен с точкой зрения автора и не сомневаюсь в том, что если человеку удастся сохранить по-детски открытый, пытливый взгляд на мир, то, говоря словами А. Лиханова, «не возникнет в сердце пустоты и не пропадет желание любить людей, помогать им».

Свою точку зрения мне хотелось бы обосновать, обратившись к произведению Ф.Достоевского «Преступление и наказание». Особое место в романе занимает образ Сони Мармеладовой. Мы видим, как невыносимо тяжело живёт героиня: вечно пьяненький безработный отец, полусумасшедшая, больная чахоткой мачеха, голодные маленькие дети-сироты, бесчестное и позорное положение в обществе - это далеко не весь перечень проблем, с которыми она ежедневно сталкивается. В чем черпает силу «великая грешница»? Думаю, в особом восприятии мира. Несмотря ни на что, она обращается к миру с надеждой, добротой, любовью. Читая произведение, понимаешь, что Сонечка искренне верит: даже самые опасные преступники могут раскаяться, измениться, возродиться нравственно. Наивная вера Сони так похожа на восприятие мира ребенком! Как бы парадоксально это ни звучало, мне кажется, что ей легче живется, чем Раскольникову, Свидригайлову, Мармеладову.

С героем, который, став взрослым, сохранил по-детски радостный взгляд на мир, можно познакомиться, прочитав рассказ Ф.А.Абрамова «Есть! Есть такое лекарство!» Старенькая, дряхленькая, маленькая баба Маня удивляет жителей деревни своим отношением к жизни. Мы видим, как она радуется теплому солнечному дню, первым песням скворцов, горластым воробьям-забиякам. Удивительно, но даже умереть героиня не смогла, не посмотрев на любимых птиц. Читая рассказ, убеждаешься в том, что именно способность радостно ощущать каждое мгновение делает жизнь яркой и счастливой.

На первый взгляд может показаться, что в реальной жизни трудно встретить людей, смотрящих на мир, подобно героиням Ф.Достоевского и Ф.А.Абрамова. Но стоит всмотреться в лица знакомых тебе людей, и понимаешь, что в каждом из нас (пусть иногда) живет ребенок, который радуется каждому дню.

Текст А. Лиханова

1)Человек радуется, когда он взрослеет. (2)Счастлив, что расстаётся с детством. (З)Как же! (4)Он самостоятельный, большой, мужественный! (5)И поначалу эта самостоятельность кажется очень серьёзной. (6)Но потом... (7)Потом становится грустно.

(8)И чем старше взрослый человек, тем грустнее ему: ведь он отплывает всё дальше и дальше от берега своего единственного детства.

(9)Вот снесли дом, в котором ты рос, и в сердце у тебя возникла пустота. (10)Вот закрыли детский садик, в который ты ходил, - там теперь какая-то контора. (11)А потом ты узнал: умерла Анна Николаевна, твоя первая учительница.

(12)В сердце всё больше пустот - как бы оно не стало совсем пустым, страшным, точно тот край света возле лестницы в тихую ночь: черно перед тобой, одни холодные звёзды!


(13)Когда человек взрослеет, у него тускнеют глаза. (14)Он видит не меньше, даже больше, чем в детстве, но краски бледнеют, и яркость не такая, как раньше.

(15)Без детства холодно на душе.

(16)Мне кажется, в моём детстве всё было лучше. (17)Носились над головой стрижи - стремительные птицы, чей полёт похож на след молнии, и по ним мы узнавали погоду. (18)Если летят понизу, прямо над твоею головой, с лёгким шелестом рассекая воздух, значит, к дождю, а если вьются в бездонной высоте мелкими точками, значит, к ясному дню, можно не опасаться - самая надёжная примета.

(19)Расцветало море одуванчиков. (20)Расстроился из-за чего-то, огорчился - выйди на улицу, когда одуванчики цветут, пройди два квартала солнечной дорожкой, и будешь ещё вспоминать, что это тебя так расстроило, какая неприятность: одуванчики ярким цветом своим волшебно сотрут всё в голове. (21)А когда они отцветут? (22)Когда дунет ветер посильней? (23)Праздник на душе, ей-богу! (24)Несутся по небу тучи, белые, летучие. (25)А от земли к тучам взлетают миллиарды парашютиков - настоящая метель. (26)В такой день ходишь ликующий, будто это ты сам летел над землёй и поглядел на неё сверху.

(27)В моём детстве в реке была рыба, клевали на удочку здоровущие окуни, не то что сейчас - всякая мелкота!

(28)Мне кажется, что всё было лучше, но я знаю, что заблуждаюсь. (29)Кому дано волшебное право сравнивать детства? (30)Какой счастливец смог дважды начать свою жизнь, чтобы сравнить два начала? (31)Нет таких. (32)Моё детство видится мне прекрасным, и такое право есть у каждого, в какое бы время он ни жил. (ЗЗ)Но жаль прогонять заблуждение. (34)Оно мне нравится и кажется важным.

(35)Я понимаю: в детстве есть похожесть, но нет повторимости. (36)У каждого детства свои глаза. (37)Но как бы сделать так, чтобы, несмотря ни на что, мир остался по-детски ненаглядным?

(38)Как бы сделать? (39)Неужели нет ответа?

(По А. Лиханову)