Проект «О чём может рассказать школьная библиотека» (или «Почему нам интересно ходить в библиотеку»). Проект для начальной школы " О чем может рассказать библиотека?"

Пересказ

Чтение по ролям

Выразительное чтение стихотворения

Чтение наизусть

Оценка "5" – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" – знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов,

самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" – читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Требования к выразительному чтению:

· Правильная постановка логического ударения

· Соблюдение пауз

· Правильный выбор темпа

· Соблюдение нужной интонации

· Безошибочное чтение

Оценка "5" – выполнены правильно всœе требования

Оценка "4" – не соблюдены 1–2 требования

Оценка "3"

Оценка "2" – допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Требования к чтению по ролям:

· Подбирать правильную интонацию

Оценка "5" – выполнены всœе требования

Оценка "4" – допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" – допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" – допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "5" – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не

упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на

вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" – допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3" – пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет

последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" – не может передать содержание прочитанного.

Распределœение часов по разделам

№ п/п Название раздела Количество часов
Введение
Самое великое чудо на свете
Устное народное творчество
Люблю природу русскую. Осень
Русские писатели
О братьях наших меньших
Из детских журналов
Люблю природу русскую. Зима
Писатели - детям
Я и мои друзья
Люблю природу русскую. Весна
И в шутку и всœерьёз
Литература зарубежных стран
Резервные часы
ИТОГО

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

Знакомство с учебником по литературному чте­нию. Система условных обозначений. Содержа­ние учебника. Словарь

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книᴦ. Творчество читателя, талант читателя

Старинные и современные книги. Сравнение книᴦ. Подготовка сообщения на темы «Старин­ные книги Древней Руси», «О чём может рас­сказать старинная книга».

Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горь­кого, Л. Толстого. Классификация высказыва­ний.

Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия. Пересказ содержания научно-познавательных текстов.

Устное народное творчество (15 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела.

Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Послови­цы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль - собиратель пословиц русского народа. Сочинœение но пословице.

Русские народные песни. Образ деревьев в рус­ских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.

Потешки и прибаутки - малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от по­тешки. Слово как средство создания образа.

Считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества. Ритм - основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Распределœение загадок по тематиче­ским группам.

Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди». Со­отнесение смысла пословицы со сказочным тек­стом. Герои сказок. Характеристика героев сказ­ки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказыва­ние сказки по плану. Творческий пересказ: рас­сказывание сказки от лица её героев.

Оценка достижений .

Люблю природу русскую. Осень (8ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Картины осœенней природы. Осенние загадки. Образ осœени в загадках. Соот­несение загадки и отгадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Баль­монта͵ А. Плещеева, А. Фета͵ А. Толстого, С. Есенина. Настроение. Интонация стихотво­рения. Осенние картины природы. Средства ху­дожественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популяр­ного текстов. Сравнение лирического поэтиче­ского и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений.

Оценка достижений

Русские писатели (14 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

А. С. Пушкин - великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Ска­зочные чудеса. Лирические стихотворения. Кар­тины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Ха­рактеристика героев произведения. И. А. Крылов. Басни. Нравственный смысл ба­сен И. А. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенно­го текста. Характеристика героев басни. Соот­несение смысла басни с пословицей. Л. Н. Толстой. Басни Л. Н.Толстого. Нравствен­ный смысл басен. Соотнесение пословицы со смыслом басни. Рассказы Л. Н. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произве­дений. Подробный пересказ.

Оценка достижений.

О братьях наших меньших (12 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. За- ходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Заголо­вок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Ге­рой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст Н. Слалкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чаруши­на, Б. Житкова, В. Бианки. Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристи­ка героев. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков.

Из детских журналов (9 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из дет­ских журналов.

Произведения из детских журналов. Игра в сти- I хи. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский.

Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с со­держанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.

Проект: «Мой любимый детский журнал».

Оценка своих достижений

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгад­кой.

Лирические стихотворения И. Бунина, К. Баль­монта͵ Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С. Дрожжина. Настроение стихотворения. Сло­ва, которые помогают представить зимние кар­тины. Авторское отношение к зиме. Русская народная сказка. Два Мороза. Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произ­ведения. Характеристика героев. Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям. Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева.

Оценка достижений

Писатели детям (17 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создании образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение но ролям.

С. Я. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла послови­цы с содержанием стихотворения. С. В. Михалков. «Мой секрет», «Сила воли». Эпическое стихотворение. "Заголовок. Содержа­ние произведения. Делœение текста на части. Ге­рой стихотворения. Характеристика героя про­изведения с опорой на его поступки. А. Л. Барто. Стихи. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как сред­ство создания образа. Выразительное чтение стихотворения.

Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для де­тей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. Подробный пересказ на основе картинного плана.

Оценка достижений

Я и мои друзья (10 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В.Лунина. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления.

Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осее­вой. Смысл названия рассказа. Соотнесение

названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, вза­имовыручке.

Оценка достижений

Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгад­кой. Сочинœение весенних загадок. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Пле­щеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской. Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство соз­дания весенней картины природы. Звукопись

И в шутку и всœерьёз (14 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Бе­рестова. И.Токмаковой. Анализ заголовка. За­головок - «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихот­ворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. Инсценирование стихотворения.

Весёлые рассказы для детей Э. Успенского. Г. Остера, В. Драгунского. Герои юмористиче­ских рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление после­довательности текста на основе вопросов. Со­ставление плана. Пересказ текста на основе во­просов.

Оценка планируемых достижений

Литература зарубежных стран (12 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставки книᴦ. Американские, английские, французские, не­мецкие народные песенки в переводе С. Марша­ка, В. Викторова. Л. Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок.

Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев за­рубежных и русских сказок. Творческий пере­сказ: дополнение содержания сказки. Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошинœе». Герои зарубежных сказок.

Эни Хогарт. «Мафии и паук». Герои сказок. Со­ставление плана сказки для подробного пере­сказа. Соотнесение смысла сказки с русской по­словицей.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБОУ «Шаталовская»СШ «О ЧЕМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Выполнили: учащиеся 2 А класса Руководитель: Кирпиченкова О.А.

Цель проекта: Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека»; Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках; Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке; Находить информацию о старинных книгах из учебника; Готовить выступление на заданную тему; Размышлять над прочитанным; Подготовить рекомендации младшим читателям.

Предмет исследования: О чём может рассказать школьная библиотека Объект исследования: Библиотека МБОУ «Шаталовская»СШ

План работы над проектом: Узнать что такое библиотека и какие были первые библиотеки. Узнать какие бывают библиотеки. Узнать какие библиотеки самые крупные. Что такое библиотечный каталог и как им пользоваться. Как выглядели книги в старину, и в чём заключается ценность книги и чтения. Стихи и пословицы о книге. Посещение школьной библиотеки. Определить, какие энциклопедии, справочники и периодические издания есть в библиотеке. Оформить и презентовать проект.

«Книга – это великое чудо из всех чудес, сотворённых человеком» А.М. Горький

Страничка новых знаний Слово «библиотека» греческого происхождения. «Библос» означает «книга», «теке» - «склад, хранилище».

Первая библиотека Возникла 8 000 (восемь тысяч) лет назад! Жители Древней Месопотамии писали на глиняных дощечках с помощью тонкой палочки, которая называлась «клин», а способ их письма назывался клинописью. Дощечки обжигали, а самые ценные помещали в специальные конверты из глины, чтобы не портились. Археологи нашли тысячи таких дощечек, которые хранились во дворцах и были рассортированы в зависимости от их тематики. Библиотеки Древнего Египта находились в храмах: их охраняли священники. Египтяне писали на папирусе, который затем сворачивали в рулон вокруг палки с наконечником и хранили в сундуках или на полках. Самой знаменитой была библиотека в Александрии. Там хранилось более 700 000 (семисот тысяч) свитков папирусов. Древние римляне первыми догадались строить публичные библиотеки. В начале нашей эры библиотеки стали неотъемлемой частью церквей и монастырей. Монахи читали и переписывали книги: многие библиотеки поддерживались благодаря их усилиям.

Когда были построены величественные соборы, люди стали строить маленькие библиотеки при соборах. Университеты также накапливали книги. Некоторые славились своими коллекциями «прикованных» книг. Почему «прикованных»? Книги было так трудно делать, что их приковывали к стенам большими цепями во избежание неприятностей. Публичные библиотеки, какими мы их знаем сегодня, существуют всего 100 лет. Всего на сегодня в библиотеках находится примерно 130 миллионов наименований книг

Библиотеки бывают: Публичные библиотеки обеспечивают читателей наиболее употребительными и популярными изданиями. Специальные библиотеки собирают издания определённого типа (нотные издания, книги для слепых, государственные стандарты, патенты и т. п.) или определённой тематики. Научные библиотеки - это библиотеки, обеспечивающие развитие науки; удовлетворяющие информационные потребности научных учреждений и отдельных лиц, связанные с исследовательской деятельностью на основе соответствующего фонда и информационно-поискового аппарата. Школьные библиотеки нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса.

Самые крупные библиотеки мира Государственная ордена Ленина библиотека СССР имени В.И. Ленина (ГБЛ), в Москве Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино, в Москве Библиотека Конгресс, в Вашингтоне (США) Библиотека парламента, в Оттаве (Канада)

Государственная ордена Ленина библиотека СССР имени В. И. Ленина (ГБЛ), в Москве, национальная библиотека, крупнейшая библиотека Европы и одна из величайших библиотек мира; научно-исследовательское учреждение в области библиотековедения, библиографии и истории книги.

Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино ВГБИЛ, «Иностранка» - московская библиотека, специализирующаяся на литературе на иностранных языках. Государственная библиотека иностранной литературы существует 1924 года. С 1975 года профиль библиотеки включает художественную литературу, иностранную литературу по гуманитарным наукам, искусству зарубежных стран и справочные издания. Основное здание библиотеки находится в Москве на берегу Яузы, напротив высотного дома на Котельнической набережной.

Библиотека Конгресс Расположена в Вашингтоне. Является научной библиотекой Конгресса США, обслуживает правительственные органы, исследовательские учреждения, научных работников, частные фирмы и промышленные компании, школы.

Библиотека парламента Оттава, Канада – является основным хранилищем информации Канады. Коллекция библиотеки включает в себя 600000 экземпляров, охватывающих сотни лет истории.

Алфавитный каталог В нём расставлены карточки по алфавиту. На каждой карточки стоят фамилия автора и его инициалы. А дальше написано название книги.

Старинные книги

Стихотворение «Как бы жили мы без книг» (С. Михалков) Мы дружны с печатным словом, Если б не было его, Ни о старом, ни о новом Мы не знали б ничего! Ты представь себе на миг, Как бы жили мы без книг? Что бы делал ученик, Если не было бы книг, Если б всё исчезло разом, Что писалось для детей: От волшебных добрых сказок До весёлых повестей?.. Ты хотел развеять скуку, На вопрос найти ответ. Протянул за книжкой руку, А её на полке нет! Нет твоей любимой книжки - «Чипполино», например, И сбежали, как мальчишки, Робинзон и Гулливер. Нет, нельзя себе представить, Чтоб такой момент возник

И тебя могли оставить Все герои детских книг. От бесстрашного Гавроша До Тимура и до Кроша - Сколько их, друзей ребят, Тех, что нам добра хотят! Книге смелой, книге честной, Пусть немного в ней страниц, В целом мире, как известно, Нет и не было границ. Ей открыты все дороги, И на всех материках Говорит она на многих Самых разных языках. И она в любые страны Через все века пройдёт, Как великие романы «Тихий Дон» и «Дон Кихот»! Слава нашей книге детской! Переплывшей все моря! И особенно российской - Начиная с Букваря!

Пословицы Выбирай книгу так, как выбираешь друга. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Книга для ума - что тёплый дождь для всходов. Книжные страницы похожи на ресницы - глаза открывают. Чтение - лучшее учение. Не красна книга письмом, красна умом. Книга поможет в труде, выручит и в беде. Кто много читает, тот много и знает.


Внеклассное мероприятие
« О чём может рассказать школьная библиотека»

Цели. Пробудить читательский интерес, сформировать представление об истории образования библиотек и истории книгопечатания, познакомить с правилами пользования библиотекой.
Учитель: Сегодня ребята, нас ждет увлекательное и познавательное занятие.
А связано оно с нашими лучшими друзьями Кто же они? Отгадайте загадку.
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней- Станешь вчетверо умней.
(книга) Слайд
Народная мудрость гласит: «Кто много читает, тот много знает». И это действительно так.
Книг заветные страницы
Помогают людям жить.
И работать, и учиться,И Отчизной дорожить. (Слайд)
Книги помогают понять окружающий мир. Поэтому читать их нужно вдумчиво, внимательно, не спеша, не пропуская страниц.
1-й ученик:
Хорошая книга – мой спутник, мой друг,С тобой интересным бывает досуг,Мы время отлично проводим вдвоем И наш разговор потихоньку ведем.
2-й ученик:
Ты учишь правдивым и доблестным быть,Природу, людей понимать и любить. Тобой дорожу я, тебя берегу,Без книги хорошей я жить не могу.
3-й ученик:
Сколько звезд в небесах,Сколько цвету в лесах, Сколько книг на земле!Есть с ладошку одни,Есть большие тома,Проживают ониВместе с нами в домах

Всем полезно чтение
Про себя и вслух.
Книга – самый верный,
Самый лучший друг.
Из нее узнаешь ты
Обо всем на свете
На любой вопрос она
Без труда ответит.

В ней стихи и сказки,
Все к твоим услугам!
Береги же книгу!
стань и ты ей другом (Г.Ладонщиков)
Учитель: А они во всём готовы услужить. Эти умнейшие и мудрейшие и к тому же добрые друзья – книги. И живут они в специальном помещении, а как оно называется, вы должны отгадать.
Загадка про библиотеку.
Снаружи смотришь - дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные,
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины:
И Черномор, и князь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай?
- О чём идёт речь в загадке?.(библиотека)
Учитель: В каждой школе есть небольшая комната, где живут тысячи молчаливых мудрецов. Каждый ученик время от времени заходит туда, чтобы посоветоваться со своими мудрыми, учёными друзьями.

Слайд-шоу « Книжкин дом»
Учитель: Ребята,а знаете ли вы, что 24 октября этого года был праздник -Международный день школьных библиотек. В России Международный день школьных библиотек отмечается с 1999 года ежегодно в четвёртый понедельник октября по решению Международной ассоциации школьных библиотек (IASL).Слайд
Четвёртый понедельник октября

Международный день школьных библиотек отмечается с 1999 года ежегодно в четвёртый понедельник октября по решению Международной ассоциации школьных библиотек (IASL).
-Что означает слово «библиотека»?
-Где можно узнать о значении этого слова?
Библиотека – учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного использования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова)
Как вы думаете, когда появились библиотеки?
Для чего они были созданы?
Презентация «Первые библиотеки на Руси» с устным рассказом учителя.http://prezentacii.com/istorii/15920-pervye-biblioteki-na-rusi.html
-А как называют работника библиотеки? (библиотекарь) А что вы знаете об этой профессии?
Школьный библиотекарь
Библиотекарь – это не призвание,
А состояние особое души.
Библиотекарь школьный в утро раннее,
Как и ребята, на урок всегда спешит.
Конечно, он не маг и не волшебник,
Но иногда способен удивлять,
Достав из ниоткуда вдруг учебник,
Который просто негде было взять!
Он проведёт, как надо, все уроки.
И выручит, лишь кто-то заболел,
Он не забудет встречи, даты, сроки,
Перелопатит за день массу дел!
Его присутствие обычно незаметно,
Его отсутствие заметно сразу всем,
В духовном смысле – человек совсем не
бедный,
Но это не решает всех проблем...
Он, как учитель, делает немало,
Его работу многим не понять,
Он очень скромный, совсем не строгий,
Не ждёт особых почестей, похвал,
Идёт своей стезёй, своей дорогой,
Чтоб этот мир чуть-чуть добрее стал.
Слайд Есть такая профессия - БИБЛИОТЕКАРЬ
Выбирать книги для своего и чужого чтения
не только наука, но и искусство
Д. Прянишников
С возникновением первых книгохранилищ появилась и новая профессия - библиотекарь. На эту должность приглашали выдающихся учёных, писателей, поэтов. В прошлом веке стать почётным библиотекарем - существовало такое звание - было даже труднее, чем академиком.
Знаменитые библиотекари
Кирилл, один из создателей славянской азбуки,
был библиотекарем патриаршей библиотеки в Константинополе.
Известный русский баснописец Иван Андреевич Крылов
работал в Императорской Публичной библиотеке почти 30 лет. Он
составил каталог русских книг, за что получил орден Св. Владимира
4-й степени.
Немецкий сказочник (филолог) Якоб Гримм
в 1808 г. получил работу библиотекаря в королевской библиотеке.
Автор знаменитого «Конька - горбунка»,
Пётр Павлович Ершов, работая преподавателем
в Тобольской гимназии, многое сделал для библиотеки:
он переписал каталог каллиграфическим почерком,
значительно увеличил книжный фонд.
Иван Никитин, русский поэт –
он открыл магазин с библиотекой-читальней.
Беднякам литературу выдавали бесплатно.
Русский писатель Михаил Пришвин работал
в течение нескольких сельским учителем и библиотекарем.
Детский поэт, переводчик, писатель Корней Чуковский
открыл на территории своей дачи в Переделкино детскую
библиотеку, построенную им на собственные сбережения.
Учитель: Ребята, сегодня на нашем занятии присутствует наш школьный библиотекарь –
Роза Алексеевна. Давайте попросим ее рассказать о своей профессии.

Выходит библиотекарь: Здравствуйте, ребята.
Встречаю всех читателей,
Знаток я разных новостей
И книжек замечательных.
Ко мне вы в гости все приходите,
И это так чудесно!
Ведь книжки добрые читать
Очень интересно
Я в нашей школе работаю уже немало лет
И рассказать готова вам, как быть,
Чтобы смогла библиотека
Свои богатства вам раскрыть.
(Библиотекарь рассказывает о своей профессии ВЫДАЕТ ГРАМОТЫ ЛУЧШЕМУ ЧИТАТЕЛЮ 2 а)
Оказывается, как много интересного можно узнать об этой профессии.
.
Библиотекарь: Кстати, ребята, Кто из вас знает сказку о школьной библиртеке?
Не знаете? Тогда послушайте.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были книги. Но не было у них дома. Представляете, как им жилось? Солнце обжигало их листы, дожди мочили их переплёты, ветер развевал страницы по всему свету. И вот однажды собрались все книги на центральной поляне знаний. И сказала тогда самая умная книга – энциклопедия: «Книжный народ! До каких пор нам еще странствовать? Мы теряем своих лучших товарищей! Давайте построим свой кирпичный дом, соберем в нем все книги. Назовем его – библиотека». Почему именно так? А вот почему. «Библио» - означает книга, «тека» - хранение.
Сказано – сделано. Словно из под земли выросла Библиотека. В её просторных залах стали жить книги. Здесь были взрослые: энциклопедии, романы, повести и веселые детские книжки: сказки, стихи, рассказы. Все было хорошо! Но не ходили туда дети: библиотека была для взрослых. И заскучали тогда детские книжки, погрустнели, заболели. Решили библиотекари переселить детские книжки в школьные библиотеки, где много хороших ребят, которые любят читать. С тех пор так и повелось!
Библиотекарь: Понравилась ли Вам Сказка?
-Ребята,а вы любите читать?
-Как называется человек, который занят чтением каких либо произведений? слайд
-Какие книжки вам больше нравятся читать?
- А как называют человека, который пишет художественно литературные произведения? (писатель) слайд
А что вы знаете о пользе чтения и о роли книги в нашей жизни?
Дети читают стихи о книгах
Книга - лучший друг ты мой,Мне так радостно с тобой!Я люблю тебя читать,Думать, мы слить и мечтать. (Настя Струкова журнал «Костер»)
Книге смелой, книге честной, Пусть немного в ней страниц, В целом мире, как известно, Нет и не было границ.Ей открыты все дороги, И на всех материках Говорит она на многих Самых разных языках.И она в любые страны Через все века пройдет, Как великие романы «Тихий Дон» и «Дон Кихот»!(С.Михалков)
Книга – учитель, книга - наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ(В.Боков «Книга»)
Как хорошо уметь читать!Взять книгу в руки и узнать,Что в мире было до меняИ для чего родился я.К каким галактикам слетать,Что посмотреть, кем быть, кем статьМне книга может рассказать,Ведь только ей дано все знать.(Коля Поляков журнал «Костер»)
Я с детства с книгами дружу,По строчкам пальчиком вожу,И целый мир за этоМне выдает секреты.(Коля Поляков журнал «Костер»)
Отраженье исчезнувших лет,Облегченье житейского ига,Вечных истин немеркнущий свет –Это – книга. Да здравствует книга. (Т.Л.Щепкина-Куперник)
Исполняется песня Новая книга
Вбегает Незнайка: Это библиотека?
Учитель: Нет, это класс, хотя у нас идет занятие связанное с библиотекой.
Незнайка: Да, это я удачно зашел. Ну, тогда давайте мне быстрее книжки, да побольше, побольше.
Учитель: Подожди, подожди. Какие книжки? Ведь это не библиотека и ещё к тому же ты не представился.
Незнайка: А-а-а это…. Я Незнайка. Разве вы меня не узнали?
Учитель: Ну, вообще-то мы сразу догадались, правда, ребята? Ведь ты зашёл сюда и не поздоровался. Наши ребята воспитанные и себе такого не позволяют.
Незнайка: Ой, и правда. Здравствуйте ребята!
Учитель: Здравствуй Незнайка! Вот теперь другое дело.
Незнайка: Да я просто забыл, что надо поздороваться. Я ведь так спешил. Мне моя подружка, сорока настрекотала, что к вам сегодня придет много гостей, много читадетей.
Учитель: Кто -кто придет?
Незнайка: Читадети. Ну, что тут непонятного. Ведь они же читают книжки, значит они читадети.
Учитель: Да, Незнайка, оригинально, вот только правильно их будет наверное назвать читателями. Кстати ты знаешь, что означает слово «Библиотека»?
Незнайка: Нет
Учитель: Давайте, ребята, мы ему расскажем. Так вот, слово «Библиотека» состоит из двух слов. Ребята помогите мне,из каких? «библио» - книга, «тека» - хранение.
Незнайка: (разочарованно) Так значит, в библиотеке книги только хранятся? А я хотел целую кучу книжек взять.
Библиотекарь: Что значит, кучу книжек взять? Как-то ты неуважительно о них говоришь.
Незнайка: Нет, что вы, я их очень люблю и уважаю. А вы боитесь, что я их не донесу, так вот у меня авоська есть. (Показывает сетку)
Учитель: Ну, кто же в таких авоськах книги носит? А вдруг дождь пойдет или снег, или машина грязью забрызгает? Книги любят бережное к себе отношение. А раз ты заговорил о том, что хотел бы взять книги домой почитать, оставайся с нами на празднике, узнаешь для себя много полезного.
Незнайка: Как интересно. А после праздника вы мне книги выдадите?
Учитель: Конечно, но только это сделает библиотекарь в библиотеке.
Незнайка: А у вас в библиотеке есть любые книжки, на любой вкус?
Учитель: Конечно.
Незнайка: Значит, у вас и циклопедии есть?
Учитель: Что, что?
Незнайка: Циклопедии. Ну, книги такие огромные
Учитель: Может быть, ты спрашиваешь об энциклопедиях?
Незнайка: А они большие?
Учитель: Есть и большие, и поменьше. Но самое главное они хранят в себе много полезной информации. Но эти книги, как и многие другие, наиболее востребованные, хранятся в библиотеке в читальном зале.
Учитель: Послушай, что об этом расскажут дети.
В читальном зале книги
Вам на дом не дадут.
Словари и справочники
Все читают тут.
Издания такие
Спросить может любой,
А значит, эти книги
Должны быть под рукой.
Учитель: Ребята, а как вы думаете.
Почему небо голубое?
Отчего бывают бури?
Кто говорит в часах «тик-так»?
На ответы эти и многие другие вопросы можно найти на страницах энциклопедий.
Одна из самых первых энциклопедий была «Почемучка». Конечно на сто тысяч
«почему» она ответить не сможет, но было выпущено много других изданий.
Незнайка: Это, наверное, «Кудакалки», Чтокалки» и «Ктокалки».
Учитель: Ну, ты, Незнайка и придумал. Таких энциклопедий не существует. Зато в нашей
библиотеки есть тома Большой Советской Энциклопедии, для среднего и старшего возраста. На страницах «Детской энциклопедии» мы можем найти интересные сведения о Вселенной, о планетах гигантах и метеоритах.
Незнайка: Но больше всего я все равно люблю сказки и их я уже столько перечитал.
Учитель: Ну, я это сейчас и проверю. А вы, ребята, любите сказки? Знаете их хорошо? Тогда вы сможете помочь Незнайке их отгадать.
Загадки по сказкам
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком
Очень просто и недлинно
Он зовётся…(Чиполлино)

Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой. (Мойдодыр)

В этом доме именины, много было там гостей,
И на этих именинах появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,
Но коварному злодею кто – то голову срубил (Муха – цокотуха. Комар)
Бабусю знает целый свет
Ей отроду лишь триста лет
Там, на невиданных дорожках,
Изба её на курьих ножках.
Кто это? (Баба – Яга)

У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы.
Высоко они летят, далеко они глядят.. Что это за сказка? (Гуси – лебеди).

Она на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла,
Когда же случилось попасть ей на бал, То голову принц от любви потерял.
Она башмачок потеряла тогда же,
Кто она такая, кто мне подскажет? (Золушка)

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,несёт её домой.(Маша и медведь)

Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка чуть больше ноготка (Дюймовочка)

В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня (Гуси-лебеди)

Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко (Петушок-золотой гребешок)

Вымолвил словечко-
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю (По щучьему велению)

Нет ни речки, ни пруда
где воды напиться
Очень вкусная вода
В ямке из копытца! (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).

Лечит маленьких детей.
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …(Айболит)
Появляется доктор Айболит.
Доктор Айболит: Ребята, это меня звали? Я, Доктор Айболит. Лечу не только ребят и зверят, но и книжки тоже. Да-да, не удивляйтесь, книжки тоже, увы, болеют. Правда, они не чихают, не кашляют. Эти терпеливые пациенты не плачут, не стонут, не жалуются, но они стареют: как-то незаметно начинают желтеть, сохнуть, рассыпаться на листочки. И вот тут на помощь прихожу я и мои помощники. Мы подклеиваем книжки, расправляем странички, делаем новый корешок.
А чтобы книжки не были на вас, читателей, в обиде нужно запомнить несколько правил.
Запомните их (Слайд)
-берите книгу только чистыми руками;
- не перегибайте книгу: от этого выпадают страницы;
- не кладите в книгу карандаши и другие предметы: от этого рвется переплет;
- не загибайте страницы - пользуйтесь закладкой;
- не читайте книгу во время еды.
Доктор Айболит: А вот я сейчас проверю, знают ли эти дети, что любят книжки? Проведу- ка я среди вас конкур «Топаем и хлопаем». Но для этого нужно встать
КОНКУРС «Топаем -Хлопаем»
Айболит предлагает участникам игры ответить на вопрос «Что любит книжка?»
Ребята, если согласны, должны «Хлопать». Если не согласны - «Топать»)Книжки любят
Обложку. - Хлопаем
Грязные руки. - Топаем
Закладку. - Хлопаем
Дождик и снег. - Топаем
Бережное отношение. - Хлопаем
Ласку. - Хлопаем
Яичницу. - Топаем
Чистые руки. - Хлопаем
Валяться на полу. - Топаем.
Драться. - Топаем
Жить на книжной полке. - Хлопаем.
Любознательных читателей. - Хлопаем
Доктор Айболит: Какие же вы молодцы. Вы мне так понравились, что я пожалуй еще задержусь у вас.Учитель: Конечно, оставайтесь.
Ребята, а давайте докажем Айболиту, что мы не только любим читать книги, но и знаем кто их нам написал и как надо правильно пользоваться книгой при чтении.
Назовите авторов книг.
(На выставке стоят книги, автор книги закрыт, дети по названию и иллюстрации обложки определяют автора)
(книги подобраны по прочитанным темам четверти)
А теперь игра, Соберите из рассыпанных букв фамилии детских писателей
У И Ш Н К П О В О С Н Р Н С Е А Д Е Н МРКАШ А
(Пушкин)
(Сказка о рыбаке и рыбке) (Носов) (Андерсен) (Маршак)
(Фантазеры)
Учитель: Молодцы. Если вы не дочитали книгу до конца, и вам нужно запомнить, то место, где вы закончили читать, что вы сделаете?
Незнайка: Можно загнуть страницу книги и все.
Учитель: Ну, что вы ребята на это скажите? (Ответы детей)
Незнайка: Ну, раз я совсем ничего не знаю, пусть ребята мне расскажут правила пользования книгой.
1 уч. У книг срок жизни может быть разным: совсем коротким и практически
бесконечным.
И эта книжкина жизнь зависит от нас, от нашего бережного отношения к ней.
От того, соблюдаете ли вы правила чтения, ваши любимые книги будут радовать вас
долго-долго.
2уч. Я - книга, я - товарищ твой! Будь, школьник, бережным со мной. Мой чистый вид всегда приятен, Оберегай меня от пятен!
Запомни: я твой лучший друг. Но только не для грязных рук (С.Михалков)
3уч. Как и люди, книги умирают,
Если мы друзей не бережём,
В реках тонут и в огне сгорают,
И хрустит бумага под ножом. (Лиля Наппельбаум)

4 уч. Помните! (Слайд)
Книга боится солнечных лучей: не читайте на солнце.
Книга боится пыли: очищайте книги пылесосом не реже одного раза в неделю.
Книга боится сырости: не читайте в ванной, на реке или на море, а также под
дождем.
Книга боится грязи и жировых пятен: не читайте во время еды, не берите книгу
грязными руками.
Книга боится насекомых: храните книги в застекленном шкафу.
Книга боится механических повреждений: не перегибайте книгу, не закладывайте в
нее толстые предметы; перелистывая, беритесь за обрез листа (верхний или нижний) и не слюните пальцы.
Учитель:
Чтобы мимо гибели, разлуки
Книги к людям шли от века в век,
Охраняйте их, людские руки
В бережной тиши библиотек. (Лиля Наппельбаум)
Учитель:
Сегодня к вам на занятие должны были прибыть гости из различных книг, но разные причины их задержали. Они прислали вам телеграммы, но забыли их подписать. Угадайте, кто прислал телеграммы?

1. Поздравительные телеграммы:
а) Уж вы извините, что я не приехал к вам на занятие. У меня было столько забот да хлопот, пока устраивал дело своего хозяина, при#шлось даже людоеда съесть. А ведь это, согласитесь, не так-то просто сделать. Но у меня все кончилось удачно. Желаю и вам успехов и удач.
(Кот в сапогах.)
б) . «Моя история началась с осколка стекла, которое наделало много зла людям. Немало времени я провела в странствиях, разыскивая своего названного брата. Мне удалось победить волшебницу – красивую, но злую и бессердечную». (Герда из сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная Королева».)
в) Прибыть на праздник не могу: от меня сбежали брюки.
(Герой стихотворения "Мойдодыр ".)
г) Я не могу приехать на ваше мероприятие, потому что улетаю с милой ласточкой за синее море, где всегда лето и цветут чудные цветы. Я уже привязала себя поясом к ее самому большому перышку. И мы летим... Шлю вам привет!
(Дюймовочка.)
д) Привет! Мне бы, конечно, ничего не стоило к вам прилететь, потому, что я, самый лучший в мире летун. Но я обещал побывать на дне рождения у одного знакомого мальчика. У него, конечно, будет самый лучший в мире именинный пирог. А я лучший в мире истребитель пирогов. Ну, а к вам я прилечу как-нибудь в другой раз. Запасайтесь конфетами и ждите.
(Карлсон.)
е) Прибыть на игру не могу, так как отправляюсь на гастроли с музыкальным шоу "Я от бабушки ушел".
(Колобок)
Учитель: Молодцы, вы здорово справились с заданием. Ребята, смотрите, а кто эта прекрасная гостья?
Королева Книга: Здравствуйте. Ну вот, наконец, мы встретились, мои маленькие, добрые друзья. Я- Королева книга. А мои владения- это наша школьная библиотека, с жителями которой вы уже знакомы и знаете, что жители моего царства, разговаривают молча, поэтому в библиотеке всегда стоит тишина.
В завершении праздника я хочу вам сказать. Ребята, я вас приглашаю стать активными читателями нашей библиотеки. Ведь если вы будете много читать, будете много знать, Хочу пожелать вам подружиться с жителями нашего книжного дома – с книгами.
Умеете Вы, и читать, и писать,
Желаю, чтоб Вы научились летать.
Желаю Вам всем прочитать горы книг.
И станет прилежным любой ученик.
Желаю, ребята, со сказкой дружить,
И в сказочном мире немного пожить.
Желаю Вам всем только Знайками быть,
А книги и знать, и, конечно, любить!
Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие. Любите книгу и цените библиотеку. Помните, что Библиотека - «аптека для души»,а школьная библиотека – хранитель «духовных лекарств» для детей.
Книгу не заменит ничто.(слайд)
Любите книгу и цените библиотеку!
Мыслители, писатели, педагоги о роли библиотеки и библиотекаря
* «Школьные библиотеки имеют громадное значение. Без привычки читать, без умения пользоваться книгой, находить нужную книжку нельзя вырастить настоящего культурного человека».
Н.К. Крупская

* «Если в стране хорошо развиты и ведут большую педагогическую работу школьные библиотеки, об остальном можно не беспокоиться. Дети, выросшие в школе с такой библиотекой, не допустят угасания культуры и создадут необходимые им музеи, театры, библиотеки».
Г.П.Фонотов, библиотековед
* «Пока жива библиотека - жив и народ, умрёт она - умрёт наше прошлое и будущее».
Д. Лихачёв
* «Величайшее сокровище - хорошая библиотека».
В. Белинский
* «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души».
Цицерон
* «В библиотеке не просто читаешь - живёшь в мире книг. Они захватывают, они не так безмолвны. Там прекрасно всё, особенно тишина. Нигде нет такого рода тишины, как в библиотеке, - с шорохом перелистываемых страниц, с тихим разговором на выдаче. В библиотеке живая тишина. От неё не покой, а лёгкое возбуждение, торжественный лад».
С. Соловейчик

* «Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа».
Г. Лейбниц

* «Хорошая библиотека есть отражение отражение Вселенной».
Н.А. Рубакин

* «Выбирать книги для своего и чужого чтения не только наука, но и искусство».
Д. Прянишников

* «Каждый библиотекарь является другом и художника, и учёного. Библиотекарь - первый вестник Красоты и Знания».
Н. Рерих

* «Память о замечательной книге навсегда связана в нашей душе с воспоминаниями о человеке, который снял её для нас с книжной полки и, многообещающе улыбаясь, сказал: «прочтите эту, не пожалеете!».
С. Маршак
*Библиотека - «аптека для души»,
а школьная библиотека – хранитель «духовных лекарств» для детей.
Книгу не заменит ничто.
Исполняется «Библиотечная песня»(слова,музыка -Татьяна Бокова)

МБОУ Благодарновская средняя школа

Проект

«О чём может рассказать школьная библиотека»

учитель начальных классов

Щетинина Татьяна Николаевна

С. Благодарное, 2016

Тема: Мы идём в библиотеку

Целевые установки (планируемые результаты):

Предметные: знать, что такое библиотека, в чём её предназначение, какие типы библиотек бывают, знать, что такое алфавитный каталог и как им пользоваться; знать, как выглядели книги в старину и в чём заключается ценность книги и чтения; иметь представление о новых типах электронных книг - ридерах.

Метапредметные:

регулятивные : формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; выбирать в совместном обсуждении шкалу оценивания и предлагать критерии оценки выполнения некоторых видов работ на уроке;

познавательные : анализировать высказывания мудрецов и известных писателей о ценности книг и чтения, находить в них общий ценностный смысл, сопоставлять иллюстрации с изображением старинных книг, фиксировать этапы развития книги (с точки зрения технологии изготовления, дизайна, удобства в пользовании); классифицировать высказывания мудрецов о книгах и чтении;

коммуникативные : отвечать на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи, считывать необходимую информацию об истории происхождения книги с иллюстраций учебника, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, разделять полномочия в группе при планировании проекта «О чём может рассказать школьная библиотека».

Личностные: осознавать пользу книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обосновывать мотивы посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» (2 класс), пособие «Рабочая тетрадь», мультимедиапроектор, разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности, алфавитный каталог.

Целеполагание. Работа над формулировкой учебных задач и над целевыми установками, данными на шмуцтитуле.

Откройте с. 3 учебника. Как нужно листать страницы учебника, чтобы он служил нам долго?

    Что написано на этой странице? (Тема и цели.)

    Рассмотрите материал урока, который мы сегодня будем изучать на с. 6-12. Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке.

    Давайте вернёмся к плану изучения темы, который мы составили на прошлом уроке. Посмотрите, что ещё нам сегодня предстоит сделать.

    Выберите среди целей изучения темы те, которые наиболее полно отражают задачи сегодняшнего урока.

    Попробуйте сформулировать задачи урока по алгоритму, написанному на доске:

1. Узнаем:…

2. Научимся:…

3. Будем учиться:…

Работа над новым материалом.

Постановка проблемного вопроса.

    Были ли вы когда-нибудь в библиотеке?

    А знаете ли вы, что такое библиотека, когда библиотеки появились и какой путь прошли книги от древних времён до наших дней? Хотите узнать? Тогда начнём.

    Откройте с. 6 учебника, здесь вы узнаете всё о библиотеках.

Чтение статьи о библиотеках.

Сообщение ученика о Птолемее (5-6 предложений).

Рассказ учителя о библиотеках мира с показом слайдов.

(На слайдах лучше показать самые большие и известные библиотеки мира, рассказать о том, в каких государствах и странах они находятся, какой пользуются популярностью, почему люди их посещают. Также нужно обратить внимание, что библиотеки бывают научные, публичные, специализированные, школьные и др. Хорошо бы немного рассказать о каждой из них или предложить детям подготовить заранее небольшие сообщения из 5-6 предложений.)

Рассказ учителя или библиотекаря об алфавитном каталоге.

    Представьте такую ситуацию, что вы пришли в библиотеку, а там нет библиотекаря. Вам нужно найти книгу, что вы будете делать?

    Для этого, ребята, есть алфавитный каталог (показать на слайде презентации) . В нём расставлены карточки по алфавиту. На каждой карточке стоит фамилия автора и его инициалы. А дальше написано название книги. Если вы знаете автора произведения, то его можно быстро найти по алфавитному каталогу. Также на каждой карточке написан шифр (несколько цифр и букв), который указывает, где, в каком месте и на какой полке в библиотеке стоит нужная книжка. По этому шифру можно быстро найти книгу на нужной полке. Попробуйте это сделать, когда вы будете посещать библиотеку. Если у вас не будет что-то получаться, то обязательно обратитесь к библиотекарю.

Перечитывание статьи по абзацам.

Беседа на закрепление знаний о библиотеках.

    Для чего создавались библиотеки?

    От каких слов произошло слово «библиотека»?

    Где появились первые библиотеки?

    Какие библиотеки считаются первыми?

    Кем была создана библиотека в III в. до н. э.?

    Кто такой Птолемей, чем он прославился?

    Поднимите руки те, у кого дома есть библиотека. Расскажите, кто в семье у вас любит собирать книги. Какие книги чаще попадают в вашу домашнюю библиотеку? Есть ли в вашей библиотеке место для детских книг?

    Сделайте вывод о том, что такое библиотека и что она значит в жизни каждого человека.

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека» Прочитайте на с. 7 учебника название уже знакомой вам рубрики.

    Что такое проект, какие проекты вы уже выполняли в 1 классе?

    Чему вы научились, выполняя проекты?

    Какие правила необходимо знать, чтобы проект увенчался успехом?

    Разбейтесь на группы и определите, какая тема проекта вам ближе.

    Прочитайте план ваших действий, распределите, кто и за что будет отвечать при выполнении проекта, запишите задание по проекту в свой дневник. Проект будет выполняться в течение месяца, следовательно, вам нужно распределить правильно силы и время.

Работа с заданиями учебника.

Работа с иллюстрациями в учебнике.

    О чём ещё вы должны сегодня узнать на уроке? Обратитесь к плану, написанному на доске. (Должны узнать о том, как создавались книги.)

    Откройте с. 8 учебника и прочитайте текст о первых книгах вверху страницы.

    А теперь рассмотрите иллюстрации, определите, какие книги были самыми первыми, а какие появились позже. (Учитель может на доске фиксировать этапы развития книги. Помимо этого необходимо обратить внимание на значение незнакомых слов: пергамент, свиток, складная книга, Древний Восток. )

    Вот какой путь прошла книга! Она изменилась и по технологии изготовления и по оформлению. Что вы можете рассказать о современных книгах, какие они?

    А кто слышал об электронных книгах? Как их называют по-другому? (Ридеры. Можно показать изображение на слайде.)

    Объединитесь в группы, составьте рассказ об электронной книге по плану.

План

    Ридер - самая современная книга.

    Внешний вид ридера.

    Функции пользователя.

    Преимущества ридеров перед другими видами книг.

Выступления групп учащихся с рассказами об электронных книгах.

Оценивание выступлений.

 Оцените выступления товарищей. Но прежде необходимо определить, какой формой оценивания вы воспользуетесь. Предлагаю вам использовать «Лесенку достижений». Также нужно продумать критерии оценивания, я вам в этом помогу.

На доске (или слайде) записаны критерии, которые можно использовать в различных случаях, выберите те, которые помогут вам оценить выступления одноклассников: рассказ полный/неполный (раскрыты все пункты плана), рассказ интересный/неинтересный (было много удивительного), рассказ понятный/непонятный, рассказ реальный/фантастический. (Школьники совместно выбирают 2-3 характеристики, оценивают каждую группу по выбранной шкале.)

Работа над осмыслением высказываний о книгах в учебнике.

    Прочитайте высказывания о книгах и чтении в учебнике (с. 11). Как вы понимаете каждое высказывание? Что общего в мыслях этих людей?

    Знакомы ли вам имена К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого? Почему их называют мудрецами?

Чтение стихотворения Р. Сефа «Читателю».

(Стихотворение читает учитель выразительно, так, чтобы школьники прониклись идеей чтения.)

    Какова основная идея стихотворения?

    Близка ли эта идея высказываниям о книгах и чтении, с которыми мы только что познакомились?

    Попробуйте сделать вывод: в чём ценность книги и чтения? Почему, по мнению автора, так важно учиться читать всю жизнь?

Подведение итогов, рефлексия и оценивание результатов.

    Что нового узнали на уроке?

    В чём утвердились, какие важные мысли вы бы хотели взять на заметку, запомнить?

    Поднимите руки, у кого возникло желание «читать всю жизнь», ходить в библиотеку или загрузить в электронную книжку много-много интересных книг.

    Предлагаю в «Портфеле достижений» каждый месяц отмечать количество прочитанных книг и делиться самыми интересными моментами произведений.

    Интересно ли вам было сегодня на уроке? Покажите это с помощью разноцветных фишек.

Домашнее задание.

    Выполнение заданий учебника (с. 6, задание 3, с. 11, задания 2 и 3).

    Подготовьте рассказ о том, как развивалась книга и какой она стала в современной жизни (задание по желанию).

Составьте план подготовки проектного задания по выбранной теме, укажите в плане сроки выполнения работы.

Это место, где хранятся книги. Для этого существует отдельное помещение, в котором расположены стеллажи и полки, где ровными рядами выстроились книги.

Причём каждая книга должна занимать строго своё место, чтобы её легко можно было найти. В библиотеке есть специальный алфавитный каталог, в котором каждый ученик быстро и легко находит нужную ему литературу, главное знать автора и название книги.

А библиотекарь поможет, если вдруг возникают трудности при поиске необходимой книги.

Кто же такой библиотекарь и каковы его функции?

Очень важно, чтобы человек этой профессии был на своём месте, он должен быть прежде всего эрудированным, внимательным к каждому ребёнку.

С первого же посещения этого заведения библиотекарь должен заинтересовать школьника, увлечь его в интересный мир книг. Ребёнок должен чувствовать, что его здесь ждут, ему тут всегда рады.

Некоторые книги можно брать домой на определённый срок, для этого её записывают в читательский формуляр, который был заведён на ученика. Но при этом необходимо знать, что книгу надо обязательно вернуть не позже указанной даты, иначе другие дети не успеют её прочитать.

Существуют книги очень редкие в одном экземпляре, их на руки не дают. В этом случае такой книгой можно воспользоваться в специально отведённом месте, которое называется читальным залом .

Какие правила должен соблюдать школьник при пользовании библиотекой?

Очень важно соблюдать тишину, так как присутствующие заняты своими делами, а шум отвлекает и мешает сосредоточиться, так что надо уважать друг друга. Книги надо любить и беречь, ведь они предназначены для массового пользования.

Поэтому нельзя их обрисовывать, загибать и мять страницы. В библиотеку не стоит заходить с едой и напитками, на книгах могут остаться жирные пятна. Надо помнить, что этой книгой после вас будет пользоваться кто то другой.

Если книгу взяли домой, нельзя её терять, забывать в транспорте или в другом месте. Тогда придётся покупать такую же, но чаще всего найти такую книгу очень сложно, поэтому придётся возвращать её стоимость.

Находясь в читальном зале, можно подходить к книжным полкам и искать нужную литературу. Но необходимо запомнить, в каком месте стояла та или другая книга для того, чтобы вернуть её туда же, так как следующий читатель или библиотекарь будет искать книгу там, где она стояла.

Для чего же нужны школьникам библиотеки?

Когда читаешь книги, можно узнать очень много интересного и познавательного. При этом повышается уровень культуры, расширяется кругозор, с начитанным человеком интересно общаться. В тихой спокойной обстановке есть возможность подготовить доклад или реферат на заданную тему.

Какие интересные события бывают в библиотеках?

Очень часто проводятся школьные конференции, диспуты, на которых ученики делятся своими впечатлениями о прочитанном.

Устраиваются тематические вечера, на которых бурно обсуждаются определённые проблемы, затрагивающие жизнь и обучение школьников. Периодически организуются выставки свежих изданий, чтобы ознакомить школьников с новыми книгами и заинтересовать их.

Концепции развития школьной библиотеки.

Руководство школы заинтересовано в посещаемости библиотеки, так как это организует и дисциплинирует учащихся, стимулирует самообразование, что приводит к росту успеваемости.
Библиотека обновляется книгами, учебниками и журналами, улучшаются условия нахождения в ней, для этого выделяется определённая сумма денег.