Творческий путь Шекспира делится на три периода. Шекспир краткая биография В какую эпоху жил шекспир

Шекспир... Уильям Шекспир! Кто не знает этого имени? Величайший драматург и поэт, гордость английской нации, достояние всего мира. Вот кто это. Его гениальные произведения переведены на большинство языков мира, они включены в обязательную программу по литературе множества стран. Это ли не признание?

Детство.

Принято считать, что Шекспир, годы жизни которого разнятся в некоторых источниках, появился на свет в апреле 1564 года. Точная дата все же не известна никому, поскольку никаких документальных подтверждений обнаружено не было. Зато в церковной книге стоит дата его крещения - 26 апреля.

Родился он в центре Англии, в городке Стратфорд-на-Эйвоне. Известно, что его отцом был Джон Шекспир, который изначально был ремесленником (занимался выделкой перчаток). Чуть позже занял должность олдермена, то есть, по сути, главы муниципального собрания, потом стал главой городского совета.

Джон был довольно состоятельным человеком, о чем свидетельствует то факт, что он постоянно выплачивал огромные штрафы за непосещение церковных служений. Ходили слухи, что Шекспир-старший является тайным католиком.

Матушкой будущего драматурга была Мэри Арден из старинного и почтеннейшего саксонского рода.

Уильям Шекспир (годы жизни - 1564-1616) имел семь братьев и сестер. Сам он был третьим ребенком в семье.

Юность

Поскольку никаких школьных документов Шекспира не сохранилось, исследователи его биографии ориентировались на какие-то обрывки информации из разных источников. По их сведениям, Шекспир учился в Грамматической школе Стратфорда, а позже в школе короля Эдуарда Шестого, где изучал поэтическое творчество древних авторов.

Шекспир (годы жизни см. выше) в возрасте восемнадцати лет женился. Его избранницей стала дочка землевладельца по имени Энн, да к тому же беременная. Через несколько месяцев после заключения брака у молодоженов родилась девочка, названная Сьюзен. Через два года на свет появились двойняшки - сын Хемнет и дочь Джудит.

Театральная карьера. Жизнь в Лондоне

Начиная с 1585 года (после рождения детей), сведений о Шекспире нет. Лишь в 1592 году его след был обнаружен в Лондоне, где он вовсю занимался театральной деятельностью. Таким образом, семилетний период просто исчез из биографии великого драматурга. Никто из исследователей с точностью не может сказать, чем занимался в эти годы Шекспир.

Поскольку все знают, в каком веке жил Шекспир, удивляться таким пробелам не приходится.

Из разных документов стало известно, что в Лондоне с успехом ставятся пьесы Уильяма Шекспира. Но опять-таки, не совсем понятно, с каких пор он занялся их написанием, как оказался в столице и почему он близок к театру.

Труппа "Слуги лорда-камергера" имела первостепенные права на постановку драматических произведений Шекспира, поскольку сам он находился там в качестве актера, а чуть позже стал ее совладельцем. Вскоре эта театральная организация стала одной из самых популярных в Лондоне.

Годы жизни Шекспира шли своим чередом. В 1603 году его труппа стала именоваться "Слуги короля", что означало признание заслуг и творческого потенциала всей знатью.

Театральные постановки шли с огромным успехом, что позволило труппе обзавестись собственным зданием. Новый театр получил название "Глобус". Через несколько лет ими же был выкуплен театр "Блэкфрайер". Шекспир быстро богател и не скрывал своей состоятельности. Так, он обзавелся вторым по размеру домом в Стратфорде.

Литературная деятельность

Шекспир, годы жизни которого неумолимо текли, стал задумываться о публикации своих рукописей. Первая была издана в 1594 году. Но даже после того, как он стал известным в литературных кругах, играть в театре драматург не перестал. Это было его детище, которое он бросить не мог.

Весь период творчества Шекспира делится на четыре этапа:

  1. Первый ранний. Были написаны ренессансные комедии, хроники, две поэмы, "трагедия ужаса".
  2. Второй. Появилась зрелая драматургия, античная пьеса, сонеты, хроники с драматическим повествованием.
  3. Третий. Написаны античные трагедии, великие трагедии, мрачные трагедии.
  4. Четвертый. Шекспир создал драмы-сказки.

Драматургия

Шекспир (годы жизни: 1564-1616) неоспоримо считается самым великим драматургом всех времен. И нет такого имени в мире, которое могло бы на равных стоять с его именем.

В начале 1590 годов в литературной моде была историческая драма. Именно к этому периоду относятся пьесы "Ричард Третий" и "Генрих Шестой".

Довольно сложно определить периодизацию создания конкретных произведений, поскольку они не датированы самим автором. Но исследователи полагают, что к раннему периоду творчества относятся:

  • "Два веронца".
  • "Укрощение строптивой".
  • "Тит Андроник".
  • "Комедия ошибок".

Также ранний период характеризуется преимущественно фарсовыми и ироничными произведениями. В отличие от второго этапа, где на первый план выходят романтические произведения. Например, "Сон в летнюю ночь", "Венецианский купец".

С каждым новым произведением персонажи Шекспира становятся более сложными и интересными.

На пик творчества драматурга приходится написание трагедий. В их числе "Гамлет", "Отелло", "Король Лир".

Шекспир жил в веке полном возможностей к созиданию, воплощению своих идей, написанию чего-то нового, новаторского. В пьесах последнего периода поэтическое мастерство автора достигло апогея. Именно поэтому слог таких драм, как "Антоний и Клеопатра", "Кориолан" считается идеальным.

Некоторые исследователи полагают, что несколько пьес были написаны Шекспиром в соавторстве с другим литератором. Для того периода это была нормальная и частая практика.

"Ромео и Джульетта"

Пожалуй, это самая известная история любви во всем мире. Сколько было театральных постановок - не счесть, да и количество экранизаций тоже поражает (более пятидесяти). Но удивляет еще и то, что, несмотря на прошедшие столетия, эта история по-прежнему трогает душу и заставляет задуматься о сущности бытия.

Сюжет драмы наверняка известен всем читающим людям. Действие начинается в итальянском городе Вероне. В каком веке жил Шекспир, в таком и происходят описываемые события.

Монтекки и Капулетти - это две семьи, которые враждуют уже многие годы и вероятно уже забыли причину своей ненависти. Судьба распоряжается так, что дети главарей влюбляются друг в друга. Ромео и Джульетта решают тайно обвенчаться. Но молодой человек в пылу драки убивает брата возлюбленной и его изгоняют из города.

От отчаяния девушка собирается выпить яд, но монах дает ей снадобье, которое просто усыпляет ее. Семейство решает, что Джульетта покинула этот мир и укладывают ее в гробницу.

Ромео, не сумевший пережить потерю возлюбленной, выпивает яд, очнувшись, девушка видит у своих ног безжизненное тело. Она решает последовать за любимым и закалывает себя.

Гибель детей привела к концу непримиримой розни двух семейств.

"Гамлет"

Уильям Шекспир пережил в жизни большую трагедию - смерть сына. Хемнет умер в одиннадцатилетнем возрасте, предположительно от бубонной чумы.

Поскольку драматург работал в Лондоне, он не часто бывал в родном городе и в момент гибели сына рядом его тоже не было. Шекспир очень терзался этим обстоятельством.

Именно с этим событием исследователи творчества связывают создание трагедии о Гамлете, связывая их схожестью имен.

В сюжете, конечно, никакая связь не прослеживается. Действие происходит в Датском королевстве. Принц по имени Гамлет встречает призрак своего умершего отца-короля. Он рассказывает молодому человеку о том, что его убил нынешний король, дядя Гамлета - Клавдий. Призрак просит отомстить за содеянное с ним.

Гамлет находится в замешательстве, он не может принять решение. Чтобы обезопасить себя, он претворяется сумасшедшим. Но его дядя не так-то прост, он не верит в фарс племянника. В голове Клавдия рождается план убийства Гамлета.

В итоге Гамлет выпивает яд, сам того не зная. Но перед смертью успевает отомстить за отца.

На престол входит Фронтинбрас, норвежский правитель.

Поэмы и сонеты

В каком веке жил Шекспир? В веке развития экономических отношений и ускоренного развития страны. Так получилось, что через Англию пролегали основные торговые морские пути. Вследствие чего в 1593 году страну захватила эпидемия чумы, длившаяся почти два года.

Разумеется, в таких условиях не работали никакие общественные заведения, в том числе и шекспировский театр. Драматург был вынужден сидеть без работы. Он много читал, и вдохновившись написал две эротические поэмы.

Третьей стала "Жалоба влюбленной", которая несколько раз переиздавалась при жизни автора.

Но более всего Уильям Шекспир известен своими сонетами. Их в творчестве поэта - 154. Сонет представляет собой стих из четырнадцати строк, в которой принята такая рифмовка: abab cdcd efef gg.

Цикл сонетов условно делят на двенадцать тематических групп, среди которых:

  • воспевание друга;
  • тоска и опасение;
  • радость и красота любви.

Стиль Шекспира

Уильям Шекспир, годы жизни которого указаны в обзоре, очень сильно трансформировался в плане литературном. Его первые работы были написаны обычным языком, не выделяющим драматурга из толпы таких же писак. Чтобы избежать обыденности в своих произведениях Шекспир нагружал их метафорами, буквально насаждая их друг на друга. Это мешало ему раскрыть образы героев.

Однако вскоре поэт приходит к своему традиционному стилю, приспосабливается к нему. Стандартным становится использование (написанного пятистопным ямбом). Но и он отличается своим качеством, если сравнивать начальные работы и последующие.

Особенностью стиля Шекспира является то, что он писал с ориентацией на театральные постановки. В его произведениях масштабно используется анжамбеманы, необычные конструкции и длина предложений. Иногда драматург предлагает зрителю додумать окончание фразы, вставляя туда длинную паузу.

Критика

Шекспир, годы жизни, краткая биография которого известны всем литературным деятелям, оказал огромное влияние на своих последователей в писательском труде.

Несмотря на это, при жизни его не считали великим драматургом. А в конце семнадцатого веке даже подвергали критике за то, что он смешивал трагическое и комическое в своих произведениях.

Однако уже в восемнадцатом веке эти мнения были забыты, литературоведы принялись за доскональное изучение его творчества. И вскоре был озвучен общеизвестный ныне факт, что Шекспир - национальный поэт Англии. После этого, пристальное внимание обратили и на годы жизни Шекспира.

Век девятнадцатый был ознаменован массовыми переводами пьес Шекспира на другие языки. В частности, этим занимался Август Шлегель.

Однако критики все же находились. Так, заявлял, что Шекспир по сравнению с Ибсеном давно устарел, и он не понимает этого идолопоклонства.

В существовании драматургических способностей Шекспира сомневался и Лев Толстой.

Но начало двадцатого века вновь вознесло его на вершину славы, когда экспрессионисты и футуристы начали ставить его пьесы, а поэт заявил, что пьесы Шекспира всегда будут современными.

Последние годы

Последние годы жизни Шекспира прошли в его родном городе. Хотя он часто выезжал по делам в Лондон. На должности главного драматурга труппы его сменил Дж. Флетчер. По мнению некоторых исследователей, он же стал соавтором последних пьес.

Шекспир жил в веке, когда нельзя точно узнать что происходило с человеком. Но по оставшимся документам было видно, что почерк его изменился, стал неуверенным и размашистым. На основании чего историки сделали вывод, что Уильям Шекспир был серьезно болен.

Смерть

Шекспир умер 23 апреля 1616 года. Считается, что это был день его рождения. Согласно завещанию, все имущество драматурга перешло дочерям и их прямым потомкам.

Последним прямым потомком поэта была его внучка Элизабет, умершая в 1670 году.

Там, где Шекспир провел последние годы своей жизни, установлен бюст поэта.

Тема почти всех комедий Шекспира - любовь, ее возникновение и развитие, сопротивление и интриги окружающих и победа светлого молодого чувства. Действие произведений происходит на фоне прекрасных пейзажей, залитых лунным или солнечным светом. Таким предстает перед нами волшебный мир комедий Шекспира, казалось бы, далекий от веселья. Шекспир обладает великой способностью, талантливо соединять комическое (поединки в остроумии Бенедикта и Беатриче в «Много шума из ничего», Петруччо и Катарина из «Укрощения строптивой») с лирическим и даже с трагическим (измены Протея в "Двух веронцах", козни Шейлока в "Венецианском купце"). Персонажи Шекспира поразительно многогранны, в их образах воплощены черты, характерные для людей эпохи Возрождения: воля, стремление к независимости, и жизнелюбие. Особенно интересны женские образы этих комедий - равные мужчине, свободные, энергичные, активные и бесконечно обаятельны. Комедии Шекспира разнообразны. Шекспир использует различные жанры комедий - романтическая комедия («Сон в летнюю ночь»), комедия характеров («Укрощение строптивой»), комедия положений («Комедия ошибок»).

В этот же период (1590-1600) Шекспир пишет ряд исторических хроник. Каждая из которых охватывает один из периодов английской истории.

О времени борьбы Алой и Белой розы:

  • Генрих VI (три части)
  • О предшествующем периоде борьбы между феодальными баронами и абсолютной монархией:

  • Генрих IV (две части)
  • Жанр драматической хроники свойственен только английскому Ренессансу. Скорее всего, так получилось потому, что любимым театральным жанром раннего английского средневековья были мистерии на светские мотивы. Драматургия зрелого Возрождения формировалась под их влиянием; и в драматических хрониках сохранены многие мистериальные черты: широкий охват событий, множество персонажей, свободное чередование эпизодов. Однако в отличие от мистерий, в хрониках представлена не библейская история, а история государства. Здесь, в сущности, он тоже обращается к идеалам гармонии - но гармонии именно государственной, которую видит в победе монархии над средневековой феодальной междоусобицей. В финале пьес торжествует добро; зло, как бы ни страшен и кровав был его путь, низвергнуто. Таким образом, в первый период творчества Шекспира на разных уровнях - личностном и государственном - трактуется главная ренессансная идея: достижение гармонии и гуманистических идеалов.

    В этот же период Шекспир пишет две трагедии:

    II (трагический) период (1601-1607 гг.)

    Считается трагическим периодом творчества Шекспира. Посвящен преимущественно трагедии. Именно в этот период драматург достигает вершины своего творчества:

    В них уже нет и следа гармонического ощущения мира, здесь раскрываются конфликты вечные и неразрешимые. Здесь трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на общий философский уровень, причем характеры остаются необычайно многогранными и психологически объемными. При этом очень важно, что в великих трагедиях Шекспира полностью отсутствует фаталистическое отношение к року, предопределяющему трагедию. Главный акцент, как и прежде, ставится на личности героя, формирующего свою судьбу и судьбы окружающих.

    В этот же период Шекспир пишет две комедии:

    III (романтический) период (1608-1612 гг.)

    Считается романтическим периодом творчества Шекспира.

    Произведения последнего периода его творчества:

    Это - поэтические сказки, уводящие от реальности в мир мечты. Полный осознанный отказ от реализма и уход в романтическую фантазию закономерно трактуется шекспироведами как разочарование драматурга в гуманистических идеалах, признание невозможности достижения гармонии. Этот путь - от торжествующе-ликующей веры в гармонию к усталому разочарованию - фактически прошло и все мировоззрение Ренессанса.

    Театр Шекспира «Глобус»

    Несравненной мировой популярности пьес Шекспира способствовало отличное знание драматургом театра «изнутри». Практически вся лондонская жизнь Шекспира была так или иначе связана с театром, причем с 1599 - с театром «Глобус» , бывшим одним из важнейших центров культурной жизни Англии. Именно сюда в только что отстроенное здание переселилась труппа Р.Бербеджа «Слуги лорда-камергера», как раз в то время, когда Шекспир стал одним из пайщиков труппы. Шекспир играл на сцене примерно до 1603 - во всяком случае, после этого времени упоминаний о его участии в спектаклях нет. По-видимому, как актер Шекспир не пользовался особой популярностью - сохранились сведения о том, что он исполнял второстепенные и эпизодические роли. Тем не менее, сценическая школа была пройдена - работа на сцене, несомненно, помогла Шекспиру точнее понять механизмы взаимодействия актера со зрителем и секреты зрительского успеха. Зрительский успех был очень важен для Шекспира и как для театрального пайщика, и как для драматурга - и после 1603 он оставался крепко связанным с «Глобусом», на сцене которого ставились практически все написанные им пьесы. Устройство зала «Глобуса» предопределяло совмещение на одном спектакле зрителей самых разных социальных и имущественных слоев, при этом театр вмещал не менее 1500 зрителей. Перед драматургом и актерами вставала сложнейшая задача удерживать внимание разнородной аудитории. Пьесы Шекспира в максимальной степени отвечали этой задаче, пользуясь успехом у зрителей всех категорий.

    Мобильную архитектонику шекспировских пьес во многом обусловили и особенности театральной техники XVI в. - открытая сцена без занавеса, минимум реквизита, крайняя условность сценического оформления. Это заставляло концентрировать внимание на актере и его сценическом мастерстве. Каждая роль в шекспировских пьесах (часто - написанная на конкретного актера) психологически объемна и предоставляет огромные возможности ее сценической интерпретации; лексический строй речи меняется не только от пьесы к пьесе и от персонажа к персонажу, но и трансформируется в зависимости от внутреннего развития и сценических обстоятельств (Гамлет, Отелло, Ричард III и др.). Недаром множество актеров с мировыми именами блистали в ролях шекспировского репертуара.


    Славная история театра Шекспира «Глобус» началась в 1599, когда в Лондоне, отличавшемся большой любовью к театральному искусству, один за другим строились здания публичных общедоступных театров. При сооружении «Глобуса» были использованы строительные материалы , оставшиеся от разобранного здания самого первого общественного лондонского театра (он так и назывался - «Театр»). У владельцев здания, труппы знаменитых английских актеров Бербеджей, истек срок земельной аренды; вот они и решили отстроить театр на новом месте. К этому решению, несомненно, был причастен и ведущий драматург труппы - Уильям Шекспир, к 1599 ставший одним из пайщиков театра Бербеджа «Слуги лорда-камергера».

    Театры для широкой публики строились в Лондоне по преимуществу за пределами Сити, т.е. - за пределами юрисдикции лондонского муниципалитета. Это объяснялось пуританским духом городских властей, враждебно относящихся к театру вообще. «Глобус» представлял собой типичное здание общедоступного театра начала 17 в.: овальное помещение - в форме римского амфитеатра, огороженное высокой стеной, без крыши. Свое название театр получил от украшавшей его вход статуи Атланта, поддерживающего земной шар. Этот земной шар («глобус») был опоясан лентой со знаменитой надписью: «Весь мир лицедействует» (лат. Totus mundus agit histrionem; более известный перевод: «Весь мир - театр»).

    Сцена примыкала к задней части здания; над ее глубинной частью возвышалась верхняя сценическая площадка, т.н. «галерея»; еще выше находился «домик» - строение с одним или двумя окнами. Таким образом, в театре было четыре места действия: просцениум, глубоко вдававшийся в зал и окруженный публикой с трех сторон, на котором разыгрывалась основная часть действия; глубинная часть сцены под галереей, где разыгрывались интерьерные сцены; галерея, которая использовалась для изображения крепостной стены или балкона (здесь появлялся призрак отца Гамлета или шла известная сцена на балконе в Ромео и Джульетте); и «домик», в окнах которого тоже могли показываться актеры. Это позволяло выстраивать динамичное зрелище, закладывая уже в драматургию разнообразные места действия и меняя точки зрительского внимания, - что помогало поддерживать интерес к происходящему на площадке. Это было чрезвычайно важно: не нужно забывать, что внимание зрительного зала не поддерживалось никакими вспомогательными средствами - спектакли шли при дневном свете, без занавеса, под непрерывный гул публики, оживленно обменивавшейся впечатлениями в полный голос.

    Зрительный зал «Глобуса» вмещал, по разным источникам, от 1200 до 3000 зрителей. Точную вместимость зала установить невозможно - сидячие места для основной массы простолюдинов предусмотрены не были; они теснилась в партере, стоя на земляном полу. Привилегированные зрители располагались с некоторыми удобствами: по внутренней стороне стены шли ложи для аристократии, над ними помещалась галерея для зажиточных. Самые богатые и знатные сидели по бокам сцены, на переносных трехногих табуретах. Никаких дополнительных удобств для зрителей (включая туалеты) не было; физиологические нужды при необходимости справлялись запросто, по ходу спектакля - прямо в зрительном зале. Поэтому отсутствие крыши можно было расценивать скорее как благо, нежели как недостаток - приток свежего воздуха не давал задохнуться преданным поклонникам театрального искусства.

    Впрочем, подобная простота нравов вполне отвечала тогдашним правилам этикета, и театр «Глобус» очень скоро стал одним из главных культурных центров Англии: на его сцене ставились все пьесы Уильяма Шекспира и других выдающихся драматургов эпохи возрождения.

    Однако в 1613, во время премьеры шекспировского Генриха VIII, в театре случился пожар: искра от сценического пушечного выстрела попала в соломенную крышу над глубинной частью сцены. Исторические свидетельства утверждают, что жертв при пожаре не было, но здание сгорело дотла. Конец «первого Глобуса» символически ознаменовал собой смену литературно-театральных эпох: примерно к этому времени Уильям Шекспир перестал писать пьесы.


    Письмо о пожаре в «Глобусе»

    "А теперь я развлеку тебя рассказом о том, что случилось на этой неделе в Бэнксайде. Актеры Его Величества играли новую пьесу под названием «Все истинно» (Генрих VIII), представляющую основные моменты правления Генриха VIII. Постановка была оформлена с необычайной пышностью, и даже покрытие на сцене было удивительно красиво. Рыцари орденов Георгия и Подвязки, стражники в расшитых мундирах и прочее -всего хватало с лихвой, чтобы сделать величие узнаваемым, если не смехотворным. Итак, король Генрих устраивает маску в доме кардинала Вулси: он появляется на сцене, раздается несколько приветственных выстрелов. Одна из пуль, по-видимому, застряла в декорациях - и тут все произошло. Сначала был виден лишь небольшой дымок, на который зрители, увлеченные тем, что происходило на сцене, не обратили никакого внимания; но через какую-то долю секунды огонь перекинулся на крышу и стал стремительно распространяться, уничтожив менее чем за час всю постройку до основания. Да, то были гибельные мгновения для этого добротного строения, где и сгорели-то всего лишь дерево, солома да несколько тряпок. Правда, на одном из мужчин загорелись брюки, и он мог запросто поджариться, но он (благодарение небесам!) вовремя догадался потушить пламя с помощью эля из бутылки."

    Сэр Генри Уоттон


    Вскоре здание было отстроено заново, уже из камня; соломенное перекрытие над глубинной частью сцены было заменено черепичным. Труппа Бербеджа продолжала играть во «втором Глобусе» до 1642, пока пуританским парламентом и лордом-протектором Кромвелем не был издан указ о закрытии всех театров и запрещении каких бы то ни было театральных увеселений. В 1644 пустовавший «второй Глобус» был перестроен в помещение под сдачу в аренду. История театра прервалась более чем на три века.

    Идея современной реконструкции театра «Глобус» принадлежит, как ни странно, не англичанам, а американскому актеру, режиссеру и продюсеру Сэму Уанамейкеру (Sam Wanamaker). Он приехал в Лондон впервые в 1949, и около двадцати лет вместе со своими единомышленниками по крупицам собирал материалы о театрах Елизаветинской эпохи. К 1970 Уанамейкер основал Трастовый Фонд Шекспировского Глобуса, предназначенный для реконструкции утраченного театра, создания в нем образовательного центра и постоянной выставочной экспозиции. Работа над этим проектом продолжалась более 25 лет; сам Уанамейкер умер в 1993, почти за четыре года до открытия реконструированного «Глобуса». Ориентиром для воссоздания театра стали раскопанные фрагменты фундамента старого «Глобуса», а также - близлежащего театра «Роза», где ставились шекспировские пьесы в «до глобусовские» времена. Новое здание построено из древесины «зеленого» дуба, обработанного в соответствии с традициями 16 в. и расположено почти на том же месте, что и прежде - от старого «Глобуса» новый отстоит метров на 300. Бережная реконструкция внешнего вида сочетается с современным техническим оснащением здания.

    Новый «Глобус» был открыт в 1997 под названием «Шекспировский театр "Глобус"». Поскольку, согласно историческим реалиям, новое здание выстроено без крыши, спектакли в нем проходят только весной и летом. Однако экскурсии в старейшем лондонском театре «Глобус» проводят ежедневно. Уже в нынешнем веке рядом с восстановленным «Глобусом» открыт тематический парк-музей, посвященный Шекспиру. Там размещена самая большая в мире выставочная экспозиция, посвященная великому драматургу; для посетителей организованы разнообразные тематические увеселительные мероприятия: здесь можно попробовать самому написать сонет; посмотреть бой на мечах, и даже принять участие в постановке шекспировской пьесы.

    Язык и сценические средства Шекспира

    Вообще язык драматургических произведений Шекспира необычайно богат: по исследованиям филологов и литературоведов, его словарь насчитывает более 15000 слов. Речь персонажей изобилует всевозможными тропами - метафорами, аллегориями, перифразами и т.д. Драматург использовал в своих пьесах множество форм лирической поэзии XVI в. - сонет, канцону, альбу, эпиталаму и др. Белый стих, которым в основном написаны его пьесы, отличается гибкостью и естественностью. Этим обусловлена огромная притягательность творчества Шекспира для переводчиков. В частности, в России к переводам шекспировских пьес обращались множество мастеров художественного текста - от Н.Карамзина до А.Радловой, В.Набокова, Б.Пастернака, М.Донского и др.

    Минимализм сценических средств Ренессанса позволил драматургии Шекспира органично влиться в новый этап развития мирового театра, датируемый началом 20 в. - театра режиссерского, ориентированного не на отдельные актерские работы, а на общее концептуальное решение спектакля. Невозможно перечислить даже общие принципы всех многочисленных шекспировских постановок - от подробной бытовой трактовки до крайней условно-символической; от фарсово-комедийной до элегически-философской или мистериально-трагедийной. Любопытно, что пьесы Шекспира до сих пор ориентированы на зрителей практически любого уровня - от эстетствующих интеллектуалов до невзыскательной зрительской аудитории. Этому, наряду со сложной философской проблематикой, способствуют и запутанная интрига, и калейдоскоп различных сценических эпизодов, перемежающих патетические сцены с комедийными, и включение в основное действие поединков, музыкальных номеров и т.д.

    Драматургические произведения Шекспира стали основой и многих спектаклей музыкального театра (оперы Отелло, Фальстаф (по Виндзорским насмешницам) и Макбет Д.Верди; балет Ромео и Джульетта С.Прокофьева и мн. другие).

    Уход Шекспира

    Примерно в 1610 Шекспир покинул Лондон и возвратился в Стратфорд-на-Эйвоне. До 1612 не терял связи с театром: в 1611 написана Зимняя сказка, в 1612 - последнее драматургическое произведение, Буря. Последние годы жизни отошел от литературной деятельности, и жил тихо и незаметно в кругу семьи. Вероятно, это было связано с тяжелой болезнью - на это указывает сохранившееся завещание Шекспира, составленное явно наспех 15 марта 1616 и подписанное изменившимся почерком. 23 апреля 1616 в Стратфорде-на-Эйвоне скончался самый знаменитый драматург всех времен и народов.

    Влияние творчества Шекспира на мировую литературу

    Влияние образов, созданных Уильямом Шекспиром, на мировую литературу и культуру, сложно переоценить. Гамлет, Макбет, король Лир, Ромео и Джульетта – эти имена давно уже стали нарицательными. Их используют не только в художественных произведениях, но и в обычной речи как обозначение какого-либо человеческого типа. Для нас Отелло – ревнивец, Лир – родитель, обездоленный наследниками, которых он сам и облагодетельствовал, Макбет - узурпатор власти, а Гамлет – личность, которую разрывают внутренние противоречия.

    Шекспировские образы оказали огромное влияние и на русскую литературу XIX века. К пьесам английского драматурга обращались И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и другие писатели. В XX веке усилился интерес к внутреннему миру человека и мотивы и герои шекспировских произведений вновь волновали поэтов. Мы находим их у М. Цветаевой, Б. Пастернака, В. Высоцкого.

    В эпоху классицизма и Просвещения за Шекспиром признавали способность следовать "природе", но осуждали за незнание "правил": "гениальным варваром" называл его Вольтер. Английская просветительская критика ценила жизненную правдивость Шекспира. В Германии на недосягаемую высоту Шекспира подняли И. Гердер и Гёте (этюд Гёте "Шекспир и несть ему конца", 1813-1816). В период романтизма понимание творчества Шекспира углубляют Г. Гегель, С. Т. Кольридж, Стендаль, В. Гюго.

    В России Шекспир впервые упомянут в 1748 году А. П. Сумароковым, однако и во 2-й половине XVIII века Шекспира в России знают ещё мало. Фактом русской культуры Шекспир становится в 1-й половине XIX века: к нему обращаются писатели, связанные с движением декабристов (В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. С. Грибоедов, А. А. Бестужев и др.), А. С. Пушкин, видевший главные достоинства Шекспира в его объективности, правде характеров и "верном изображении времени" и развивавший традиции Шекспира в трагедии "Борис Годунов". В борьбе за реализм русской литературы на Шекспира опирается и В. Г. Белинский. Значение Шекспира особенно возросло в 30-50-е годы 19 века. Проецируя на современность шекспировские образы, А. И. Герцен, И. А. Гончаров и др. помогали глубже осмыслить трагизм времени. Заметным событием стала постановка "Гамлета" в переводе Н. А. Полевого (1837) с П. С. Мочаловым (Москва) и В. А. Каратыгиным (Петербург) в главной роли. В трагедии Гамлета В. Г. Белинский и другие передовые люди эпохи увидели трагедию своего поколения. Образ Гамлета привлекает внимание И. С. Тургенева, разглядевшего в нём черты "лишних людей" (ст. "Гамлет и Дон-Кихот", 1860), Ф. М. Достоевского.

    Параллельно с осмыслением творчества Шекспира в России углублялось и расширялось знакомство с самими произведениями Шекспира. В 18 - начале 19 веков переводились в основном французские переделки Шекспира. Переводы 1-й половины 19 века грешили либо буквализмом ("Гамлет" в пер. М. Вронченко, 1828), либо излишней вольностью ("Гамлет" в переводе Полевого). В 1840-1860 переводы А. В. Дружинина, А. А. Григорьева, П. И. Вейнберга и др. обнаружили попытки научного подхода к решению задач художественного перевода (принцип языковой адекватности и т.п.). В 1865-1868 годах под редакцией Н. В. Гербеля вышло первое "Полное собрание драматических произведений Шекспира в переводе русских писателей". В 1902-1904 годах под редакцией С. А. Венгерова было осуществлено второе дореволюционное Полное собрание сочинений Шекспира.

    Традиции передовой русской мысли продолжило и развило советское шекспироведение на основе глубоких обобщений, сделанных К. Марксом и Ф. Энгельсом. В начале 20-х годов лекции о Шекспире читал А. В. Луначарский. На первый план выдвигается искусствоведческий аспект изучения шекспировского наследия (В. К. Мюллер, И. А. Аксёнов). Появляются историко-литературные монографии (А. А. Смирнов) и отдельные проблемные работы (М. М. Морозов). Значительный вклад в современную науку о Шекспире представляют работы А. А. Аникста, Н. Я. Берковского, монография Л. Е. Пинского. Своеобразно осмысляют природу творчества Шекспира кинорежиссёры Г. М. Козинцев, С. И. Юткевич.

    Критикуя аллегории и пышные метафоры, гиперболы и непривычные сравнения, "ужасы и шутовство, рассуждения и эффекты" - характерные черты стиля шекспировских пьес, Толстой принял их за приметы исключительного искусства, обслуживающего запросы "высшего сословия" общества. Толстой в то же время указывает и на многие достоинства пьес великого драматурга: его замечательное "умение вести сцены, в которых выражается движение чувств", необыкновенную сценичность его пьес, их подлинную театральность. В статье о Шекспире содержатся глубокие суждения Толстого о драматическом конфликте, характерах, развитии действия, о языке персонажей, о технике построения драмы и т. д.

    Он говорил: "Вот я себе позволял порицать Шекспира. Но ведь у него всякий человек действует; и всегда ясно, почему он поступает именно так. У него столбы стояли с надписью: лунный свет, дом. И слава богу, потому что все внимание сосредоточивалось на существе драмы, а теперь совершенно наоборот". Толстой, "отрицавший" Шекспира, ставил его выше драматургов - своих современников, создававших бездейственные пьесы "настроений", "загадок", "символов".

    Признав, что под влиянием Шекспира развивалась вся мировая драматургия, не имеющая "религиозного основания", Толстой отнес к ней и свои "театральные пьесы", заметив при этом, что они были написаны "случайно". Так, критик В. В. Стасов, восторженно встретивший появление его народной драмы "Власть тьмы", находил, что она написана с шекспировский мощью.

    В 1928 году по впечатлениям от прочтения шекспировского "Гамлета" М. И. Цветаева пишет три стихотворения: "Офелия - Гамлету", "Офелия в защиту королевы" и "Диалог Гамлета с совестью".

    Во всех трех стихотворениях Марины Цветаевой можно выделить единый мотив, превалирующий над другими: мотив страсти. Причем в роли носительницы идей "горячего сердца" выступает Офелия, которая у Шекспира предстает образцом добродетели, чистоты и невинности. Она становится ярой защитницей королевы Гертруды и даже отождествляется со страстью.

    С середины 30-х годов 19 века Шекспир занимает большое место в репертуаре русского театра. П. С. Мочалов (Ричард III, Отелло, Лир, Гамлет), В. А. Каратыгин (Гамлет, Лир) - прославленные исполнители шекспировских ролей. Свою школу их театрального воплощения - сочетание сценического реализма с элементами романтики - создал во 2-й половине 19 - начале 20 веков московский Малый театр, выдвинувший таких выдающихся интерпретаторов Шекспира, как Г. Федотова, А. Ленский, А. Южин, М. Ермолова. В начале 20 века к шекспировскому репертуару обращается МХАТ ("Юлий Цезарь", 1903, постановка Вл. И. Немировича-Данченко при участии К. С. Станиславского; "Гамлет", 1911, постановка Г. Крэга; Цезарь и Гамлет - В. И. Качалов

    А так же:

    Не сохранилась точная дата появления на свет будущего талантливого писателя. Считают, что он родился в Стратфорд-на-Эйвоне в апреле 1564 года. Доподлинно известно, что 26 апреля он был окрещён в местной церкви. Его детство прошло в многодетной состоятельной семье, он был третьим ребёнком среди семи братьев и сестёр.

    Юношеская пора

    Исследователи жизни и творчества Шекспира предполагают, что своё образование он получал сначала в грамматической школе Стратфорда, а потом продолжал обучение в школе короля Эдуарда Шестого. В восемнадцатилетнем возрасте он обзаводится семьёй. Его избранницей становится беременная девушка по имени Энн. В семье писателя было трое детей.

    Жизнь в Лондоне

    В 20-летнем возрасте Шекспир покидает родной город, перебирается в Лондон. Там его жизнь складывается нелегко: чтобы заработать средства, он вынужден соглашаться на любую работу в театре. Затем ему доверяют играть небольшие роли. В 1603 году на сцене театра появляются его пьесы и Шекспир становится совладельцем труппы под названием «Слуги короля». Позже театр получает название «Глобус», перебирается в новое здание. Материальное состояние Уильяма Шекспира становится гораздо лучше.

    Литературная деятельность

    Первая книга писателя была издана в 1594 году. Она принесла ему успех, деньги и признание. Несмотря на это, писатель продолжает работу в театре.

    Литературное творчество Шекспира можно условно разделить на четыре периода.

    На раннем этапе он создаёт комедии и поэмы. В это время им написаны такие произведения, как «Два веронца», «Укрощение строптивой», «Комедия ошибок».

    Позже появляются романтические произведения: «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец».

    Самые глубокие философские книги появляются в третьем периоде его творчества. Именно в эти годы Шекспир создаёт пьесы «Гамлет» , «Отелло», «Король Лир».

    Последние произведения мастера характеризуются отточенным слогом и изящным поэтическим мастерством. «Антоний и Клеопатра», «Кориолан» являются вершиной поэтического искусства.

    Оценка критиков

    Интересным фактом является оценка произведений Уильяма Шекспира критиками. Так Бернард Шоу считал Шекспира устаревшим писателем по сравнению с Ибсеном. Лев Толстой неоднократно выражал сомнение в драматургическом таланте Шекспира. И всё-таки талант и гениальность великого классика неоспоримый факт. Как говорил известный поэт Т. С. Элиот: «Пьесы Шекспира всегда будут современными».

    В рамках краткой биографии Шекспира невозможно подробно рассказать о жизни писателя и проанализировать его произведения. Для того чтобы оценить личность и творческое наследие, необходимо читать произведения и знакомиться с трудами литературоведов о жизни и творчестве Уильяма Шекспира.

    Хронологическая таблица

    Другие варианты биографии

    • Будущий поэт появился на свет в небольшом английском городе Стратфорде, расположенного на реке Эйвон. Событие это произошло в семье Джона Шекспира и Мари Арден, которые принадлежали к ограниченному числу состоятельных граждан. Глава семейства зарабатывал на хлеб изготовлением перчаток. Его безмерно уважали и несколько раз приглашали в совет правления города.
    • посмотреть все

    Стратфорд. Отъезд в Лондон

    Родился в семье торговца и почтенного горожанина Джона Шекспира. Предки Шекспира в течение нескольких веков занимались хлебопашеством в окрестностях Стратфорда. 1568-69 - годы наибольшего процветания семьи, за которыми последовало медленное разорение. Около 1580 Уильяму пришлось бросить школу, которая в Стратфорде была отменной, и начать работать. Предполагают, что, оставив школу, Шекспир какое-то время в качестве подмастерья помогал отцу. В ноябре 1582 он женился на Энн Хэтеуэй. Возможно, женитьба была вынужденной: в мае следующего года родился их первый ребенок - дочь Сьюзен. В феврале 1585 на свет появилась двойня - сын Гамнета и дочь Джудит. Во второй половине 1580-х гг. Шекспир уезжает из Стратфорда. Наступают так называемые «утраченные» или «темные годы», о которых ничего неизвестно.

    На рубеже 1590-х гг. Шекспир приезжает в Лондон. В эти годы была создана его первая пьеса - хроника «Генрих VI». Сделавшись достаточно заметной фигурой, Шекспир сразу же удостоился ревнивого выпада со стороны одного из царивших тогда на сцене драматургов группы «университетские умы» Роберта Грина, назвавшего его «потрясателем сцены» (каламбурная игра на фамилии Шекспира: Shake-speare, то есть «потрясатель копья») и вороной, которая «рядится в наши перья» (переиначенная цитата из «Генриха VI»). Таким был первый сохранившийся отзыв.

    Появление нового драматурга

    В 1592-94 лондонские театры закрываются из-за эпидемии чумы. Во время невольной паузы Шекспир создает несколько пьес: хронику «Ричард III», «Комедию ошибок» и «Укрощение строптивой», свою первую трагедию (еще выдержанную в бытовавшем стиле «кровавой трагедии») «Тит Андроник», а также выпускает в свет впервые под своим именем поэмы «Венера и Адонис» и «Лукреция». В 1594 после открытия театров Шекспир присоединяется к новому составу труппы лорда-камергера, называвшейся так по должности ее покровителя Хансдона. Со сцены сошли (умерли или перестали писать для театра) «университетские умы». Начинается эпоха Шекспира. Вот что писал один из его современников Ф. Мерез в 1597: «Подобно тому, как Плавт и Сенека считались у римлян лучшими по части комедии и трагедии, так Шекспир у англичан является наипревосходнейшим в обоих видах пьес, предназначенных для сцены» .

    Творческий взлет. «Глобус»

    В 1590-х гг. (период, который принято считать первым в шекспировском творчестве) Шекспир создает все свои основные хроники а также большинство комедий. В 1595-96 годах написана трагедия «Ромео и Джульетта», вслед за ней - «Венецианский купец» - первая комедия, которую впоследствии назовут «серьезной».

    Осенью 1599 открывается театр «Глобус». Над входом - крылатые слова: «Весь мир - театр» («Totus mundis agit histrionem»). Шекспир один из его совладельцев, актер труппы и основной драматург. В год открытия «Глобуса» он пишет римскую трагедию «Юлий Цезарь» и комедию «Как вам это понравится», которые разработкой меланхолических характеров открывают путь к созданному годом позже «Гамлету». С его появлением начинается период «великих трагедий» (1601-1606). К ним принадлежат «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1606). Тон комедий теперь посерьезнел, а иногда становится и вовсе мрачным в таких произведениях, как «Троил и Крессида» (1601-1602), «Все хорошо, что хорошо кончается» (1603-1603), «Мера за мера» (1604).

    Неожиданный отъезд в Стратфорд

    28 марта 1603 умирает королева Елизавета. Английский трон переходит к Якову I, сыну казненной Марии Стюарт, наследовавшему корону Шотландии. Новый король подписывает патент, по которому принимает под свое высочайшее покровительство труппу актеров лорда-камергера. Отныне они будут именоваться «слугами его величества короля». После 1606 начинается последний период шекспировского творчества, завершившийся в 1613 его отъездом в родной Стратфорд. В это время создаются трагедии на античные сюжеты («Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский», 1607-08). За ними последовали поздние «романтические» пьесы, в числе которых «Зимняя сказка» и «Буря» (1610-12).

    Причиной неожиданного прекращения столь удачной карьеры драматурга и отъезда из столицы была, по всей видимости, болезнь. В марте 1616 Шекспир составляет и подписывает завещание, которое впоследствии вызовет так много недоумений насчет его личности, авторства и станет поводом к тому, что назовут «шекспировским вопросом». Принято считать, что Шекспир умер в тот же день, что и родился - 23 апреля. Два дня спустя последовало погребение в алтаре церкви Святой Троицы на окраине Стратфорда, в метрической книге которой об этом и была сделана запись.

    При жизни Шекспира его произведения не были собраны. Отдельно печатались поэмы, сборник сонетов. Пьесы первоначально появлялись в так называемых «пиратских изданиях» с испорченным текстом, за которыми в виде опровержения следовало, как правило, издание, подготовленное автором. По формату эти издания носят название кварто (quarto). После смерти Шекспира усилиями его друзей-актеров Хеминга и Конделла было подготовлено первое полное издание его сочинений, включающее 36 пьес, так называемое Первое Фолио (The First Folio). Восемнадцать из них ранее вообще не печатались.

    «Шекспировский вопрос»

    Источником огорчений и сомнений для биографов Шекспира послужило его завещание. В нем говорится о домах и имуществе, о кольцах на память для друзей, но ни слова - о книгах, о рукописях. Как будто умер не великий писатель, а заурядный обыватель. Завещание стало первым поводом задать так называемый «шекспировский вопрос»: а был ли Уильям Шекспир из Стратфорда автором всех тех произведений, которые мы знаем под его именем?

    Вот уже сто лет находится немало сторонников отрицательного ответа: не был, не мог быть, поскольку был необразован, не путешествовал, не учился в университете. Стратфордианцами (сторонники традиционной версии) и антистратфордианцами было приведено множество остроумных доводов. Было предложено более двух десятков кандидатов в «Шекспиры». Среди наиболее популярных претендентов философ Фрэнсис Бэкон и предшественник Шекспира в деле преобразования драматического искусства, величайший из «университетских умов» Кристофер Марло. Однако в основном искали среди лиц титулованных: назывались графы Дерби, Оксфорд, Рэтленд - права последнего были поддержаны и в России. Полагали, что только присущее им образование, положение в обществе и при дворе, возможность путешествовать, открывали широкий обзор жизни, который есть в пьесах. У них могли быть причины скрывать свое настоящее имя, на которое якобы пятном позора по тогдашним представлениям легло бы ремесло драматурга.

    Однако в пользу Шекспира свидетельствует главный аргумент: его имя при жизни появилось на десятках изданий отдельных пьес, поэм, на сборнике сонетов. О Шекспире говорили как об авторе этих произведений. Сразу после смерти Шекспира двое его друзей-актеров издали его произведения, а четыре поэта, включая величайшего из современников Шекспира его друга Бена Джонсона, восславили его. И ни разу никакие опровержения или разоблачения не последовали. Никто из современников и потомков, вплоть до конца 18 в. не усомнился в шекспировском авторстве. Можно ли предположить, что тайна, в которую должны были быть посвящены десятки людей, хранилась столь ревностно?

    А как объяснить, что драматург следующего поколения Уильям Давенант, прекрасно осведомленный в театральных делах и сплетнях, придумал легенду, по которой получалось, что его мать - «Смуглая леди» сонетов, а сам он - родной сын Шекспира из Стратфорда-он-Эйвон? Чем тут было гордиться?

    Шекспировская тайна, безусловно, существует, но это не биографическая загадка, а тайна гения, которому сопутствует то, что поэт-романтик Джон Китс назовет «негативной способностью» Шекспира, его поэтическим зрением - видеть все и ничем не обнаружить своего присутствия. Уникальная шекспировская тайна, которая принадлежит личности и времени, когда личное впервые прорезывает безличность бытия, а великий драматург, на века вперед создавший портретную галерею новой эпохи, скрывает лишь одно лицо - свое собственное.

    Шекспир завершает процесс создания национальной культуры и английского языка; его творчество подводит трагический итог всей эпохе европейского Возрождения. В восприятии последующих поколений складывается образ Шекспира как всеобъемлющего гения, который у истоков Нового времени создал галерею его человеческих типов и жизненных ситуаций. Пьесы Шекспира по сей день составляют основу мирового театрального репертуара. Большинство из них было многократно экранизировано для кино- и телеэкрана.

    © Мировая литература от античности до Ренессанса / [авт. текста Н. В. Хаткина]. - М. : Мир книги, 2008. - С.191

    Примечание к биографии:

  • Фантастика в творчестве автора (раздел подготовлен VuDu)

    Шекспир в своём творчестве периодически обращался к сказочным, легендарным, сюжетам, делая их базой для целого произведения или вкраплением в него.

    «Сон в летнюю ночь» - известнейшая сказочная пьеса, одним из поводов написания которой называется празднование королевой Елизаветой I дня св. Иоанна Крестителя (празднование рождества Иоанна Крестителя связано со множеством поверий и легенд). Действия разворачиваются в преддверии свадьбы герцога Афинского Тезея и царицы амазонок Ипполиты. На страницах пьесы читатель увидит легендарного эльфа Пэка, известного шутника и проказника, встретится и с повелителем волшебной страны, царём фей и эльфов Обероном.

    Другую свою пьесу, «Зимнюю сказку», автор не только насыщает сказочными элементами, он и саму географическую и историческую реальности «преображает»: даёт Богемии (ныне Чехия) выход к морю, Гермиону, жену короля Сицилии, делает дочерью русского императора, Дельфийский оракул с материка (где и находятся Дельфы) «переселяется» на остров.

    Говоря о сказочных пьесах, конечно, стоит обратить внимание на комедию «Буря» (комедией пьеса является лишь номинально, фактически - трагикомедия), в которой рассказано о судьбах волшебника Просперо и его слуги, духе воздуха Ариэле.

    К сказочным произведениям часто относят и пьесу «Двенадцатая ночь», действие которой происходит в вымышленной (сказочной) стране Иллирия. В то же время стоит отметить, что в то время был распространён таковой «географический» приём: берётся название далёкой-далёкой страны (которой к моменту написания уже может и не быть) и используют её в сюжете без всяких привязок к реальным географии и истории.