Фёдор Шаляпин - золотой бас России. Федор Шаляпин - великий русский певец

Великие исполнители ХХ века

Фёдор Шаляпин. Царь-бас

Как Сабинин в опере Глинки, я восклицаю:
«Радость безмерная!»
Великое счастье на нас с неба упало!
Новый, великий талант народился...

(В. Стасов)

Мы живём в то удивительное время, когда чудеса стали обычным, повседневным явлением. Благодаря одному из таких чудес и мы сейчас, так же как когда-то Владимир Васильевич Стасов, можем воскликнуть: «Радость безмерная!» - слышим голос Шаляпина.

Царь-бас

«Про Шаляпина кто-то сказал, - писал В. И. Немирович-Данченко, - когда Бог создавал его, то был в особенно хорошем настроении, создавая на радость всем».

Этот голос, однажды услышав, действительно невозможно забыть. К нему возвращаешься вновь и вновь, несмотря на несовершенство старых грамзаписей. Прекрасные голоса были и до, и после Шаляпина, но с его высоким «бархатным» басом, отличавшимся невероятной выразительностью, сравниться могут немногие. И завораживает слушателя не только уникальный тембр, но и то, насколько точно и тонко удавалось певцу передать малейшие оттенки чувств, заложенных в произведении, будь то оперная партия, народная песня или романс.

Шаляпин поднял вокальное искусство на новую высоту, преподав уроки музыкальной правды тем, кто был рядом, и щедро поделившись своими секретами с грядущими поколениями артистов.

А история жизни русского Царь-баса – это урок для всех. В каких бы условиях ты ни жил, коль есть в тебе искра таланта – иди за мечтой, трудись, стремись к совершенству… И всё получится.

С 24 сентября 1899 года Шаляпин - ведущий солист Большого и одновременно Мариинского театров, с триумфальным успехом гастроли за рубежом. В 1901 году в миланском «Ла Скала» он с огромным успехом поёт партию Мефистофеля в одноименной опере А. Бойто с Энрико Карузо , дирижировал А. Тосканини. Мировую славу русского певца утвердили гастроли в Риме (1904), Монте-Карло (1905), Оранже (Франция, 1905), Берлине (1907), Нью-Йорке (1908), Париже (1908), Лондоне (1913/14).

Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций. Эффект художественного перевоплощения изумлял слушателей, - тут не только внешний облик, но и глубокое внутреннее содержание, которое передавала вокальная речь певца. В создании ёмких и сценически выразительных образов певцу помогает его необычайная многогранность: он и скульптор, и художник, пишет стихи и прозу. Такая разносторонняя одарённость великого артиста напоминает мастеров эпохи Возрождения, - не случайно современники сравнивали его оперных героев с титанами Микеланджело.

Искусство Шаляпина перешагнуло национальные границы и повлияло на развитие мирового оперного театра. Многие западные дирижёры, артисты и певцы могли бы повторить слова итальянского дирижёра и композитора Д. Гавадзени: «Новаторство Шаляпина в сфере драматической правды оперного искусства оказало сильное воздействие на итальянский театр... Драматическое искусство великого русского артиста оставило глубокий и непреходящий след не только в области исполнения русских опер итальянскими певцами, но и в целом, на всём стиле их вокально-сценической интерпретации, в том числе произведений Верди ...»

Особое значение имело участие Шаляпина в «Русских сезонах» как пропагандиста русской музыки, прежде всего творчества М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова . Он был художественным руководителем Мариинского театра (1918), выборным членом директорий Большого и Мариинского театров. Выехав в 1922 году за границу на гастроли, Шаляпин не вернулся в Советский Союз, жил и умер в Париже (в 1984 году прах Шаляпина перенесён на Новодевичье кладбище в Москве).

Крупнейший представитель русского исполнительского искусства, Шаляпин, был равно велик и как певец, и как драматический актёр. Его голос - удивительный по гибкости, тембровому богатству - звучал то с проникновенной нежностью, задушевностью, то с разящим сарказмом.

Мастерски владея искусством фразировки, тончайшей нюансировки, дикции, певец насыщал каждую музыкальную фразу образным смыслом, наполнял её глубоким психологическим подтекстом. Шаляпин создал галерею разнохарактерных образов, раскрывая сложный внутренний мир своих героев.

Вершинными творениями артиста явились образы Бориса Годунова («Борис Годунов» М. П. Мусоргского) и Мефистофеля («Фауст» Шарля Гуно и «Мефистофель» Арриго Бойто). Среди других партий: Сусанин («Иван Сусанин» М. И. Глинки), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Иван Грозный («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Дон-Кихот («Дон-Кихот» Ж. Массне).

Шаляпин был выдающимся камерным певцом: чутким интерпретатором вокальных произведений М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского , А. Г. Рубинштейна , Р. Шумана, Ф. Шуберта, а также проникновенным исполнителем русских народных песен. Выступал и в качестве режиссёра (постановки оперы «Хованщина», «Дон Кихот»). Снимался в кино. Ему принадлежат также скульптурные, живописные работы.

Память об артисте увековечена в городе его детства – Казани. К 125-летию со дня рождения здесь был открыт первый в мире городской памятник Ф. И. Шаляпину работы скульптора Андрея Балашова. Он занял место на пьедестале возле Богоявленского собора, в котором когда-то крестили Шаляпина, на центральной улице города.

Арии из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского

Больше всех композиторов Шаляпин любил Мусоргского. И пел его так, что кажется, будто всё, созданное Мусоргским, создано именно для Шаляпина. А между тем...

«Большое моё огорчение в жизни, что не встретил Мусоргского. Он умер до моего появления в Петербурге. Моё горе…»

Да, они никогда не знали друг друга. Впрочем, нет, это не так. Мусоргский Шаляпина действительно не знал. И об этом очень грустно думать. Как был бы счастлив Модест Петрович Мусоргский, если бы услышал, увидел в исполнении Шаляпина своего царя Бориса, своего Варлаама, Пимена, Досифея, всех своих мужиков, которых с такой любовью, с такой огромной болью и состраданием воспел в музыке.

А Шаляпин знал Мусоргского. Он понимал и любил его, как самый близкий друг. Сердцем большого художника он чувствовал каждую мысль его музыки, знал в ней каждую ноту. Все сочинения Мусоргского, которые мог спеть бас, были в его репертуаре. В опере «Борис Годунов» - три басовых партии. И все три исполнял Шаляпин.

Мы знаем, что Шаляпин был не только великим певцом, но и великим актёром. И хотя мы никогда не видели, как играет Шаляпин, мы понимаем это, глядя на его портреты в ролях. Трудно поверить, что это один и тот же человек, что это всё - Шаляпин.

И ведь не только грим и костюм так меняют артиста.

Борис Годунов . У Бориса Годунова сильное, волевое лицо; это красивый, мужественный человек с острым, пытливым взглядом. Но где-то в глубине его умных, прекрасных глаз бьётся, кричит большая тревога, почти отчаяние.

Слушание: М. Мусоргский. Монолог Бориса (пролог) «Скорбит душа…» из оперы «Борис Годунов», в исполнении Ф. Шаляпина.

Дочь Шаляпина, Ирина, вспоминает:

«Поднялся занавес, и под колокольный звон, «ведомый под руки боярами», появился царь Борис.

Скорбит душа...

Мы слушаем, как поёт Шаляпин. Красивый, сочный, густой, хочется сказать - царственный голос. Только в царственном этом величии нет покоя. В голосе ясно слышится тревога и печаль. Смутно на душе у царя Бориса. Не радует его колокольный звон, не радует торжественное избрание на царство. Но Борис Годунов - человек сильной воли. Он переборол свою тревогу. И вот уже по-русски широко:

А там сзывать народ на пир…

Словно обнял всех этот могучий, щедрый бас:

Всем вольный вход; все гости дорогие…

Слушание: М. Мусоргский. Монолог Бориса «Достиг я высшей власти...» (2 действие) из оперы «Борис Годунов», в исполнении Ф. Шаляпина.

Пимен - совсем другой. Много знает этот старик. Многое видит. Он спокоен и мудр, его не мучают угрызения совести, оттого его взгляд так прям и покоен. Помните, у Пушкина: «Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Пимен пишет перед лампадой» .

Приглушённо звучат голоса струнных в оркестре, неторопливо, однообразно нанизывается нотка за ноткой. Словно тихий шелест гусиного пера по старинному пергаменту, словно тянется затейливая вязь славянского письма, повествуя о «минувшей судьбе родной земли».

Ещё одно, последнее сказанье и летопись окончена моя...

Мудрый усталый голос. Очень стар этот человек. Из голоса Шаляпина исчезла вся страстность, вся напряжённость, которая так потрясала нас в Борисе. Сейчас он звучит совсем ровно, совсем спокойно. И в то же время есть в нём какая-то неуловимая характерность. Что-то он напоминает. Но что? Впрочем, вам он может и ничего не напомнить: вы, наверное, не слышали никогда церковного пения. Разве только в кино. А Шаляпин хорошо знал, как поют священники: всегда хоть немного, но «в нос», чуточку гнусавя. Вслушайтесь в голос Шаляпина Пимена... Певец придаёт ему еле заметный «церковный» оттенок. Он чувствует, что этого требует музыка Мусоргского.

Почти весь монолог Пимена звучит неторопливо, раздумчиво. Но в голосе Шаляпина нет однообразной, скучной монотонности. Если в партии Бориса его можно сравнить с палитрой художника, на которой вы видите самые разные краски - и синюю, и жёлтую, и зелёную, и красную, то голос Шаляпина-Пимена - это как бы палитра с разными оттенками одной краски (мне почему-то представляется - лиловой) от густого тёмного до светлого; размытого.

Слушание: М. Мусоргский. Монолог Пимена (1 действие) из оперы «Борис Годунов», в исп. Ф. Шаляпина.

Варлаам . Вот он, весь как на ладони - неряшливый, обрюзгший, полупьяный бродяга. Но стоит взглянуть в его глаза, сразу видишь: нет, совсем не так прост этот беглый монах,- глаза у него умные, хитрые и очень недобрые.

Каким представляет его себе сам Шаляпин?

«Мусоргский с несравненным искусством передал бездонную тоску этого бродяги... Тоска в Варлааме такая, что хоть удавись, а если удавиться не хочется, то надо смеяться, выдумать этакое разгульно-пьяное, будто бы смешное...»

Вот почему такие глаза у Варлаама-Шаляпина.

В трагедии Пушкина роль Варлаама очень небольшая. Больших монологов у него нет. И Мусоргский, создавая своего Варлаама, не стал выдумывать ему какие-то специальные арии. Но помните, у Пушкина сказано: «Варлаам запевает песню «Как во городе было во Казани»?

Всезнающий Стасов разыскал подлинный текст этой старинной русской песни, которая рассказывает о том, как царь Иван Васильевич Грозный брал Казань. Эта песня и стала первой характеристикой Варлаама. А вместо второй, указанной у Пушкина песни Варлаама «Молодой чернец постригся», Варлаам Мусоргского поёт песню «Как едет ён».

Две песни и рассказывают нам о характере Варлаама. И как рассказывают! Особенно если Варлаама поёт Шаляпин.

Мы слушаем первую песню - «Как во городе было во Казани» и понимаем, что Шаляпин, говоря о том, как он представляет себе своего Варлаама, открыл нам не всё, что есть в его беглом монахе.

Как и с порохом, та бочка закружилася,
По подкопам, по подкопам покатилася,
Да и грохнула...

О нет, не только пьяный разгул слышится в голосе Варлаама. Стасов говорит, что Варлаам «распевает зверообразно и люто». Он говорит это о музыке Мусоргского, но и Шаляпин поёт именно так – «зверообразно и люто». Огромная сила - дремучая, неуёмная – чувствуется в этом человеке. Вырвется она когда-нибудь на волю!.. И вырывается.

«Впоследствии, - пишет Стасов, - этот самый Варлаам могучей рукой поднимет грозную народную бурю против иезуитов, забредших в Россию с Лжедмитрием» . Речь идёт о сцене, которая в дореволюционные времена была запрещена цензурой. Это финальная сцена оперы - народное восстание под Кромами, в котором Варлаам играет очень важную роль.

Вот вам и беглый пропойца-монах!

Три роли - три разных человека. У таких разных людей, конечно, и голоса должны быть совершенно разными. Но раз мы говорим о Шаляпине, то вполне понятно, что голос будет у всех один - незабываемый шаляпинский бас. Его узнаешь всегда, если слышал хоть один раз.

Слушание: М. Мусоргский. Песня Варлаама (1 действие) из оперы «Борис Годунов», в исполнении Ф. Шаляпина.

Рондо Фарлафа из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

Ф. И. Шаляпин исполнял в опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» партии Руслана и Фарлафа, и именно во второй роли он, по словам А. Гозенпуда, достиг вершины, превзойдя своих знаменитых предшественников.

Дерзость, хвастовство, безудержная наглость, опьянение собственным «мужеством», зависть и злоба, трусость, сластолюбие, вся низость натуры Фарлафа раскрывались Шаляпиным в исполнении рондо без карикатурного преувеличения, без подчёркивания и нажима. Здесь певец достигал вершины вокального исполнительства, с виртуозной лёгкостью побеждая технические трудности.

Слушание: М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила», в исполнении Ф. Шаляпина.

Песня варяжского гостя из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»

Песня Варяжского гостя в исполнении Шаляпина - суровая, воинственная и мужественная: «О скалы грозные дробятся с рёвом волны». Тембр низкого мужского голоса и густая звучность духовых, преимущественно медных инструментов, хорошо гармонирует со всем обликом Варяга - отважного воина и морехода.

Партия Варяжского гостя таит в себе огромные художественные возможности, позволяющие создать яркий сценический образ.

Слушание: Н. Римский-Корсаков. Песня Варяжского гостя из оперы «Садко», в исполнении Ф. Шаляпина.

Ария Ивана Сусанина «Ты взойдёшь моя заря…» из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин»

«Шаляпинский Сусанин – это отражение целой эпохи, это виртуозное и таинственное воплощение народной мудрости, той мудрости, что в тяжёлые годы испытаний спасла Русь от погибели».

(Эдуард Старк)

Арию Сусанина Шаляпин с блеском исполнил на закрытом дебюте в Мариинском театре, когда приехал из провинции покорять столицу и был принят на императорскую сцену в день своего полного совершеннолетия 1 (13) февраля 1894 года.

Это прослушивание состоялось по рекомендации покровителя искусств, крупного чиновника Т. И. Филиппова, известного своей дружбой с русскими композиторами и писателями. В доме Филиппова юный Шаляпин встречался с сестрой М. И. Глинки Людмилой Ивановной Шестаковой, которая осыпала молодого певца похвалами, услышав в его исполнении арию русского национального героя.

Иван Сусанин в творчестве Фёдора Шаляпина сыграл судьбоносную роль. Весной 1896 года певец решает на лето ехать в Нижний Новгород. Там происходит его встреча с С. И. Мамонтовым – Саввой Великолепным, промышленником и меценатом, реформатором оперного театра, создателем Русской Частной оперы и подлинным собирателем талантов. 14 мая спектаклем «Жизнь за царя» с Шаляпиным в главной роли начались регулярные выступления труппы Мамонтова, гастролировавшей в Нижнем Новгороде.

Слушание: М. Глинка. Ария Сусанина «Ты взойдёшь моя заря» из оперы «Иван Сусанин», в исп. Ф. Шаляпина.

Шаляпин был необычайно музыкален. Он не просто понимал и знал музыку, он жил в ней, музыка пронизывала всё его существо. Каждый звук, каждое дыхание, жест, каждый шаг - всё было подчинено ей.

Великий певец всегда «выбирал» из богатейшего арсенала технических приёмов именно тот, которого требовал от него музыкальный образ. Шаляпин полностью отдаёт свой голос на службу музыке. Он люто ненавидит певцов, которые главным в своей деятельности считают собственное пение.

«Ведь вот знаю певцов с прекрасными голосами, управляют они своими голосами блестяще, то есть могут в любой момент спеть и громко и тихо... но почти все они поют только ноты, приставляя к этим нотам слоги или слова... Поёт такой певец красиво... Но если этому очаровательному певцу нужно в один вечер спеть несколько песен, то почти никогда одна не отличается от другой. О чём бы он ни пел, о любви или ненависти. Не знаю, как реагирует на это рядовой слушатель, но лично мне после второй песни делается скучно сидеть в концерте».

Не думайте, однако, что глубокое понимание музыки пришло к Шаляпину само собой. Были у него и ошибки, и неудачи, и срывы. Была неудовлетворённость собой. Так было даже с обожаемым им Мусоргским.

«Мусоргскому я упорно не изменял, исполнял его вещи на всех концертах, в которых выступал. Я пел его романсы и песни по всем правилам кантиленного искусства - давал рёберное дыхание, держал голос в маске и вообще вёл себя, как порядочный певец, а Мусоргский выходил у меня тускло...»

Так было в молодости. И Шаляпин пробует, репетирует, добивается. По-шаляпински страстно он рвётся к знаниям, жадно впитывает всё, что кажется ему нужным для достижения единственной цели. Цель эта - служение музыке.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Опера «Иван Сусанин»:
Ария Сусанина «Ты взойдёшь моя заря...» , mp3;
Глинка. Опера «Руслан и Людмила»:
Рондо Фарлафа, mp3;
Мусоргский. Опера «Борис Годунов»:
Монолог Бориса (пролог), mp3;
Монолог Пимена (1 действие), mp3;
Песня Варлаама (1 действие), mp3;
Монолог Бориса (2 действие), mp3;
Римский-Корсаков. Опера «Садко»:
Песня Варяжского гостя, mp3;
(все произведения в исполнении Фёдора Шаляпина)
3. Сопровождающая статья, docx.

Федор Иванович Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в Казани, в бедной семье Ивана Яковлевича Шаляпина, крестьянина из деревни Сырцово Вятской губернии. Мать, Евдокия (Авдотья) Михайловна (урожденная Прозорова), родом из деревни Дудинской той же губернии. Уже в детском возрасте Федор обладал красивым голосом (дискант) и часто подпевал матери, «подлаживая голоса». С девяти лет пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал, но вынужден работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика, переписчика. В двенадцать лет участвовал в спектаклях гастролировавшей в Казани труппы в качестве статиста. Неуемная тяга к театру приводила его в различные актерские труппы, с которыми он кочевал по городам Поволжья, Кавказа, Средней Азии, работая то грузчиком, то крючником на пристани, часто голодая и ночуя на скамейках.

"…По-видимому, и в скромном амплуа хориста я успел выказать мою природную музыкальность и недурные голосовые средства. Когда однажды один из баритонов труппы внезапно, накануне спектакля, почему-то отказался от роли Стольника в опере Монюшко «Галька», а заменить его в труппе было некем, то антрепренер Семенов-Самарский обратился ко мне - не соглашусь ли я спеть эту партию. Несмотря на мою крайнюю застенчивость, я согласился. Это было слишком соблазнительно: первая в жизни серьезная роль. Я быстро разучил партию и выступил.

Несмотря на печальный инцидент в этом спектакле (я сел на сцене мимо стула), Семенов-Самарский все же был растроган и моим пением, и добросовестным желанием изобразить нечто похожее на польского магната. Он прибавил мне к жалованью пять рублей и стал также поручать мне другие роли. Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого…

В этот первый мой сезон я спел еще Фернандо в «Трубадуре» и Неизвестного в «Аскольдовой могиле». Успех окончательно укрепил мое решение посвятить себя театру".

Затем молодой певец перебрался в Тифлис, где брал бесплатные уроки пения у известного певца Д. Усатова, выступал в любительских и ученических концертах. В 1894 году пел в спектаклях, проходивших в петербургском загородном саду «Аркадия», затем в Панаевском театре. Пятого апреля 1895 года дебютировал в партии Мефистофеля в опере «Фауст» Ш. Гуно в Мариинском театре.

В 1896 году Шаляпин был приглашен С. Мамонтовым в Московскую частную оперу, где занял ведущее положение и во всей полноте раскрыл свой талант, создав за годы работы в этом театре целую галерею незабываемых образов в русских операх: Иван Грозный в «Псковитянке» Н. Римского-Корсакова (1896); Досифей в «Хованщине» М. Мусоргского (1897); Борис Годунов в одноименной опере М. Мусоргского (1898) и др. «Одним великим художником стало больше», - писал о двадцатипятилетнем Шаляпине В. Стасов.

Общение в мамонтовском театре с лучшими художниками России (В. Поленовым, В. и А. Васнецовыми, И. Левитаном, В. Серовым, М. Врубелем, К. Коровиным и другими) давало певцу мощные стимулы для творчества: их декорации и костюмы помогали в создании убедительного сценического образа. Ряд оперных партий в театре певец подготовил с тогда еще начинающим дирижером и композитором Сергеем Рахманиновым. Творческая дружба объединяла двух великих художников до конца жизни. Рахманинов посвятил певцу несколько романсов, в том числе «Судьба» (стихи А. Апухтина), «Ты знал его» (стихи Ф. Тютчева).

Глубоко национальное искусство певца восхищало его современников. «В русском искусстве Шаляпин - эпоха, как Пушкин», - писал М. Горький. В опоре на лучшие традиции национальной вокальной школы Шаляпин открыл новую эру в отечественном музыкальном театре. Он сумел удивительно органично соединить два важнейших начала оперного искусства - драматическое и музыкальное, - подчинить свой трагедийный дар, уникальную сценическую пластику и глубокую музыкальность единому художественному замыслу.

С 24 сентября 1899 года Шаляпин - ведущий солист Большого и одновременно Мариинского театров, с триумфальным успехом гастролирует за рубежом. В 1901 году в миланском «Ла Скала» он с огромным успехом поет партию Мефистофеля в одноименной опере А. Бойто с Э. Карузо, дирижировал А. Тосканини. Мировую славу русского певца утвердили гастроли в Риме (1904), Монте-Карло (1905), Оранже (Франция, 1905), Берлине (1907), Нью-Йорке (1908), Париже (1908), Лондоне (1913/14). Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций. Эффект художественного перевоплощения изумлял слушателей, - тут не только внешний облик, но и глубокое внутреннее содержание, которое передавала вокальная речь певца. В создании емких и сценически выразительных образов певцу помогает его необычайная многогранность: он и скульптор, и художник, пишет стихи и прозу. Такая разносторонняя одаренность великого артиста напоминает мастеров эпохи Возрождения, - не случайно современники сравнивали его оперных героев с титанами Микеланджело. Искусство Шаляпина перешагнуло национальные границы и повлияло на развитие мирового оперного театра. Многие западные дирижеры, артисты и певцы могли бы повторить слова итальянского дирижера и композитора Д. Гавадзени: «Новаторство Шаляпина в сфере драматической правды оперного искусства оказало сильное воздействие на итальянский театр… Драматическое искусство великого русского артиста оставило глубокий и непреходящий след не только в области исполнения русских опер итальянскими певцами, но и в целом, на всем стиле их вокально-сценической интерпретации, в том числе произведений Верди…»

"Шаляпина привлекали характеры сильных людей, охваченных идеей и страстью, переживающих глубокую душевную драму, а также яркие острокомедийные образы, - отмечает Д.Н. Лебедев. - С потрясающей правдивостью и силой раскрывает Шаляпин трагедию несчастного, обезумевшего от горя отца в «Русалке» или мучительный душевный разлад и угрызения совести, испытываемые Борисом Годуновым.

В сочувствии к человеческим страданиям проявляется высокий гуманизм - неотъемлемое свойство прогрессивного русского искусства, зиждущегося на народности, на чистоте и глубине чувств. В этой народности, наполнявшей все существо и все творчество Шаляпина, коренится сила его таланта, тайна его убедительности, понятности каждому, даже неискушенному человеку".

Шаляпин категорически против наигранной, деланной эмоциональности: «Всякая музыка всегда так или иначе выражает чувства, а там, где есть чувства, механическая передача оставляет впечатление страшного однообразия. Холодно и протокольно звучит эффектная ария, если в ней не разработана интонация фразы, если звук не окрашен необходимыми оттенками переживаний. В этой интонации… которую я признавал обязательной для передачи русской музыки, нуждается и музыка западная, хотя в ней меньше, чем в русской, психологической вибрации».

Для Шаляпина характерна яркая, насыщенная концертная деятельность. Слушателей неизменно восхищало исполнение им романсов «Мельник», «Старый капрал», «Титулярный советник» Даргомыжского, «Семинарист», «Трепак» Мусоргского, «Сомнение» Глинки, «Пророк» Римского-Корсакова, «Соловей» Чайковского, «Двойник» Шуберта, «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал» Шумана.

Вот что писал об этой стороне творческой деятельности певца замечательный русский музыковед академик Б. Асафьев:

«Шаляпин пел истинно камерную музыку, бывало, так сосредоточенно, так вглубь, что казалось, он с театром ничего общего не имеет и никогда не прибегает к требуемому сценой акценту на аксессуарах и видимости выражения. Совершенное спокойствие и сдержанность овладевали им. Например, помню „Во сне я горько плакал“ Шумана - одно звучание, голос в тишине, эмоция скромная, затаенная, - а исполнителя словно нет, и нет этого крупного, жизнерадостного, щедрого на юмор, на ласку, ясного человека. Звучит одиноко голос - и в голосе все: вся глубь и полнота человеческого сердца… Лицо неподвижное, глаза выразительные донельзя, но по-особенному, не так, как, скажем, у Мефистофеля в знаменитой сцене со студентами или в саркастической серенаде: там они горели злобно, с издевкой, а тут глаза человека, ощутившего стихию скорби, но понявшего, что только в суровой дисциплине ума и сердца - в ритме всех своих проявлений - человек обретает власть и над страстями и над страданиями».

Пресса любила подсчитывать гонорары артиста, поддерживая миф о баснословном богатстве, о жадности Шаляпина. Что с того, что этот миф опровергают афиши и программы множества благотворительных концертов, известные выступления певца в Киеве, Харькове и Петрограде перед огромной рабочей аудиторией? Досужая молва, газетные слухи и сплетни не раз вынуждали артиста браться за перо, опровергать сенсации и домыслы, уточнять факты собственной биографии. Бесполезно!

В годы Первой мировой войны гастрольные поездки Шаляпина прекратились. Певец открыл на свои средства два лазарета для раненых солдат, но не рекламировал свои «благодеяния». Юрист М.Ф. Волькенштейн, который много лет вел финансовые дела певца, вспоминал: «Если б только знали, сколько через мои руки прошло денег Шаляпина для помощи тем, кто в этом нуждался!»

После Октябрьской революции 1917 года Федор Иванович занимался творческим переустройством бывших императорских театров, был выборным членом дирекций Большого и Мариинского театров, руководил в 1918 году художественной частью последнего. В том же году был первым из деятелей искусств, удостоенных звания народного артиста Республики. Певец стремился уйти от политики, в книге своих воспоминаний он писал: «Если я в жизни был чем-нибудь, так только актером и певцом, моему призванию я был предан безраздельно. Но менее всего я был политиком».

Внешне могло показаться, что жизнь Шаляпина благополучна и творчески насыщенна. Его приглашают выступать на официальных концертах, он много выступает и для широкой публики, его награждают почетными званиями, просят возглавить работу разного рода художественных жюри, советов театров. Но тут же звучат резкие призывы «социализировать Шаляпина», «поставить его талант на службу народу», нередко высказываются сомнения в «классовой преданности» певца. Кто-то требует обязательного привлечения его семьи к выполнению трудовой повинности, кто-то выступает с прямыми угрозами бывшему артисту императорских театров… «Я все яснее видел, что никому не нужно то, что я могу делать, что никакого смысла в моей работе нет», - признавался артист.

Конечно, Шаляпин мог защитить себя от произвола ретивых функционеров, обратившись с личной просьбой к Луначарскому, Петерсу, Дзержинскому, Зиновьеву. Но находиться в постоянной зависимости от распоряжений даже столь высоких руководящих лиц административно-партийной иерархии артисту унизительно. К тому же и они часто не гарантировали полной социальной защищенности и уж никак не вселяли уверенности в завтрашнем дне.

Весной 1922 года Шаляпин не вернулся из зарубежных гастролей, хотя продолжал некоторое время считать свое невозвращение временным. Значительную роль в случившемся сыграло домашнее окружение. Забота о детях, страх оставить их без средств к существованию заставляли Федора Ивановича соглашаться на бесконечные гастроли. Старшая дочь Ирина осталась жить в Москве с мужем и матерью, Полой Игнатьевной Торнаги-Шаляпиной. Другие дети от первого брака - Лидия, Борис, Федор, Татьяна - и дети от второго брака - Марина, Марфа, Дассия и дети Марии Валентиновны (второй жены), Эдуард и Стелла, жили вместе с ними в Париже. Шаляпин особенно гордился сыном Борисом, который, по словам Н. Бенуа, добился «большого успеха как пейзажист и портретист». Федор Иванович охотно позировал сыну; сделанные Борисом портреты и зарисовки отца «являются бесценнейшими памятниками великому артисту…».

На чужбине певец пользовался неизменным успехом, гастролируя почти во всех странах мира - в Англии, Америке, Канаде, Китае, Японии, на Гавайских островах. С 1930 года Шаляпин выступал в труппе «Русская опера», спектакли которой славились высоким уровнем постановочной культуры. Особый успех в Париже имели оперы «Русалка», «Борис Годунов», «Князь Игорь». В 1935 году Шаляпина избрали членом Королевской академии музыки (вместе с А. Тосканини) и вручили диплом академика. В репертуаре Шаляпина было около 70 партий. В операх русских композиторов он создал непревзойденные по силе и жизненной правде образы Мельника («Русалка»), Ивана Сусанина («Иван Сусанин»), Бориса Годунова и Варлаама («Борис Годунов»), Ивана Грозного («Псковитянка») и многие другие. Среди лучших партий в западноевропейской опере - Мефистофель («Фауст» и «Мефистофель»), Дон Базилио («Севильский цирюльник»), Лепорелло («Дон Жуан»), Дон Кихот («Дон Кихот»). Столь же велик был Шаляпин в камерно-вокальном исполнительстве. Здесь он привнес элемент театральности и создал своеобразный «театр романса». Его репертуар включал до четырехсот песен, романсов и произведений камерно-вокальной музыки других жанров. В число шедевров исполнительского мастерства вошли «Блоха», «Забытый», «Трепак» Мусоргского, «Ночной смотр» Глинки, «Пророк» Римского-Корсакова, «Два гренадера» Р. Шумана, «Двойник» Ф. Шуберта, а также русские народные песни «Прощай, радость», «Не велят Маше за реченьку ходить», «Из-за острова на стрежень».

В 20-30-е годы им сделано около трехсот грамзаписей. «Люблю граммофонные записи… - признавался Федор Иванович. - Меня волнует и творчески возбуждает мысль, что микрофон символизирует собой не какую-то конкретную публику, а миллионы слушателей». Певец был очень требователен к записям, среди его любимых - запись «Элегии» Массне, русских народных песен, которые он включал в программы своих концертов на протяжении всей творческой жизни. По воспоминанию Асафьева, «широкое, могучее неизбывное дыхание великого певца насыщало напев, и, слышалось, нет предела полям и степям нашей Родины».

24 августа 1927 года Совет народных комиссаров принимает постановление о лишении Шаляпина звания народного артиста. В возможность снятия с Шаляпина звания народного артиста, о чем поползли слухи уже весной 1927 года, Горький не верил: «Звание же народного артиста, данное тебе Совнаркомом, только Совнаркомом и может быть аннулировано, чего он не делал, да, разумеется, и не сделает». Однако на деле все произошло иначе, совсем не так, как предполагал Горький…

Федор Шаляпин – русский оперный и камерный певец. В разное время он был солистом в Мариинском и Большом театрах, а также в Метрополитен-опера. Поэтому творчество легендарного баса широко известно и за пределами его родины.

Детство и юность

Федор Иванович Шаляпин родился в Казани в 1873 году. Его родители были приезжими крестьянами. Отец Иван Яковлевич переселился из Вятской губернии, он занимался необычной для крестьянина работой – служил писчим в управлении земства. А мать Евдокия Михайловна была домохозяйкой.

В детстве у маленького Феди заприметили красивый дискант, благодаря чему он был отправлен в церковный хор певчим, где и получил основы знаний музыкальной грамоты. Помимо пения в храме, отец отдал мальчика на обучение к сапожнику.

Закончив несколько классов начального образования с отличием, юноша отправляется на работу помощником писаря. Эти годы потом Фёдор Шаляпин будет вспоминать как самые скучные в его жизни, ведь он был лишен главного в его жизни - пения, так как в это время его голос переживал период ломки. Так бы и шла по накатанной карьера юного архивариуса, если бы однажды он не попал на представление Казанского оперного театра. Магия искусства навсегда захватила сердце юноши, и он решается на смену деятельности.


В 16 лет Фёдор Шаляпин с уже оформившимся басом проходит прослушивание в оперный театр, но с треском проваливает его. После этого он обращается в драматический коллектив В. Б. Серебрякова, в который его берут на должность статиста.

Постепенно молодому человеку стали поручать вокальные партии. Уже через год Фёдор Шаляпин исполнил партию Зарецкого из оперы «Евгений Онегин». Но в драматической антрепризе он долго не задерживается и уже спустя пару месяцев устраивается хористом в музыкальную труппу С. Я. Семёнова-Самарского, с которой уезжает в Уфу.


По-прежнему Шаляпин остаётся талантливым самоучкой, который после нескольких комически провальных дебютов обретает сценическую уверенность. Молодого певца приглашают в странствующий театр из Малороссии под руководством Г. И. Деркача, с которым он совершает ряд первых поездок по стране. Путешествие приводит Шаляпина в конечном счёте в Тифлис (ныне – Тбилиси).

В столице Грузии талантливого певца замечает педагог по вокалу Дмитрий Усатов, в прошлом знаменитый тенор Большого театра. Он берет на полное обеспечение небогатого юношу и занимается с ним. Параллельно с уроками Шаляпин работает исполнителем басовых партий в местном оперном театре.

Музыка

В 1894 году Федор Шаляпин поступает на службу в Императорский театр Санкт-Петербурга, но строгость, царящая здесь, начинает его быстро тяготить. По счастливой случайности на одном из спектаклей его замечает благотворитель и переманивает певца к себе в театр. Обладая особым чутьем на таланты, меценат обнаруживает в молодом темпераментном артисте невероятный потенциал. Он предоставляет Федору Ивановичу полную свободу у себя в коллективе.

Федор Шаляпин - "Очи Чёрные"

Во время работы в труппе Мамонтова Шаляпин раскрыл свои вокальные и артистические способности. Он перепел все знаменитые басовые партии русских опер, таких как «Псковитянка», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Русалка», «Жизнь за царя», «Борис Годунов» и «Хованщина». Его исполнение роли в «Фаусте» Шарля Гуно до сих пор остаётся эталонным. Впоследствии он воссоздаст похожий образ в арии «Мефистофель» в театре «Ла Скала», чем заслужит успех у мировой публики.

С начала XX столетия Шаляпин вновь появляется на подмостках Мариинки, но уже в роли солиста. Со столичным театром он гастролирует по странам Европы, попадает на сцену Метрополитен-оперы в Нью-Йорке, не говоря уже о регулярных выездах в Москву, в Большой театр. В окружении знаменитого баса можно заметить весь цвет творческой элиты того времени: И. Куприн, итальянские певцы Т. Руффо и . Сохранились фото, где он запечатлен рядом со своим близким другом .


В 1905 году Фёдор Шаляпин особенно отличился сольными выступлениями, на которых он пел романсы и знаменитые на тот момент народные песни «Дубинушка», «Вдоль по Питерской» и другие. Все средства от этих концертов певец пожертвовал на нужды рабочим. Такие концерты маэстро превращались в настоящие политические акции, чем в дальнейшем Федор Иванович снискал себе почет у советской власти. К тому же дружба с первым пролетарским писателем Максимом Горьким обезопасила семью Шаляпина от разорения во время «советского террора».

Фёдор Шаляпин - "Вдоль по Питерской"

После революции новая власть назначает Фёдора Ивановича руководителем Мариинского театра и присуждает ему звание Народного артиста РСФСР. Но в новом качестве певец проработал недолго, так как с первыми же заграничными гастролями 1922 года он иммигрировал с семьёй за границу. Больше он на подмостках советской сцены не появлялся. Спустя годы советское правительство лишило Шаляпина звания Народного артиста РСФСР.

Творческая биография Фёдора Шаляпина – это не только его вокальная карьера. Помимо пения, талантливый артист увлекался живописью и скульптурой. Также он снялся в кино. Ему досталась роль в одноименной кинокартине Александра Иванова-Гая, а также он участвовал в съёмках фильма немецкого режиссёра Георга Вильгельма Пабста «Дон Кихот», где Шаляпин исполнил главную роль знаменитого борца с ветряными мельницами.

Личная жизнь

С первой женой Шаляпин познакомился в молодости, во время работы в антрепризном театре Мамонтова. Девушку звали Иола Торнаги, она была балериной итальянского происхождения. Несмотря на темперамент и успех у женщин, молодой певец решил связать себя узами брака как раз с этой утонченной женщиной.


За годы совместной жизни Иола родила Федору Шаляпину шестерых детей. Но даже такое семейство не удержало Фёдора Ивановича от кардинальных изменений в жизни.

Находясь на службе в Императорском театре, ему приходилось часто жить в Санкт-Петербурге, где он и завёл вторую семью. Сначала со своей второй супругой Марией Петцольд Фёдор Иванович встречался тайно, так как она была тоже замужем. Но впоследствии они стали жить вместе, и Мария родила ему ещё троих детей.


Двойная жизнь артиста продолжалась до момента его отъезда в Европу. На гастроли предусмотрительный Шаляпин выехал в составе всей второй семьи, а через пару месяцев к нему в Париж поехали пять детей от первого брака.


Из большой семьи Федора в СССР остались только его первая жена Иола Игнатьевна и старшая дочь Ирина. Эти женщины стали хранительницами памяти оперного певца на родине. В 1960 году старая и больная Иола Торнаги переехала в Рим, но перед отъездом она обратилась к министру культуры с просьбой – создать в их доме на Новинском бульваре музей Федора Ивановича Шаляпина.

Смерть

В последнее турне по странам Дальнего Востока Шаляпин отправился в середине 30-х годов. Он дает свыше 50 сольных концертов в городах Китая и Японии. После этого, вернувшись в Париж, артист почувствовал себя нехорошо.

В 1937 году врачи диагностировали у него онкологическое заболевание крови: Шаляпину остается год жизни.

Скончался великий бас у себя в парижской квартире в начале апреля 1938 года. Долгое время его прах был захоронен на французской земле, и только в 1984 году по ходатайству сына Шаляпина его останки перенесли в могилу на Новодевичьем кладбище Москвы.


Правда, многие историки считают кончину Федора Шаляпина довольно странной. Да и доктора в один голос твердили, что лейкемия с таким богатырским телосложением и в таком возрасте встречается крайне редко. Также существуют свидетельства, что после гастролей по Дальнему Востоку оперный певец в Париж вернулся в болезненном состоянии и со странным «украшением» на лбу – шишкой зеленоватого цвета. Доктора утверждают, что подобные новообразования возникают при отравлении радиоактивным изотопом или фенолом. Вопросом, что же случилось с Шаляпиным на гастролях, и задался краевед из Казани Ровель Кашапов.

Мужчина считает, что Шаляпина «убрала» советская власть как неугодного. В свое время он отказался вернуться на родину, плюс ко всему, через православного священника оказывал материальную помощь бедным русским эмигрантам. В Москве его поступок назвали контрреволюционным, направленным на поддержку Белой эмиграции. После такого обвинения о возвращении уже не шло и речи.


Вскоре певец вступил с властью в конфликт. Его книга «История моей жизни» была напечатана иностранными издательствами, а разрешение на печать они получили у советской организации «Международная книга». Шаляпина возмутило столь бесцеремонное распоряжение авторскими правами, и он подал в суд, который обязал СССР выплатить ему денежную компенсацию. Разумеется, в Москве это расценили как враждебные действия певца против советского государства.

А в 1932 году он написал книгу «Маска и душа» и издал ее в Париже. В ней Федор Иванович в жесткой форме высказался по отношению к идеологии большевизма, к советской власти и в частности к .


Артист и певец Федор Шаляпин

В последние годы жизни Шаляпин проявлял максимальную осторожность и подозрительных лиц к себе в квартиру не пускал. Но в 1935 году певец получил предложение об организации гастрольного тура в Японии и Китае. А во время гастролей в Китае неожиданно для Федора Ивановича ему предлагают дать концерт в Харбине, хотя изначально выступление там не планировалось. Краевед Ровель Кашапов уверен, что как раз там доктору Витензону, сопровождавшему Шаляпина в этом туре, был вручен аэрозольный баллон с отравляющим веществом.

Аккомпаниатор Федора Ивановича, Жорж де Годзинский, в своих воспоминаниях утверждает, что перед выступлением Витензон осмотрел горло певца и, несмотря на то, что нашел его вполне удовлетворительным, «побрызгал ментолом». Годзинский рассказывал, что дальнейшие гастроли проходила на фоне ухудшающегося здоровья Шаляпина.


В феврале 2018 года исполнилось 145 лет со дня рождения великого русского оперного певца. В доме-музее Шаляпина на Новинском бульваре в Москве, где жил Федор Иванович с семьей с 1910 года, почитатели творчества широко отметили его юбилей.

Арии

  • Жизнь за царя (Иван Сусанин): Ария Сусанина «Чуют правду»
  • Руслан и Людмила: Рондо Фарлафа «О, радость! Я знал»
  • Русалка: Ария Мельника «Ох, то-то все вы, девки молодые»
  • Князь Игорь: Ария Игоря «Ни сна, ни отдыха»
  • Князь Игорь: Ария Кончака «Здоров ли, князь»
  • Садко: Песня Варяжского гостя «О скалы грозные дробятся с рёвом волны»
  • Фауст: Ария Мефистофеля «Спустилась тьма»
Великий русский певец Федор Иванович Шаляпин соединил в своем творчестве два качества: актерское мастерство и уникальные вокальные данные. Был солистом Большого и Мариинского театров, а также Метрополитен Опера. Один из величайших оперных певцов.

Детство Федора Шаляпина

Будущий певец родился в Казани 13 февраля 1873 года. Родители Федора Шаляпина обвенчались в январе 1863 года, а через 10 лет у них родился сын Федор.

Отец работал архивариусом в земской управе. Мать Федора – Евдокия Михайловна была обычной крестьянкой из села Дудинцы.

Уже в детстве стало ясно, что у маленького Федора музыкальный талант. Обладая красивым дискантом, он пел в слободском церковном хоре и на деревенских праздниках. Позже мальчика стали приглашать петь и в соседние церкви. Когда Федор с похвальной грамотой окончил 4 класс, его отдали в учение к сапожнику, затем к токарю.

В 14 лет мальчик начал работать в земской управе Казанского уезда писарем. Зарабатывал 10 рублей в месяц. Однако о музыке Шаляпин никогда не забывал. Научившись нотной грамоте, Федор старался все свое свободное время посвящать музыке.

Начало творческой карьеры певца Федора Шаляпина

В 1883 году Федор впервые попал в театр на постановку пьесы П.П.Сухонина «Русская свадьба». Шаляпин «заболел» театром и старался не пропускать ни одного спектакля. Больше всего мальчику нравилась опера. А самое большое впечатление на будущего певца произвела опера М. И. Глинки «Жизнь за царя». Отец отправляет сына в училище учиться на столяра, однако когда заболела мать, Федор был вынужден вернуться в Казань, чтобы ухаживать за ней. Именно в Казани Шаляпин начинает пытаться устроиться на работу в театр.

Наконец в 1889 году его принимают статистом в престижный хор Серебрякова. До этого Шаляпина в хор не приняли, а взяли какого-то долговязого, страшно окающего юношу. Через несколько лет, познакомившись с Максимом Горьким, Федор рассказал ему о своей первой неудаче. Горький усмехнулся и сказал, что этим окающим юношей был он, правда и его быстро изгнали из хора ввиду полного отсутствия голоса.

А первое выступление статиста-Шаляпина закончилось провалом. Ему была поручена роль без слов. Кардинал, которого играл Шаляпин, вместе со свитой должен был просто пройти по сцене. Федор очень волновался и постоянно повторял свите: «Делайте все как я!».

Едва вступив на сцену, Шаляпин запутался в красной кардинальской мантии и упал на пол. Свита, помня о наставлениях, последовала за ним. Кардинал так и не смог подняться и пополз через всю сцену. Едва ползущая свита во главе с Шаляпиным оказалась за кулисами, режиссер от всей души дал пинка «кардиналу» и спустил его с лестницы!

Первую сольную роль - роль Зарецкого в опере «Евгений Онегин» -Шаляпин исполнил в марте 1890 года.

В сентябре того же года Шаляпин переезжает в Уфу и начинает петь в местной опереточной труппе Семенова-Самарского. Постепенно Шаляпину стали поручать небольшие роли во многих спектаклях. После окончания сезона Шаляпин присоединился к странствующей труппе Деркача, с которой он гастролировал по городам России, Средней Азии и Кавказа.

Жизнь Федора Шаляпина в Тифлисе

Как и для многих других великих представителей русской литературы и искусства Тифлис сыграл очень важную роль и в жизни Шаляпина. Здесь он познакомился с бывшим артистом Императорских театров, профессором Усатовым. Прослушав певца, Усатов сказал: «Оставайтесь учиться у меня. Денег за учебу я не возьму». Усатов не только «поставил» голос Шаляпину, но помогал ему материально. В 1893 году состоялся дебют Шаляпина на сцене Тифлисского оперного театра.

ЭЙ, УХНЕМ! Русская народная песня. Исполняет: ФЁДОР ШАЛЯПИН.

Через год все партии для баса в тифлисской опере исполнялись Шаляпиным. Именно в Тифлисе Шаляпин приобрел славу и признание, и из певца-самоучки превратился в профессионального артиста.

Расцвет творчества Федора Шаляпина

В 1895 году Федор Шаляпин приезжает в Москву, где заключает контракт с дирекцией Мариинского театра. Первоначально на сцене Императорского театра Федор Иванович исполнял только второстепенные роли.

Встреча с известным меценатом Саввой Мамонтовым положила начало расцвету творчества Шаляпина. Мамонтов пригласил певца на работу в Московскую частную оперу с окладом в три раза превышавшим зарплату в Мариинском театре.

В частной опере по-настоящему раскрылся многогранный талант Шаляпина, а репертуар пополнился многими незабываемыми образами из опер русских композиторов.

В 1899 году Шаляпина пригласили в Большой театр, где он имел ошеломляющий успех. Сценическая жизнь певца превратилась в грандиозный триумф. Он стал всеобщим любимцем. Современники певца так оценивали его уникальный голос: в Москве есть три чуда – Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас – Федор Шаляпин.

Федор Шаляпин. Элегия. Романс. Old Russian Romance.

Музыкальные критики писали, что, видимо, русские композиторы XIXвека «предвидели» появление великого певца, поэтому написали столько замечательных партий для баса: Иван Грозный, Варяжский гость, Сальери, Мельник, Борис Годунов, Досифей и Иван Сусанин. Во многом благодаря таланту Шаляпина, включавшего в свой репертуар арии из русских опер, композиторы Н.А.Римский-Корсаков, А.С.Даргомыжский, М.Мусоргский, М. Глинка получили мировое признание.

В эти же годы певец получает европейскую известность. В 1900 году его приглашают в знаменитый миланский La Scala. Сумма, которая выплачивалась Шаляпину по контракту, на тот период являлась неслыханно высокой. После пребывания в Италии певца стали каждый год приглашать на гастроли за рубеж. Мировая война, революции и гражданская война в России на долгих 6 лет «поставили крест» на зарубежных гастролях певца. В период с 1914 по 1920 годы Шаляпин не выезжал из России.

Период эмиграции

В 1922 году Шаляпин отправляется на гастроли в США. В Советский Союз певец больше не вернулся. На Родине, в свою очередь, приняли решение о лишении Шаляпина звания Народного артиста. Путь в Россию был окончательно отрезан.

За границей Шаляпин пробует силы в новом искусстве – кино. В 1933 году он снимается в фильме «Дон Кихот» режиссера Г.Пабста.

Личная жизнь Федора Шаляпина

Федор Шаляпин был женат дважды. С первой женой, итальянской балериной, Ионой Торнаги певец познакомился в 1898 году в Нижнем Новгороде. В этом браке родилось сразу семеро детей.

Позже, не расторгнув первого брака, Шаляпин сближается с Марией Петцольд. У женщины на тот момент уже было двое детей от первого брака. Они долго тайно встречались. Официально брак был зарегистрирован лишь в 1927 году в Париже.

Память

Умер Шаляпин весной 1938 года в Париже. Великий певец был погребен на кладбище Батиньоль в Париже. Только почти через полвека в 1984 году его сын Фёдор добился разрешения на перезахоронение праха отца в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Повторные похороны прошли со всеми почестями.

А через 57 лет после смерти артиста ему посмертно вернули звание Народного артиста СССР.

Так, наконец, состоялось возвращение певца на Родину.

(12 апреля - день памяти знаменитого русского певца)

Федор Иванович Шаляпин впервые попал в театр в 12 лет в Казани и обомлел, очарованный. Театр свел Федора Ивановича с ума, хотя ему уже приходилось выступать, быть певчим. Театр стал для Федора Ивановича необходимостью. Вскоре он участвовал в спектакле статистом. Одновременно учился в четырехклассном городском училище. Отец хотел, чтобы он стал сапожником, в дальнейшем требовал, чтобы Федор был дворником или учился на столяра, но Федор выбрал судьбу артиста.

В 17 лет, переписывая бумаги по 8 коп. за лист, по вечерам Федор Иванович каждый вечер приходил в оперетку, которую играли в Панаевском саду, там же подписал свой первый контракт - петь в хоре.
В 1880 г. Шаляпин поступил в труппу Семенова-Самарского. Он так полюбил театр, что работал за всех с одинаковым наслаждением: подметал сцену, наливал керосин в лампы, чистил стекла и уже начал петь сольные партии, а в конце сезона после бенефиса получил 50 рублей (целое состояние). Голос певца - высокий бас светлого тембра.

В дальнейшем Федор Иванович странствовал с малороссийской труппой, и, попав в Тифлис, познакомился с профессором пения Усатовым, который, увидев значительное дарование, предложил Шаляпину бесплатные уроки пения. Усатов велел снять комнату получше и взять пианино напрокат. В доме Усатова было все чуждо и необычно: и мебель, и картины, и паркетный пол. Усатов подарил Шаляпину фрак. Учась у Усатова, Федор Иванович исполнял в опере басовые партии. В дальнейшем Усатов одобрил намерение Шаляпина ехать в Москву и дал ему письмо к управляющему конторой императорских театров. Москва ошеломила провинциала своей суетой и пестротой. В конторе императорских театров ему отказали, поскольку сезон был закончен. Шаляпину было предложено ехать в Санкт-Петербург, где он пел в загородном саду Аркадии, а в дальнейшем подписал контракт с дирекцией Мариинского театра. Тотчас же заказал карточки «Артист императорских театров» — Федору Ивановичу очень льстило это звание.
Первый дебют дали в Фаусте. Шаляпин выступил с большим успехом в роли Мефистофеля. Исполнение было несравненное.

Федор Иванович знакомится с известным московским меценатом - Саввой Ивановичем Мамонтовым и начинает петь с 1896 г. в его частной опере в Москве. Мамонтов, отдав должное необычайно богатому дарованию Федора Ивановича, предложил Шаляпину 7200 руб в год. Перед первым спектаклем «Жизнь за царя» Шаляпин очень волновался: а вдруг не оправдает доверия? Но пел успешно. Мамонтов приходил на репетиции, хлопал его по плечу и успокаивал Шаляпина: «Бросьте нервничать, Феденька». В этом театре танцевала балерина Иола Торнаги - итальянка, ставшая первой женой Шаляпина.
Мамонтов очень увлекался русской музыкой: поставили «Царскую невесту» и «Садко». Мамонтов принимал живейшее участие в постановках: сам придумывал разные новшества.
В дальнейшем Шаляпин пел на сцене императорских театров — в Большом в Москве и в Мариинском в Санкт-Петербурге. С 1899 г.Федор Иванович — ведущий солист, однако ему было невыразимо жалко товарищей по театру С.Мамонтова и самого Савву Ивановича.

Шаляпин пользовался громадным успехом: в 1901 г. произвел фурор на сцене в Милане. Бас его был великолепен, невиданной силы и красоты. Это были первые в его жизни зарубежные гастроли, он был приглашен с одной из своих лучших арий - Мефистофеля. Шаляпин занимался итальянским языком, ему выплатили за выступления значительную сумму — 15 000 франков. После Италии Шаляпин становится мировой знаменитостью, его ежегодно приглашали в зарубежные гастроли.
В Париже Шаляпин был украшением Дягилевских сезонов в 1907 г. со своей лучшей ролью царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов». Представление было волнующе прекрасно именно благодаря участию гения - Шаляпина. Александра Бенуа, присутствовавший на спектакле, сказал: «Когда выдается это счастье, когда точно воцаряется на сцене какая-то тайная, всем руководящая сила, тогда испытываешь ни с чем не сравнимое счастье. И чудесное это воздействие настолько бывает сильно, что оно побеждает всякие препятствия».

Его высокое искусство пропагандировало прежде всего творчество русских композиторов М.П.Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова Величайший представитель русской вокальной школы, Шаляпин способствовал необычайному подъему русского реалистического музыкального искусства. Шаляпин был популярен не только как певец, но и как выдающийся артист. Высокий, с выразительным лицом и статной фигурой, Шаляпин поражал зрителей ярким темпераментом и красивейшим голосом, мягким по тембру, и звучащим задушевно в своих лучших ариях Мефистофеля и Бориса Годунова.
С 1922 г. Шаляпин жил во Франции.
12 апреля 1938 г. он скончался. Похоронен в Париже. В 1984 г. его прах перенесен на Новодевичье кладбище в Москве.