Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль") Сочинения по русской литературе

Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые, которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений - рассказ «Старуха Изергиль».

Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о сво­ей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. Цен­тральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произ­ведениям относится рассказ «Старуха Изергиль», которым писа­тель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. Данко - герой третьей части рассказа М. Горького «Ста­руха Изергиль», пожертвовавший собой и спасший свой народ с помощью «горящего сердца». Кратко перескажу легенду о Дан­ко, ставшую основой сюжета трьковского рассказа: «Жили в старину смелые и сильные люди, но однажды пришли иные пле­мена и прогнали их вглубь леса. Они могли либо вернуться назад и сражаться насмерть с врагами, но тогда с ними умерли бы и их заветы. Могли они и идти вперед вглубь непроходимого леса. Так эти люди сидели и думали. Они ослабли от тоскливых дум, и даже кое-кто предлагал сдаться в рабство врагам. Но тут появил­ся Данко, убедил их попытаться пройти страшный лес насквозь и повел их вперед. Однажды гроза грянула над лесом, стало на­столько темно и страшно, что люди разозлились на Данко и захо­тели убить его. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из нее сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало ярче солнца, и люди, очарованные, снова пошли за ним. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. Данко вывел людей из леса в прекрасную степь. Кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассы­павшись в искры, угасло... С тех пор в степи перед грозой видны голубые искры от сердца Данко». Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «даю­щий». Важнейшие слова гордого человека в легенде: «Что сде­лаю я для людей!?» Данко - настоящий герой, мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели - помощи своему наро­ду - он способен на подвиг. Образ Данко воплощает в себе вы­сокий идеал - гуманиста, личность большой духовной красоты, способную к самопожертвованию ради спасения других людей.

Антиподом Данко является другой персонаж рассказа «Старуха Изергиль» - сын женщины и орла, «сверхчеловек» Ларра, презирающий людей («он считает себя первым на зем­ле и, кроме себя, не видит ничего»). Гордость, по мнению ав­тора, - чудеснейшая черта характера. Она делает раба сво­бодным, слабого - сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и «об­щепринятого». Но гордыня порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев и принципов, которая в итоге приводит к ужасным последстви­ям. Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который будучи именно таким - абсолютно свободным - индивидуумом, умирает духовно для всех (и прежде всего для самого себя).

Отличительная черта данного рассказа - резкий контраст, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и темного.

Идейный смысл рассказа дополняется обрисовкой образа повествовательницы - старухи Изергиль. Ее воспоминания о сво­ем жизненном пути - тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль больше всего ценит свободу, она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно».

В рассказе «Старуха Изергиль» Горький рисует исключи­тельные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. Для него Изер­гиль, Данко и Ларра, несмотря на крайнюю противоречивость натуры первой, кажущуюся бесполезность подвига второго и бесконечную отдаленность от всего живого третьего, - под­линные герои, люди, несущие в мир идею свободы в разных ее проявлениях. Однако для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь глав­ное - цель. Цель, которая оправдывала бы существование че­ловека, потому что «цена человека - дело его».

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Доклады по литературе

    • : «Вечные темы» в лирике М.Ю. Лермонтова

      М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обраща­ется к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика. Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермон­тов размышляет о сущности поэтического творчества: Таков поэт: чуть мысль блеснет, ...

    • : «Вечные ценности» в лирике поэтов начала 20 века

      В сложное для России время, в период политического пе­релома, в сложных социально-бытовых условиях русские по­эты обращаются в своих художественных произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании. Например, пейзажное стихотворение И.А. Бунина «Вечер» принадлежит к философской лирике. Лирическое произведе­ние написано в форме сонета....

    • «Житие Александра Невского» - великий памятник литературы Древней Руси

      «Житие Александра Невского» - один из великих памятников древнерусской литературы. Литература Древней Руси - предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних ли­тератур Европы - древнее, чем французская, английская, немец­кая. Ее истоки исследователи относят к X веку. В древнерусской литературе, пишет известнейший исследо­ватель культуры и литературы Древней Руси...

    • «Заветная книга» В.П. Астафьева «Последний поклон» и рассказ «Фотография, на которой меня нет»

      В.П. Астафьев вошел в историю русской литературы XX века как замечательный писатель - прозаик, автор произведений, ставших классическими уже при жизни автора, - это повести «Кража», «Где-то гремит война», «Печальный детектив», «Так хочется жить», монументальное произведение «Царь-рыба», ро­ман «Прокляты и убиты», многочисленные рассказы. На протя­жении многих лет - с 1968 по 1992 год - В....

    • «Записки охотника» И.С. Тургенева как цикл

      Сборник И.. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику нескольких героев, картинки быта, пейзаж,...

    • «И милость к падшим призывал...». В.А. Жуковский и декабристы

      Василий Андреевич Жуковский - широко известный русский поэт, достойный представитель русской классической литерату- 70 ры, основоположник романтического направления в русской ли­тературе. В свое время он был широко известен и почитаем не только как литератор, автор многих стихотворений, баллад и по­эм, по сути, преемник Н.И. Карамзина, но и как крупный обще­ственный деятель, воспитанник...

    • «Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова

      Н.А. Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского произведения, изобразив его как человека с...

    • «Москва моя родина» (Н.В. Гоголь). Москва в жизни писателя

      Н.В. Гоголь родился на Украине, детские годы его прошли в Полтавской губернии. Он очень любил свой край, свой язык, ис­торию и культуру, народные украинские песни, сказания, сказки. Но жизнь сложилась так, что, став достаточно взрослым челове­ком, Гоголь стал жить в России, сначала в Петербурге, а в по­следние годы жизни - в Москве. Он очень полюбил Москву. «Москва моя родина», - писал он...

    • «Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина

      В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов. Связаны рассказы в основном с Мещер­ским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отра­зились и детские впечатления писателя, знание им деревен­ской жизни. За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано око­ло двадцати рассказов этого цикла. Как замечает...

    • «Певец во стане русских воинов». Поэт В.А. Жуковский на войне 1812 года

      В сентябре 1812 года В.А. Жуковский вступил в ополчение, которое шло от Москвы к Можайску, где Кутузов наметил гене­ральную схватку с Наполеоном. В.А. Жуковский принимал непосредственное участие в са­мой кровопролитной и решающей битве - в сражении под Бо­родино 26 сентября 1812 года. Спустя 25 лет в одном из писем В.А. Жуковский расска­зал о том, что произошло утром 26 августа 1812 года, о...

Вопрос о долге, совести и чести по праву можно считать одним из главных в классической литературе. Его пытались решить многие писатели и поэты, и Максим Горький в этом отношении не стал исключением. В романтическом рассказе писателя «Старуха Изергиль» мы находим много размышлений о морали, нравственных идеалах и человеколюбии, а ведь именно эти качества отличают людей, обладающих честью и достоинством. Кроме того, слово «честь», помимо своего основного, имеет и несколько других значений: это непорочность и целомудрие женщины, а также почет и уважение, высказываемое человеку другими людьми. Все эти смысловые оттенки нашли свое отражение в произведении Горького.

Рассказ «Старуха Изергиль» состоит из трех частей (трех глав), в каждой из которых излагается отдельная история. Человеком чести и носителем высоких нравственных идеалов является романтический герой Данко , легенду о котором Изергиль рассказывает автору в третьей главе произведения.

Свою жизнь Данко посвятил служению людям и, когда пришло время, он легко пожертвовал ею ради спасения соплеменников. Для этого сильного и страстного юноши делом чести было вывести своих земляков из дремучего леса. Именно поэтому Данко вырвал из груди своей пламенное сердце и, словно факелом, осветил им путь ко спасению.

    В период романтизма Максим Горький создает рассказ Старуха Изергиль-о женщине, которая жила чувствами, которая не боялась перемен и переменчивости судьбы. Ее любовь, порой безрассудная и беспощадная, руководящая ею, вскоре превратилась в осознанный выбор-Изергиль вышла замуж, потому как поняла, что одними чувствами нельзя прожить.

    Герои ее рассказов-Ларра-человек высокомерный, живущий только своими прихотями и страстями. Он не знает, что такое честь, достоинство, сострадание, а потому за это наказан. Другим чувством руководствуется Данко-спасая людей, он отдает им свое сердце, забывая о себе. И он дорог автору, несмотря на то, что в его поступке, казалось бы, нет логики, разума-зачем так рисковать собой, если твой поступок будет забыт, на твое сердце наступят?

    Таким образом, писатель показывает, что, несмотря на бесконечную остроту чувств, разум также не помешает.

    Условно рассказ этот (впервые напечатанный, кстати, в 1895) делится на 2 части лично для меня: я отдельно восприняла легенду про Ларра (человек-птица) — человечьего в нм оказалось больше чем птичьего: человеческих наказаний не вынес; девушку выбрал рода человеческого; внешне был человеком; и отказ воспринял, как человек.

    Хотя, сам он, в душе для себя был больше, чем человеком — орлом, как отец его.

    Вторая легенда о Данко, который вел людей через страшный и темный лес: когда люди засомневались в нм, он достал свое сердце и осветил им путь — так вывел людей из страшного леса он. А после этого его сердце было растоптано одним из этих людей.

    Третей является сама старуха,которая всю жизнь была возле мужчин и не боялась оставлять их. А старость у не одинокая получилась.

    Если сочинение делала бы я, то в первом случае я бы осветляла тему со стороны победу человеческих чувств над разумом.

    Во втором искренность чувств и самопожертвование ради добра, которые не были оценены по достоинству потому, что сердце Затушили, как спичку просто.

    В третьем случаи я вижу умную женщину, которая умела пользоваться чувствами других к ней; но не оценивала их. Потом (в 40 лет) е той же манерой отплатили — это причинило боль е и осознание того, что прошло е время (Я постарела). Это ощущение пришло от того, что она перестала интересовать мужчин, как женщина.

    Сейчас же она уже рассказывала это без чувств и с пустыми глазами — осталось только тело, которое совсем высохло от отсутствия в нм эмоций.

    Я бы так мыслила, а выводы у каждого свои.

    Что важнее разум или чувство? Герои рассказа Старуха Изергиль часто живут чувствами. Например Данко. Он вырывает свое сердце и освещает им путь, чтобы они выбрались из леса. Зачем он так поступил? Конечно, это сказка. И на самом деле, человек не может вырвать из груди свое сердце. А что хотел сказать нам М. Горький в этой притче? Стоит ли жертвовать собой ради других людей? Например, пожарный спасает ребенка, хотя знает, что сам обгорит и умрет. Сделает ли он это? Совершит ли подвиг? Да это его работа. Но дома у него тоже, возможно, семья и дети. Все это вопросы чести и достоинства.

    Кто-то пожертвует своей жизнью, как Данко. Да, безусловно, он руководствовался чувством. Он не думал о том, оценят его поступок люди или нет.

    Мне кажется, одним чувством жить нельзя. Должен еще и присутствовать разум. Как например, старуха Изергиль. Она, конечно жила чувствами, любила и была любима, возможно. Но разум подсказал ей, что хватит, пора обзаводиться семьей. У некоторых людей не хватает разума, чтобы остановиться в своих бесчестных поступках.

    В сочинении на тему Разум и Чувство в произведении Старуха Изергиль, я бы коротко написала бы о каждом герое из этой повести и затем бы указала бы, чем они руководствовались в воем жизненном выборе: кто разумом, кто чувством:

    В произведении Горького Старуха Изергиль нужно рассмотреть трех главных героев: Ларру, Данко, старуху Изергиль. Эти три героя противопоставляются друг другу.

    В легенде о Ларре, сыне женщины и орла, говорится о крайне эгоистичном и жестоком человеке. Ларра считал себя первым на земле и жил только своими желаниями и исполнением своих желаний. Когда Ларру наказали одиночеством за убийство девушки, то он смеялся. Но с течением времени юноша понял, что одиночество хуже смерти. Он ищет смерти, но смерть не берет его. Ларра обречен на вечные страдания за свой эгоизм и жестокость.

    Второй герой — красивый юноша Данко, который жертвует своей жизнью ради людей. Данко вырывает из груди сердце, чтобы осветить дорогу людям и вывести их из леса. Осознание того, что люди без него погибнут, заставило Данко совершить свой подвиг и пожертвовать собой. Люди сложили легенду о его бессмертном подвиге, о том, что его сердце рассыпалось на миллионы голубых искр, которые появляются перед грозой.

    Третий герой рассказа — старуха Изергиль. Молодая красивая Изергиль жила любовью к мужчинам. Она бросалась в омут с головой ради нового чувства. Изергиль сводила с ума мужчин, разоряла их и бросала, потом не вспоминала о них. Изергиль могла быть великодушной и способной на самопожертвование, но в целом жила для себя.

    Три совершенно разных героя, которым в жизни дано больше, чем другим людям. Они обладают похожими качествами: красивые, молодые, сильные, способные на решительные поступки. Каждый из них распорядился своей жизнью по своему. Жизнь Ларры трагична и предана забвению. Жизнь Данко бессмертна и его сердце светит людям до сих пор.

    Что хотел сказать Горький в своем произведении? Он говорит о том, что ценность человеческой жизни измеряется его поступками. Для писателя идеал человека — это Данко, человек, живущий среди людей и для людей. Данко, Ларра, Изергиль живут не разумом, а чувствами. Если бы герои включили разум, то таких героев просто не было бы и не было бы этих прекрасных легенд.

    В сочинении необходимо рассмотреть три новеллы Максима Горького, каждая из которых раскрывает новую грань одной проблемы. Во имя чего мы живм, что должно руководить нашими поступками — эти вопросы должны быть в центре нашего внимания. Оба юноши — романтические герои новелл — живут только чувствами, но Данко олицетворяет альтруистические чувства, и образ его гордого пылающего сердца — символ бескорыстного служения людям, а проклятый людьми, отверженный небесами и не принятый землй Ларра — яркий пример эгоистичных чувств. Единственный же реальный персонаж — это старуха Изергиль. Е история помогает понять, что чувства должны быть озарены светом любви.

    В каждой новелле есть чувства, везде присутствует образ сердца. А где же разум? Его нест в себе глубокая горьковская мысль о том, что смысл жизни человека — в умении наполнить е служением людям, тогда живые человеческие чувства станут гордо пылать, а не тлеть.

    Тему Разум и Чувство можно неплохо раскрыть на примере произведения Старуха Изергиль.

    В сочинении нужно разобрать трех героев Ларру, Данко, и саму старуху Изергиль, так же этих героев нужно противопоставить друг другу.

    Ларра — эгоистичный челок, не знающий чувств сострадания, живущий только больше прихотями и страстями.

    Данко — человек с добрым сердцем, чувство сострадания в нем возобладает над разумом.

    Старуха Изергиль — женщина, живущая чувствами.

    Рассказ Старуха Изергиль относится к раннему, романтическому периоду творчества М.Горького. Романтический герой действует под воздействием чувств, эмоций. Таковы герои каждой из трх легенд рассказа, которые своими поступками помогают решать вопросы о смысле жизни и истинном предназначении человека.

    Движимый чувством любви и сострадания к своим соплеменникам, ослабшим духом в дремучем и тмном лесу, Данко бертся спасти их. В порыве отчаяния он вырывает сво сердце и, как факелом, освещает путь людям. Однако его подвиг не был оценн, и один осторожный человек растоптал его сердце, но искры рассыпались по степи, напоминая о подвиге отважного юноши. Да, ему не хватило разума, чтобы настроить людей, которые бы поддержали его, но автор в очередной раз с восхищением говорит о безумстве храбрых и сильных духом.

    Герой другой легенды, Ларра, — сын женщины и орла был наказан за сво высокомерие одиночеством и бессмертием. Люди отвергли его за высокомерие и гордыню, а найти сво место среди них он и не пытался.

    Сама же старуха Изергиль, повествующая об этих людях, рассказывает и свою историю. Она много любила и предавалась страстям, пока поняла, что пришло время обзавестись семьй, как мы бы сказали взяться за ум.

    Разум и чувства должны находиться в гармонии, иначе результат может не оправдать ожиданий. Самого же писателя привлекали люди с горячим сердцем, способные на безумные поступки ради людей.

    Думаю что сочинение по рассказу Старуха Изергиль нужно написать начиная с этой крылатой фразы рассказа В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам.

    Конечно это фраза о судьбе Данко, человек который всегда шел навстречу людям.

    Такой характер у Данко сформировался потому, что понимал чувства других людей, сочувствовал им, так как ощущал их чувства.

    Другой персонаж Ларра уходил от этого в свой мир, жил только для себя, слушал только себя, другие ему были просто не интересны.

    Именно это с одной стороны такое разумное поведение привело к одиночеству.

    В жизни тоже так.

    Вроде правильно жить разумно, но с чувствами жить намного интересней.

    Сочинение Разум и Чувство в произведении Старуха Изергиль, как и любое другое сочинение будет состоять из вступления, середины произведения, где используются уточняющие детали и концовки.

    Во вступлении можно написать о писателе Максиме Горьком, когда создавалось данное произведение, о чем оно кратко. Ведь это произведение написано по строению рассказ в рассказе, отметьте это. Далее поразмышляйте о разуме и чувствах в произведении. О том, что нельзя жить одними эмоциями и чувствами. расскажите о поступке Данко, о Ларро, старухе Изергиль и ее рассказах. Подумайте и выложите на листе бумаги, что она хотела сказать своими рассказами. Обязательно все должно быть последовательным.

(По ранним рассказам М. Горького)

Ранние произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения молодого писателя, его философской мысли, его понимания человека и человеческих качеств.

Центральным образом романтических произведений этого периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя народа.

"Макар Чудра» и "Старуха Изергиль" – наглядный пример того, что привлекало Горького в человеке, какие черты характера он хочет видеть в нем, какие качества приветствует

В человеке, а какие, наоборот, осуждает. Во всех историях, рассказанных Макаром Чудрой и старухой Изергиль, присутствует понятие "любовь", и каждый горьковский герой раскрывает его сущность по-своему.

Данко – смелый, благородный юноша – любил свой народ чистой искренней любовью. Он не представлял его в горе и мучениях, поэтому пожертвовал своим светлым сердцем, своей жизнью ради счастья других, даже будучи уверенным, что его никто не поблагодарит. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель – быть полезным народу. Воспевая бескорыстный поступок Данко, Горький будто призывает:

"Люди! Если среди вас есть те, кто вас любит и помогает вам со всей щедростью души, не забывайте их добрых дел и отвечайте им взаимностью!" Образ Данко воплощает в себе идеал гуманиста и личность большой духовной красоты.

Следующая история старухи Изергиль противоположна рассказу о Данко. Описывая поступки сына орла – себялюбца и эгоиста, Горький обличает всех тех, кто наотрез отказывается от своих друзей, своего народа, поднимает голову настолько высоко, что не видит собственных ошибок. Естественно, подобные эгоисты обречены на вечные страдания, и осознание вины их уже не спасет. " Не зря М. Горький использовал образ орла. Ведь орел – птица, которая всегда живет сама в горах, вдали от цивилизации; сама охотится, сама и умирает. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски. "В его глазах, – говорит Изергиль, – было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира". Ларра был обречен на одиночество и счастьем считал для себя лишь смерть.

Идейный смысл рассказа дополняется образом старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути – тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль выше цсего ценит свободу. Она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: "Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно".

А любовь двух цыган, Радды и Лойко – это не обычная любовь между мужчиной и женщиной. В этом случае великое чувство уходит на второй план. Для людей горячей крови, живущих в степях, воля и свобода – самое святое и важное в жизни. Влюбившись друг в друга, цыгане осознают, что могут потерять все это. Они остаются верными традициям своих предков, предпочитая вечную свободу земной любви.

Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего.

В своих ранних произведениях Горький приходит к следующей аксиоме: человек – существо с огромными возможностями, он может создать великое на Земле, принеся счастье и радость людям; но также может за одно мгновение все разрушить, повергнув человечество в пучину страданий.

Итоговое сочинение - это формат экзамена, который позволяет оценить сразу несколько аспектов знаний ученика. Среди них: словарный запас, знание литературы, умение излагать свою точку зрения на письме. Словом, такой формат дает возможность оценить общее владение ученика как языком, так и предметными знаниями.

1. На итоговое сочинение отведено 3 часа 55 минут, рекомендуемый объем - 350 слов.
2. Дата итогового сочинения 2016-2017. В 2016 году оно проводилось 2 декабря 2015 года, 3 февраля 2016 года, 4 мая 2016 года. В 2017 - 7 декабря, 1 февраля, 17 мая.
3. Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.
Целью сочинения является рассуждение, грамотно и четко выстроенная точка зрения ученика с использованием примеров из литературы в рамках заданной темы. Важно отметить, что в темах не указано конкретное произведение для анализа, оно носит надпредметный характер.


Темы итогового сочинения по литературе 2016-2017

Темы формируются из двух перечней: открытого и закрытого. Первый известен заранее, отражает примерные общие темы, они сформулированы как понятия, противоречащие друг другу.
Закрытый перечень тем оглашается за 15 минут до начала сочинения - это более конкретные темы.
Открытый перечень тем итогового сочинения 2016-2017:
1. «Разум и чувство» ,
2. «Честь и бесчестие»,
3. «Победа и поражение» ,
4. «Опыт и ошибки» ,
5. «Дружба и вражда» .
Темы изложены в проблемном ключе, названия тем - антонимы.

Литература, рекомендованная для успешного написания сочинения, публикуется в сети вместе с открытым перечнем тем. Туда входят не только произведения из школьной программы, но и другие шедевры мировой классики. Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение 2016-2017:

1. А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
2. А.П. Чехов «Ионыч»,
3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
4. Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
5. В.А. Каверин «Два капитана»,
6. В.В. Быков «Сотников»,
7. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
8. Генри Марш «Не навреди»,
9. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
10. Джек Лондон «Белый клык»,
11. Джек Лондон «Мартин Иден»,
12. И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
13. И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
14. Л.Н. Толстой «Война и мир»,
15. М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
16. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
17. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
18. Э. Хемингуэй «Старик и море»,
19. Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
20. Э.М. Ремарк «Три товарища».


Аргумент к теме "Честь и бесчестье"

Точка зрения должна быть аргументирована. Для того, чтобы грамотно оформить аргументы, следует привлекать литературный материал, соответствующий теме. Аргумент является главной составляющей сочинения, входит в число критериев оценки. Так, аргумент должен:
1. Соответствовать теме
2. Включать в себя литературный материал
3. Быть вписан в текст логично, в соответствии с общей композицией
4. Быть изложен с помощью качественной письменной речи
5. Быть грамотно оформлен.
К теме "честь и бесчестье" можно взять аргументы из произведений М. А. Шолохова "Судьба человека", А. С. Пушкина "Капитанская дочка", А. А. Лиханова "Чистые камушки".


Примеры итоговых сочинений

Существует ряд шаблонов итоговых сочинений. Они оцениваются по пяти критериям, вот пример сочинения, набравшего высший балл:
Пример сочинения на тему: "Что значит идти дорогой чести?"
Что такое честь, как идти по «дороге чести»? Для этого нужно разобраться, что же значит «честь»: согласно толковому словарю, «Честь - достойные уважения и гордости моральные качества человека». У каждого человека есть нравственные принципы, за которые он должен бороться и отстаивать их. Это и значит выбрать верный путь, жить по своей совести, следовательно, и идти дорогой, которую подсказывает честь. Значит человек, не пренебрегающий принципами, даже в самой тяжелой жизненной ситуации идет дорогой своей чести. Это непростой путь, иногда, чтобы оставаться честным по отношению к себе и своей совести приходится пережить множество трудностей и лишений, но важно помнить, что ведет по этому пути: ваша воля, честь, достоинство.
Такой нравственный выбор отражен в произведении М.А. Шолохова «Судьба человека». Главный герой, Андрей Соколов, попал в плен. Даже в таких условиях он не подавлен духом, высказывает свою точку зрения. За неосторожно сказанные слова его собирались расстрелять. Он мог бы умолять о пощаде, унижаться перед врагами. Но герой готов отстаивать свою честь даже перед лицом смерти. Следующий нравственный выбор совершил заключенный, когда комендант Мюллер вызвал его к себе на допрос - Мюллер пытался спровоцировать Андрея, изнеможенного голодом и тяготами заключения: «… кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: "Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия"». Даже в условиях неволи и лишений герой делает выбор в пользу чести: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!». Немецкий комендант признал моральную победу советского солдата и сохранил ему жизнь. Автор хочет донести до читателя мысль, что честь и достоинство важнее для человека, чем что бы то ни было.
Но вопрос чести стоит не только во время войны, даже в простой жизни, в повседневных заботах человек не должен забывать о ней. Нужно, не взирая ни на обстоятельства, ни на возраст, отстаивать свои права и интересы. Так, в повести «Чистые камушки» А. А. Лиханов рассказывает о мальчике, не побоявшемся дать отпор хулигану Савватею. Задира выбрал учеников начальной школы для своих проказ, каждый день дежурил у здания, грабил и избивал учеников. Но на побоях и грабеже все не заканчивалось, он еще не упускал случая унизить малышей. После нескольких нападений ученик Михаська не выдержал унижений и решил дать отпор, схватил камень и замахнулся на Савватею, но драка не состоялась. Савватея отступил, потому что не ожидал, что его жертвы способны дать отпор, увидел силу Михаськи, не грубую силу удара, а внутреннюю, то мужество, с которым он раньше не сталкивался. Моральная победа осталась за учеником начальной школы, мальчиком, который проявил отвагу, непосильную взрослым и другим детям его возраста. Это и есть моральная победа.
Таким образом, можно сказать, что каждый человек обязан самому себе чувствовать свою дорогу чести, отстаивать свои интересы и помогать людям, которым нужна помощь.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк: