Особенности общения с людьми с ограниченными возможностями. Психология общения

За последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Особенности общения с людьми с ограниченными возможностями

Для многих общение с людьми с ограниченными возможностями становится настоящим испытанием. Люди бояться задеть инвалида неосторожным словом, взглядом, заставить человека почувствовать себя не комфортно.

Основное правило общения с людьми с ограниченными возможностями заключается в том, что вы никогда не должны показывать им свое превосходство и излишнюю сердобольность, и навязчивое сочувствие. Общаться с людьми с ограниченными возможностями нужно так же как вы общаетесь с остальными людьми и вести себя при этом нужно так же как вы ведете себя всегда. И смотреть на людей с ограниченными возможностями на улице нужно так же как вы смотрите на всех остальных. И ни в коем случае не нужно относиться к инвалиду как к ущербной личности. Можно иметь руки и ноги, ходить и бегать, но при этом быть самым несчастным человеком на Земле. И, наоборот, можно не иметь возможности ходить, но при этом иметь настолько богатый внутренний мир и глубокую любовь к жизни, запас оптимизма и душевных сил, что назвать такого человека несчастным просто язык не повернется.

1. При общении с людьми, испытывающие трудности при передвижении

Помните! Инвалидная коляска — это неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без разрешения — то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.

Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее.

Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.

Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.

Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить.

Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.

Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.

Например, в начале разговора сразу присядьте, если есть возможность,причем прямо перед ним.

Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения.

Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.

Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения.

Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

2. При общении с людьми с нарушением слуха


Прежде чем заговорить с человеком, у которого понижен слух, дайте знак, что вы собираетесь ему что-то сказать. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу.

Разговаривая с человеком, у которого плохой слух,смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

Подойдите, если можно, к неслышащему человеку поближе,говорите медленно и отчетливо, но не слишком громко. Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

Чтобы привлечь внимание человека, который плохослышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.

Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо. Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.

Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить,понял ли вас собеседник.

Иногда контакт достигается, если неслышащему говорить шепотом. В этом случае улучшается артикуляция рта, что облегчает чтение с губ.

Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, чтобы она была точно понята.

Если существуют трудности при устном общении,спросите, не будет ли проще переписываться. Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат.

Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.

Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через сурдопереводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.

3. При общении с людьми с нарушением зрения


Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой. Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, низких притолоках и т.п. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.

Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону. Называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих.

Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.

Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан находится по середине стола».

Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если Вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.

Когда Вы общаетесь с группой незрячих людей, не забудьте каждый раз называть того, к кому Вы обращаетесь.

Не заставляйте Вашего собеседника вещать в пустоту: если Вы перемещаетесь, предупредите его.

Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.

Если Вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.

При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад — это неудобно.


Не смущайтесь столь обширному списку того, что правильно, а что неправильно. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите об этом своего собеседника. Не бойтесь задеть его этим — ведь Вы показываете, что искренне заинтересованы в общении. Если Вы стремитесь быть понятым — Вас поймут. Не бойтесь шутить. Шутка, тактичная и уместная, только поможет Вам наладить общение и разрядить обстановку. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте, и тогда все будет хорошо.

Одной из первых социальных потребностей, развивающихся у человека, является потребность в общении. По мнению многих отечественных психологов (Л. С. Выготского, М. И. Лисиной), именно потребность в общении становится ведущим фактором психического развития человека.

Выделяют три основные группы мотивов, связанных с потребностью в общении:
познавательные мотивы (потребность во впечатлениях);
деловые мотивы (потребность в активной деятельности);
личностные мотивы (потребность в признании и поддержке).

Ю. Б. Гиппенрейтер отмечает, что именно эти потребности можно проследить у новорожденного, что доказывается серией экспериментов.

Как известно, развитие общения ребенка тесно связано с развитием его речи. Разумеется, в первые два года жизни это развитие идет высокими темпами.

К концу первого - началу второго месяца жизни у ребенка возникает специфическая реакция на человеческую речь - особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением. На третьем месяце в ответ на речевые обращения взрослого у ребенка появляются собственные речевые реакции, входящие в состав «комплекса оживления». Вместе с речью развивается и эмоциональная сфера ребенка. Специалисты (в частности, В. Н. Белкина, А. Н. Модина) считают, что уже в возрасте 2-3 месяцев появляются первые эмпа-тические реакции.

Примерно с четырех месяцев ребенок начинает различать высказывания взрослых по интонации, что свидетельствует о том, что он уже умеет пользоваться речью как средством эмоционального общения. Под эмоциональным общением понимают общение посредством так называемых выразительных движений, т. е. движений, соответствующих определенному эмоциональному состоянию: поз, мимики, прикосновений, поглаживаний, прижимания к груди, отталкивания и т. д. До шести месяцев общение ребенка со взрослыми имеет сугубо эмоциональный характер.

На шестом месяце жизни ребенок ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но и на ритмику взрослой речи. Во втором полугодии жизни ребенок начинает пользоваться «псевдословами», которые выполняют сигнальную функцию, но не имеют постоянных обобщенных значений. В качестве средства общения вместе с эмоциональными реакциями появляется действие с предметом, поэтому исследователи полагают, что в этот период - к концу первого полугодия - наряду с эмоциональным общением обособляется и предметное общение. Предметное общение - это общение ребенка со взрослыми, основным средством которого является предмет. В процессе такого общения ребенок начинает усваивать общественно обусловленное значение предмета. После 6-8 месяцев у ребенка формируется новый тип общения со взрослыми - ситуативно-деловой, под которым понимается такое общение ребенка со взрослыми в процессе совместных действий с предметами, целью которого является само по себе совместное действие.

К концу первого года жизни ребенок может заражаться отрицательным эмоциональным состоянием близкого - плакать, огорчаться вместе с ним, а также жалеть расстроенного, обиженного человека.

Таким образом ребенок показывает свое сочувствие и сопереживание. Продолжает развиваться эмпатия, присущая довольно длительный период почти всем детям в так называемом чистом виде. Такое эмоциональное состояние прекрасно описывает удивительный знаток детской психологии шведская писательница А. Линдгрен в повести «Эмиль из Ленненберги»: «Ой, мы совсем забыли про Эмиля! Бедняжка, засиделся он в этой столярке! - сказала мама... Маленькая Ида разревелась» (Линдгрен А., 2004. С. 38).

В этот же период у детей появляется довольно устойчивое стремление к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя еще не играют с ними. Кроме того, к концу первого года жизни ребенок уже начинает произносить слова и усваивает семантику слова. В начале второго года жизни ребенка начинается период развития собственно речевого общения. В этот период потребность в общении становится одной из ведущих потребностей ребенка.

К концу второго года жизни словарь ребенка активно пополняется и он начинает говорить уже предложениями. В этот период дети общаются в основном со взрослыми, часто это общение носит форму обращений. А. А. Реан приводит результаты наблюдений С. С. Харина за детьми 2-3-летнего возраста. «Процентное распределение обращений детей ко взрослым по их содержанию следующее: доля предметных обращений - 50 %, деловых - 30, эмоционального плана - 20 %. Таким образом, деловые обращения, связанные с предметной деятельностью, составляют целых 80 % всех обращений ребенка ко взрослому» (Реан, 2003. С. 147).

Общение ребенка 2-3-летнего возраста со взрослыми выполняет следующие важнейшие функции:
осознание своего опыта;
определение способа решения жизненных задач, выхода из различных ситуаций;
систематизация и накопление жизненного опыта.

В этот период жизни в процессе общения со взрослыми у ребенка начинает формироваться эмоциональная реакция на похвалу.

Потребность ребенка в общении существенно изменяется на третьем году его жизни. Как известно, это кризисный возраст. Именно в этом возрасте, по мнению Л. С. Выготского, поступки ребенка начинают мотивироваться не содержанием ситуации, а отношениями с другими людьми. Общение со взрослыми и сверстниками, круг которых к этому периоду уже значительно возрастает, превращается в истинно социальное взаимодействие. Ребенок впервые начинает осваивать правила, нормы взаимодействия в группе. К этому периоду четко проявляются индивидуальные различия коммуникативных способностей у детей. Приблизительно к трем годам у ребенка складывается уже довольно ясное представление о своих возможностях, которое становится основой формирующегося образа самого себя. Образ складывается и подтверждается в условиях взаимодействия индивидуального опыта ребенка и опыта общения с другими людьми.

В возрасте 4-6 лет наблюдается социально-психологический феномен дружбы, под которым понимаются глубокие индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого.

Дружба выполняет множество функций, среди которых особенно выделяются:
развитие самопознания;
формирование чувства причастности;
связи с обществом себе подобных.

М. И. Лисина (1986) в результате исследований выделила четыре основные формы общения, которые проявляются в первые семь лет жизни ребенка: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.
Ситуативно-личностная форма (0-6 месяцев) - общение, в ходе которого взрослый обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных потребностей.
Ситуативно-деловая форма (6 месяцев - 3 года) - общение, разворачивающееся в ходе совместной деятельности со взрослыми.
Неситуативно-познавательная форма (3-4 года) - общение, разворачивающееся на фоне совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с физическим миром.
Внеситуативно-личностная форма (4 года - 6-7 лет) - общение, разворачивающееся на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира.

В возрасте 6-7 лет ребенок попадает в совершенно новую для него социальную ситуацию - школьную среду. Круг общения со сверстниками соответственно значительно расширяется. Ребенок приобретает новые навыки социального взаимодействия с ровесниками, учится заводить друзей.

А. А. Реан и Я. Л. Коломинский (1999) выделяют в школьном возрасте первый и второй круги общения. В первый круг входят те одноклассники, которые являются объектом устойчивого выбора. Ко второму относятся те, с кем ребенок иногда общается, и те, кого он избегает.

Развитие общения со сверстниками знаменует новую стадию эмоционального развития ребенка, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации. Под эмоциональной децентрацией в данном случае понимается способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию эмоций, эмоционального состояния другого человека.

В период, когда ребенок заканчивает начальную школу, т. е. в возрасте 9-10 лет, он теряет интерес к общению со взрослыми и переключает его на одноклассников. По данным Г. Р. Пертенава (1988), в 9 лет интерес ко взрослым типичен для 46,5 % детей, а к 10 годам он падает на 14,1 %, при этом активно снижается интерес к родителям (Реан А. А., 2004). Важно, что общение со сверстниками имеет го-мосоциальный характер, предполагающий общение, в ходе которого ребенок предпочитает общество детей своего же пола.

Вместе с тем общение с одноклассниками способствует усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба.

В начале подросткового возраста общение имеет гомосоциальный характер, позже оно становится гетеросоциальным. Такое развитие общения помогает молодым людям освоить гендерные роли, соответствующее им поведение, принять социальные нормы и ценности.

Однако, как показывают современные исследования (Я. Л. Коло-минский, А. А. Реан, Т. В. Слотина), авторитет родителей у сегодняшних подростков возрастает по сравнению с данными исследований прошлых лет, повышается и ценность семьи. Возможно, это связано с тем, что современная семья очень нестабильна и утратила свои традиционные функции. Разлады между родителями всегда глубоко переживались детьми, особенно подросткового возраста.

В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них - эмоции близости как основы любви, родительских отношений, которые включают в себя радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительности к потребностям ребенка, чувство интереса к нему и восхищение им (Реан А. А., 2004).

В период ранней взрослости специфика развития общения тесно связана с особенностями профессиональной деятельности и самосовершенствованием человека, с созданием собственной семьи, воспитанием детей, а также с проведением свободного времени.

В пожилом возрасте общение большинства людей ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением. В этом возрасте люди нередко теряют своих близких, и с этим часто связано появляющееся чувство одиночества. Одиночество может рассматриваться как одна из форм дефицитного общения. По данным Ю. А. Потаниной, в одиночестве живут около 17 % мужчин и 31,3 % женщин, при этом почти все страдают от чувства одиночества (Реан А. А., 2004).

Таким образом, развитие общения в первые семь лет жизни идет очень высокими темпами, затем совершенствуется, углубляется в подростковом и зрелом возрасте. В пожилом возрасте общение также имеет огромное значение для человека, но приобретает новые оттенки и особенности. На всем протяжении своего развития общение тесно взаимосвязано с деятельностью человека, определяет ее и определяется ею.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Общение - одно из наиболее необходимых условий существования человеческого общества. Его формы и виды чрезвычайно многообразны: от случайного и анонимного обмена репликами в общественном транспорте до задушевного разговора с близким человеком.

Общаемся мы всегда. Даже когда грустим в одиночестве, мы ведем диалог с воображаемым собеседником; даже когда отворачиваемся от случайного попутчика мы «говорим» ему: «Ты мне не интересен».

Наш век характеризуется скоплением огромного числа людей в больших городах, избыточностью и принудительностью ежедневных контактов. В таких случаях анонимность выступает в роли щита, предохраняющего психику человека от эмоциональных перегрузок.

В то же время роль безымянного винтика перестает удовлетворять человека, все сильнее и настойчивее заявляет о себе потребность в неформальных, «сердечных» контактах. И тогда вдруг оказывается, что стремясь к контакту, мы не в состоянии его установить и поддержать, то есть обнаруживается «коммуникативная беспомощность» (А.Б. Добрович).

Своего рода беспомощность может проявляться и в сфере делового общения. Если во время переговоров вам не удается убедить своих партнеров, если рвутся деловые связи, если осложнились отношения с начальством или возникли конфликты с подчиненными - это говорит о наличии коммуникативных проблем.

Общение между супругами в семье, между родителями и детьми также требует в немалой степени определенных коммуникативных навыков.

Разрешение коммуникативных проблем представляет особый интерес для представителей так называемых «коммуникативных» профессий: политических деятелей, руководителей разного ранга, менеджеров, педагогов, врачей, социальных работников, юристов, журналистов и многих других.

Источниками коммуникативной компетентности являются: врожденные особенности личности, воспитание, жизненный опыт, общая эрудиция и специальные методы обучения.

1. Функции и специфика общения

Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающей в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Оба ряда отношений человека: и общественные и межличностные реализуются именно в общении.

Ввиду сложности и емкости феномена общения толкование этого понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.

Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме взаимодействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека по специфике организации речевого сообщения об общей культуре и грамотности.

Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникации. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам:

Адресат - субъект общения;

Адресат - кому направлено сообщение;

Сообщение - передаваемое содержание;

Код - средства передачи сообщения, канал связи;

Результат - то, что достигнуто в итоге сообщения.

По критерию цели общения выделяются восемь функций общения:

Контактная, цель которой - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

Информационная, цель которой - обмен информациями, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и прочее;

Побудительная, цель коей - стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;

Координационная, цель которой - взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной;

Функция понимания, цель которой - не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание - намерений, установок, переживаний, состояний и прочее;

Амотивная, цель которой - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

Функция установления отношений, цель которой- осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в коем действует индивид;

Функция оказания влияния, цель которой - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и прочее.

2. Структура общения

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого его элемента. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны. Это наиболее обобщенная классификация:

Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между людьми; но это не просто передача информации, но и ее формирование, уточнение, развитие. Каждый участник предполагает активность также и в своем партнере, он не может его рассматривать как некий объект. Другой участник тоже как субъект соответственно направляет ему информацию, на него необходимо ориентироваться, то есть анализировать его цели, мотивы, установки.

То есть как интерсубъективный процесс. Но в этом случае нужно полагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера, при том значимая информация.

Коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования, то есть говорят «на одном языке». Это особо важно, потому что коммуникатор и реципиент постоянно в ходе процесса меняются местами. У них должно быть одинаковое понимание ситуации общения.

Интерактивная сторона выражается во взаимодействии партнеров при организации и выполнении совместной деятельности. Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности, неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.

Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. В ходе ее для участников важно не только обмениваться информацией, но и спланировать совместную деятельность. Исследованиями установлены такие виды взаимодействия как содружество, конкуренция и конфликт.

Перцептивная сторона выражается в восприятии одним партнером по общению другого партнера. В отечественно литературе в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека». Это более широкое понимание термина обусловлено исследованиями специальных черт восприятия социальных объектов к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и «поведенческих» характеристик, то есть формирование представлений о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках.

3. Средства общения

Средствами общения являются различные знаковые системы. Прежде всего:

Речь, язык, относящиеся к вербальным средствам общения. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информацию. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказывания), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доходчивость, правильность произношения звуков, слов.

Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке. Если мы говорим» книга», то подразумеваем, что наш собеседник соединяет с этим словом тоже понятие, что и мы. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный «субъективный» смысл, поэтому мы не всегда верно понимаем друг друга.

Речевые звуковые явления: интонация, эмоциональная выразительность, темп речи (быстрый, средний, замедленный), тембр, ритм (равномерный, прерывистый). Сюда входят и неречевые выражения: паузы, смех, покашливания, а также звуковые назализации - «хм-хм», «э - э - э» и другие.

В социальной психологии существует большое количество экспериментальных исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия. Совокупность определенных мер, направленных на это, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика - искусство убеждения посредством речи.

К невербальной стороне общения относится:

Внешние проявления человеческих чувств и эмоций, что является предметом изучения кинессики. Это мимика - движение мышц лица; жестикуляция - жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика - моторика всего тела: позы, осанка, поклоны, походка.

Тексика - прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания.

Проксемика - специальная область, занимающаяся нормами пространственно-временной организации общения; расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

1. интимная зона (15-45 см.), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактичный контакт, прикосновении.

2. Личная или персональная зона (45-120 см.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.

3. Социальная зона (120-400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают.

4. Публичная зона (свыше 400 см.) подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге и прочее.

Мимика - движение мышц лица, - отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70 % информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговоров.

Лоб, брови, рот, глаза, подбородок - эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции - печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения.

В целом можно сказать, что оптико-кинетическая система более или менее отчетливо воспринимается человеком, придает общению нюансы. Но эти нюансы неоднозначны из-за различия национальных культур. Так, если кивок головой у нас означает согласие, то у болгар - отрицание.

И, наконец, «контакт глазами». Этот вид общения идет где-то на интуитивном, подсознательном уровне.

4. Этапы общения

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1) Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2) Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3) Ориентировка в личности собеседника.

4) Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5) Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6) Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7) Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

5. Барьеры общения

Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, а нередко и противоположные желания, стремления, характеры, разное самочувствие.

Чтобы успешно преодолеть такие психологические барьеры, следует вооружиться элементарными знаниями о сущности характеров, потребностей, установок.

Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность - это осознанное и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий.

Установка - сформировавшаяся в человеке неосознанная готовность к определенному поведению, готовность к положительно или отрицательно реагировать на те или иные события, факты. Установка проявляется привычными суждениями, представлениями, поступками. Однажды выработанная, она остается на более или менее длительное время.

Это и есть причины плохой коммуникации, барьеры общения, которые, если говорить коротко, выглядят следующим образом:

А) Стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций.

Б) «Предвзятые представления» - отвержение всего, что не соответствует собственным взглядам.

В) Враждебное отношение к собеседнику (или собеседника к вам) создает трудности в процессе убеждения человека.

Г) Отсутствие внимания, интереса собеседника, пока тот не осознает значения информации для себя.

Д) Пренебрежение фактами, то есть привычка делать выводы, заключения, следуя из поверхностной информации.

Е) Неверный подбор слов, нелогичность.

Ж) Неверный выбор стратегии общения.

6. Стратегии общения

Существуют следующие стратегии общения:

Открытое - закрытое общение;

Монологическое - диалогическое общение;

Ролевое (исходя из социальной роли) - личностное (общение «по душам»).

Открытое общение - желание и умение выразить полно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

Если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»;

В конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одновременное выспрашивание» - полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» - человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

7. Виды общения

Выделяют следующие виды общения:

А) «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости и т.п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Б) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют к нему дальнейший интерес и не скрывают этого.

В) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Г) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Д) Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

Ж) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, обман) в зависимости от особенности личности собеседника.

З) Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

8. Факторы, способствующие контакту

Установление контакта - главная задача первой фазы общения. Установить контакт - значит создать благоприятную, располагающую к беседе атмосферу, привлечь внимание, побудить интерес собеседника к себе.

Так какие же факторы способствуют контакту? Среди свойств характера специалисты обычно выделяют доброжелательность, открытость, искренность, инициативность, умение быть собой, вежливость, тактичность. Про такого человека говорят, что у него легкий характер. А вот обладателя «тяжелого» характера мы характеризуем как человека грубого, бесцеремонного, прямолинейного, негибкого, демонстративного, вспыльчивого. Такие люди обычно выступают провокаторами конфликтов.

Однако характер это лишь один из факторов, определяющих эффективность общения. Другой, не менее важный фактор - психологическая установка по отношению к партнеру. Имея положительную установку мы откровенны и внимательны. При наличии заранее заданных установок, оценок и убеждений, которые имеем задолго до того, как реально начался процесс восприятия и общения, мы скорее нанесем вред общению. К числу установок, способствующих контакту, относятся: одобрение, самоодобрение, эмпатия.

Установка на одобрение означает признание права другого человека чувствовать, думать и поступать так, как он считает для себя возможным. Принять личность другого человека со всеми ее недостатками и достоинствами. Такая установка исключает осуждение и враждебность. В итоге устанавливается доверительная и непринужденная атмосфера. А установка на добро будет «написана» на нашем лице: выражение его будет приветливым и доброжелательным. Взгляд должен быть неоценочным, открытым.

Умение не просто почувствовать, но и прочувствовать, как свое собственное состояние собеседника называют эмпатией. Это «душевно сочувствие», помогающее нам эмоционально живо откликнуться на проблемы другого человека.

Облегчают процесс «настройки» на другого человека «техники присоединения». Так называемые элементы эриксоновского гипноза («гипноз без гипноза»). Если вы хотите эффективно общаться, научитесь быть конгруэнктными (это значит быть созвучными) своему партнеру.

Если люди находятся в эмоциональном контакте, они склонны имитировать движения, жесты, позы, поведенческие реакции друг друга.

Поэтому следует занимать те позы, в которых находится ваш партнер, но не заниматься явным копированием, иначе это будет похоже на передразнивание. Если собеседник сидит в закрытой позиции, вам тоже следует принять закрытую позицию, но другую. Лучше всего отзеркаливать мелкие движения рук, мимики. Мелкие движения менее осознанны.

Другой способ присоединения - это темп. Темп речи, движений. Холерика будут раздражать «заторможенность» флегматика, и наоборот, торопливость речи холерика производит впечатление балаболки на флегматика.

Необходимо искать общее с партнером, например, беседы. Не следует забывать, что «ничто не ласкает так наш слух как звук собственного имени», так что необходимо чаще произносить имя собеседника.

Люди неравнодушны к комплиментам, так называемым «поглаживаниям». Только комплимент должен быть искренним.

Завершение любого акта общения - личного разговора, деловой беседы, публичного выступления - не менее важное и, пожалуй, не менее сложное дело, чем его начало.

Закончить беседу ничуть не легче, чем ее начать. Поэтому выходу из контакта следует уделить не меньше внимания, чем вступлению в контакт.

Заключение

речевой психологический коммуникативный

Владеть психологией общения - значит владеть наукой о практическом использовании психологических механизмов общения для достижения оптимальных результатов в управлении людьми, что так важно людям определенных профессий. Да и всем нам необходимы коммуникативные навыки в нашей повседневной жизни.

На сегодняшний день разработано множество методов по преодолению барьеров, мешающих нормальному общению. Например «Т-группы» со специальным психологическим тренингом (СПТ), куда входят групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика. Все это способствует нормальному установлению контактов между людьми, снимает определенные комплексы неполноценности и помогает найти компромисс в конфликтной ситуации.

Список использованной литературы

1. Э. Цветков. Тайные причины человеческой психики. Санкт-Петербург. 2008 г.

2. М.К. Тутушкина. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии. Санкт-Петербург. 2009 г.

3. С.Ю. Головин. Словарь практического психолога. Минск. 2009 г.

4. Экспресс-справочник для студентов по психологии. Ростов-на-Дону. 2009 г.

5. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Ростов-на-Дону. 2009 г.

6. Н.А. Козлов. Как относиться к себе и людям. Москва. 2008 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Функции и специфика общения. Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона. Вербальные и невербальные средства общения. Факторы, способствующие установлению контакта. Свойства характера, психологические установки, эмпатия.

    реферат , добавлен 08.02.2011

    Становление речевого воздействия как науки в конце ХХ века. Цели общения: информационная, предметная и коммуникативная. Основные способы речевого воздействия: доказывание, убеждение, уговаривание, клянченье, внушение. Нормативные правила общения.

    дипломная работа , добавлен 14.09.2015

    Изучение основ делового общения с точки зрения психологических особенностей человеческого общения. Групповые формы делового общения. Основные этапы деловой беседы. Проведение переговорного процесса. Техника эффективного чтения и писания деловых писем.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2016

    Анализ научной литературы по проблеме общения в юношеском возрасте. Основные формы, уровни и стили общения. Психологические особенности юношеского возраста. Диагностика коммуникативного развития у учащихся и межличностных отношений старшеклассников.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2015

    Роль общения в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Средства общения и способы коммуникативного воздействия. Развитие навыков профессионального общения. Стадии установления психологического контакта. Виды ролевого поведения.

    реферат , добавлен 09.06.2010

    Понятие речевого общения и его основные признаки. Учебное, имитативно-подражательное и аутентичное общение. Речевые ситуации, события и взаимодействия. Важнейшие организационные принципы речевой коммуникации. Доказательность и убедительность речи.

    реферат , добавлен 23.09.2011

    Характеристика признаков человеческого сознания и условий его развития. Примеры недостаточного развития свойств сознания. Изучение основных видов общения. Сущность барьеров общения и причины, по которым их относят к ошибкам восприятия человека человеком.

    контрольная работа , добавлен 17.04.2010

    Способы общения в интернете. Самодостаточность психологических форм зависимостей (аддикций) Ц.П. Короленко. Самый простой и доступный способ общения в сети – электронная почта, ее недостатки. Особенности общения в сети Интернет, влияние на личность.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2015

    Психологическая характеристика процесса общения. Психологические особенности и основы эффективности профессионального общения юристов. Методика установления психологического контакта. Пути предупреждения и разрешения конфликтов в деятельности юристов.

    реферат , добавлен 01.07.2008

    Факторы и причины формирования манипулятивного поведения. Особенности использования скрытого способа воздействия на сознание личности в межличностном общении. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей манипулятивного общения.

Этот тест поможет понять, каковы вы в общении, легко ли с вами вести диалог и как вы при этом относитесь к своему собеседнику. Выберите один из предложенных вариантов ответа.

Вопросы

1. Как вас воспринимают коллеги, знакомые?

А) как очень дружелюбного человека;

Б) как человека самоуверенного;

В) как спокойного и уравновешенного человека.

2. Что вы сделаете, если кто-то без разрешения возьмет с вашего рабочего стола какую-то вещь?

А) отругаете;

Б) заставите вернуть;

В) спросите, не нужно ли ему еще чего-нибудь.

3. Стараетесь ли вы искать пути к примирению после каких-либо конфликтов?

А) всегда;

Б) иногда;

В) никогда.

4. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

А) умеренными и сбалансированными;

Б) несерьезными;

В) радикальными.

5. Какое животное вам более симпатично?

А) медведь;

В) кошка.

6. Легко ли вы вступаете в спор?

В) все зависит от обстоятельств.

7. Что вы делаете, если что-то не удается?

А) смиряетесь;

Б) пытаетесь свалить вину на другого;

В) повторяете попытки снова.

8. Как вы поступите, если вам нагрубили в магазине?

А)стерпите, избегая скандала;

Б) выразите недовольство;

В) нагрубите в ответ.

9. Как вы будете себя вести, если опаздываете на встречу?

А) спокойно;

Б) очень нервно и раздражительно;

В) слегка беспокойно.

10. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?

А) спокойно, едете не спеша;

Б) мчитесь с бешеной скоростью;

В) стараетесь не уступать дорогу, иногда превышая скорость.

11. Как вы себя ведете, если собеседник вас не слушает?

А) раздражаетесь;

Б) тактично намекаете ему на недостаток внимания;

В) разворачиваетесь и уходите.

12. Вы всегда внимательно слушаете своего собеседника?

Б) не всегда;

В) редко.

13. Вы любите быть в центре внимания?

А) всегда;

Б) иногда;

В) для вас это неважно.

14. Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в школе?

А) поговорите с учителем;

Б) устроите скандал обидчикам;

В) посоветуете ребенку дать сдачи.

15. Способны ли вы пойти на компромисс?

А) никогда;

В) все зависит от ситуации.

Инструкции

Подсчитайте набранные вами баллы, опираясь на таблицу.


Результаты теста

24 балла и менее. С вами достаточно легко общаться, но вы слишком миролюбивы. Вам необходимо быть более решительным. Не относитесь к себе столь критически, но вместе с тем не теряйте уважения к окружающим.

25-31 балл. Вы легко сходитесь с окружающими, но иногда с вами бывает тяжело общаться. Во многом ваше поведение зависит от настроения. Не следует поддаваться эмоциям, будьте терпимее. Чаще ставьте себя на место других и только после этого оценивайте ситуацию.

32-45 баллов. Вы достаточно неуравновешенный человек, иногда бываете крайне агрессивны. Нередко вы готовы пожертвовать интересами окружающих. С вами тяжело найти общий язык. Если будете более требовательны и критичны к себе, к своему поведению, а не к окружающим, то, возможно, станете со временем неплохим собеседником.

Конфликтный ли вы человек?

Этот тест поможет вам распознать, насколько вы терпимы к окружающим, можете ли вы нейтрализовать конфликтную ситуацию и насколько вы можете быть сдержанным в такие моменты. Выберите один из предложенных вариантов ответа.

1. Критикуете ли вы начальство за допущенные ошибки?

А) никогда;

Б) да, в зависимости от личного отношения к руководству;

В) всегда.

2. Любите ли вы спорить с коллегами и друзьями?

А) если споры не портят отношений;

Б) только по принципиально важным вопросам;

В) да, всегда.

3. Споря с детьми, признаете ли вы свои ошибки?

4. Можете ли вы вмешаться в спор в общественном транспорте?

Б) да, с удовольствием;

В) только, чтобы отстоять свою точку зрения.

5. Что вы будете делать, если кто-то попытается пролезть вперед вас без очереди?

А) тоже пойдете без очереди;

Б) будете возмущаться, но про себя;

В) выразите свое недовольство.

6. Если вас обсчитали в ресторане, как вы поступите?

А) не дадите чаевых;

В) устроите скандал.

7. Вам предлагают план работы, который кажется вам нерациональным, подвергнете ли вы его критике?

В) в зависимости от обстоятельств.

8. Возмущает ли вас, если кто-то недостаточно хорошо выполняет свои обязанности?

А) да, всегда;

Б) вам все равно;

В) иногда.

Инструкции

Суммируйте полученные баллы.



Результаты теста

6 баллов и менее. Вы совсем не конфликтный человек и легко можете пойти на компромисс. Вас довольно сложно чем-то вывести из себя. С вами легко общаться, но иногда все-таки стоит отстаивать свою точку зрения. Будьте увереннее в себе.

7-11 баллов. Иногда с вами бывает тяжело найти общий язык, но вы все же стараетесь не вступать в конфликтные ситуации. Порой вы предпочитаете находиться в стороне. Но если вы начали спор, то отстаивать свою точку зрения будете до конца, даже несмотря на дружеские отношения. Не поддавайтесь на провокации, будьте сдержаннее.

12-16 баллов. Вы крайне конфликтный человек и иногда бываете настолько агрессивны, что поддерживать с вами дружеские отношения совсем не просто. Кроме всего прочего, вы вспыльчивы по мелочам и часто пытаетесь навязать свое мнение окружающим. Вам следует изменить свое поведение, чтобы не остаться в гордом одиночестве.

Ваш тип отношия оружающим

Ниже представлены характеристики некоего человека. Вам нужно поставить знак «+» против тех определений, которые, как вам кажется, свойственны вам (если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте). Большинство утверждений относятся к одной из восьми групп (I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII). Это необходимо для интерпретации результатов.

1. Другие в основном думают о нем хорошо.

2. Производит благоприятное впечатление на окружающих.

3. Умеет отдавать распоряжения, приказы.

4. Умеет настоять на своем.

5. Обладает чувством собственного достоинства.

6. Независим.

7. Способен сам позаботиться о себе.

8. Иногда безразличен.

9. Может быть суровым.

10. Строг, но справедлив.

11. Может быть искренним.

12. Критичен к другим.

13. Любит поплакаться.

14. Бывает печален.

15. Иногда проявляет недоверие.

16. Часто разочаровывается.

17. Может быть самокритичен.

18. Способен признать свою неправоту.

19. Охотно подчиняется другим.

20. Уступчив.

21. Благороден.

22. Склонен восхищаться и подражать.

23. Уважителен к окружающим.

24. Нуждается в одобрении.

25. Способен к сотрудничеству.

26. Стремится найти общий язык с другими.

27. Дружелюбен, доброжелателен.

28. Внимателен и ласков.

29. Деликатен.

30. Способен к одобрению.

31. Отзывчив.

32. Бескорыстен.

33. Способен вызвать восхищение.

34. Пользуется уважением других.

35. Обладает талантом руководителя.

36. Любит ответственность.

37. Уверен в себе.

38. Самоуверен и напорист.

39. Деловит и практичен.

40. Любит соревноваться.

41. Строг и резок при необходимости.

42. Неумолим, но беспристрастен.

43. Раздражителен.

44. Открыт и прямолинеен.

45. Не любит, чтобы им командовали.

46. Скептичен.

47. На него трудно произвести впечатление.

48. Обидчив и щепетилен.

49. Легко смущается.

50. Неуверен в себе.

51. Уступчив.

52. Скромен.

53. Часто обращается к другим за помощью.

55. Охотно принимает советы.

56. Стремится приносить радость другим.

57. Всегда любезен в обхождении.

58. Дорожит мнением окружающих.

59. Общителен и уживчив.

60. Добросердечен.

61. Вселяет уверенность в окружающих.

63. Заботится о других.

64. Бескорыстен, щедр.

65. Любит давать советы.

66. Производит впечатление важного человека.

67. Любит командовать.

68. Властен.

69. Хвастлив.

70. Надменен.

71. Думает только о себе.

72. Хитер и расчетлив.

73. Нетерпим к ошибкам других.

74. Корыстен.

75. Откровенен.

76. Бывает недружелюбен.

77. Озлоблен.

78. Любит жаловаться.

79. Ревнив.

80. Долго помнит обиды.

81. Склонен к самокопанию.

82. Застенчив.

83. Безынициативен.

84. Кроток.

85. Несамостоятелен.

86. Легко подчиняется.

87. Перекладывает ответственность на других.

88. Часто попадает впросак.

89. Легко попадает под влияние друзей.

90. Доверчив.

91. Доверяет всем без разбора.

92. Всем симпатизирует.

93. Прощает все.

94. Чрезмерно сочувствует окружающим.

95. Великодушен и терпим к недостаткам.

96. Стремится покровительствовать.

97. Стремится к успеху.

98. Ждет восхищения от каждого.

99. Распоряжается другими.

100. Деспотичен.

101. Часто судит о людях по их социальному статусу.

102. Тщеславен.

103. Эгоистичен.

104. Холоден, черств.

105. Язвителен, насмешлив.

106. Злобен, жесток.

107. Подвержен приступам гнева.

108. Бесчувственен, равнодушен.

109. Злопамятен.

110. Часто охвачен духом противоречия.

111. Упрям.

112. Недоверчив и подозрителен.

113. Робок.

114. Стыдлив.

115. Отличается чрезмерной готовностью.

116. Мягкотел.

117. Почти никогда и никому не возражает.

118. Ненавязчив.

119. Нуждается в опеке.

120. Чрезмерно доверчив.

121. Стремится угодить каждому.

122. Со всеми соглашается.

123. Всегда дружелюбен.

124. Всех любит.

125. Снисходителен к окружающим.

126. Старается утешить каждого.

127. Заботится о других в ущерб себе.

128. Портит людей чрезмерной добротой.

Инструкции

За каждый «+» поставьте себе 1 балл. Теперь сложите между собой те баллы, которые относятся к утверждениям одной и той же группы.

Каждая группа представляет собой определенный тип отношения к окружающим. Если в одной из групп вы набрали наибольшее количество баллов, значит, для вас характерен именно такой тип отношения к окружающим.

При этом если вы набрали больше 14 баллов в какой-либо группе, то качества, свойственные типу отношений в данной группе, проявляются у вас чрезмерно сильно, и желательно, чтобы вы научились контролировать свои эмоции.

Если же вы набрали менее 5 баллов, отвечая на вопросы какой-либо группы, значит, характерные для нее черты выражены у вас очень слабо или не выражены вовсе.

Если у вас одновременно получились высокие показатели в группах, для которых характерны противоположные качества, это говорит об изменчивости вашего характера, частой смене настроения и склонности по-разному поступать в аналогичных ситуациях.

13-16 баллов. Вы властны и деспотичны, стараетесь контролировать абсолютно все и всех. Многие считают вас тираном и самодуром.

9-12 баллов. Вы доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер. Вы успешны в работе, в меру контролируете своих подчиненных, требуете к себе уважения.

6-8 баллов. Вы уверены в себе, настойчивы и упорны в достижении цели, хотя и не обязательно при этом проявляете свои лидерские качества.

II. Эгоистичный тип отношения

13-16 баллов. Вы самолюбивы и расчетливы. Стремитесь во всем отыскать выгоду для себя. Часто перекладываете на окружающих свои проблемы, при этом относитесь к ним несколько отчужденно. Вы хвастливы и заносчивы.

6-12 баллов. Эгоистические черты и склонность к соперничеству выражены у вас тем сильнее, чем больше баллов вы набрали, отвечая на вопросы этой группы.

III. Агрессивный тип отношения

13-16 баллов. Вы резки, вспыльчивы, враждебны и жестоки по отношению к окружающим. Иногда это не ограничивается только грубостью с вашей стороны.

9-12 баллов. Вы откровенны и прямолинейны, часто требовательны и строги к окружающим, принципиальны, ироничны, насмешливы, раздражительны.

6-8 баллов. Вы энергичны, настойчивы, целенаправленно идете к намеченной цели.

IV. Подозрительный тип отношения

13-16 баллов. Окружающий мир кажется вам враждебным и злым. Вы обидчивы и злопамятны, постоянно на всех жалуетесь и сомневаетесь во всем.

9-12 баллов. Вы неуверены в себе, из-за этого у вас часто возникают трудности в установлении межличностных отношений. Вы критичны к окружающим, подозрительны, замкнуты, скрытны. Со стороны создается впечатление, что вы разочаровались в людях. Вы бываете ироничны или грубы.

6-8 баллов. Вы трезво и критично оцениваете себя, других и окружающий мир и на все имеете свое мнение.

V. Подчиняемый тип отношения

13-16 баллов. Вы пассивны и склонны всем во всем уступать. Вы часто вините себя в чужих проблемах и считаете себя хуже других. Нуждаетесь в сильном покровителе.

9-12 баллов. Вы застенчивый, кроткий человек, легко смущаетесь и не склонны отстаивать свою позицию.

6-8 баллов. Вы скромны и сдержанны, послушны, добросовестно выполняете свои обязанности, зависите от мнения окружающих.

VI. Зависимый тип отношения

13-16 баллов. Вы тревожны, неуверены в себе, зависимы от других людей. Вас часто мучают навязчивые страхи и опасения.

9-12 баллов. Вы боязливы и послушны. Часто вы отказываетесь отстаивать свою позицию, потому что заранее считаете ее неправильной.

6-8 баллов. Вы добродушны, доверчивы и вежливы. Всегда стараетесь прислушиваться к советам окружающих, более того, доверяете им больше, чем собственному мнению.

VII. Дружелюбный тип отношения

9-16 баллов. Вы очаровательны и любезны со всеми, для вас важно одобрение окружающих. Вы стремитесь со всеми иметь хорошие отношения, невзирая на ситуацию.

6-8 баллов. Вы склонны к сотрудничеству и кооперации. Легко идете на компромисс, сознательно избегаете конфликтных ситуаций, в курсе всех принятых в обществе условностей и правил хорошего тона и следуете им. Вы гибки, общительны, честолюбивы, часто помогаете окружающим, любите чувствовать себя в центре всеобщего внимания.

VIII. Альтруистический тип отношения

9-16 баллов. Вы очень ответственны, всегда жертвуете своими интересами ради окружающих. Сострадаете всем, везде активно предлагаете свою помощь. Принимаете на себя ответственность за других (иногда со стороны это выглядит как лицемерие).

6-8 баллов. Вы ответственный, деликатный, мягкий, добрый человек, умеете сострадать, успокаивать и заботиться об окружающих. Вы бескорыстны и отзывчивы.

Для этого необходимо вместо римских цифр подставить количество баллов, которые вы получили в соответствующих группах.

Доминирование = (I–V) + 0,7(VIII + II–IV–VI).

Дружелюбие = (VII–III) + 0,7(VIII–II–IV + VI).

Положительные результаты по обоим параметрам в целом характеризуют вас как уверенного в себе и общительного человека.

Положительные результаты по первому параметру и отрицательные по второму говорят о вашей властности и черствости.

Отрицательные по первому параметру и положительные по второму – об уступчивости и зависимости.

Отрицательные показатели по обоим параметрам – о скрытности и отчужденности.

Ваш уровень общительности

Тест поможет определить ваш уровень коммуникабельности.

Для этого необходимо правдиво ответить на следующие вопросы.

1. Переживаете ли вы в ожидании важной деловой встречи?

В) иногда.

2. Если вам поручат выступить с докладом на каком-либо мероприятии, вызовет ли это у вас чувство дискомфорта?

В) иногда.

3. Вы откладываете поход к врачу до последнего момента?

В) иногда.

4. Если вам предстоит командировка в незнакомый город, постараетесь ли вы избежать этой командировки?

В) иногда.

5. Вы делитесь своими мыслями и чувствами с кем бы то ни было?

В) иногда.

6. Вас раздражает, когда незнакомые люди на улице обращаются к вам с вопросом?

В) иногда.

7. Вы думаете, что людям разных поколений действительно трудно понимать друг друга?

В) иногда.

8. Вам сложно будет сказать человеку, чтобы он вернул вам деньги, взятые у вас несколько месяцев назад?

В) иногда.

9. Вам подали некачественное блюдо в кафе. Промолчите ли вы?

В) иногда.

10. Вы заговорите с незнакомым человеком, оставшись с ним наедине?

В) иногда.

11. Обнаружив в кассе, магазине, библиотеке длинную очередь, вы встанете в нее?

В) иногда.

12. Вам неприятно быть судьей в чужих конфликтах?

В) иногда.

13. Вы всегда оцениваете произведения искусства на свой вкус, не прислушиваясь к чужому мнению?

В) иногда.

14. Если кто-то выскажет ошибочную точку зрения на хорошо известный вам вопрос, вы предпочтете промолчать и не исправлять его?

В) иногда.

15. Просьбы помочь в учебе или работе раздражают вас?

В) иногда.

16. Вам проще изложить свое мнение на бумаге, чем рассказать о нем?

В) иногда.

Инструкции

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «нет» – 0 баллов, за ответ «иногда» – 1 балл.

Затем суммируйте все баллы и сравните полученный результат со шкалой.

Результаты теста

30-31 балл. Что скрывать, вы некоммуникабельны, и страдаете от этого прежде всего сами. Но и окружающим очень трудно с вами, ведь там, где необходимы совместные усилия, вы совершенно теряетесь. Почему вы так неохотно общаетесь? Неужели в вашем окружении совсем нет интересных людей? Попробуйте потренировать свою общительность – обращайтесь к людям с различными вопросами, пусть даже для начала они будут касаться только работы.

25-29 баллов. Вы неразговорчивы, предпочитаете одиночество шумным компаниям. Друзей у вас совсем немного. Новая работа и новые люди вызывают у вас чувство дискомфорта. Эта особенность характера не ускользнула от вашего внимания, и вы часто сердитесь на себя за нее. Вспомните, как легко вы общаетесь, когда чем-то очень увлечены. Ведь можете же, когда хотите.

19-24 балла. В целом вы общительный человек. Новая обстановка и новые проблемы вас не пугают. И все-таки с людьми вы сходитесь осторожно, постепенно, публично высказываетесь неохотно. Иногда ваши высказывания саркастичны, даже безо всякого на то основания.

14-18 баллов. С коммуникабельностью у вас все в порядке. Вы любознательны, терпеливы, внимательно слушаете интересного собеседника, спокойно отстаиваете свою точку зрения. Встреча с новыми людьми не вызывает у вас неприятных ощущений. Но многолюдные места, шумные компании и болтливые люди вызывают у вас раздражение.

9-13 баллов. Вы весьма общительны, не так ли? Ваши любопытство, разговорчивость, вспыльчивость вызывают у некоторых людей раздражение и заставляют думать о вас как о легкомысленном человеке. Вы легко знакомитесь с новыми людьми, вам нравятся большие компании, особенно если вы находитесь в центре всеобщего внимания. Вам не помешает выработать в себе немного терпения и усидчивости, необходимых для решения серьезных проблем.

4-8 баллов. Вы, кажется, знакомы со всеми и все всегда обо всех знаете. Вы любите принимать участие в различных обсуждениях, хотя серьезные темы кажутся вам ужасно скучными. Привыкли высказываться даже в том случае, если недостаточно компетентны в обсуждаемом вопросе. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Неудивительно, что руководители и коллеги относятся к вам с недоверием и никто не хочет выполнять с вами совместные задания.

3 балла или менее. Ваша общительность чрезмерна. Вы говорливы, многословны, вспыльчивы, обидчивы, часто необъективны. Вы вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не разбираетесь. Часто из-за вас возникают конфликты. С серьезной работой вы справиться не в состоянии. Людям очень трудно с вами. Вам необходимо воспитывать в себе терпение, сдержанность и уважительное отношение к людям.

Необходимо ли вам общение как воздух?

Потребность в общении складывается из двух параметров: стремления к людям и боязни быть отвергнутыми. Поэтому тест разделен на две части. Прочитав предложенные ниже суждения, вам нужно выразить свое согласие или несогласие с каждым из них следующим образом:

– полностью согласен;

– согласен;

– скорее согласен, чем не согласен;

– ни да, ни нет;

– скорее не согласен, чем согласен;

– не согласен;

– полностью не согласен.


Часть 1. Стремление к людям

1. Мне легко найти общий язык с людьми.

2. Когда мне плохо, я стремлюсь быть с людьми, а не в одиночестве.

3. Я стараюсь оставлять о себе впечатление человека способного и сообразительного, а не дружелюбного и общительного.

4. Я нуждаюсь в близких друзьях меньше, чем большинство людей.

5. Я часто и охотно делюсь с другими своими переживаниями.

6. Хорошая книга или фильм доставляют мне гораздо большее удовольствие, чем веселая компания.

7. Мне хотелось бы иметь как можно больше друзей.

8. Мне больше по душе отдых в уединенном месте, чем среди множества людей.

9. По-моему, большинству людей больше необходима известность и почет, чем дружба.

10. Индивидуальная работа нравится мне больше коллективной.

11. Ни с кем не следует быть излишне откровенным, даже с друзьями.

12. Встретив на улице знакомого человека, я не просто здороваюсь и прохожу мимо, а стараюсь хоть немного поболтать с ним.

13. Независимость и личная свобода для меня дороже, чем прочная дружеская привязанность.

14. Я люблю знакомиться с новыми людьми в компаниях и на вечеринках.

15. Принимая важное решение, я всегда советуюсь с друзьями, а не обдумываю его самостоятельно.

16. Слишком открытое проявление чувств вызывает у меня недоверие.

17. У меня много близких друзей.

18. Я совершенно равнодушен к тому, нравлюсь ли я незнакомым мне людям.

19. Мне интереснее индивидуальные игры и развлечения, чем групповые.

20. Эмоционально открытых людей я предпочитаю сосредоточенным и серьезным.

21. Лучше я прочту интересную книгу или схожу в кино, чем проведу время на вечеринке.

22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем просто наслаждаться видами и посещать достопримечательности в одиночестве.

23. Мне легче решить трудную проблему, обдумывая ее в одиночестве, чем обсуждая с друзьями.

24. Я убежден, что в трудных жизненных ситуациях нужно рассчитывать на собственные силы, а не надеяться на помощь друзей.

25. Даже находясь в обществе друзей, я не могу полностью отвлечься от забот и срочных дел.

26. Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю новый круг знакомых.

27. Вечер, посвященный любимому занятию, привлекает меня больше, чем общение с людьми.

28. Слишком близкие отношения с людьми могут отрицательно повлиять на мою личную свободу.

29. Если я чем-нибудь огорчен, я скорее скрою свое состояние от окружающих, чем стану делиться с ними своими переживаниями.

30. Я люблю бывать на людях и всегда с радостью провожу время в веселой компании.


1. Я чувствую себя некомфортно в малознакомом обществе.

2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.

3. Если бы мой хороший друг стал доказывать мне мою неправоту при посторонних, мне было бы очень неприятно.

4. Я стараюсь ограничить свое общение с людьми критического склада ума.

5. Обычно я легко схожусь с незнакомыми людьми.

6. Я все равно пойду в гости, даже если узнаю, что там будут люди, которые меня не любят.

7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в спор, даже если с кем-то из них не согласен.

8. Если на какую-то мою просьбу ответили отказом, я не решусь снова попросить о чем-нибудь этого человека.

9. Я не высказываю откровенно свое мнение человеку, которого плохо знаю.

10. Если во время разговора я чего-то не понял, то предпочту промолчать, а не переспрашивать.

11. Я всегда критикую людей публично и надеюсь, что они будут поступать так же по отношению ко мне.

12. Я не умею отказывать.

13. Я получаю удовольствие от вечеринки, даже если одет не по случаю.

14. Я болезненно отношусь к критике в свой адрес.

15. Если какой-то человек испытывает ко мне неприязнь, я стараюсь избегать его.

16. Я без стеснения обращаюсь к людям за помощью.

17. Я часто не противоречу людям потому, что боюсь их задеть.

18. Мне порой кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически.

19. Когда я иду в незнакомое общество, всегда прошу друга пойти со мной.

20. Я обычно говорю то, что думаю, независимо от того, приятно это моему собеседнику или нет.

21. Мне легко наладить отношения в новом коллективе.

22. Иногда мне кажется, что я всеми забыт.

23. Если посторонний человек нелестно высказался в мой адрес, это надолго оставляет во мне неприятный осадок.

24. Я никогда не чувствую себя одиноко в компании.

25. Я очень раним, даже если со стороны это незаметно.

26. После знакомства с новым человеком меня не посещают сомнения по поводу того, правильно ли я себя вел.

27. Если мне необходимо обратиться с просьбой к официальному лицу, я почти всегда заранее готов к отказу.

28. Мне очень сложно попросить продавца в магазине показать понравившуюся мне вещь.

29. Когда поведение моего товарища мне не нравится, я обычно прямо говорю ему об этом.

30. Мне кажется, что, если в общественном транспорте я сижу, другие пассажиры смотрят на меня с укором.

31. В незнакомой компании я включаюсь в общую беседу, а не остаюсь в стороне.

32. Мне трудно просить назад взятую у меня когда-то на время вещь.


Инструкции

Ответы под номерами 1, 2, 5, 7, 12, 14, 15, 17, 20, 22, 26, 30 (часть 1) и 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 22, 23, 25, 27, 28, 30, 32 (часть 2) оцените следующим образом: 6 баллов – полностью согласен; 5 баллов – согласен;

4 балла – скорее согласен, чем не согласен; 3 балла – ни да ни нет;

2 балла – скорее не согласен, чем согласен;

1 балл – не согласен;

0 баллов – полностью не согласен.


Ответы под номерами 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 16, 18, 19, 21, 23, 24, 25, 27, 28, 29 (часть 1) и 5, 6, 11, 13, 16, 20, 21, 24, 26, 29, 31 (часть 2) оцените следующим образом:

0 баллов – полностью согласен;

1 балл – согласен;

2 балла – скорее согласен, чем не согласен;

3 балла – ни да ни нет;

4 балла – скорее не согласен, чем согласен;

5 баллов – не согласен;

6 баллов – полностью не согласен.


Суммируйте баллы отдельно за ответы на утверждения в 1 и 2 части.


Результаты теста

Часть 1. Стремление к людям

120-180 баллов. Вы не можете ни дня прожить без друзей, знакомых, шумных компаний и общественных мероприятий. Ваш телефон разрывается от звонков, на вечер, как всегда, грандиозные планы. Вы подпитываетесь от людей энергией, худшее из наказаний для вас одиночество.

60-119 баллов. Вы любите общение, общество малознакомых людей не повергает вас в состояние шока. Иногда у вас возникает жгучее желание встретиться со старыми друзьями или позвонить в другой город родственникам. Но бывают моменты, когда вам необходимо побыть наедине с собой и собственными мыслями.

Менее 60 баллов. Общение с людьми – это не то, от чего вы получаете огромное удовольствие. Вы не любите шумных вечеринок, по возможности избегаете места скопления большого количества людей. Вам больше по душе уединение.


Часть 2. Боязнь быть отвергнутым

130-192 балла. Ваш страх быть отвергнутым другими людьми очень силен. Вы постоянно сомневаетесь, так ли вас поняли, хорошо ли вы сделали, правильно ли выразились, беспокоитесь, что о вас подумают окружающие.

При высоком уровне стремления к людям – готовность во всем подражать и подчиняться другим, делать все ради одобрения и похвалы окружающих, потребность в заботе и покровительстве. При низком уровне стремления к людям – желание быть любимым небольшим количеством самых близких людей, нелюдимость, замкнутость, отчужденность по отношению ко всем остальным.

65-129 баллов. Вы иногда тревожитесь по поводу того, как выглядите в глазах окружающих. Вы понимаете, что соблюдать некоторые условности необходимо, чтобы быть принятым в обществе, и в основном соблюдаете их без всякого внутреннего сопротивления.

При высоком уровне стремления к людям – уступчивость, стремление избегать конфликтов с окружающими, способность идти на компромисс.

При низком уровне стремления к людям – как бы вы ни относились к другим людям, вы прекрасно понимаете, что ваш социальный статус в значительной степени зависит от них. Поэтому не высказываете резких слов в адрес окружающих и не предпринимаете крайних мер.

Менее 65 баллов. Вам, по большому счету, все равно, что думают о вас другие люди и соглашаются ли они с вашей точкой зрения. Оказавшись перед выбором – высказать свое мнение (и быть непонятым) или оставить его при себе, вы скорее всего выберете первое.

При высоком уровне стремления к людям – вы откровенны и прямолинейны в общении, вас не смущают отказы и не останавливают общественные стереотипы. Не всем по вкусу ваш стиль общения, но вы не собираетесь из-за этого меняться.

При низком уровне стремления к людям – вам неважно, как к вам относятся окружающие и что они о вас думают. Тех, кто не согласен с вашим мнением, вы просто игнорируете. Ваша позиция – бунт.