Название критерия признаки исторические приключения. Школьная энциклопедия

Итак, что такое приключенческая литература? Относится ли, например, к ней наследие Джека Лондона? (кстати, мой любимый писатель). Аналогичный вопрос вызывают «Дон Кихот», «Робинзон Крузо», «Путешествия Гулливера». Не только отдельные произведения, но и целые жанры спорят за своё право называться приключенческой литературой.

«По современным понятиям, приключенческая литература — это совокупность нескольких прозаических жанров, отдающих приоритет действию перед характером, случаю перед будничным ходом жизни и динамике перед описательностью».

К приключенческой литературе принято относить детектив, роман путешествий, научную фантастику, авантюрный (собственно приключенческий) роман. От «серьёзной» литературы, приключенческая отличается по типу конфликта, который здесь особенно «конфликтен». Нередко преувеличиваются достоинства героя, а также значимость и «размеры» его поступков (подвига).

Очень часто приключенческая проза заселяется простаками, чьи наивные умозаключения оттеняют проницательность интеллектуалов (Портос или доктор Уотсон как выгодный фон для д’ Артаньяна и Шерлока Холмса).

Да, приключение - игра, но оно вместе с тем драма, поскольку его герой неизменно подвергается испытаниям — причём подлинной опасностью, а не тренированной ситуацией. Ответная реакция читателя — большое эмоциональное и интеллектуальное напряжение. Ведь поединки приключенческой игры ведутся на самом краю пропасти. Герой обычно преодолевает все препятствия и всё, как правило, заканчивается хеппи эндом, но в принципе счастливый финал похождений ему не гарантирован.

Произведения первой приключенческой волны отождествимы с серьёзной литературой: «Робинзон Крузо», «Приключения Гулливера», романы Вальтера Скотта и Филдинга. Дюма, По, Жюль Верн, Стивенсон, Конан Дойл — вот авторы второй «волны», под пером которых приключенческая литература принимает современный вид.

Вообще-то грань между приключенческой и «серьёзной» литературой весьма условна. Некоторые произведения позапрошлого, прошлого, да и нынешнего веков имеют словно бы двойное подданство, принадлежа одновременно той и другой. Вспомните хотя бы «Робинзона Крузо» или роман В. Богомолова «Момент истины».

Среди важнейших представителей советской, российской приключенческой литературы — А. Толстой и А. Грин, В. Катаев и В. Каверин, А. Беляев и И. Ефремов, бр. Стругацкие, А. Рыбаков, Ю. Семёнов и А. Адамов. Их лучшие приключенческие произведения входят в золотой фонд юношеского чтения, регулярно публикуются под маркой приключенческих изданий.

Зарубежная приключенческая литература только ХХ века может похвалиться такими примечательными именами, как Сабатини с его романами о капитане Бладе, фантастами Брэдбери, Азимов, Шекли, детективщиками Джон Диксон Кар, Кристи, Симеон и др.

Приключение вроде бы легкомысленно, беззаботно. Но за этой маской — неотложная забота: (может кому-то это покажется слишком пафосным) утвердить в сознании читателя высокий нравственный идеал. Приключенческая литература, сколь ни парадоксально может прозвучать такое утверждение, — назидательная, поучающая, воспитывающая.

Часто молодые авторы спрашивают: «А где он этот «воспитывающий» момент в моём рассказе (повести, романе), если я не вкладываю особого смысла в свой опус, а просто описываю придуманные или где-то услышанные приключения?» Смысл, а значит «воспитывающий момент» в таких произведениях присутствует всегда. Автор зачастую сам того не осознаёт. Вспомните, как после прочтения какой-то книги или просмотра фильма Вам вдруг хочется хоть чуть-чуть стать похожими на главного героя или героев — стать таким же сильными, смелыми, благородными…

Не могу не сказать несколько слов о фантастике. Собственно фантастика это не жанр, а понятие, в которое входят такие жанры как НФ, фэнтези — её родная сестра, мистика и даже сказки, мифы, саги….

Лучшие образцы отечественной, в частности, фантастики дали Пушкин и Гоголь, Салтыков-Щедрин и Достоевский, Алексей Толстой и Булгаков…. Вспомните рассказ А. С. Пушкина «Уединённый домик на Васильевском», а «Пиковая дама» - разве это не фантастика? Вспомните «Штосса» Лермонтова, рассказ А. К. Толстого «Амена» и А. Н. Толстого «Граф Калиостро», И. С. Тургенева «Призраки», А. П. Чехова «Чёрный монах», Брюсова, Куприна, Грина, Платонова, Зозуля... Список можно продолжать до бесконечности…

Аркадий Стругацкий сказал: «ФАНТАСТИКА - ПРАМАТЕРЬ ВСЕХ ВИДОВ ЛИТЕРАТУР»

Я полностью согласен с нашим великим писаелем и, не боясь каких-либо обвинений в чрезмерной категоричности, вслед за ним утверждаю, что мировая фантастика - праматерь и современница всех видов литератур. Вероятно, для многих сказанное явится неким откровением. Раньше (да, наверное, и сейчас) фантастика считалась, возможно, и считается, несерьёзным жанром. Эдаким «бедным родственником» на задворках литературы, лёгким чтивом для людей не очень любящих напрягать мозг.

Хочу честно сказать: всем видам фантастики предпочитаю научную. Возможно, кто-то считает жанр НФ скучным, изобилующим техническими подробностями, «погрязшем» в научных терминах, без любимого молодёжью, и не только молодёжью, экшена. А кто-то, может быть, даже посчитает его вымирающим жанром… Поверьте, вы ошибаетесь. А слухи о смерти сильно преувеличены.

НФ возникла не на пустом месте; ее элементы можно встретить в греческой мифологии (миф о Дедале и Икаре). Но первым начал писать то, что в дальнейшем получило название «научная фантастика» Жюль Верн. А его младший современник Уэллс показал, что фантастика может быть не только познавательно-развлекательным чтивом, но и серьезной, «большой» литературой. Обычно к «первопроходцам» относят и сэра Артура Конан Дойла, оставившего нам обширное литературное наследство, в том числе несколько НФ произведений, самое известное из которых, «Затерянный мир».

Фраза из критического обзора: «Одно не понравилось. Повесть написана по классическим канонам НФ»(!).

Что здесь скажешь? Печально!

Не раз мне приходилось слышать, (и не только слышать, но и читать) что фантастика - литература, точнее - недолитература, которую жульё пишет для слабоумных на тему «ты лети моя ракета».

«Не верю! Чего он меня пугает?» - вопит некто, с трудом одолев «Гиперболоид инженера Гарина». А в этот момент над его головой, в двухстах километрах, мертво и зорко, нестерпимо блестя на солнце, скользит спутник-истребитель, вооруженный смертоносным лазером и начиненный ядерной взрывчаткой. «Не верю! Не желаю я жить в этом будущем!» - надрывается он же, одолев несколько глав «Туманности Андромеды». «Не ве…» - начинает он, перелистав по диагонали «Шагреневую кожу», но тут же спохватывается: его еще в школе учили, что Бальзак - великий писатель.

«Фантастика - это литература для детей и юношества, призванная в увлекательной форме рассказывать о перспективах развития науки и техники, а главное - играть воспитательно-патриотическую роль». Современная НФ отличается большой «степенью свободы». Авторы, работающие в этом жанре, охотно идут на эксперимент, комбинируют, ищут новые формы. Иногда это получается лучше, иногда - хуже, порой сами авторы не могут определиться относительно жанровой принадлежности своих творений. Вполне вероятно, что в результате появится (или уже появилась?) совершенно новая разновидность фантастики, для которой еще только предстоит подобрать название, и за которой будущее.

Генетически приключенческая литература восходит ко многим явлениям словесности, в частности к фольклорному жанру волшеб­ной сказки, к авантюрной повести , ибо также имеет своей основой динамичный, непредсказуемый, полный загадок и парадоксов сю­жет. Произведения приключенческой литературы всегда относятся к числу наиболее любимых детьми вне зависимости от того, созда­вались они специально для ребенка или же постепенно вошли в круг детского и юношеского чтения, поскольку отвечали психоло­гическим особенностям данных возрастных категорий, нравствен­но-эстетическим и познавательным потребностям подрастающего поколения.

Приключенческие жанры в чистом их виде складываются в ли­тературе сравнительно поздно. Однако их черты издавна входят обя­зательной составляющей в произведения, где, например, главным, жанрообразующим началом выступает исторический компонент. Так, Жития святых непременно повествуют о выглядящих почти невероятными поворотах судьбы героя, о ситуациях «выбора» персонажа между жизнью и смертью, об отважном преодолении им своих человеческих слабостей, о победе над ними в самых «безвыходных» для него коллизиях. В подтверждение можно сослаться на Житие Преподобного Сергия Радонежского, Житие Александра Невского и др.

Другой источник собственно приключенческой литературы содержится в произведениях жанра путешествий , в России заявившего о себе особенно интенсивно в XVIII в.

Особую роль в развитии европейских приключенческих жанров сыграли некоторые литературные произведения, подобные «Робинзону Крузо» Д. Дефо, ставшего «моделью» для целого ряда позднейших «робинзонад», на разные лады варьировавших приключения героя книги Дефо.

С другой стороны, мощный импульс для развития приключенческой литературы на протяжении веков давали великие географические открытия, широко и разнообразно преломившиеся в мировой романистике.

Войны, их событийные перипетии также всегда были источником приключенческих сюжетов. В России XIX в. таким источником послужила прежде всего Отечественная война 1812 года с Наполеоном. Произведения на ее тему пользовались у читателей постоянной популярностью. Не обращаясь в данном случае к именам и произведениям известных и сегодня писателей, приведем такой «забытый», но показательный пример, «Серый армяк» В. В. Львова (роль которого в русской литературе XIX в. весьма скромна) - приключенческая повесть о войне 1812 года - выдержал десять из­даний (с 1836 по 1907 г.). Так как никто, полагаю, этого не читал, логичнее сказать о том, что есть у нас в списках. Я ничего такого не читала, но если вы вдруг да, приведите пример сами, нет – надеюсь, можно обойтись названиями или быстро перейти на что-то другое.

Приключенческие жанры самым непосредственным образом связаны с жанрами фантастики и детектива . В первом отражаются труднопостижимые обстоятельства, в которые попадает герой, во втором проявляет себя «закрученный сюжет», который все-таки можно представить реально.

Собственно, жанры и произведения:

1. Вышеупомянутая робинзонада, обязательные составляющие которой «путешествие», «крушение надежд», «кораблекрушение», открытие ранее неведомой земли, обретение себя самого, личностное самоутверждение после прохождения героя через многочислен­ные экстремальные и экзистенциальные ситуации.

2. Морские приключения, о которых писали многие знаменитые авторы, начиная от Вальтера Скотта, Фенимора Купера, капитана Марриета, Жюля Верна, Луи Жаколио, Эмилио Сальгари и дру­гих (а у нас от неведомого автора «Гистории о российском матросе Василии Кариотском»), А. Бестужева-Марлинского, Константи­на Станюковича до Леонида Соболева, автора романа «Наследник из Калькутты» Роберта Штильмарка, Валентина Пикуля и других писателей XX в. (кто все эти люди?!)

Я бы по этому вопросы выбрала кого-то одного и попыталась раскрыть проблематику и стиль. Ну, например, кто-то (кажется, Юля Чернова) делал вопрос по Стивенсону, можно взять информацию оттуда.

Мой вариант: «Дети капитана Гранта» (краткое содержание - http://briefly.ru/vern/deti_kapitana_granta/). Информации не нашла, в общем: здесь описываются приключения не только морские, впрочем, но и сухопутные (см. сюжет). Кроме того, книга имеет и познавательную функцию: в ней устами героя (Паганеля) излагается огромное количество сведений из географии (ну и биологии заодно), то есть ребёнок в процессе чтения захватывающего сюжета получает и массу информации о Патагонии (это в Южной Америке) и Австралии. Ну и конечно, важно в книге и то, что добро торжествует, а зло наказывается.

Вообще о Верне: чтобы заинтересовать юных читателей, автор выстраивал цепь приключений, клал в основу сюжета поиски пропавшего человека или достижение неведомых земель, попутно излагая сведения о флоре и фауне тех или иных стран.

3. Приключения «сухопутные» - путешествия в таинственные страны, дремучие леса, безлюдные пустыни и т. п. Тридцатые-со­роковые годы XIX в. в России были ознаменованы появлением при­ключенческих романов Фенимора Купера, творчество которого ценили М. Ю. Лермонтов и В. Г. Белинский; в 50-60-е гг. выходят в свет приключенческие романы Томаса Майн Рида, а его «Всадник без головы» (1865) в 1868 г. был переведен на русский язык и при­обрел особую популярность у детей в России. И сегодня в активе детского чтения и другие романы Майн Рида. Сюда же относятся проза Г. Эмара, часть произведений Жюля Верна и многих других писателей на Западе, а у нас произведения В. Арсеньева, некото­рые романы и повести И. Ефремова и др.

(Тут «Дети капитана Гранта» тоже прокатят, я даже не знаю, к какому пункту о них лучше сказать)

4. Существует мощное «приключенческое» ответвление и в ис­торической романистике. Это произведения В. Скотта, А. Дюма, Понсон дю Террайля, у нас же М. Загоскина, Вс. Соловьева, Д. Мордовцева и ряда других писателей XIX в., а в XX в. - Л. Чарской, Л. Пантелеева, А. Рыбакова, Л. Кассиля, С. Алек­сеева, В. Катаева, отчасти В. Пикуля и др.

Следует добавить, что приключенческое, авантюрное начало час­то является доминантой в социально-психологической прозе Л. Пан­телеева, Б. Житкова, А. Гайдара, даже в так называемой школьной прозе.

Собственно детские приключения , игры в путешествия, в пиратов, разбойников и т. п. описаны американским писателем Марком Твеном в «Приключениях Тома Сойера» (1876). Это произведение - мировая детская классика. Оно отличается удивительно глубоким и точным проникновением в психологию увлеченных игрой подростков.

Спокойный авторский комментарий к происходящему постоянно «подновляет» в сознании читателя ощущение двойственности того, что разворачивается на страницах книги. Мальчики искренне живут в том мире, который создало их воображение: они доходят в своей игре до самозабвения. События представлены одновременно так, как их переживают дети, и так, как они выглядят в реальном мире взрослых.

Новый импульс приключенческому жанру в Европе и в России дало появление романа «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона в 1883 г. Здесь уже не мальчишеская игра в пиратов, а настоящая пират­ская история. Такие сюжеты педагогически ценны, в частности, именно тем, что выводят сознание взрослеющих подростков из игровой атмосферы, побуждая читателя понять разницу между игрой и реальностью, ув­лекательной игрой в пиратов и разбойников и страшной зверской сущностью настоящих бандитов и пиратов, в которых на самом деле нет ничего привлекательного.

Про проблематику, героев, стиль в учебнике отдельно ни слова.

Черты приключенческой литературы (ВНИМАНИЕ! не по Минераловой):

Противостояние злодейства и благородства, динамика повествования, возможность сюжетных перебивов, наконец, яркость красок и выразительность деталей в ущерб изощренной психологичности являлись непременными атрибутами приключенческой литературы. В произведениях испытывается сила воли человека и качества его характера – смелость, верность, способность к решительным действиям. Это и есть главное в любой приключенческой книге.

Герой: авантюрист, иногда наделенный положительными качествами, иногда абсолютно отрицательными, но неизменно преследующий собственную выгоду; положительный герой, зачастую скитающийся по свету из-за того, что оклеветан подлецами или не пожелал оставаться в затхлом мирке обывателей, он не ищет ничего для себя, а сражается за свободу, защищает обездоленных и беззащитных; ученый, как правило, добрый чудак, которого в путь позвала наука, но иногда и маньяк, использующий свои огромные познания для того, чтобы сеять зло.

Черты этих типов часто совмещались, если не в одном характере, то в одном повествовании.

Для приключенческой литературы характерны: динамичность, острота сюжета, изобилующего загадками, исключительными ситуациями, внезапными поворотами действия. Сюжеты насыщены преследованиями, похищениями, переходами от опасности к избавлению, неожиданными катастрофами. Действие часто протекает в необычных условиях; П. л. свойственна резкая психологич. контрастность между положит. и отрицат. персонажами.


Похожая информация.


  • Специальность ВАК РФ10.01.05
  • Количество страниц 190

Жизнь и творчество Томаса Майна Рида. 17

Поэтика приключенческого романа Майна Рида. 55

§1. Антиколониальный приключенческий роман

Майна Рида.96

2. Исторический приключенческий роман

Майна Рида.134

§3. Детективный приключенческий роман

Майна Рида. 157

3 а к л ю ч е н и е. I70-I7I

Библиогафия.cdb;.".172

Введение, В современном литературоведении одной из основных проблем является проблема романа как литературного жанра. Изучение различных видов романа естественно усиливает интерес исследователей к историко-литературному анализу этого жанра во всем его многообразии. Вопросы типологии романа, по утверждению М.Храпченко, приобретают особую научную актуальность /123,257/. В связи с этим нам представляется важным изучение малоисследованного в современном литературоведении жанра приключенческого романа.

Приключенческая литература играет в мировом литературном процессе роль Золушки. Читаемая взахлеб, издаваемая миллионными тиражами, она считается второсортной, недостойной внимания исследователей. Неоднократно отмечая ее развлекательный характер, в сравнении с "серьезной11, более низкий эстетический уровень, критика чаще всего не пыталась разобраться в специфике этой литературы, объяснить ее популярность среди читателей.

Долгое время необычайную популярность приключенческой литературы объясняли лишь испорченным или неразвитым читательским вкусом. Но многие взыскательные читатели относились с любовью к приключенческим произведениям. Из воспоминаний Лафарга известно, с каким удовольствием читались книги Ф.Марриэта, П.де Кока, Ч.Левера, А.Дюма в семье Карла Маркса, который проявлял особый интерес к рассказам, богатым приключениями /11,552/.

М.Горький, вспоминая свое детское увлечение романами Густава Эмара, писал жене:"Это, знаешь, вакцина была - вакцина против обломовщины". Именно в романах А.Дюма-отца великий писатель встретил - в противовес мещанству - людей "сильной воли, резко очерченного характера. которые живут иными радостями, страдают иначе, враждуют из-за несогласий крупных"760,479/.

Но если читатель достаточно единодушен в своем признании приключенческой литературы, то в литературоведении сложилось пренебрежительное отношение к ней. Критика связывает распространение приключенческих жанров в середине XIX века с появлением массового неприхотливого читателя. Установка многих произведений этого жанра на развлекательность, некоторую облегченность характеров, которая делала их часто похожими на лубочные картинки, привлекала нового читателя. Нельзя не признать, что некоторые представители этой литературы так и остались лишь развлекателями, тем самым выведя свои произведения за рамки искусства. Именно благодаря им приключенческая литература стала в целом тоже восприниматься как второсортная. Критика, отметив раз и навсегда эту второсортность приключенческой литературы, отказалась рассматривать ее специфику, законы, по которым строятся ее произведения. Любое удачное произведение исследователи "дотягивали" до большой литературы и оценивали его по законам этой литературы. Само противопоставление "большая", "серьезная" литература и какая-то другая, на наш взгляд, является искусственным. Есть одно понятие литературы как искусства с различным родовым, жанровым содержанием. Приключенческие жанры входят в общий литературный процесс и не могут рассматриваться вне контекста его развития.

Несмотря на сложившуюся традицию не замечать приключенческой литературы, писатели, критики не раз подходили вплотную к проблемам ее специфики.

Антонио Грамши, сам пройдя через увлечение приключенческой литературой, пытался понять, что привлекает читателя в ней.

Бертольт Брехт, оценивая жанр детектива, призывал "учитывать тягу читателя к необычным приключениям, к напряженности и т.п., которой этот роман удовлетворяет"/48,206/.

А.В.Луначарский объяснял приверженность читателя к подобной литературе романтизмом народных масс, их тягой к сильным чувствам.

Б.Грифцов в работе "Теория романа"/1927/ ратует за необходимость изучения специфических законов приключенческого жанра, так как "без них совсем были бы неверно истолковываемы некоторые явно серьезные произведения и таким образом не делалась бы понятной природа романа вообще". Он пишет о расхождении мнений читателей и критиков:"Так не было согласия между исследователями и читателями. Одни произведения обследовались, чтились, были окружены всяческим почетом, входили в круг обязательных для образованности предметов, и нередко потом оставались на полках в полной неприкосновенности их великолепных изданий, другие просто читались и зачитывались до дыр на их страницах"/63,13/.

Приключенческая литература является бесспорно фактом литературы, но теоретические проблемы, связанные с нею, настолько не разработаны, что ее природа, история, специфика до сих пор еще не выясненыи требуют историко-литературного анализа.

Сложность расрытия термина "приключенческая литература" заключается в том, что не совсем ясно, с жанром или явлением приходится иметь дело. В литературоведении довольно часто можно встретить выражение - "жанр приключенческой литературы", "приключенческие жанры". Долгое время в качестве синонима определению "приключенческая" использовались слова "авантюрная литература", что неизбежно усложняло уяснение содержания терминов.

А.Цейтлин в статье "К социологии литературного жанра", размышляя о природе жанра, отказывается признать единым монолитным жанром авантюрный роман, который "бытовал в Древней Греции, был характерен для средневековья, широко развернулся в ХУШ в. и достиг высокого развития во французской бульварной литературе".

А.Цейтлин перечисляет несколько исторически сложившихся типов романа, которые несмотря на большую функциональную роль приключений в них, остаются отдельными, самостоятельными жанрами и не могут быть объединены одним определением /124,9/.

Но отказавшись от термина "авантюрный" в значении "приключенческий", литературоведение; не уточнило нового определения.

А.Наркевич в статье, помещенной в КЛЭ, дает такое объяснение: "Приключенческая литература - понятие, не имеющее строго очерченных границ, применяемо для обозначения многих литературных жанров, объединяемых лишь приключенческой тематикой, фабулой /сюжетом/ или мотивами"/176,973; подчеркнуто мною - 0.0./.

Интерес к необычным ситуациям, приключениям героя характерен для всей мировой литературы. Уже при рождении литературы приключения становятся постоянным ее компонентом. Датировку приключенческой литературы можно условно начинать с "Одиссеи" и сказок "Тысячи и одной ночи".

Обязательны приключения в греческом романе. Приключения в нем играют столь важную роль, что Г.Поспелов называет их любовно-приключенческими /96,255/, а Н.Гуляев - авантюрно-приключенческими /64,140/.

Рыцарский, авантюрный, плутовской романы строились во многом как романы приключений героев. Приключения являлись в них своеобразной проверкой качеств рыцаря, позволяли пикаро получить богатство и положение в обществе.

Приключения стали основой и фантастико-сатирического романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле.

Роман-путешествие, преследуя различные цели, в то же время знакомил читателя с экзотическими странами, позволял подняться над обыденностью. В этих произведениях сложно переплетались вымысел и реалистические детали, создавая прихотливую литературную мозаику. Романы-путешествия, расширяя географию повествования, рассказывали о путешествиях и приключениях героев. В "Путешествиях Гулливера" Свифта даже больше приключений, чем в "Приключениях Робинзона Крузо" Дефо.

Роман ХУШ века в значительной мере был приключенческим. Герои Смоллета, Филдинга волею судьбы, "логикой случайности" /М.Бахтин/ оказывались в самых удивительных ситуациях, с ними все время что-то "приключалось".

В XIX веке тема приключений естественно проникает в романтический роман /начиная с "Вильгельма Мейстера" Гете, который романтики считали образцом/, а затем - в исторический роман Вальтера Скотта. Эстетика романтизма с ее тягой к исключительным ситуациям, приподнятостью над серой обыденностью включала в себя неординарные приключения необыкновенных героев.

Исторический роман с самого начала своего существования широко привлекал приключения героев, так как чаще всего движение истории и проявляется в неординарности событий, которые ломают и причудливо изменяют человеческие судьбы.

Реалистический роман Ч.Диккенса 40-х годов также в кадюй-то мере повествует о приключениях, а слово "приключение" даже выносится в заголовок романов.

Рекомендованный список диссертаций

  • Художественное своеобразие чувашской приключенческой прозы 2005 год, кандидат филологических наук Савирова, Марина Петровна

  • Лингвистические особенности художественного мира произведений приключенческого жанра: на материале творчества Т.М. Рида 2007 год, кандидат филологических наук Вишневецкая, Виктория Викторовна

  • Творчество Генри Райдера Хаггарда и английская литература на рубеже XIX-XX веков 2006 год, доктор филологических наук Садомская, Наталья Дмитриевна

  • Роман Ч. Диккенса "Жизнь и приключения Николаса Никльби" как роман воспитания: проблемы жанровой поэтики 2011 год, кандидат филологических наук Камардина, Юлия Сергеевна

  • Русская литературная сказка XX века: История, классификация, поэтика 2001 год, доктор филологических наук Овчинникова, Любовь Владимировна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанр приключенческого романа и творчество Томаса Майна Рида»

Перечисленные работы, посвященные приключенческой литературе, безусловно, не исчерпывают всех проблем, связанных с нею, в то же время подтверждают все возрастающий интерес как советских, так и зарубежных исследователей к этой литературе, свидетельствующий о необходимости пристального изучения ее специфики и определяющий актуальность данной диссертации.

Научная новизна работы заключается в целостном подходе к проблемам приключенческой литературы, взятой в контексте общего литературного процесса, исследованию ее поэтики, проблемы характера. Значительное место в работе уделяется вопросам творческого метода, освоения приключенческим романом различной тематики.

Исследование специфики приключенческого романа основано на материале творчества одного из классиков приключенческой литературы английского писателя Томаса Майна Рида, Данная работа является первой диссертацией, посвященной творчеству этого писателя. Яркий демократизм, высокий гуманизм лучших произведений писателя позволяет выявить большое воспитательное значение приключенческой литературы, ее участие в борьбе искусства за демократические идеалы.

Цель работы - выявление особенностей жанра приключенческого романа на материале малоизученного творчества Майна Рида - определяет задачи исследования:

Дать монографический анализ творчества Майна Рида;

Определить взаимозависимость сюжетостроения, характера обстоятельств и системы образов;

Показать определяющую роль романтического эмоционального пафоса в приключенческом романе;

Проследить развитие различных типов приключенческого романа в творчестве Майна Рида,

Цели и задачи диссертации определили основной метод исследования как сочетание историко-генетического и сравнительно-типологического подхода к явлениям литературы в их историко-функциональ-ном осмыслении.

Методологической и теоретической основой исследования являются марксистско-ленинские принципы советского литературоведения, а также достижения современной теории и истории литературы.

Апробация диссертации имела место на конференции молодых ученых в Воронежском государственном университете в 1982 г.,где был прочитан доклад "Своеобразие жанра приключенческого романа". Работа была обсуждена на заседании кафедры литературы Липецкого государственного педагогического института. Результаты исследования регулярно обсуждались на заседаниях кафедры зарубежной литературы МОПИ им.Н.К.Крупской. Основные положения работы нашли отражение в трех статьях.

Научно-практическое значение исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы как в конкретных целях дальнейшего изучения литературного процесса, так и при чтении лекций, разработке и проведении спецкурсов по эволюции романа.

Цели и задачи работы определяют ее структуру. Диссертация состоит из трех глав. Первая глава представляет собой монографический анализ жизни и творчества Томаса Майна Рида, вторая -посвящена проблемам поэтики приключенческого романа. Третья глава, состоящая из трех параграфов, рассматривает различные типы приключенческого романа в творчестве Рида: антиколониальный /§1/, исторический /§2/ и детективный /§3/.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

  • Проза М.Я. Козырева 1920-х гг.: Историко-литературный контекст, проблематика, поэтика 2005 год, кандидат филологических наук Умрюхина, Наталья Владимировна

  • Художественная проза С. Моэма в контексте английской литературы XIX - начала XX века: Слагаемые успеха 2003 год, кандидат филологических наук Трикозенко, Ирина Витальевна

  • "Романы в сжатом изложении" Ф. Брет Гарта и развитие американской литературной пародии второй половины XIX века 2001 год, кандидат филологических наук Иванова, Любовь Александровна

  • Поэтика прозы Брэма Стокера 2013 год, кандидат филологических наук Лаштабова, Наталия Владимировна

  • Ориенталистские мотивы в творчестве Генри Райдера Хаггарда 2008 год, кандидат филологических наук Ибрагимова, Елена Дамировна

Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Олейникова, Ольга Николаевна

170 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Творчество Майна Рида позволило нам выявить основные признали приключенческой литературы. Острый сюжет в сочетании с необыкновенными обстоятельствами, в которых действует романтический герой, четко выраженный конфликт между добром и злом - все это привлекает массового читателя к этой литературе.

Определенность авторских симпатий, отсутствие полутонов: в характере способствуют усилению звучания эмоционального пафоса в приключенческом произведении, тем самым воздействуя на чувства читателя. Этим можно объяснить особое пристрастие к приключенческой литературе неподготовленного, неразвитого читателя, в особенности детского.

Творчество Томаса Майна Рида доказывает, что приключенческая литература не остается в стороне от общественной жищни. Конфликт между добром и злом обусловливается социальными проблемами. Общедемократическая направленность, гуманистические идеалы произведений Рида позволяют включить их в общий контекст литературы XIX века.

Творчество Майна Рида не оставалось замкнутым в себе, его традиции можно проследить и в более поздней литературе. Романы Зйоля Верна во многом были развитием установки Майна Рида рассказывать о науке интересно.

Влияние Майна Рида сказалось и в творчестве Роберта Луиса Стивенсона. В романе "Дом на дюнах" герой Стивенсона так же, как и герой "Перста судьбы" Майна Рида, решает вступить в ряды итальянских повстанцев и бороться под знаменем Гарибальди. Стивенсон высоко оценивал жанр приключенческого романа, в котором видел "поэзию обстоятельств, очарование обстоятельств".

Мы уже говорили о влиянии Рида на Конан Дойля. Американские исследователи прослеживают его традиции в творчестве Марка Твена.

Можно говорить о влиянии произведений Рида и на других американских писателей. Повесть Брета Гарта "Степной найденыш /1891/ рассказывает о приключениях подростка среди пионеров Америки. Мальчик мечтает вырасти и стать "Белым вождем". Весь колорит этого произведения Брета Гарта близок к творческой манере Майна Рида.

Произведения Рида оказали определенное влияние и на рассказы Джека Лондона, недаром в "Лунной долине" он вспоминает один из романов английского писателя - "Водою по лесу".

Как писатель-натуралист, Майн Рид оказал значительное влияние на творчество таких писателей, как Дж.Даррелл, Э.Сетон-Томпсон.

Различные типы романов Майна Рида позволяют наглядно проследить пути, по которым развивается приключенческая литература XIX века, определяя ее дальнейший путь в XX веке.

Творчество Рида знаменует собой начало приключенческой литературы как особого типа. В его произведениях приключенческий роман завершает свое жанровое оформление.

Значение произведений Майна Рида в наши дни заключается не столько в познавательной их роли, а в той высокой идейной и гуманистической направленности, которая характерна для его творчества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Олейникова, Ольга Николаевна, 1984 год

1. РАБОТЫ КЛАССИКОВ МАШСИЗМ-ЛЕШШЗМА.

2. Маркс К. Гражданская война в Северной Америке. Сочинения, т.15,с.337-356.

3. Маркс К. Договор против работорговли. -Сочинения,т.15,с.514-516.

4. Маркс К. Общественное мнение Англии. -Сочинения,т.15,с.451-455.

6. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. -Сочинения,т.20,с.1-338.

7. Энгельс Ф. Введение к английскому изданию брошюры "Развитие социализма от утопии к науке".- Сочинения,т.22,с.294-320.

8. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии.- Сочинения,т.2, с.231-517.

9. Письмо Ф.Энгельса М.Гаркнесс. Сочинения,т.7,с.35-37.

11. Маркс-Энгельс. Буржуазия и контреволюция.- Сочинения,т.6, с.109-134.

12. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве: В 2х томах. М.: Искусство,1983.

13. Ленин В.И. Английские либералы и Ирландия.- Полн.собр.соч., т.24,с.365-368.

14. Ленин В.И. Буржуазия и контреволюция. Полн.собр.соч.,т.Б, 109-134.

15. Ленин В.И. Война и революция.- Полн.собр.соч.,т.32,с.77-102.

16. Ленин В.И. Горючий материал в мировой политике. Полн.собр. соч.,т.17,с.174-183.

17. Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма. -Полы, собр.соч.,т.2,с.119-262.- 173

18. Ленин В.И. Новые данные о законах развития капитализма в земледелии. Капитализм и земледелие в Соединенных Штатах Америки.- Полн.собр.соч.,т.27,с.129-227.

19. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.-Полн.собр.соч.,т.12,с.99-105.

20. Ленин В.И. О литературе и искусстве.- М.:Худож.литература, 1979,-827с.

21. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июля 1983 года. М.:Политиздат,1983,-80 с.

22. П. РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ И СОЦИОЛОГИИ.

23. Английская буржуазная революция ХУП века: В 2Х томах. T.I. М.:Изд-во Акад.наук СССР,1954,-494с.

24. Барг М. Кромвель и его время. М.:Учпедгиз, I960,-242с.

25. Бокль Г. История цивилизации в Англии. Спб,1896,-628с.

26. Бутми Э. Политическая психология английского народа в XIX веке. Спб,1907,-322с.

27. Вильяме Э. Капитализм и рабство. М.:ИЛ,1950,-214с.

28. Всемирная история: В Юти томах. Т.6. М.:Мысль,1959,-830с.

29. Датт Р.П. Кризис Британии и британской империи. М.:ИЛ,1959, -736с*

30. Ерофеев Н. Английский колониализм в середине XIX века. М.: Наука,1977,-256с.

31. Ерофеев Н. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских 1825-1853. М.Шаука, 1982,-320с.

32. История Ирландии. М.:Мысль,1980,-390с.

33. Нитобург Э. Негры США. М.:Наука,1979,-294с.

34. Очерки истории Англии. М.:Учпедгиз,1959,-356с.

35. Татаринова К. Очерк по истории Англии I640-I8I5 гг. М.:Изд-во1. ИМО,1958,-455с.

36. Тревельян Д. Социальная история Англии. М.:ИЛ,1959,-607с.35. ©остер У. Очерк политической истории Америки. М.:ИЛ,1955, -919с.

37. Чаннинг 3. История Соединенных штатов Северной Америки /17651863/. Спб,1897,-400с.

38. Bodelsen С. Studies in Mid-Victorian Imperialism. L. ,1960, -226 p.

39. Emerson R. From Empire to nation. Harvard,1960,-466 p.

40. Ш.РАБОТЫ ПО ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ, ШЮСОФЙЕ, ЭСТЕТИКЕ.

41. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.:Худож.литер., 1975,-502с.

42. Белинский В.Г. Браво, или Венецианский бандит, исторический роман.Сочинение Ф.Купера.- Собр.соч.:В 9ти томах.-М.:Худож. литер.,1976-1982.- т.2,1977,с.422-424.

43. Белинский В.Г. Похождения Чичикова, или Мертвые души.- Собр. соч.:В 9ти томах.- М.:Худож.литер.,1976-1982.-т.5,с.43-55.

44. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды.- Собр.соч.: В 9ти томах.- М.:Худож.литер.,1976-1982.-т.3,1978,с.294-352.

45. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине.- Собр.соч.:В 9ти томах.-М.:Худож.литер.,1976-1982.-т.6,1981,с.74-547.

46. Еельский А. Английский роман I800-I8I0 годов. Пермь,1968,-332с,

47. Боборыкин П. Европейский роман в XIX столетии. Спб,1900,-644с.

48. Боброва М. Романтизм в американской литературе XIX века. М.: Высшая школа,1972,-265с.

49. Брандис Е. От Эзопа до Джанни Родари. Зарубежная литература в детском и юношеском чтении. М.Просвещение,1965,-312с.

50. Брехт Б. Заметки о литературе и искусстве.- Иностранная ли- 175 тература,1972,№ 5,c.I8I-2I3.

51. Бурцев А. Тема колониализма и развитие английского рассказав конце XIX века. Диссертация.канд.филол.наук.МГУ,1975,-188с.

52. Бушмин А. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.:Наука,1969,-227с.

53. Ванслов В. Эстетика романтизма. М.:Искусство,-402с.

54. Веселовский А. Историческая поэтика. Л.:Гослитиздат,1940,-648с

55. Волков И. Творческие методы и художественные системы. М.:Ис-кусство,1978,-264с.

56. Воробьева Н. Принцип историзма в изображении характера. М.: Наука,1975,-471с.

57. Гаджиев А. Романтизм и реализм. Теория литературно-художественных типов творчества. Баку:Элм,1972,-348с.

58. Гачев Г. Содержательность художественных форм. Эпос.Лирика. Театр. М.:Просвещение,1968,-304с.

59. Гегель Г. Эстетика:В 4х томах. М. Искусство,I968-K73.-т.2, 1969,-326с.

60. Гей Н. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М.:Наука, 1975,-471с.

61. Горький М. О детской литературе. М.:Дет.Литер.,1968,-432с.

62. Горький М. О литературе. М.:Советская Россия,1980,-479с.

63. Гражданская 3. Исторический роман Вальтера Скотта. Диссертация. канд.шилол.наук. М.,1945,-332с.

64. Грамши А. О литературе и искусстве. М.:Прогресс,1967,-264с.

65. Грифцов Б. Теория романа. М.:Гос.акад.худож.наук,1927,-151с.

66. Гуляев Н. Теория литературы. М.:Высшая школа,1977,-278с.

67. Демурова Н. Из истории английской детской литературы ХУШ-ХХ веков. М.:МГПИ,1975,-176с.

68. Дискуссия о современной литературе.-Ь^сский современник,1924,1. W 2,c.121-126.

69. Добролюбов H. О русском историческом романе. Собр.соч.: Б 9ти томах.-М.Гослитиздат,I96I-I964.-т.I,с.89-98.

70. Дорогова Н. Исторический роман в европейской литературе XIX. века. Ученые записки Пермского гос.университета,11-270.Проблемы прогрессивной литературы Запада ХУШ-ХХ веков. Пермь,1972,с.85-89.

71. Дубровина И. Романтика в художественном произведении. М.:Выс-шая школа,1976,-255с.

72. Дьяконова Н. Английский романтизм. М.:Наука,1978,-208с.

73. Жюссеран Ж. История английского народа в его литературе. Спб,1898,-404с.

74. Зарубежная детская литература. М.:Просвещение,1982,-559с.

75. Ивашева В. Крах колониализма и английская литература.-Иностранная литература,1958,№ 9,с.211-220.

76. Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. Л.:Наука,1974,-274с.

77. История американской литературы: В Sx томах. М.:Просвещение, 1971.

78. История английской литературы: В Зх томах. М.:Наука,1943-1958.

79. История зарубежной литературы ХУШ века. МГУ,1974,-414с.

80. Кеттл А. Введение в историю английского романа. М.:Прогресс, 1966,-446с.

81. Клименко Е. Традиции и новаторство в английской литературе. Л.:ЛГУ,1961,-192с.

82. Кожинов В. Происхождение романа. М.Советский писатель,1963, -439с.

83. Ладыгин М. Романтический роман. М.:МГПИ,1981,-140с.

84. Ленобль Г. История и литература. М.:Худож.литер.,1907,-300с.- 177

85. Литературные направления и стили. МГУ,1976,-390с.

86. Луначарский А.В. История западно-европейской литературы в ее важнейших моментах.- Собр.соч.:В 8ми томах.- М.:Худож. литер.,1963-IS67.-т.4,1964,-546с.

87. Луначарский А.В. Какая нагл нужна мелодрама.-Собр.соч.:В 8ми томах.-М.:Худож.литер,1963-1967.-т.2,1964,с.212-215.

88. Массовая литература и кризис буржуазной культуры Запада. М.:Наука,1974,-224с.

89. Мелетинский Е. Герой волшебной сказки. М.:Изд-во вост.литер., 1958,-264с.

90. Методология современного литературоведения. Проблемы историзма. М.:Наука,1978,-367с.

91. Михайлов А. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М.:Наука,1976,-351с.

92. Николюкин А. Американский романтизм и современность. М.:Наука, 1968, -410 с.

93. Николюкин А. Антикультура: массовая литература США. М.Знание, 1973, -63с.

94. Орлов С. Исторический роман Вальтера Скотта. Диссертация. доктора шилол,наук. Горький,I960,-964с.

95. Поспелов Г. 0 литературных направлениях. -Филологические науки,1958,№1,с.100-113.

96. Поспелов Г. Может ли быть романтизм без романтики? -Вопросы лит ературы,1964,W9,с.100-113.

97. Поспелов Г. Проблемы исторического развития литературы. М.Просвещение,1972,-270с.

98. Поспелов Г. Теория литературы. М.:Высшая школа,1978,-351с.

99. Проблемы романтизма. Вып.I.М.Искусство,1971,-304с.

100. Прозоров В. Традиции фронтира в литературе США XIX века и- 178 творчество Брет Гарта. Автореферат диссертации.канд.филол. наук. IvI. ,1977,-26с.

101. Пропп В. Трансформация волшебных сказок. Поэтика. J1.:1. Academia , 1928,с.70-89.

102. Ранний буржуазный реализм. JI. :Худож.литер. ,1936,-654с.

103. Реализм и его соотношения с другими творческими методами. М.:Изд-во акад.наук,1962,-366с.

104. Реизов Б. Творчество Вальтера Скотта. М-Л. :Худож.литер, К65,-498с.

105. Реизов Б. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л.:Гослитиздат,1956,-656с.

106. Рыкова Н. Колониальная тематика в литературе Запада. Литературная учеба,1933,Ш,с.43-59.

107. Саможвалов Н. Американская литература XIX века. М.:Высшая школа,1964,-Ь63с.

108. Саттарова 3. Антиколониальная тема в английской литературе /ХУШ-ХХ вв./- Научные труды Ташкентского гос.университета. Вып.389. Ташкент,1970,с.214-242.

109. Седьмой съезд писателей СССР /Стенографический отчет/. М.: Советский писатель,1983,-608с.

110. Соколянский М. Западно-европейский роман эпохи Просвещения /проблемы типологии/. Киев-0десса:Вища школа,1983,-140с.

111. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М.:Советский писатель, 1978, -526с.

112. Теория литературы. Основные проблемы в историческом развитии. Роды и жанры. М.:Наука,1964,-486с.

113. Теория литературы. Основные проблемы в историческом развитии. Стиль. Произведение. Литературное развитие. М.:Наука, 1965,-485с.

114. Томашевский Б. Теория литературы. Л.:Гоиздат,1931,-243с.

115. Томашевский Н. Плутовской роман. Плутовской роман. И.:Ху-дож.литер.,1975,с.5-20.

116. Тураев С. Концепция личности в литературе романтизма.- Контекст. М. :Наука,1978,с.227-247.

117. Урнов Д. Робинзон и Гулливер. М.:Наука,1973,-89с.

118. Урнов М. На рубеже веков. Очерки английской литературы. М.:Наука,1970,-430с.

119. Уэллек Р. и Уоррен 0. Теория литературы. М.:Прогресс,1978, -325с.

120. Фокс Р. Роман и народ. М.Гослитиздат,I960,-247с.

121. Чернец Л. Литературные жанры /проблемы типологии и поэтики/. МГУ,1982,-192с.

122. Чистов К. ^сские народные социально-утопические легенды ХУП-Х1Х вв. М.:Наука,1967,-341с.

123. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Собр.соч.:В 4х томах. М.:Худож.литер.,1980-1982.-т.3,1981,-431с.

124. Цейтлин А. К социологии литературного жанра. Русский язык в советской школе, 1929,1^4,с.3-10.

125. Шейнкер В. Исторический роман Ф.Купера и проблемы развития американской литературы первой половины XIX века. Автореферат диссертации.доктора филол.наук. Л.:1971,-39с.

126. Шкловский В. О теории прозы. М. ."Федерация, 1929,-266с.

127. Шкловский В. Художественная проза. М.Советский писатель,1.6I,-666c.

128. Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Избранные произведения:В бти томах. М.:Искусство,IS64-1971.- т.3,1964,с.37-432.

129. Эйхенбаум В. В поисках жанра.- Русский современник,1924,3,с.228-231.

130. Эстетика американского романтизма. М.:Искусство,1977,-464с.

131. Яковлев С. Об английском колониальном романе.- Современная зарубежная новелла и роман. Саратов:Изд-во Саратовского университета, 1965 , с. 120-150 .

132. The American Tradition in Literature .Vol.1 .IT.Y,1974,184p.

133. Beers H. A History of Romanticism in Nineteenth Century. L. ,1902,-4-55 p.

134. Bell M. The Development of American Romance. The Sacrifical of Relation. Chicago,198o,-291 p.

135. Bridgers S. English History through Historical Novels. L.,1957,-254 p.

136. Chase R. American Novel and Its Tradition.N.Y,1957,-266p.

137. Coan O.and Lillard R. America in Fiction.Stanford,1956,-2oop.

138. Cooper J.F.:A Collection of Critical Essays.N.Y,1979,-205p.

139. Current-Garcia E. and Patrick W. Realism and Romanticismin Fiction. Chicago,1962,-504 p. 140 ®vans Literature:Values and Traditions. L. ,1966,-96 p.

140. Fleishman A. The English Historical Novel. Baltimore and L.,1971,-162 p.

141. Graham K. English Criticism of Novel.1865-1900. Oxford,1965,-148 p.

142. Groffier J. Robert Louis Stevenson. Gard,1977,-65 p.

143. Howe S. Novel of Empire. N.Y.,1971,-186 p.

144. Reiser A. The Indian in American Literature. IT.Y, 194-1 ,-^08p.- 181

145. Кег W. Epic and Romance. N.Y.,1957,-398 p.

147. Monteser F. Picaresque Element in Western Literature. Alabama,1975,-152 p.

148. Meyers J. Fiction and the Colonial Experience. Ipswish, 1973,-W p.

149. Peckham M. The Triumph of Romanticism. Columbia,1970,-462p.

150. Quiller-Couch Ar. Adventures in Criticism. Cambridge ,1924-, -222 p.

151. Ridgely J. Nineteenth-Century Southern Literature.1. Kentucky,1980,-128 p.

152. Saintsbury G. The English Novel. L.,1913,-320 p.

153. Saintsbury G. A History of Nineteenth Century Literature /1780-1900/. L.,1929,-^"8 p.

154. Simmons I. The Novelist as Historian. P.,1973,-213 p.

155. Stone D. The Romantic Impulse in Victorian Fiction. L.,1980,-396 p.

156. Tradition and tolerance in nineteenth-century fiction. L.,1966,-281 p.1У. РАБОТЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРИШЧЕНЧЕСКИМ EAHPAM.

157. Агафонова М. Социально-психологические романы Горжа Симе-нона. Автореферат диссертации.канд.филол.наук. М.,1976,-24с.

158. Адамов А. О приключенческой и детективной литературе.

159. Поединок.Вып.1. Ivl.:Моск.рабочий, 1975,с.3-14.

160. Адамов А. Мой любимый жанр детектив. М.:Советский писатель, 1980,-312с.

161. Андреев К. На пороге новой эры. М.:Советский писатель,1971, -408с.

162. Андреев К. Искатели приключений. М.:Дет.литер.,1969,-205с.

164. Бегак Б. В мире приключений. М.:Знание,1979,-62с.

165. Вельский А. А.Дюма и его трилогия о мушкетерах /к проблеме жанра/.- Проблемы метода, жанра и стиля в прогрессивной литературе Запада XIX-XX веков.Вып.2.Пермь,1976,с.71-83.

166. Вельский А. Типология исторического романа и романы А.Дюма конца 40х-начала 50х годов. Проблемы метода, жанра и стиля в прогрессивной литературе Запада XIX-XX веков.Вып.2.Пермь, 1976,с.84-99.

167. Бритиков А. Детективная повесть в контексте приключенческих жанров.- русская советская повесть 20-30х годов. Л,:Нау-ка,1976,с.408-453.

168. Вановская Г. Исторические романы Александра Дюма.-Ученые записки ЛГУ.Серия филол.наук.Л.,1940,вып.8,№64,с.125-162.

169. Вулис А. Поэтика детектива.-Новый мир, 1978,И,с.244-258.

170. Вулис А. Приключенческая литература: о теории и практике.-Звезда Востока,1982,Щ0,с.170-176.

171. Для человека растущего. М.Советская Россия,1959,-248с.

172. Колодяжная В. Советский приключенческий фильм. М.:Искусство, 1965,-210с.

173. Кузьменко Л. Повести и новеллы А.Конан Дойля о Шерлоке Холмса /к проблеме детективного жанра/. Диссертация.канд. филол.наук. М.:1978,-126с.

174. Мошенская Л. Мир приключений и литература.-Вопросы литературы,1982,№9,с.170-202с.

176. Наркевич А. Приключенческая литература.-Краткая литературная энциклопедия. Т.5.М.:Советская энциклопедия,1978, стлб.973-974.

177. О фантастике и приклгох1ениях,Вып.5. Л.:Госиздат дет.литер., I960,-338с.

178. Приключенческий фильм. Пути и поиски. Сб.научных трудов. М.:Б.из.,1980,-160с.

179. Родионова Н. К вопросу о становлении жанра советской приключенческой повести. Смоленск,1981,-15с. F^Kon. депонирована в ИНИОН СССР,№9990 от 29.04.82.

180. Рысс Е. Правда невероятного.-Платов Л. Секретный фарватер. М.:Дет.литер.,1967,с.535-540.

181. Рысс Е. Страна приключений. Андреев К. Искатели приключений. М.:Дет.литер.,1964,с.196-204.

182. Светов Природа жанра, функция сюжета.- Вопросы литературы, 1966,№,с.135-150.

183. Соболевская 10. Л.Н.Толстой и проблемы приключенческой литературы для детей,- Л.Н.Толстой и современные проблемы культуры.1. М.:Б.из.,1980,с.166-182.

184. Тамарченко Е. Социально-философский жанр современной научной фантастики /типологическая характеристика/. Автореферат диссертации.канд.филол.наук. Донецк,1969,-24с.

185. Урнов М. Предисловие.- Конан Дойль.Собр.соч.:В 8ми томах. М.:Правда,1967,-тЛ,с.3-48.

186. Урнов М. Предисловие.- Стивенсон. Собр.соч.:В 5ти томах. М.:Правда,1967,-т.I,с.3-48.187. ©илюшкина С. "В нем властвует закон."/Размышления о детективном жанре/.- Голоса времени. Воронеж:Центрально-Черно-з ем.кн.изд-во,1974,с.70-83.

187. Чернавина Л. Детективные новеллы Э.По /К вопросу об истоках- 184 детективного жанра/.- Очерки по зарубежной литературе.Вып.I. Иркутск,IS70,с.56-54.

188. Чернавина JI. Английский сенсационный роман XIX века.- Очерки по зарубежной литературе. Вып.2. Иркутск,1972,с.49-65.

189. Чернышова Т. О старой сказке и новейшей фантастике.- Вопросы литературы, 1977,1131, с. 229-248.

190. Шалашова 3. Приключения и путешествия. Рек.указ.литературы. М.:Книга,1979,-128с.

191. Шкловский В. О романах Берроуза.- Русский современник,1924, РЗ,с.252-254.

192. СaweIti G. Adventure, Mystery and Romance. Chicago,1976, -336 p.

193. Edwards P. Some Mid-Victorian "Thrillers. Queensland,197C,-34p195. perrini F. II Ghetto Letterario. Roma,1976,-254 p.

194. Francois F. Les romans policiers. Paris,1964,-124 p.

195. Holtsmark E. Tarzan and Tradition. L.,1981,-196 p.

196. Howarth P. Play Up and Play the Game. L.,1973,-178 p.

197. Kiely R. Robert Louis Stevenson and the Fiction of Adventure. Cambridge,1956,-285 p.

198. The Mystery and Detection Annual. California,1972,-264 p.

199. Spensemann W. The Adventurous Muse. Hew Haven,1977,-290 p.

200. У. РАБОТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТВОРЧЕСТВОМ ШЫНА РИДА.

201. Вельский А. Майн Рид.- КЛЭ. Т.6. М.:Советская энциклопедия, 1971,стлб.283-284.

202. Бутовский А. Рецензия на новые сочинения М.Рида и Г.Змара.-Педагогический музей,1877,PI2,с.846-853.

203. Вступительная статья.- Майн Рид. Собрание сочинений. T.I. М.:191б,с.З-5.

204. Желобовский И. Майн Рид и его романы.- Майн Рид. Всадник без головы. М.-Л.:Детгиз,1948,с.З-7.

205. Зонин А. Предисловие к роману "Жилище в пустыне".- Майн Рид. Собр.соч. Т.З. М.:Земля и фабрика,1930,с.3-8,

206. А.К-а. По поводу сочинений М.Рида и К°. Воспитание и обучение,1980,№9,с.338-341.

207. Левит Т. Жизнь и творчество Томаса Майна Рида. Майн Рид, Собр.соч. T.I. М.:Земля и фабрика,1929,с.3-24.

208. Машбиц-Веров И. Предисловие к роману "На невольничьем судне".- Майн Рид. Собр.соч. Т.Н. М.:3емля и фабрика, 1930,с.5-7.

209. Машбиц-Веров И. Предисловие к роману "Ползуны по скалам".-Майн Рид.Собр.соч. Т.9. М.:3емля и фабрика,1930,с.3-6.

210. Машбиц-Веров И. Предисловие к роману "Тропа войны". Майн Рид.Собр.соч. Т.10. М.:3емля и фабрика,1930,с.5-7.

211. М.П. Несколько слов о чтении нашими детьми М.Рида, Г.Эмара и тому подобных книг. -На помощь матерям,1898,№4,с.273-276.

212. Наркевич А. Майн Рид.-Детская литература,1938,№14,с.39-44.

213. Наркевич А. Майн Рид и его роман "Оцеола, вождь семинолов".-Майн Рид. Оцеола, вождь семинолов. М.:Детгиз,1959,с.408-417.

214. Наркевич А. Послесловие к роману "Белый вождь".- Майн Рид. Сочинения. T.I. М.:Детгиз,1956,с.384-387.

215. Наркевич А. Послесловие к роману "Квартеронка".- Майн Рид. Сочинения. T.I. М.:Детгиз,1956,с.758-762.

216. Наркевич А. Послесловие к роману "Отважная охотница".- Майн Рид. Отважная охотница. М.:Детгиз,1960,с.311-316.

217. Олюнин Р. Волшебник из страны прерий.- В мире книг,1968, №3,с.36-37.

218. Олюнин Р. Колониальная тема в английской литературе конца XIX века. Диссертация.канд.филол.наук. М.,1967,-215с.- 186

219. Самарин Р. Капитан Майн Рид. Майн Рид.Сочинения. T.I. М. :Детгиз,1956,с.3-31.

220. Самарин Р. "Всадник без головы" и его автор.- Майн Рид. Всадник без головы. М.:Моск.рабочий,1955,с.425-432.

221. Самарин Р. О романе Майна Рида "Белая перчатка".- Майн Рид. Сочинения. Т.5. М.:Детгиз,1958,с.427-434.

222. Самарин Р. Послесловие к роману "Всадник без головы".-Майн Рид. Сочинения. Т.6. М.:Детгиз,1958,с.988-991.

223. Самарин Р. Послесловие к роману "Оцеола, возздь семинолов".-Майн Рид.Сочинения. Т.2. М.:Детгиз,1956,с.422-428.

224. Самарин Р. Южноафриканская трилогия Майна Рида. Маш Рид. Сочинения. Т.4. М.-.Детгиз, 1956,с.754-760.

225. Сатунин К. }йоль Берн и Майн Рид и образовательное значение их сочинений.- Естествознание и география,1912,№5,с.37-41.

226. Старчаков А. Предисловие к роману "Вольные стрелки".-Майн Рид. Собр.соч. T.I. М.:Земля и фабрика,1930,с.25-27.

227. Старчаков А. Предисловие к роману "Ка дне трюма".-Майн Рид. Собр.соч. Т.21. М.:Земля и фабрика,19Э0,с.З-4.

228. Урнов Д. Достойный своих героев. Майн Рид. Всадник без голо вы. М.:Правда,1982,с.3-12.

229. Урновы М. и Д. История смелых сердец.- Майн Рид. Всадник без головы. Стивенсон. Остров сокровищ. М.:Дет.литер.,1978, с. 3-Ю.

230. Языков Н./Шелгунов Н./ Детский романист.- Дело,1874,№9,1. С I 232eThe American Legion Reader. N.Y.,1953»-127 p

231. Christie J. Thoreau as World Traveles. N.Y.,1965,-358 p.

232. Gaston E. The Early ITovel of the Southwest. The University of New Mexico Pre3 3,1961,-318 p.

233. Green M. Drems of adventure, deeds of empire. L. ,19Bo,~4-29p«

234. Holyoake LI. Captain Mayne Re id: Soldies and Novelist.-The Strand Magazine. Vol.2. L. ,1891, p. 935-102.

235. Hunter St. Captain of Romance.- Book Handbook, L.,1950, N8, p.455-^64.

236. Каранфилов E. Юноши. Литературни критики. София.:Народна младеж, 1977, -330с.

237. Meyer R. The Western Fiction of Mayne Reid. Western American Literature. Logan,1968, N3, p.115-132.

238. Reid E. Mayne Reid: A memoir of his life. L.,1890,-277 p.

239. Reid E. and Сое Ch. Captain Mayne Reid. His life and adventures. L.,1900,-262 p.

240. Steele J. Captain Mayne Reid. Boston,1978,-147 p.

241. Stoddard R. Memoir of Mayne Reid.- Mayne Reid. Stories about animals. N.Y.,n.d., p. 1-4.

242. У1. ИЗДАНИЯ ПР0ИЗЫЩЖ1 МАЛНА РИДА, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В РАБОТЕ НАД ДИССЕРТАЦИЕЙ. 244-. The boy tar, or A voyage in the dark. Boston,1869,-356 p.

243. The boy hunters of the Mississipi. N.Y.,1929,-261 r.

244. The castaways. A story of adventure in the wild of Borneo. L.,1892,-316 p.

245. The child wife, a tale of the two worlds. L.,1898,-392 p.

246. The cliff-climber. N.Y.,n.d.,-217 p.

247. The forest exiles. L.,n.d.,~332 p.

248. Th.3 huntersQ feast, or Conversations around the camp-fire. L.,n.d.,-314 p.

249. The Guerilla chief. L.,n.d.,-334 p.1. WUl 9

250. Tiie giraffe-hunters. N.Y. ,n.d. ,-298 p.

251. No Quarter8 L.,1888.Vol.1-3I6p., vol.2 3SIp.-54. The ocean-waifs. L. ,n.d. ,-306 p.

252. The Quadroon, or Adventures in Ear V/est. L. ,1856,-447 p.

253. The rifle rangers. L.,n.d.,-317 Р»

254. The tiger hunters. L.,n.d.,-568 p.

255. The white gautlet. L.-N.Y.,n.d.,-451 p.

256. Les chasseurs de chevelures. Paris,1854,-391 P«

257. The young yagers. В.,1857>-328 p.

258. Сочинения:В 20ти томах. Спб,1864-1876.

259. Сочинения:В 13ти томах. Спб-М.,1868-1881.

260. Полное собрание романов:В 40 томах. Спб,1908.

261. Полное собрание романов:В ЗОти томах. Спб,1916.

262. Собрание сочинений:В Юти томах. М.,1916.

263. Собрание сочинений:В 23х томах. М.:Земля и фабрика,1929-1930.

264. Сочинения:В бти томах. М.:Детгиз,1956-1958.

265. УЛ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРШЛЕШШИЕСЯ ДЛЯ СОПОСТАВЛЕНИЯ.

266. Баллантайн Р. Черная кость, или Торговля неграми. Спб,1875, -265с.

267. Баллантайн Р. Коралловый остров. М.:Земля и фабрика,1928, -157с.

268. Бекер С. Выброшенные морем. Спб,1886,-447с.

269. Бекер С. Измаилия. Спб,1876,-576с.

270. Бекер С. Путешествие к верховьям Нила и исследование его источников. М.,1868,-448с.

271. Буссенар Л. Капитан Сорви-голова. М.:Детгиз,1956,-296с.

272. Гюго В. Вгог Л"аргаль. М. :Детгиз, 1958,-166с.

273. Гюго В. Человек, который смеется. М.Гослитиздат,1956,-679с.

274. Гарт, Брет. Степной найденыш.- Собр.соч.:В бти томах. М.: Правда,1966.-т.4,с.161-260.

275. Дойль,Конан. Собрание сочинений: В 8ми томах, ш.:Правда,1966.

276. Дюма А. Двадцать лет спустя. М.:Худож.литер,1976,-814с.

277. Ирвинг В. История жизни, путешествий, открытий и приключений в Новом Свете. Спб,1839,-366с.

278. Кингсли Ч. Храбрый искатель приключений Элиас Лэй из Беруф-фа, его друзья и их приключения в Старом и Новом Свете. М.: Молодая гвардия,1931,-334с.

279. Кингстон Г. Молодой раджа. Спб,1886,-364с.

280. Кингстон Г. Приключения в Африке торговца слоновой костью. Спб,1884,-99с.

281. Купер Избранные сочинения: В бти томах. М.:Детгиз.1961-1963.

282. Марриэт Ф. Гремучая змея, индейский вождь. Спб,1887,-149с.

283. Мелвилл Г. Ому. М.-.География,I960,-278с.

284. Мелвилл Г. Тайпи. М.:Мысль,1967,-295с.

285. Мериме П. Таманго.- Избранные сочинения: В 2х томах. М.: Госиздат худож.литер,1957.- т.2,с.24-43.

286. По Э. Избранные произведения:В 2х томах. М.:Худож.литер., 1972.

287. Рид Ч. Вельможный бродяга. Спб,1875,-156с.

288. Сабатини Р. Одиссея капитана Блада.- Хроника капитана Бла-да. М.:Дет.литер.,1969,-592с.

289. Сальгари Э. Охотница за скальпами. Собр.соч., т.2. М.,1910, -255с.

290. Скотт В. Собр.соч.:В 20ти томах. М-Л.Гослитиздат,1960-1965,

291. Стоу,Бичер. Хижина дяди Тома. М.:Правда,1980,-479с.

292. Уитмен У. Избранные произведения. М.:Худож.литер.,1970,-415с.

293. Ферри Г. Косталь-индеец. Спб-М.,1911,-312с.

294. Хаггард Р. Дочь Монтесумы. М.:Мысль,1964,-344с.- 190

295. Хаггард Р. Копи царя Соломона. Иркутск".Восточно-Сибирское кн.изд-во,1982,-238с.

296. Хилдрет ЕБелый раб. М-Л.:Гослитиздат,1951,-330с.

297. Эмар Г. Твердая рука. М.:Детгиз,1958,-573с.

298. УШ. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

299. Словарь литературоведческих терминов. М. ".Просвещение, 1974, -510с.

300. Allibone Д. A Critical Dictionary of English Literature and

301. British and .American Authours. Vol.11. Philadelphia,1870. egg Dictionary of National Biography. Vol.XLYII. L.,1896. 303. Hagen 0. Who done it? If.Y. ,1969,-834 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

один из видов художественной литературы, проза, основным содержанием которой является увлекательный, захватывающий рассказ о реальных или вымышленных событиях. Признаки приключенческой литературы – динамичный сюжет, острота ситуаций, накал эмоций, мотивы тайны, похищения, преследования, преступления, путешествия и т. п. Внутри приключенческой литературы можно выделить несколько устойчивых жанров, различающихся по двум признакам: в какой обстановке происходит действие и каково основное содержание сюжета. Так, к приключенческой литературе относятся детективы, основное содержание которых – расследование какого-либо преступления. Мастерами детективов были Э. По, А. К. Дойл, А. Кристи и др. Часто автор создает детективные романы и рассказы с одним сквозным персонажем – сыщиком-профессионалом или любителем (отец Браун у Г. К. Честертона, Шерлок Холмс у Конан Дойла, Эркюль Пуаро у Кристи и др.). Интерес читателя поддерживается за счет попыток найти преступника, имя которого обычно узнается в самом конце. Фантастическая приключенческая литература рассказывает о вымышленных существах, их приключениях или о вымышленных событиях, происходящих с людьми. Действие фантастических произведений может быть перенесено на другие планеты, в прошлое или будущее Земли; в них действуют инопланетяне, сказочные существа и т. п. Известные авторы фантастики – Г. Уэллс, Р. Брэдбери, С. Лем, К. Булычев, А. и Б. Стругацкие. Занимательность фантастической приключенческой литературы основана на изображении необычных существ и механизмов, а также неординарных событий, происходящих с ними. Историческая приключенческая литература рассказывает о какой-либо удаленной от автора и читателя эпохе, стараясь как можно точнее восстановить детали быта и обстановки. В этом жанре работали В. Скотт, А. Дюма-отец, В. Гюго. В исторических романах обычно действуют вымышленные главные герои, а реальные исторические лица являются эпизодическими героями (напр., главные герои романа «Три мушкетера» – Атос, Портос, Арамис и д Артаньян – выдуманы автором, а кардинал Ришелье, король и королева Франции – реальны). Также занимательность приключенческой литературы может быть связана с экзотикой различных народов и племен, природы разных стран – таковы романы Ф. Купера, Дж. Лондона, Р. Л. Стивенсона, Ж. Верна, Т. М. Рида, Дж. Конрада, Г. Р. Хаггарда. Автор может изображать жизнь бок о бок с такими племенами (как Т. М. Рид, описывающий жизнь в США и вводящий в свои произведения индейцев). Ведущим мотивом в таких произведениях может быть мотив путешествия, как, напр., у Г. Р. Хаггарда.

Наряду с выделенными типами приключенческой литературы существуют произведения, не относимые ни к какой из этих групп, но тем не менее принадлежащие к приключенческой литературе за счет своей занимательности и захватывающего сюжета (напр., повести А. П. Гайдара о приключениях подростков или романы М. Твена о Томе Сойере и Гекльберри Финне).

В русской литературе в жанре приключенческой литературы работали А. С. Грин («Алые паруса»), В. А. Каверин («Два капитана»), А. Н. Толстой («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), А. П. Гайдар («Тимур и его команда», «Р.В.С.», «Чук и Гек»), А. Р. Беляев («Голова профессора Доуэля»), В. П. Катаев («Белеет парус одинокий»), братья Вайнеры («Эра милосердия») и др.

Приключенческая литература

Приключе́нческая литерату́ра

Один из видов художественной литературы, проза, основным содержанием которой является увлекательный, захватывающий рассказ о реальных или вымышленных событиях. Признаки приключенческой литературы – динамичный сюжет, острота ситуаций, накал эмоций, мотивы тайны, похищения, преследования, преступления, путешествия и т. п. Внутри приключенческой литературы можно выделить несколько устойчивых жанров, различающихся по двум признакам: в какой обстановке происходит действие и каково основное содержание сюжета. Так, к приключенческой литературе относятся детективы , основное содержание которых – расследование какого-либо преступления. Мастерами детективов были Э. По , А. К. Дойл , А. Кристи и др. Часто автор создаёт детективные романы и рассказы с одним сквозным персонажем – сыщиком-профессионалом или любителем (отец Браун у Г. К. Честертона, Шерлок Холмс у Конан Дойла, Эркюль Пуаро у Кристи и др.). Интерес читателя поддерживается за счёт попыток найти преступника, имя которого обычно узнаётся в самом конце. Фантастическая приключенческая литература рассказывает о вымышленных существах, их приключениях или о вымышленных событиях, происходящих с людьми. Действие фантастических произведений может быть перенесено на другие планеты, в прошлое или будущее Земли; в них действуют инопланетяне, сказочные существа и т. п. Известные авторы фантастики – Г. Уэллс , Р. Брэдбери , С. Лем , К. Булычёв , А. и Б. Стругацкие . Занимательность фантастической приключенческой литературы основана на изображении необычных существ и механизмов, а также неординарных событий, происходящих с ними. Историческая приключенческая литература рассказывает о какой-либо удалённой от автора и читателя эпохе, стараясь как можно точнее восстановить детали быта и обстановки. В этом жанре работали В. Скотт , А. Дюма-отец , В. Гюго . В исторических романах обычно действуют вымышленные главные герои, а реальные исторические лица являются эпизодическими героями (напр., главные герои романа «Три мушкетёра» – Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян – выдуманы автором, а кардинал Ришелье, король и королева Франции – реальны). Также занимательность приключенческой литературы может быть связана с экзотикой различных народов и племён, природы разных стран – таковы романы Ф. Купера , Дж. Лондона , Р. Л. Стивенсона , Ж. Верна , Т. М. Рида , Дж. Конрада, Г. Р. Хаггарда. Автор может изображать жизнь бок о бок с такими племенами (как Т. М. Рид, описывающий жизнь в США и вводящий в свои произведения индейцев). Ведущим мотивом в таких произведениях может быть мотив путешествия, как, напр., у Г. Р. Хаггарда.

Наряду с выделенными типами приключенческой литературы существуют произведения, не относимые ни к какой из этих групп, но тем не менее принадлежащие к приключенческой литературе за счёт своей занимательности и захватывающего сюжета (напр., повести А. П. Гайдара о приключениях подростков или романы М. Твена о Томе Сойере и Гекльберри Финне).
В русской литературе в жанре приключенческой литературы работали А. С. Грин («Алые паруса»), В. А. Каверин («Два капитана»), А. Н. Толстой («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), А. П. Гайдар («Тимур и его команда», «Р.В.С.», «Чук и Гек»), А. Р. Беляев («Голова профессора Доуэля»), В. П. Катаев («Белеет парус одинокий»), братья Вайнеры («Эра милосердия») и др.
Произведения многих авторов приключенческой литературы стали классикой детской литературы .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "приключенческая литература" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    Художественная проза, подчиненная задаче занимательного повествования о происшествиях; для нее характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота фабульных (сюжетных) ситуаций, накал переживаний, мотивы похищения и… … Большой Энциклопедический словарь

    Приключенческая литература - ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, художественная проза, где основную задачу повествования составляет занимательное сообщение о реальных или вымышленных происшествиях. Для нее характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Обложка романа Жюль Верна «Михаил Строгов: царск … Википедия

    приключенческая литература - понятие, не имеющее строгих границ. Применяется для многих литературных жанров и относится к произведениям, повествующим о напряженных конфликтах личной и общественной жизни. Рубрика: роды и жанры литературы Синоним: приключенческий жанр Прочие… …

    Художественная проза, подчинённая задаче занимательного повествования о происшествиях; для неё характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота фабульных (сюжетных) ситуаций, накал переживаний, мотивы похищения и… … Энциклопедический словарь

    ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, художественная проза, где основную задачу повествования составляет занимательное сообщение о реальных или вымышленных происшествиях. Связана с научной фантастикой, фантастикой, детективной литературой и путешествиями.… … Литературный энциклопедический словарь

    Художественная проза, где основную задачу повествования составляет занимательное сообщение о реальных или вымышленных происшествиях, а элементы аналитический, дидактический и описательный отсутствуют либо имеют заведомо второстепенное… … Большая советская энциклопедия

    литература приключенческая - см. приключенческая литература … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Приключенческая (авантюрная) литература типичный и очень распознаваемый литературный жанр; на протяжении всей сюжетной линии, автор помещает героя в рискованные проблематичные положения, из которых он выбирается на глазах у читателя; следует… … Википедия

Книги

  • Змееловы , Анатолий Безуглов , Приключенческая повесть, рассказывающая о событиях, происшедших в герпетологической экспедиции… Категория: Приключения и путешествия Издатель: