Важнейшим условием существования и развития сознания является. Историческое развитие сознания у человека

Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего этапа развития психики. Сознательное отражение, в отличие от психического отражения, свойственного животным,- это отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта, т. е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.

В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта; в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту. Это значит, что, когда я сознаю, например, эту книгу или даже только свою мысль о книге, то сама книга не сливается в моем сознании с моим переживанием, относящимся к этой книге, сама мысль о книге - с моим переживанием этой мысли.

Выделение в сознании человека отражаемой реальности как объективной имеет в качестве другой своей стороны выделение мира внутренних переживаний и возможность развития на этой почве самонаблюдения.

Задача, которая стоит перед нами, и заключается в том, чтобы проследить условия, порождающие эту высшую форму психики - человеческое сознание.

Как известно, причиной, которая лежит в основе очеловечения животноподобных предков человека, является возникновение труда и образование на его основе человеческого общества. «...Труд,- говорит Энгельс,- создал самого человека» 98 . Труд создал и сознание человека.

Возникновение и развитие труда, этого первого и основного условия существования человека, привело к изменению и очеловечению его мозга, органов его внешней деятельности и органов чувств. «Сначала труд,- так говорит об этом Энгельс,-а затем и рядом с ним членораздельная речь явились самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьян мог постепенно превратиться в человеческий мозг, который, при всем сходстве в основной структуре, превосходит первый величиной и совершенством» 99 .

Главный орган трудовой деятельности человека - его рука могла достичь своего совершенства только благодаря развитию самого труда. «Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым операциям... человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини» 100 .

Если сравнивать между собой максимальные объемы черепа человекообразных обезьян и черепа первобытного человека, то оказывается, что мозг последнего превышает мозг наиболее высоко развитых современных видов обезьян более чем в два раза (600 см 3 и 1400см 3 ).

Еще резче выступает различие в величине мозга обезьян я человека, если мы сравним его вес; разница здесь почти в 3 1 / 2 раза: вес мозга орангутана - 350г, мозг человека весит 1400г.

Мозг человека по сравнению с мозгом высших обезьян обладает и гораздо более сложным, гораздо более развитым строением.

Уже у неандертальского человека, как показывают слепки, сделанные с внутренней поверхности черепа, ясно выделяются в коре новые, не вполне дифференцированные у человекообразных обезьян, поля, которые затем, у современного человека, достигают своего полного развития. Таковы, например, поля, обозначаемые (по Бродману) цифрами 44, 45, 46 в лобной доле коры, поля 39 и 40 - в теменной ее доле, 41 и 42 - височной доле (рис. 35).

Очень ярко видно, как отражаются в строении коры мозга новые, специфически-человеческие черты при исследовании так называемого проекционного двигательного поля (на рис. 35 оно обозначено цифрой 4). Если осторожно раздражать электрическим током различные точки этого поля, то по-вызываемому раздражением сокращению различных мышечных групп можно точно представить себе, какое место занимает в нем проекция того или иного органа. Пенфильд выразил итог этих опытов в виде схематического и, конечно, условного рисунка, который мы здесь приводим (рис. 36). Из этого рисунка, выполненного в определенном масштабе, видно, какую относительно большую поверхность занимает в человеческом мозге проекция таких органов движения, как руки (кисти), и особенно органов звуковой речи (мышцы рта, языка, органов гортани), функции которых развивались особенно интенсивно в условиях человеческого общества (труд, речевое общение).

Совершенствовались под влиянием труда и в связи с развитием мозга также и органы чувств человека. Как и органы внешней деятельности, они приобрели качественно новые особенности. Уточнилось чувство осязания, очеловечившийся глаз стал замечать в вещах больше, чем глаза самой дальнозоркой птицы, развился слух, способный воспринимать тончайшие различия и сходства звуков человеческой членораздельной речи.

В свою очередь развитие мозга и органов чувств оказывало обратное влияние на труд и язык, «давало обоим все новый толчок к дальнейшему развитию» 101 .

Создаваемые трудом, отдельные анатомо-физиологические изменения необходимо влекли за собой, в силу естественной взаимозависимости развития органов, и изменение организма в целом. Таким образом, возникновение и развитие труда привело к изменению всего физического облика человека, к изменению всей его анатомо-физиологической организации.

Конечно, возникновение труда было подготовлено всем предшествующим ходом развития. Постепенный переход к вертикальной походке, зачатки которой отчетливо наблюдаются даже у ныне существующих человекообразных обезьян, и формирование в связи и с этим особо подвижных, приспособленных для схватывания предметов передних конечностей, все более освобождающихся от функции ходьбы, что объясняется тем образом жизни, который вели животные предки человека,- все это создавало физические предпосылки для возможности производить сложные трудовые операции.

Подготавливался процесс труда и с другой стороны. Появление труда было возможно только у таких животных, которые жили целыми группами и у которых существовали достаточно развитые формы совместной жизни, хотя эти формы были, разумеется, еще очень далеки даже от самых примитивных форм человеческой, общественной жизни. О том, насколько высоких ступеней развития могут достигать формы совместной жизни у животных, свидетельствуют интереснейшие исследования Н. Ю. Войтониса и Н. А. Тих, проведенные в Сухумском питомнике. Как показывают эти исследования, в стаде обезьян существует уже сложившаяся система взаимоотношений и своеобразной иерархии, с соответственно весьма сложной системой общения. Вместе с тем эти исследования позволяют лишний раз убедиться в том, что, несмотря на всю сложность внутренних отношений в обезьяньем стаде, они все же ограничены непосредственно биологическими отношениями и никогда не определяются объективно-предметным содержанием деятельности животных.

Наконец, существенной предпосылкой труда служило также наличие у высших представителей животного мира весьма развитых, как мы видели, форм психического отражения действительности.

Все эти моменты и составили в своей совокупности те главные условия, благодаря которым в ходе дальнейшей эволюции могли возникнуть труд и человеческое, основанное на труде, общество.

Что же представляет собой та специфически-человеческая деятельность, которая называется трудом?

Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. «Труд,- говорит Маркс,- есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в известной форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в последней способности и подчиняет игру этих сил своей собственной власти» 102 .

Для труда характерны, прежде всего две следующие взаимосвязанные черты. Одна из них - это употребление и изготовление орудий. «Процесс труда,- говорит Энгельс,- начинается только при изготовлении орудий» 103 .

Другая характерная черта процесса труда заключается в том, что он совершается в условиях совместной, коллективной деятельности, так что человек вступает в этом процессе не только в определенные отношения к природе, но и к другим людям-членам данного общества. Только через отношения к другим людям человек относится и к самой природе. Значит, труд выступает с самого начала как процесс, опосредствованный орудием (в широком смысле) и вместе с тем опосредствованный общественно.

Употребление человеком орудий также имеет естественную историю своего подготовления. Уже у некоторых животных существуют, как мы знаем, зачатки орудийной деятельности в форме употребления внешних средств, с помощью которых они осуществляют отдельные операции (например, употребление палки у человекообразных обезьян). Эти внешние средства - «орудия» животных, однако, качественно отличны от истинных орудий человека - орудий труда.

Различие между ними состоит вовсе не только в том, что животные употребляют свои «орудия» в более редких случаях, чем первобытные люди. Их различие тем менее может сводиться к различиям только в их внешней форме. Действительное отличие человеческих орудий от «орудий» животных мы можем вскрыть, лишь обратившись к объективному рассмотрению самой той деятельности, в которую они включены.

Как бы ни была сложна «орудийная» деятельность животных, она никогда не имеет характера общественного процесса, она не совершается коллективно и не определяет собой отношений общения, осуществляющих ее индивидов. Как бы, с другой стороны, ни было сложно инстинктивное общение между собой индивидов, составляющих животное сообщество, оно никогда не строится на основе их «производственной» деятельности, не зависит от нее, ею не опосредствовано.

В противоположность этому человеческий труд является деятельностью изначально общественной, основанной на сотрудничестве индивидов, предполагающем хотя бы зачаточное техническое разделение трудовых функций; труд, следовательно, есть процесс воздействия на природу, связывающий между собой его участников, посредствующий их общение. «В производстве,- говорит Маркс,- люди воздействуют не только на природу, но и друг на друга. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только через посредство этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство» 104 .

Чтобы уяснить себе конкретное значение этого факта для развития человеческой психики, достаточно проанализировать то, как меняется строение деятельности, когда она совершается в условиях коллективного труда.

Уже в самую раннюю пору развития человеческого общества неизбежно возникает разделение прежде единого процесса деятельности между отдельными участками производства. Первоначально это разделение имеет, по-видимому, случайный и непостоянный характер. В ходе дальнейшего развития оно оформляется уже в виде примитивного технического разделения труда.

На долю одних индивидов выпадает теперь, например, поддержание огня и обработка на нем пищи, на долю других - добывание самой пищи. Одни, участники коллективной охоты, выполняют функцию преследования дичи, другие - функцию поджидания ее в засаде и нападения.

Это ведет к решительному, коренному изменению самого строения деятельности индивидов - участников трудового процесса.

Выше мы видели, что всякая деятельность, осуществляющая непосредственно биологические, инстинктивные отношения животных к окружающей их природе, характеризуется тем, что она всегда направлена на предметы биологической потребности и побуждается этими предметами. У животных не существует деятельности, которая не отвечала бы той или другой прямой биологической потребности, которая не вызывалась бы воздействием, имеющим для животного биологический смысл - смысл предмета, удовлетворяющего данную его потребность, и которая не была бы направлена своим последним звеном непосредственно на этот предмет. У животных, как мы уже говорили, предмет их деятельности и ее биологический мотив (Всегда слиты, всегда совпадают между собой.

Рассмотрим теперь с этой точки зрения принципиальное строение деятельности индивида в условиях коллективного трудового процесса. Когда данный член коллектива осуществляет свою трудовую деятельность, то он также делает это для удовлетворения одной из своих потребностей. Так, например, деятельность загонщика, участника первобытной коллективной охоты, побуждается потребностью в пище или, может быть, потребностью в одежде, которой служит для него шкура убитого животного. На что, однако, непосредственно направлена его деятельность? Она может быть направлена, например, на то, чтобы спугнуть стадо животных и направить его в сторону других охотников, скрывающихся в засаде. Это, собственно, и есть то, что должно быть результатом деятельности данного человека. На этом деятельность данного отдельного участника охоты прекращается. Остальное довершают другие участники охоты. Понятно, что этот результат - спугивание дичи и т. д. - сам по себе не приводит и не может привести к удовлетворению потребности загонщика в пище, шкуре животного и пр. То, на что направлены данные процессы его деятельности, следовательно, не совпадает с тем, что их побуждает, т. е. не совпадает с мотивом его деятельности: то и другое здесь разделено между собой. Такие процессы, предмет и мотив которых не совпадают между собой, мы будем называть действиями. Можно сказать, например, что деятельность загонщика - охота, спугивание же дичи - его действие.

Как же возможно рождение действия, т. е. разделение предмета деятельности и ее мотива? Очевидно, оно становится возможным только в условиях "совместного, коллективного процесса воздействия на природу. Продукт этого процесса в целом, отвечающий потребности коллектива, приводит также к удовлетворению потребности и отдельного индивида, хотя сам он может и не осуществлять тех конечных операций (например, прямого нападения на добычу и ее умерщвления), которые уже непосредственно ведут к овладению предметом данной потребности. Генетически (т. е. по своему происхождению) разделение предмета и мотива индивидуальной деятельности есть результат происходящего вычленения из прежде сложной и многофазной, но единой деятельности отдельных операций. Эти-то отдельные операции, исчерпывая теперь содержание данной деятельности индивида, и превращаются в самостоятельное для него действие, хотя по отношению к коллективному трудовому процессу в целом они продолжают, конечно, оставаться лишь одним из частных его звеньев.

Естественными предпосылками этого вычленения отдельных операций и приобретения ими в индивидуальной деятельности известной самостоятельности являются, по-видимому, два следующих главных (хотя и не единственных) момента. Один из них - это нередко совместный характер инстинктивной деятельности и наличие примитивной «иерархии» отношений между особями, наблюдаемой в сообществах высших животных, например у обезьян. Другой важнейший момент - это выделение в деятельности животных, еще продолжающей сохранять всю свою цельность, двух различных фаз - фазы подготовления и фазы осуществления, которые могут значительно отодвигаться друг от друга во времени. Так, например, опыты показывают, что вынужденный перерыв деятельности на одной из ее фаз позволяет отсрочить дальнейшую реакцию животных лишь весьма незначительно, в то время как перерыв между фазами дает у того же самого животного отсрочку, в десятки и даже сотни раз большую (опыты Запорожца).

Однако, несмотря на наличие несомненной генетической связи между двухфазной интеллектуальной деятельностью высших животных и деятельностью отдельного человека, входящей в коллективный трудовой процесс в качестве одного из его звеньев, между ними существует и огромное различие. Оно коренится в различии тех объективных связей и отношений, которые лежат в их основе, которым они отвечают и которые отражаются в психике действующих индивидов.

Особенность двухфазной интеллектуальной деятельности животных состоит, как мы видели, в том, что связь между собой обеих (или даже нескольких) фаз определяется физическими, вещными связями и соотношениями - пространственными, временными, механическими. В естественных условиях существования животных - это, к тому же, всегда природные, естественные связи и соотношения. Психика высших животных соответственно и характеризуется способностью отражения этих вещных, естественных связей и соотношений.

Когда животное, совершая обходный путь, раньше удаляется от добычи и лишь, затем схватывает ее, то эта сложная деятельность подчиняется воспринимаемым животным пространственным отношением данной ситуации; первая часть пути - первая фаза деятельности с естественной необходимостью приводит животное к возможности осуществить вторую ее фазу.

Решительно другую объективную основу имеет рассматриваемая нами форма деятельности человека.

Вспугивание дичи загонщиком приводит к удовлетворению его потребности в ней вовсе не в силу того, что таковы естественные соотношения данной вещной ситуации; скорее, наоборот, в нормальных случаях эти естественные соотношения таковы, что вспугивание дичи уничтожает возможность овладеть ею. Что же в таком случае соединяет между собой непосредственный результат этой деятельности с конечным ее результатом? Очевидно, не что иное, как то отношение данного индивида к другим членам коллектива, в силу которого он и получает из их рук свою часть добычи - часть продукта совместной трудовой деятельности. Это отношение, эта связь осуществляется благодаря деятельности других людей. Значит, именно деятельность других людей составляет объективную основу специфического строения деятельности человеческого индивида; значит, исторически, т. е. по способу своего возникновения, связь мотива с предметом действия отражает не естественные, но объективно-общественные связи и отношения.

Итак, сложная деятельность высших животных, подчиняющаяся естественным вещным связям и отношениям, превращается у человека в деятельность, подчиняющуюся связям и отношениям изначально общественным. Это и составляет ту непосредственную причину, благодаря которой возникает специфически человеческая форма отражения действительности - сознание человека.

Выделение действия необходимо предполагает возможность психического отражения действующим субъектом отношения объективного мотива действия и его предмета. В противном случае действие невозможно, оно лишается для субъекта своего смысла. Так, если обратиться к нашему прежнему примеру, то очевидно, что действие загонщика возможно только при условии отражения им связи между ожидаемым результатом лично им совершаемого действия и конечным результатом всего процесса охоты в целом - нападением из-за засады на убегающее животное, умерщвлением его и, наконец, его потреблением. Первоначально эта связь выступает перед человеком в своей еще чувственно-воспринимаемой форме - в форме реальных действий других участников труда. Их действия и сообщают смысл предмету действия загонщика. Равным образом и наоборот, только действия загонщика оправдывают, сообщают смысл действиям людей, поджидающих дичь в засаде; если бы не действия загонщиков, то и устройство засады было бы бессмысленным, неоправданным.

Таким образом, мы снова здесь встречаемся с таким отношением, с такой связью, которая обусловливает направление деятельности. Это отношение, однако, в корне отлично от тех отношений, которым подчиняется деятельность животных. Оно создается в совместной деятельности людей и вне ее невозможно. То, на что направлено действие, подчиняющееся этому новому отношению, само по себе может не иметь для человека никакого прямого биологического смысла, а иногда и противоречить ему. Так, например, спугивание дичи само по себе биологически бессмысленно. Оно приобретает смысл лишь в условиях коллективной трудовой деятельности. Эти условия и сообщают действию человеческий разумный смысл.

Таким образом, вместе с рождением действия, этой главной «единицы» деятельности человека, возникает и основная, общественная по своей природе «единица» человеческой психики - разумный смысл для человека того, на что направлена его активность.

На этом необходимо остановиться специально, ибо это есть весьма важный пункт для конкретно-психологического понимания генезиса сознания. Поясним нашу мысль еще раз.

Когда паук устремляется в направлении вибрирующего предмета, то его деятельность подчиняется естественному отношению, связывающему вибрацию с пищевым свойством насекомого, попадающего в паутину. В силу этого отношения вибрация приобретает для паука биологический смысл пищи. Хотя связь между свойством насекомого вызывать вибрацию паутины и свойством служить пищей фактически определяет деятельность паука, но как связь, как отношение она скрыта от него, она «не существует для него». Поэтому-то, если поднести к паутине любой вибрирующий предмет, например звучащий камертон, паук все равно устремляется к нему.

Загонщик, спугивающий дичь, также подчиняет свое действие определенной связи, определенному отношению, а именно, отношению, связывающему между собой убегание добычи и последующее ее захватывание, но в основе этой связи лежит уже не естественное, а общественное отношение - трудовая связь загонщика с другими участниками коллективной охоты.

Как мы уже говорили, сам по себе вид дичи, конечно, еще не может побудить к спугиванию ее. Для того чтобы человек принял на себя функцию загонщика, нужно, чтобы его действия находились в соотношении, связывающем их результат с конечным результатом коллективной деятельности; нужно, чтобы это соотношение было субъективно отражено им, чтобы оно стало «существующим для него», нужно, другими словами, чтобы смысл его действий открылся ему - был осознан им. Сознание смысла действия и совершается в форме отражения его предмета, как сознательной цели.

Теперь связь предмета действия (его цели) и того, что побуждает деятельность (ее мотива), впервые открывается субъекту. Она открывается ему в непосредственно чувственной своей форме - в форме деятельности человеческого трудового коллектива. Эта деятельность и отражается теперь в голове человека уже не в своей субъективной слитности с предметом, но как объективно-практическое отношение к нему субъекта. Конечно, в рассматриваемых условиях это - всегда коллективный субъект и, следовательно, отношения отдельных участников труда первоначально отражаются ими лишь в меру совпадения их отношений с отношениями трудового коллектива в целом.

Однако самый важный, решающий шаг оказывается этим уже сделанным. Деятельность людей отделяется теперь для их сознания от предметов. Она начинает сознаваться ими именно как их отношение. Но это значит, что и сама природа - предметы окружающего их мира - теперь также выделяется для них и выступает в своем устойчивом отношении к потребностям коллектива, к его деятельности. Таким образом, пища, например, воспринимается человеком как предмет определенной деятельности - поисков, охоты, приготовления, и вместе с тем как предмет, удовлетворяющий определенные потребности людей, независимо от того, испытывает ли данный человек непосредственную нужду в ней и является ли она сейчас предметом его собственной деятельности. Она, следовательно, может выделяться им среди других предметов действительности не только практически, в самой деятельности и в зависимости от наличной потребности, но и «теоретически», т. е. может быть удержана в сознании, может стать «идеей».

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: общественный труд , употребление орудий труда и общение с помощью слова . С возникновением прямохождения у человека освободились руки, расширился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые операции.

Изготовление самого простого орудия труда неизбежно требует таких сознательных действий, как предварительное представление его функций, формы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны планироваться в определенном порядке. Они должны осознаваться и запоминаться для повторного его изготовления. Изготовление орудий труда связано с мысленным расчленением целого на части (анализом), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета, а также с мысленным объединением (синтезом) вычлененных свойств в представляемые целостные орудия. Таким образом, совершенствование трудовых процессов, изготовление все более и более сложных орудий труда было связано с совершенствованием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга человека. Совершенствовалось и орудие этой деятельности – речь .

Общественная организация трудовой деятельности привела к выделению отдельных действий, которые приобретают смысл только через работу других людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели, формируются абстрактное мышление человека, его воля.

В процессе формирования психики человека его внешние физические действия с материальными объектами предшествуют формированию внутренних психических действий. Лишь на основе действия с материальными предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными образами, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внутренним действиям называется интериоризацией («превращение во внутреннее»). Благодаря способности действовать с психическими, идеальными образами предметов человек начинает моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация осуществляется на словесной, речевой основе. Слово используется и как средство обозначения объектов, и как символ их общих, существенных свойств.

Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия сами начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия человека являются экстериоризацией (внешним проявлением) его внутренней психической деятельности.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание.

Оценивая сознание современного человека, сравнивая его с сознанием древнейших людей и людей, живших в недавнем прошлом, мы приходим к выводу о том, что сознание человека нашего времени отличается от сознания людей, живших раньше на Земле. Эти отличия заключаются в следующем.

  • 1. Современный человек располагает большим объемом знаний о себе и о мире, чем люди, жившие в прошлом.
  • 2. Знания современных людей более точны, чем знания людей, живших в прошлом, поскольку они основаны на новейших научных достижениях.
  • 3. Современный человек может лучше, чем люди в прошлом, управлять своим сознанием при помощи доступных ему новейших технических средств, например Интернета.
  • 4. Ныне живущие на земле люди могут сохранять и передавать другим людям, в том числе из поколения в поколение, свои знания в практически неограниченном масштабе.

Признание отличия сознания современного человека от сознания прошлых поколений людей ставит вопрос о его развитии. Вместе с тем приведенное выше определение сознания, а также описание его структуры включают в себя признаки, многие их которых, безусловно, являются приобретенными. Это, например, самосознание и знания человека об окружающем мире. Из этого вытекает постановка вопроса не только о возможности развитии сознания, но также и о возникновении сознания у людей. Она включает в себя поиск ответов на следующие частные вопросы.

  • 1. Какие факторы и условия способствовали возникновению, формированию и развитию сознания у людей?
  • 2. Когда появилось и начало развиваться сознание у современного человека?
  • 3. Можно ли в процессе развития сознания выделить определенные этапы?

История становления сознания человека, вероятно, не выходит за пределы последних нескольких тысяч лет. Имея в виду зависимость психологии людей от их истории и культуры, можно было бы сделать и более определенное предположение: сознание современного человека возникло и стало развиваться, скорее всего, в течение последних 5-6 тысяч лет, так как это и есть время существования человеческого общества, истории и культуры современных людей. Современная антропология предоставляет некоторые данные, позволяющие строить гипотезы, касающиеся истории возникновения и развития сознания человека. Очевидно, что этот процесс был каким-то образом связан с возникновением языков и других знаковых систем, включая разные виды речи, с освобождением рук человека от передвижения по земле, с разделением функций и координацией усилий людей в совместной трудовой деятельности. Обсудим все эти возможные предпосылки возникновения и начала развития сознания людей в отдельности.

Прямохождение, появившееся в процессе эволюции, освободило руки человека от передвижения в пространстве, позволило ему более активно исследовать с помощью рук окружающий мир. Одновременно с этим у человека стало совершенствоваться зрение, так как зрительное восприятие подкреплялось ощущениями, получаемыми в результате изучения предметов руками. Глаз человека, образно говоря, «учился» у руки правильно воспринимать и оценивать пространство и соответствующие характеристики окружающих предметов. Руки человека в связи с изобретением, изготовлением и использованием орудий приобрели новые функции, стали совершать более сложные движения. Это в свою очередь способствовало возникновению трудовой деятельности. В ней люди стали открывать для себя разнообразные свойства окружающих предметов, развивать свои способности. Примерно в это же время люди изобрели язык, стали пользоваться в общении друг с другом разнообразными знаковыми системами. Благодаря знаковым системам люди получили возможность накапливать знания, сохранять и передавать их друг другу. Таким образом, появилась и стала расширяться сфера индивидуального и коллективного сознания. Главным условием возникновения и развития коллективного сознания стала совместная общинная жизнь и трудовая деятельность древних людей, опосредствованные речевым общением, владением и использованием языка. Для того чтобы вместе заниматься каким- либо общим делом, люди должны были ясно представлять себе цель совместной деятельности, свою индивидуальную роль в ней, функции других участников такой деятельности и, кроме того, согласовывать свои действия друг с другом.

Можно предположить, что сознание человека на начальном этапе его развития по своему содержанию было направленным в основном на внешний мир. Человек воспринимал и осознавал то, что находится вне его, благодаря данным ему от природы органам чувств, и за счет этого развивалось осознание им окружающего мира. Позднее появляется рефлексивная способность и вместе с ней осознание и познание человеком себя.

Второе направление связано с развитием мышления человека и соединением мысли со словом. Развиваясь, мышление человека все больше проникало в суть вещей. Параллельно с этим формировался и развивался язык, используемый для обозначения, запоминания и сохранения добываемых человеком знаний. Слова по мере приобретения ими значений обогащались в своем содержании и со временем стали превращаться в научные понятия, т.е. становились носителями сущностных знаний о мире.

Каждая новая историческая эпоха своеобразным образом отражалась в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей менялось и их коллективное сознание. Касаясь вопроса об этапах развития сознания человека, можно предположить, что в своем филогенетическом преобразовании оно прошло через следующие этапы.

  • 1. Этап изобретения людьми первых примитивных орудий, с помощью которых стало возможным расширение знаний о мире и, следовательно, познание его с помощью орудийной деятельности.
  • 2. Совершенствование знаний о мире за счет трудовой деятельности (создание новых предметов материальной и духовной культуры, в которых воплощены знания, приобретенные людьми в результате творческого мышления).
  • 3. Появление религии и различных видов искусств и расширение за счет этого образной составляющей сознания людей.
  • 4. Возникновение наук и, соответственно, углубление познания человеком себя и окружающего мира на уровне понятий.
  • 5. Дальнейшее совершенствование орудий, машин и приборов, доведение их до современного уровня. Расширение и углубление с их помощью процессов познания человеком себя и окружающего мира.
  • 6. Сохранение полученных знаний за счет письменности, изобретения и совершенствования технических средств записи информации. Передача с помощью этих средств накопленных знаний из поколения в поколение и обогащение за счет этого сферы коллективного и индивидуального сознания людей.
  • 7. Дальнейшее совершенствование средств обмена информацией между людьми. Ускорение за счет этого процессов развития как коллективного, так и индивидуального сознания (человек получил возможность быстро и легко приобретать необходимые ему знания).

Все, что обсуждалось до сих пор, касалось развития сознания в целом. Однако в нем имеется важная часть, которая носит название «самосознание». Оно обладает собственными законами формирования и развития. Процесс становления и развития самосознания человека можно представить следующим образом. Первые признаки наличия самосознания появляются у ребенка в конце первого года жизни, когда он психологически отделяет себя от окружающего мира и от других людей. В лексиконе ребенка в связи с этим появляется местоимение «я». Для обозначения «не я» ребенок одновременно с местоимением «я» начинает употреблять местоимения «оно», «он», «она» или «они».

Первой в самосознании, по-видимому, появляется самооценка, причем ее наличие у ребенка можно обнаружить уже на втором году жизни. В возрасте от трех до шести-семи лет самосознание расширяется за счет оценок, которые ребенку дают взрослые люди и другие дети, т.е. за счет оценок ребенка со стороны окружающих людей. С поступлением в школу этот процесс продолжается, расширяясь и углубляясь за счет включения в круг общения ребенка других детей и взрослых людей.

Главным направлением развития самооценки и самосознания для детей младшего школьного возраста становятся их успехи в учебной деятельности и сравнение своих успехов (соответственно способностей) с успехами других детей. Через оценки, получаемые со стороны учителей, родителей и других детей, ребенок узнает о том, насколько у него развиты познавательные процессы, способности и личностные свойства.

Переход к подростковому возрасту знаменуется существенными изменениями в самосознании детей. В этом возрасте, во-первых, появляется рефлексивная способность, позволяющая подростку заниматься самоанализом и на этой основе уточнять самооценку. Во-вторых, стремление к самовоспитанию становится одним из средств совершенствования себя и соответственно исправления нежелательной самооценки. В-третьих, самоанализ и самооценка в подростковом возрасте осуществляются путем сравнения ребенком себя с некоторым идеалом, образцом для подражания, заимствованным из произведений искусства или реальной жизни.

Завешается процесс формирования самосознания детей в старшем школьном возрасте. В это время образуется не только устойчивая самооценка и более или менее стабильный образ «Я», но начинает складываться «Я-концепция». В рамках «Я-концепции» происходит соответственно дифференциация различных образов «Я». Выделяются, например, образ «Я» для себя, образ «Я» для других, отраженный или зеркальный образ «Я» и некоторые другие.

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.
Возникновение сознания человека явилось качественно новым этапом развития психики и представляет собой высший уровень развития психики. Сознание — высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер.
Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Становление человеческого сознания было длительным процессом, органически связанным с общественно трудовой деятельностью. Возникновение трудовой деятельности коренным образом изменило отношение человека к окружающей среде.
Сказанное позволяет говорить о том, что ведущим фактором, влияющим на развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда. Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для труда характерно употребление и изготовление орудий и осуществление действий в условиях совместной коллективной деятельности. Основой перехода к сознанию человека явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных.
В процессе трудовой деятельности развивались и закреплялись функции руки, которая приобретала большую подвижность, совершенствовалось ее анатомическое строение. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания. Трудовая деятельность привела к тому, что активно действующая рука постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания.
Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие.
Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи. С помощью орудий труда человек получил возможность воздействовать на природу и глубже ее познавать. Первыми орудиями были топор, нож, молоток, которые одновременно служили и той и другой цели. Человек изготавливал предметы домашнего обихода и изучал свойства мира, не данные непосредственно органам чувств.
Совершенствование орудий и выполняемых с их помощью трудовых операций вело, в свою очередь, к преобразованию и улучшению функций руки, благодаря чему она превратилась со временем в самое тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности. На примере руки учился познавать действительность глаз человека, она же способствовала развитию мышления и создавала основные творения человеческого духа. С расширением знаний о мире возрастали возможности человека, он приобретал способность быть независимым от природы и по разумению изменять свою собственную природу (имеются в виду человеческое поведение и психика).
Создаваемые людьми многих поколений предметы материальной и духовной культуры не пропадали бесследно, а передавались и воспроизводились из поколения в поколение, совершенствуясь. Новому поколению людей не было необходимости изобретать их заново, достаточно было обучиться пользоваться ими с помощью других людей, уже умеющих это делать.
Следующие поколения усваивали знания, умения и навыки, выработанные предыдущими, и тем самым также становились цивилизованными людьми. Более того, поскольку этот процесс очеловечивания начинается с первых дней жизни и дает свои видимые результаты довольно рано, у индивида сохранялась возможность внести свой, личный вклад в копилку цивилизации и тем самым умножить достижения человечества. Так, постепенно, ускоряясь, из века в век совершенствовались творческие способности людей, расширялись и углублялись их знания о мире, все выше поднимая человека над всем остальным животным миром.
Если на миг представить себе, что произошла всемирная катастрофа, в результате которой погибли люди, имеющие соответствующие способности, был уничтожен мир материальной и духовной культуры и выжили только малые дети, то в своем развитии человечество было бы отброшено на десятки тысяч лет назад, так как некому и не на чем было бы учить детей становиться людьми.
Самым значительным изобретением человечества, оказавшим ни с чем не сравнимое влияние на развитие людей, стали знаковые системы. Они дали толчок для развития математики, инженерии, науки, искусства, других областей человеческой деятельности. Появление буквенной символики привело к возможности записи, хранения и воспроизведения информации. Отпала необходимость держать ее в голове отдельного человека, исчезла опасность безвозвратной утраты из-за потери памяти или ухода хранителя информации из жизни.
Необходимо отметить, что сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако область психического шире области осознанного. Это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны. Бессознательной может быть мотивация действий и поступков, совершаемых человеком. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные зрительные, слуховые ощущения, неосознанные образы восприятия могут проявляться в феноменах, связанных с узнаваемыми ранее виденного, в чувстве знакомости. Бессознательно запомнившееся часто определяет содержание мысли человека. В настоящее время вопрос об отношениях между бессознательным и сознательным остается сложным и не решается однозначно.

Развитие наук, в особенности истории и биологии, поставило перед исследователями вопрос о происхождении человека и его сознания.

Главной предпосылкой возникновения у человека сознания явилось усложнение условий жизни человекообразных существ антропоидов. Их центральная нервная система под влиянием условий жизни приобрела сложную структуру и определенные функции. В больших полушариях головного мозга со временем развились теменные, височные и лобные доли, которые осуществляли высшие приспособительные функции.

Большое влияние на развитие теменных, височных и лобных долей оказал труд. Так, у обезьяны эти доли составляют 0,4 % больших полушарий, у шимпанзе и орангутанга - 3,4%, а у человека - 10%.

В ходе биологического развития психики появились предпосылки образования высшей, специально человеческой формы психики - сознания. Процесс развития человека в разных видах деятельности постепенно сформировал специфическую, сознательно направленную познавательную деятельность, а так же воображение, чувства, разнообразные психические свойства, существенно отличающиеся от инстинктивной психической деятельности животного.

Общественный образ жизни и труд - это те основные предпосылки развития человеческого сознания как высшей формы психики, в которой проявляется отношение человека к окружающему его миру, способности изменять и приспосабливать природу к своим потребностям. Таких особенностей психики животные не имеют, они пассивно приспособлены к окружающей среде и не выделяют себя из нее.

Сознание человека не сразу стало таким, каким оно является на сегодняшний день. Оно проделало длинный путь общественно-исторического развития. Первые люди не особо отличались от животных, их сознание было ограниченным и имело стадийный характер, что объяснялось низким уровнем производственной деятельности и их отношений в обществе. Каков был образ жизни, таким было и сознание.

Развитие способов добывания средств к существованию и производства материальных благ дало толчок к развитию сознания людей. Для удовлетворения потребностей, возникавших в связи с изменяющимися условиями жизни, люди изобрели огонь, перешли от использования каменных орудий к бронзовым и железным.

Вместе с охотой, скотоводством, рыболовством возникло земледелие, а потом и ремесло. Далее люди перешли к машинному производству и на сегодняшний день мы входим в эпоху информационных технологий.

Наряду с развитием орудий труда усложнялись и изменялись человеческие отношения между собой, происходило развитие самих людей, их потребностей, жизненного опыта, сознания, способностей и других психических свойств. Развивающие психические свойства людей представляли собой, с одной стороны, результат, а с другой - необходимую предпосылку совершенствования и развития их практической деятельности.

Историческое развитие человеческого сознания происходило, происходит и будет происходить, потому, что каждое предыдущее поколение передает свои культурные и производственные приобретения следующему поколению.

Каждое новое поколение людей, начиная свой жизненный путь, осваивает результаты деятельности своих предков, развивает их дальше и передает своим потомкам. Преемственность человеческих отношений играет важнейшую роль в развитии, как самого человека, так и его сознания.

В процессе своего развития человек своим трудом создавал новые условия для жизни, вмести с ними менялся сам. Чем больше человек познавал окружающий мир и совершенствовал орудие труда, тем больше он становился хозяином этого мира.

Историческое развитие сознания человека выразилось, прежде всего, в обогащении его содержания, которое является отражением объективной действительности, а так же в расширении его кругозора. Вместе с обогащенным содержанием человеческого сознания постепенно развились его формы, возникло разнообразие определенных особенностей, которые характерны для современного человека.

В процессе развития человека и его сознания появились непосредственные чувствительные отражения мира, стало более совершенным человеческое зрение, проявилась возможность тонко различать пространственные свойства объектов, чувствовать разнообразие их примет, красоту форм и пропорций.

Слух человека так же приобрел утонченность, причиной тому послужило языковое общение с другими людьми, а так же возникновение и развитие песенного и музыкального творчества.

С обогащением содержания психики развились новые, присущие только человеку формы и виды памяти, которые состоят в языковом произвольном запоминании и воспроизведении. Необходимость в процессе труда изменять и улучшать окружающий мир отразилась в развитии возможности превращать его в образы, воображать предметы и работать над их реализацией.

Развились формы человеческого мышления, которые неразрывно связаны с языком, с его богатым словарем и грамматическим построением, а так же умственные действия человека, дающие ему возможность действовать, выбирать подходящие способы поведения, планировать, предусматривать ближайшие и отдаленные результаты.

Процесс труда позволил людям создавать новые цели и мотивы, формировать различные производственные, технические, познавательные, научные и другие потребности и интересы.

С развитием жизни людей развивались и их эмоции, формировались специфические человеческие чувства. Новые виды деятельности, созданные человеком, способствовали развитию новых разнообразных способностей.

Изучая природу, человек приобрел способность изучать себя, осознавать свои обязанности как члена общества и регулировать свою деятельность. Процесс развития сознания человека был одновременно и процессом развития самосознания.

Сознание человека определяется его общественным бытием, поэтому для того чтобы понять суть сознания человека, необходимо учитывать общественные условия его жизни.

Сознание человека имеет общие черты, свойственные ему на всех ступенях развития. Так же оно приобретает свои конкретно-исторические особенности на каждой ступени развития. Противоречивые общественные отношения людей определяют противоречивый характер развития их сознания.

Процесс исторического развития сознания человека происходит через последовательную смену поколений. Благодаря чему и становиться возможным развитие человеческого рода и его истории. Наряду с этим историческое развитие людей создает предпосылки для индивидуального развития человеческой личности и ее сознания.

История человеческой жизни оказывает свое влияние на развитие человека через наследственные предпосылки, с которых берет свое начало индивидуальное развитие и через изменение общественных условий, в которых данное развитие и происходит.

Человек рождается с наследственными, природными возможностями для своего дальнейшего развития. Данные возможности он в процессе жизни реализует в определенных условиях своего существования. Человек живет и действует в обществе, в котором получает воспитание и образование, вступает в отношения с людьми, усваивает материальные и духовные богатства, которые были созданы предыдущими поколениями и формируется сам как сознательная личность.