Виды социальных отношений. Понятие и признаки социальных отношений

Социальные отношения - это отношения нормативно-регуляторного порядка, которые складываются между различными социальными и профессиональными группами. Предметом таких отношений обычно выступают коллективные или личные интересы, навязываемая коллективная воля (по отношению к оппонирующей группе), а также экономический или символический ресурс, право на обладание которым заявляют все оппоненты. В этом плане термин «социальный» выступает синонимом понятия «общественный» и служит интегральным обозначением всей глубины взаимодействий, взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в социуме. Вместе с тем употребляется и узкое значение этого словосочетания. В таком случае социальные отношения - это отношения, связанные с борьбой индивидов или групп за право занимать определенные позиции в обществе (так называемый «социальный статус») и, естественно, материальные, символические и экономические ресурсы, которые к этому статусу прилагаются.

В принципе, если мы говорим о каких-либо отношениях, то имеются в виду отношения, формирующиеся относительно какого-либо предмета или абстрактного понятия. В таком смысле социальные отношения - это между всеми Рассмотрим такой пример, как трудовые отношения на производстве. Работодатель принимает на определенную должность наемного работника, предлагая ему определенный объем постоянных работ, условия, сопровождающие эту работу, и оплату как экономическое вознаграждение за труд. Наемный работник в свою очередь соглашается на все предложенные условия, включая обязанность производить требуемый объем продукции. Кроме этого, работник принимает правила поведения в коллективе и место (социальный статус), которое ему предоставляется вместе с должностью. В результате возникает система социальных отношений (в данном случае производственных), которая существует на протяжении неограниченно долгого времени на ограниченном физическом пространстве. Конечно, любая модифицируется и усовершенствуется, становится более сложной, но по сути остается неизменной и стабильной, конечно, если не возникает социальных конфликтов.

А что же происходит, если такой конфликт все же возникает? Надо помнить, что социальные отношения - это в общем виде отношения, складывающиеся по отношению к собственности. В роли последней могут выступать как вполне осязаемые объекты (земля, дом, завод, интернет-портал), так и абстрактные понятия (власть, доминирование, информация). Конфликт возникает тогда, когда прежние договоренности о правах на собственность теряют свое правовое, моральное или даже религиозное значение, функции управления и нормативно-статусного регулирования также утрачиваются. Никто не хочет жить по старым правилам, но новые пока еще не созданы, а тем более признаны всеми участниками социального контракта. В итоге происходит не только пересмотр правил игры (в нашем случае - принятие новой редакции Устава или другого уставного документа), но и смены элиты (директорского корпуса), которая приходит уже со своими правилами и требованиями к наемному персоналу.

Однако вернемся к нашему определению. Социальные отношения - это в широком смысле То есть речь идет и об экономических, культурных, религиозных и прочих отношениях, возникших в процессе формирования социальной организации общества. Любая сфера его жизнедеятельности пронизана темой социальности. Связано это не только с тем, что человек изначально живет в конкретном социальном окружении, усваивает его привычки, навязывает свои взгляды, принимает чужие, то есть включен в процесс социализации. Но он понимает, что не может жить вне общества на Хочет он того или нет, но он вынужден принимать общие правила, иначе общество «выкинет» его из своего круга, превратит в изгоя. Недаром мы сейчас говорим о социальной организации как таковой. По мнению некоторых социологов, именно общество представляет собой наиболее жестко выстроенную корпорацию с использованием вертикально-интегрированной системой управления. Развитие социальных отношений в подобной организации возможно только благодаря подчинению предложенным социальным практикам. Выбор если и возможен, то только в случае смены социальных партнеров: при переходе в другую корпорацию, переезде в иной город или полным разрывом каких-либо связей с прежним личным окружением.

Понятие общества. Со словом «общество» мы постоянно встречаемся в повседневной жизни. В средствах массовой информации, в выступлениях ученых и публицистов часто упоминается о белорусском, китайском, американском обществе. На уроках истории говорят об античном, средневековом, буржуазном, современном обществах и т.д.

Слово «общество» многозначно. Оно производно от слова «общий», которое означает «совместный», «одинаковый или обязательный для всех», «объединенный, цельный». Под обществом в этом смысле понимается определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности. Здесь слово «общество» можно заменить словами «организация», «союз», «объединение» (общество книголюбов, общество охраны памятников истории и культуры, общество защиты животных, акционерные общества и др.

Имея в виду конкретный этап в историческом развитии человечества, говорят о первобытном обществе, обществе эпохи Просвещения, современном обществе. Близким к этому является применение понятия «общество» для характеристики качественного своеобразия той или иной организации общественной жизни («традиционное общество», «общество потребления», «информационное общество»).

В самом широком смысле общество – это часть материального мира, которая обособилась от природы и взаимодействует с нею. Понимаемое таким образом общество представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности. Рассуждая об обществе, очень важно уточнять, в каком именно значении используется данное понятие.

В процессе развития научных знаний об обществе сложилось несколько основных подходов, которые используются для его исследования и объяснения. Первый подход – натуралистический. Он связан с развитием естествознания в XVII – XVIII вв. Опираясь на естественнонаучные взгляды, многие мыслители прошлого утверждали, что общество и его устройство есть своеобразное продолжение природы. Тип общественного устройства считался результатом влияния на жизнь людей географической среды и других природных факторов. В ХVIIIв. эту точку зрения отстаивал французский мыслитель Ш.Монтескье (1689-1755). В Новейшее время таких взглядов придерживался, например, русский историк Л.Н.Гумилев (1912-1992). Этот подход проявляется также в понимании общества как особого живого организма.

Культурно–исторический подход к изучению общества широко применяется в конце XIX – начале XX в. Его становление связано с развитием таких наук, как история, культурология, антропология. В рамках данного подхода выявляются различия природных и общественных процессов. Жизнь общества здесь рассматривается как область влияния моральных, эстетических и других духовных ценностей, составляющих основу культуры. Создателем теории культурно-исторических типов общественной жизни был русский ученый Н.Я.Данилевский (1822-1855).



Особое значение имеет вопрос о целостности общества. Некоторые мыслители полагали, что общество представляет собой простую сумму живущих в нем людей. Общество образуется в таком случае в результате сложения способностей, поведения, действий множества индивидов-атомов. Данный подход возник в философии Нового времени. Так считали, например, английские философы ХVII века Т. Гоббс, Дж. Локк.

Другие ученые рассматривали общество как единое целое и утверждали, что его нельзя свести просто к сумме индивидов. Эта точка зрения на общество более плодотворна, потому что люди на самом деле никогда не бывают обособленными «атомами». Но такой подход породил еще один сложный вопрос: в чем состоит это единство людей, на чем базируется целостность общества?

Многие мыслители (немецкий философ ХIХ века Г.Гегель и др.), отвечая на данный вопрос, искали основание целостности и единства общества в его духовной жизни. Подобный подход к пониманию общества можно назвать идеалистическим. История здесь часто рассматривается как процесс движения к достижению некоторой высшей духовной цели.

Существует и материалистический подход в понимании оснований общественной жизни. Например, немецкие мыслители ХIХ века К. Маркс и Ф. Энгельс полагали, что основой жизни общества является деятельность людей, обеспечивающая удовлетворение их материальных потребностей. Этой деятельностью является материальное производство. Не отрицая существования в общественной жизни идейных или духовных побудительных мотивов, материалистический подход основывается на том, что реальная материальная жизнь людей определяет их сознание.



Материалистический и идеалистический подходы к пониманию основы общественной жизни не просто противоположны, а во многом дополняют друг друга, поскольку в нашей жизни действительно есть и материальные, и духовные стороны, побудительные причины деятельности, и они тесно связаны между собой.

Основные формы взаимосвязи человека и общества. Общество образуют люди, которые связаны между собой.Они вступают в определенные отношения друг с другом и выполняют разные виды деятельности, нужные для жизни общества как целого. Производственная деятельность направлена, прежде всего, на создание предметов, нужных для жизни, на изменение природной среды и придание ей полезных людям качеств. Еще ее называют экономической деятельностью. Включаясь в производство, человек вносит свой вклад в экономическое благосостояние других людей. Вместе с тем благосостояние каждого отдельного человека во многом зависит от общей эффективности экономики. Для ее обеспечения в обществе складывается разделение труда, осуществляется множество разных производственных процессов, которые обслуживаются банковской, транспортной и другими системами.

Важную роль здесь играет и наука, без которой в наши дни невозможен технический и в целом экономический прогресс. Современная экономическая деятельность основана на знаниях, получаемых прежде всего научным путем. Научное исследование производит духовную ценность – знание, но без него в наши дни уже невозможно эффективно производить материальные блага. Мы по существу вступаем в стадию «общества знания», когда образованность людей и их способность к творчеству нового, полезного людям, становится главным экономическим ресурсом.

Наука – это духовная деятельность. Другими видами духовной деятельности являются искусство, религия, мораль. Результаты этих видов деятельности – не вещи, а знания, художественные образы, нравственные идеалы, представления о священном, о высших началах жизни. Каждый человек – не только материальное, но и духовное существо. Он неразрывно включен в духовную жизнь общества, членом которой является.

Человек в процессе жизнедеятельности входит в состав различных общностей людей. Он – член семьи, производственного коллектива или творческого объединения; он принадлежит к какому-то возрастному слою, к группе людей с определенным образованием, к национальной общности. Он может также принадлежать к той или иной религиозной общине. Область общественной жизни, связанную с взаимоотношениями малых и больших групп людей, называют социальной сферой.

Жизнь общества нуждается в управлении, которое осуществляют государственные учреждения. Действия людей подчинены юридическим нормам, которые устанавливает государство. Каждый человек является гражданином своего государства и включен в политико-правовую жизнь страны. Это еще одна сфера жизни общества – политико-правовая.

Все названные здесь сферы жизни общества – экономическая, духовная, социальная, политико-правовая – значимы для каждого человека. Все люди так или иначе участвуют в их функционировании. Конечно, человек не может одновременно быть профессионалом во многих видах специализированной деятельности. Но для того, чтобы быть полноценным членом общества, надо, кроме овладения определенной специальностью, знать также общую организацию совместной жизни людей, ее нормы и правила, законы.

Социализация личности. Социализацией называют процесс усвоения человеком совокупности знаний, норм поведения, привычек, позволяющих ему жить в обществе или, как говорят, быть полноценным членом общества.

Общественная связь пронизывает всю жизнь каждого человека, начиная с его рождения. Новорожденный – беспомощное существо, и родители любовно и заботливо ухаживают за ним. В этом состоит также их общественный долг – ведь общество продолжает существовать благодаря тому, что на смену родителям приходят их дети. Значит, детей нужно воспитывать и обучать, прививать им знания, умения и навыки, нужные для самостоятельной жизни в соответствии с правилами, запросами и культурными традициями общества. Семья и школа – это самые первые, исходные формы связи человека и общества. Они соответствуют детству и ученичеству как начальным этапам жизни человека. Конечно, связь с семьей не порывается и в дальнейшем, да и учеба обычно не ограничивается только школой. Человек должен получить профессию и квалификацию для того, чтобы он мог включиться в общественный процесс производства, стать полноправным участником общественной жизни.

Рассуждая о других людях как о личностях, мы обычно «примериваем» к себе высказанные оценки или требования. Разбираясь в самом себе, оценивая свои личностные качества, человек намечает действия по развитию своих положительных качеств или сильных сторон, устранению недостатков. Он на кого-то равняется, а на кого-то вовсе не хочет быть похожим. Другие люди – это как бы зеркало, в котором мы стараемся рассмотреть свои собственные черты. Очень важно, однако, как мы относимся к другим людям и к самим себе. Английскому писателю XIX в. У.Теккерею принадлежат слова: «Мир – это зеркало, и оно возвращает обратно каждому человеку отражение его собственного лица. Нахмурьте брови, и оно вернет вам недоброжелательный взгляд, смейтесь вместе с ним, и оно будет вашим радостным и добрым компаньоном».

В процессе социализации человек учится исполнять различные роли – в семье, в школе, в общении с незнакомыми людьми и т.д. Человек уважает себя в зависимости от того, как относятся к нему другие люди, авторитетные для него. Это уважение нужно заслужить правильным поведением, ответственным исполнением своих обязанностей, зрелостью положительных личностных качеств. Каждому человеку не безразлично, что представляет из себя лично он, т.е. какой личностью он является. Размышляя и действуя, накапливая жизненный опыт, человек изменяется как личность. Быть личностью означает осознавать происходящее и нести ответственность за сделанное.

Социологи долго искали те простейшие социальные элементы, при помощи которых они смогли бы описать и изучать общественную жизнь как совокупность бесконечно разнообразных событий, поступков, фактов, явлений и отношений. Необходимо было найти явления общественной жизни в простейшем виде, указать элементарный случай их проявления, сконструировать и воссоздать их упрошенную модель, изучая которую, социолог получил бы возможность рассматривать все более сложные факты как комбинацию этих простейших случаев или как усложненный до бесконечности образец этой модели. Социолог должен найти, говоря словами П.А. Сорокина, «социальную клетку», изучая которую, он получил бы знание основных свойств общественных явлений. Такой простейшей «социальной клеткой» выступает понятие «взаимодействие», или «интеракция», которое относится к основным понятиям социологии как науки о развитии общества. Взаимодействие, которое проявляется в конечном итоге как социальное поведение индивидов в обществе, стало предметом анализа в трудах таких выдающихся социологов XX в., как П.А. Сорокин, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, Д. Хоманс и др.

Социальные взаимодействия людей в обществе

Социальные контакты

Проблемы формирования взаимосвязей в обществе от простых до самых сложных, механизм социального действия, специфика социального взаимодействия, само понятие «социальная система» подробно разработаны и изучаются на двух основных уровнях социологического исследования — микроуровне и макроуровне.

На микроуровне социальная интеракция (взаимодействие) есть любое поведение индивида, группы, общества в целом как в данный момент, так и в перспективе. Каждое действие вызывается предшествующим действием и в то же время выступает причиной последующего действия.представляет собой систему взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Межличностной интеракцией можно назвать взаимодействие на уровне двух или нескольких единиц межличностного общения (например, отец, хвалящий сына за хорошую учебу). На основе экспериментов и наблюдений социологи анализируют и пытаются объяснить некоторые типы поведения, характеризующие взаимодействие между индивидами.

На макроуровне изучение взаимодействия осуществляется на примере таких крупных структур, как классы, слои, армия, экономика и т.д. Но элементы обоих уровней взаимодействия переплетаются. Так, повседневное общение солдат одной роты осуществляется на микроуровне. Но армия является социальным институтом, который изучается на макроуровне. Например, если социолог изучает причины существования неуставных взаимоотношений в роте, то он не может адекватно исследовать вопрос, не обращаясь к состоянию дел в армии, в стране в целом.

Простым, элементарным уровнем взаимодействия являются пространственные контакты. Мы постоянно сталкиваемся с людьми и строим свое поведение в транспорте, магазине, на работе с учетом их интересов и поведения. Так, увидев пожилого человека, мы обычно уступаем ему дорогу при входе в магазин, освобождаем ему место в общественном транспорте. В социологии это называется «визуальный пространственный контакт » (поведение индивида изменяется под влиянием пассивного присутствия других людей).

Понятие «предполагаемый пространственный контакт» применяется для обозначения ситуации, в которой человек визуально не сталкивается с другими людьми, но предполагает, что они присутствуют в каком-либо другом месте. Так, если в квартире зимой стало холодно, мы звоним в жилищную контору и просим проверить подачу горячей воды; входя в лифт, мы точно знаем, что, если понадобится помощь дежурного, надо нажать кнопку на пульте управления и наш голос будет услышан, хотя мы не видим дежурного.

По мере развития цивилизации общество проявляет все больше внимания к человеку, чтобы в любых ситуациях он чувствовал присутствие других людей, готовых прийти на помощь. Скорая помощь, пожарная команда, полиция, автоинспекция, санэпидстанции, телефоны доверия, службы спасения, сервисные службы мобильных операторов, отделы технической полдержки компьютерной сети и другие организации созданы для того, чтобы обеспечивать и поддерживать социальный порядок в обществе, чтобы вселить в человека уверенность в безопасности и чувство социального комфорта. Все это с точки зрения социологии — формы проявления предполагаемых пространственных контактов.

Контакты, связанные с интересами людей, являются более сложным уровнем взаимодействия. Эти контакты обусловлены явно «нацеленными» потребностями индивидов. Если вы, будучи в гостях, знакомитесь с выдающимся футболистом, то вы можете испытать чувство простого любопытства как к известному человеку. Но если в компании присутствует представитель бизнеса, а вы с дипломом экономиста ищете работу, то в вашем сознании сразу возникает потребность в контакте, где присутствует интерес. Здесь актуализированный мотив и интерес вызван наличием потребности — завязать знакомство и, может быть, найти с его помощью хорошую работу. Этот контакт может продолжаться, но может и внезапно прерваться, если вы потеряли к нему интерес.

Если мотив - это непосредственное побуждение к деятельности, связанное с необходимостью удовлетворения потребности, то интерес - это осознанная форма проявления потребности, которая обеспечивает направленность личности на определенную деятельность. До того, как вы пошли в гости, вы попросили приятеля оказать содействие в поиске работы: представить вас бизнесмену, дать хорошую характеристику, поручиться за вашу репутацию и т.п. Возможно, что в будущем этот приятель в свою очередь попросит вас помочь ему в чем-либо.

В контактах обмена социальное взаимодействие усложняется. Это своеобразный вид контакта, в процессе которого индивидов интересуют не столько люди, сколько предметы обмена — информация, деньги и т.д. Напри ме р, когда вы покупаете билет в кино, вас не интересует кассир, вас интересует билет. На улице вы останавливаете первого встречного, чтобы справиться, как пройти к вокзалу, и менее всего вы обращаете внимание на то, старый или молодой, красивый или не очень этот человек, главное — получить ответ на свой вопрос. Жизнь современного человека наполнена подобными контактами обмена: он покупает товары в магазине и на рынке; платит за обучение, ходит на дискотеку, сделав предварительно прическу в парикмахерской; такси везет его по указанному адресу. В современном обществе контакты обмена все более усложняются. Например, состоятельные родители отправляют свою дочь учиться в престижное учебное заведение в Европе, полагая, что в обмен на деньги, которые они платят, работники учебного заведения возьмут на себя все заботы, связанные с социализацией, воспитанием и образованием их дочери.

Таким образом, под социальным контактом понимается кратковременный начальный этап взаимодействия между отдельными людьми или социальными группами. Социальный контакт, как правило, выступает в формах пространственного контакта, психического контакта и контакта обмена. Социальные контакты являются первым шагом в образовании социальных групп. Изучение социальных контактов позволяет выяснить место каждого индивида в системе социальных связей, его групповой статус. Измерив число и направление социальных контактов, социолог может определить структуру социальных взаимодействий и их характер.

Социальные действия

— следующий после контактов уровень сложных социальных взаимосвязей. Понятие «социальное действие» считается одним из центральных в социологии и представляет собой простейшую единицу любого вида поведения людей. Понятие «социальное действие» ввел в социологию и научно обосновал М. Вебер. Социальным действием он считал «действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому приятию)... которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».

Вебер исходил из того, что социальное действие — это осознанное действие и явно ориентированное на других. Напри- ме р, столкновение двух автомобилей может быть не более чем происшествием, но попытка избежать этого столкновения, брань, последовавшая за случившимся, нарастающий конфликт между водителями или мирное урегулирование ситуации, привлечение новых сторон (автоинспекция, аварийный комиссар, страховой агент) — это уже социальное действие.

Известную трудность представляет проведение четкой границы между социальными действиями и асоциальными (природными, естественными). Согласно Веберу, самоубийство не будет социальным действием, если его последствия не окажут влияния на поведение знакомых или родственников самоубийцы.

Рыбная ловля, охота сами но себе не представляются социальными действиями, если они не соотносятся с поведением других людей. Подобное толкование действий — одних как несоциальных, а других как социальных — не всегда оправданно. Так, самоубийство, даже если речь идет об одиноком, живущем вне социальных контактов человеке, есть факт общественный. Если следовать теории социального взаимодействия П.А. Сорокина, то любое явление, которое случается в обществе, не может быть изолировано от него и характеризует прежде всего данное общество (в таком случае самоубийство выступает как социальный индикатор неблагополучия общества). Весьма непросто определить и наличие или отсутствие осознанности в том или ином поступке индивида. По теории Вебера, действия нельзя считать социальными, если индивид поступал под влиянием аффекта — в состоянии гнева, раздражения, страха. Однако, как показывают исследования психологов, человек никогда не действует полностью осознанно, на его поведение оказывают влияние различные эмоции (симпатии, антипатии), физическое состояние (усталость или, наоборот, чувство подъема), склад характера и душевная организация (темперамент, оптимистичный настрой холерика или пессимизм флегматика), культура и интеллигентность и т.д.

В отличие от социальных контактов социальное действие — сложное явление. В структуре социального действия выделяют следующие составляющие:

  • индивид, который действует
  • потребность индивида в конкретном действии
  • цель действия
  • метод действия,
  • другой индивид, на которого направлено действие
  • результат действия.

Механизм социального действия наиболее полно разработал американский социолог Т. Парсонс («Структура социального действия»). Как и Сорокин, Парсонс считал взаимодействие тем базовым процессом, который делает возможным развитие культуры на уровне отдельного человека. Результатом взаимодействия является социальное поведение. Человек, включаясь в определенное сообщество, следует принятым в этом сообществе культурным образцам. Механизм социального действия включает потребность, мотивацию и собственно действие. Как правило, началом социального действия является возникновение потребности, которая имеет определенную направленность.

Например, молодой человек хочет научиться полить автомобиль. Побуждение к совершению действия называется мотивацией. Мотивы социального действия могут быть различными: в данном случае молодой человек или хочет отвлечь свою девушку от соперника, который хорошо водит машину, или ему нравится возить своих родителей на дачу, или он хочет «извозом» получать дополнительный доход.

Совершая социальные действия, индивид испытывает на себе воздействие других и сам в свою очередь хочет оказать воздействие на других. Так происходит обмен действиями, который выступает в качестве социального взаимодействия. В этом процессе важная роль принадлежит системе взаимных ожиданий, которая дает возможность оценивать поведение данного индивида с точки зрения общепринятых норм.

Представим, что, находясь в компании, молодой человек познакомился с девушкой и они договорились о встрече. У каждого из них возникает система ожиданий поведения, принятого в обществе или данной группе. Девушка может рассматривать молодого человека как потенциального жениха, поэтому для нес важно установить прочные отношения, закрепить знакомство, выяснить все о его взглядах на жизнь, интересах и привязанностях, его профессии, материальных возможностях. Молодой человек в свою очередь тоже размышляет о предстоящей встрече либо всерьез, либо как об очередном приключении.

Встреча может происходить по-разному. Один подъедет на иномарке и пригласит в ресторан с последующим заездом на пустующую дачу. Другой предложит сходить в кино или просто пройтись по парку. Но не исключено, что первый молодой человек вскоре исчезнет, а робкий юноша получит диплом, поступит на службу, станет добропорядочным мужем.

Формы социальных взаимодействий

Взаимные ожидания часто не оправдываются, и возникшие взаимосвязи разрушаются. Если взаимные ожидания оправдываются, приобретают предсказуемый, а главное, устойчивый вид, такие взаимодействия называют социальными отношениями. Социология различает три самых общих типа взаимодействий — сотрудничество, соперничество и конфликт.

Сотрудничество — такой тип взаимодействия, при котором люди осуществляют взаимосвязанные действия для достижения общих целей. Как правило, сотрудничество является выгодным для взаимодействующих сторон. Общие интересы сплачивают людей, вызывают у них чувства симпатии, благодарности. Взаимная польза побуждает людей к общению и в неформальной обстановке, способствует возникновению атмосферы доверия, морального комфорта, желанию уступить в споре, потерпеть какие-то неудобства для себя лично, если это необходимо для дела. Отношения сотрудничества имеют массу преимуществ и выгод для совместного дела, борьбы с конкурентами, повышения производительности труда, закрепления работников в организации и предотвращения текучести кадров.

Однако с течением времени взаимодействие на основе сотрудничества начинает приобретать консервативный характер. Люди, изучив возможности друг друга, особенности характера, представляют, чего следует ждать в конкретной ситуации от каждого. Возникают элементы рутины, стабильность отношений становится застоем, порождает потребность сохранения статус-кво. Члены группы начинают опасаться перемен и не хотят их. Они уже имеют набор стандартных, проверенных временем решений практически в любой ситуации, установили взаимосвязи со всей системой многосторонних отношений в обществе, знают своих поставщиков сырья, информаторов, проектировщиков, представителей властных структур. Новичкам в группу дороги нет, новые идеи не проникают в это заблокированное социальное пространство. Группа начинает деградировать.

Взаимодействие на основе соперничества (конкуренции) — это один из самых общих типов взаимодействия, противоположный сотрудничеству. Особенность соперничества в том, что люди имеют одни и те же цели, но преследуют различные интересы. Напри мер, несколько компаний претендует на получение заказа на строительство крупного моста через Волгу. Цель у них одна — получить заказ, но интересы разные. Двое молодых людей любят одну девушку, цель у них одна — добиться ее благосклонности, но интересы противоположны.

Соперничество, или конкуренция, — основа рыночных отношений. В этой борьбе за доход возникают чувства неприязни, озлобления к сопернику, ненависти, страха, а также желание во что бы то ни стало опередить его. Победа одного нередко означает катастрофу для другого, потерю престижа, хорошей работы, благосостояния. Зависть к удачливому сопернику бывает такой сильной, что человек совершает преступление — нанимает убийц для устранения конкурента, выкрадывает необходимые документы, т.е. идет на конфликт. Такие случаи — довольно распространенное явление, они широко представлены в литературе (Т. Драйзер, Дж. Голсуорси, В.Я. Шишков и другие писатели), о них пишут в газетах, их обсуждают на телевидении. Самое действенное средство ограничения такого рода конкуренции — принятие и исполнение соответствующих законов и соответствующее воспитание человека. В экономике — это принятие серии антимонопольных законов; в политике — принцип разделения властей и наличие оппозиции, свободной прессы; в сфере духовной жизни — распространение в обществе идеалов добра и милосердия, общечеловеческих нравственных ценностей. Однако дух соперничества является стимулом в бизнесе и вообще в любой работе, который не позволяет человеку успокаиваться на достигнутом.

— открытое, прямое противостояние, иногда вооруженное. В последнем случае речь может идти о революции, вооруженном восстании, бунте, массовых беспорядках. Например, после массовых беспорядков, охвативших Киши- нсв в 2009 г. и Бишкек в 2010 г., произошла смена правительства в Молдавии и Киргизии. Предотвращение насильственных конфликтов, борьбы, наносящей вред человеку и нарушающей общественный порядок, является задачей государства. Изучая проблему социального взаимодействия, социологи, в частности Т. Парсонс, разработали учение о равновесии социальной системы , которое выступает решающим условием сохранения системы, ее жизнеспособности. Система стабильна или находится в относительном равновесии, если отношения между ее структурой и процессами, протекающими внутри нее, и между ней и окружением таковы, что свойства и отношения оказываются неизменными.

Однако существует и другой взгляд, содержащий объяснение конфликта не только как негативного, но и как позитивного элемента общественной жизни.

Таким образом, социальное действие является таким действием человека, которое соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Социальное действие — это конституирующий элемент, «единица» социальной реальности. Множество социологов (например, М. Вебер, Т. Парсонс) усматривали в нем исходный пункт всей системы общественных отношений. Устойчивое и систематическое выполнение действий, подразумевающее обратную связь, называется социальным взаимодействием. Социальное взаимодействие, как правило, выражено в виде сотрудничества, соперничества или конфликта.

Под термином социальные отношения понимают общественные отношения между классами, группами, общностями и другими субъектами, а так же их членами. Социальные отношения или как еще их называют – общественные отношения, возникают во всех сферах жизни общества. Они складываются исходя из образа жизни, социального положения и равенства, и степени удовлетворения людских потребностей. О различных видах социальных отношений и их отличиях друг от друга и пойдет речь в этом обзоре.

Существует несколько видов социальных отношений, которые делятся по субъекту либо носителю на: эстетические, моральные, массовые, межгрупповые и межличностные, индивидуальные, международные;

Виды социальных отношений по объекту делятся на: экономические, политические, правовые, религиозные, семейно-бытовые.

По модальности социальные отношениия подразделяются на: сотрудничество, соперничество, субординацию и конфликты.

По степени формализации и стандартизации социальные отношения можно подразделить на: официальные и неофициальные, формальные и неформальные

Экономические отношения проявляются в сфере владения, потребления и производства, представляющей рынок, какой либо продукции. Такие отношения разделяют на рыночные отношения и плавно-распределительные. Первые образуются ввиду свободы экономических отношений, а вторые из-за сильного вмешательства государства. Нормальные отношения – саморегулируемы конкуренцией и соотношением спроса и предложения.

Правовые отношения – это вид социальных отношений, который закрепляется в обществе законодательством. В итоге правовые дела гарантируют, либо никак не гарантируют действенное исполнение роли общественно функционального человека. Данные правила несут на себе большую высоконравственную нагрузку.

Религиозные отношения отображают взаимодействия людей в мирских процессах жизни и гибели, о безупречных свойствах нервной системы, духовных и высоконравственных основах бытия.

Политические отношения сосредотачиваются вокруг трудностей власти, которые автоматически приводят к превосходству тех, кто ею владеет и повиновению тех, кто ее лишен. Власть, созданная для организации социальных отношений, реализуется в качестве лидерских функций в обществах людей. Ее чрезмерное воздействие, как и совершенное отсутствие, оказывает пагубное влияние на жизненное обеспечение сообществ.
Эстетические отношения появляются на базе чувственно-эмоциональной обаятельности людей по отношению друг к другу. То, что привлекательно для одного человека, может быть абсолютно не привлекательным для другого. Идеальные образцы эстетической привлекательности основаны на психобиологической базе, связанной с необъективной стороной людского сознания.

Официальные и неофициальные виды социальных отношений бывают:

  1. долгосрочными (друзья или сослуживцы);
  2. кратковременными (могут быть случайные люди);
  3. функциональными (это исполнитель и заказчик);
  4. постоянными (семья);
  5. субординационными (подчиненный и начальник);
  6. учебными (учитель и ученик);
  7. причинно-следственными (преступник и жертва).

Приоритетными социальными отношениями в системе функционирования управления являются отношения власти, зависимости, господства и подчинения.

То есть пока один субъект не совершит ожидаемые действия, второй не в состоянии принять никакого решения или предпринять действия.

Для обозначения системы отношений используют различные понятия: «социальные отношения», «общественные отношения», «человеческие отношения» и т.д. В одном случае они употребляются как синонимы, в другом - резко противопоставляются друг другу. На самом деле, несмотря на смысловую близость, данные понятия различаются между собой.

Социальные отношения - это отношения между или их членами. Несколько иной пласт отношений характеризует понятие «общественные отношения», под которыми понимают многообразные связи, возникающие между названными общностями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.Отношения классифицируют по следующим основаниям: -с точки зрения владения и распоряжения собственностью (классовые, сословные);
- по объему власти (отношения по вертикали и по горизонтали);
- по сферам проявления (правовые, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, межгрупповые, массовые, межличностные);
- с позиции регламентированности (официальные, неофициальные);
- исходя из внутренней социально-психологической структуры (коммуникативные, когнитивные, конативные и пр.).

Кроме понятия «общественные отношения», в науке широко используется и понятие «человеческие отношения». Оно, как правило, применяется для обозначения всевозможных субъективных проявлений человека в процессе его взаимодействия с различными объектами внешнего мира, не исключая и отношение к самому себе. Социальные отношения выражаются в виде производственных, экономических, правовых, нравственных, политических, религиозных, этнических, эстетических и т. д.

Производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.). Это множество предопределяется разнообразием функционально-производственных связей человека, которые задаются нормативами профессионально-трудовой деятельности и в то же время возникают стихийно по мере необходимости решения новых проблем.

Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях - продавца и покупателя. Экономические отношения вплетены в производственные через (рабочей силы) и создание потребительских товаров. В этом контексте человеку свойственны роли хозяина и владельца средств производства и произведенной продукции, а также роль рабочей силы, которую нанимают.

Экономические отношения бывают планово-распределительными и рыночными. Первые возникают в результате чрезмерного вмешательства государства в экономику. Вторые образуются за счет либерализации, свободы экономических отношений. Однако степень их свободы бывает разной - от полной до частично регулируемой. Основной признак нормальных экономических отношений - саморегулируемость за счет , соотношения . Но это не значит, что государство вообще устраняется от контроля за экономическими отношениями. Оно взимает налоги, контролирует источники доходов и пр.

Правовые отношения в обществе закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений. В конечном счете правовые отношения обеспечивают или не обеспечивают эффективное выполнение роли социально активного человека. Законодательное несовершенство компенсируется неписаными правилами поведения человека в реальных сообществах людей. Эти правила несут на себе огромную нравственную нагрузку.

Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения на уровне бытующих межличностных отношений, которая проистекает из нравственного самосознания конкретной общности людей. В проявлении нравственных отношений много культурно-исторических условностей, идущих от образа жизни общества. В центре этих отношений находится человек, который рассматривается как самоценность. По проявлению нравственных отношений-человек определяется как «хороший-плохой», «добрый-злой», «справедливый-несправедливый» и т. п.

Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которое складывается под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, о таинствах его души, идеальных свойствах психики, духовных и нравственных основах существования. Эти отношения вырастают из потребности человека к самопознанию и самосовершенствованию, из сознания высшего смысла бытия, осмысления своих связей с космосом, объяснения таинственных явлений, которые не поддаются естественнонаучному анализу. В этих отношениях преобладают иррациональные начала психического отражения действительности, основанные на чувствах, интуиции и вере.

Идея Бога позволяет соединить разрозненные и смутные предчувствия случайных и закономерных событий жизни человека в целостный образ земного и небесного бытия человека. Различия в религиях - это прежде всего различия в этнокультурологических концепциях божества как хранителя души человека. Эти различия проявляются в житейском, культовом и храмовом религиозном поведении (ритуалах, обрядах, обычаях и т.п.). Если в принятии идеи Бога все верующие едины, то в ритуальной части богослужения и приближении к Богу они могут стать фанатически непримиримыми друг другу. Религиозные отношения воплощаются в ролях верующего или неверующего. В зависимости от вероисповедания человек может быть православным, католиком, протестантом, магометанином и т.д.

Политические отношения концентрируются вокруг проблемы . Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен. Власть, предназначенная для организации общественных отношений, реализуется в виде лидерских функций в сообществах людей. Ее абсолютизация, как и полное отсутствие, вредна для жизнеобеспечения сообществ. Гармония властных отношений может быть достигнута путем раз- деления властей - законодательной, исполнительной и судебной. Политические отношения в этом случае должны приобретать характер демократического процесса, в котором задача властных структур и лидеров заключается в поддержании баланса прав на свободу каждого члена общества. Этнические отношения возникают из различий сходства образа жизни локальных групп населения, имеющих общее антропологическое (родоплеменное) и географическое происхождение. Различия между этносами являются естественно-психологическими, так как в образе жизни этноса закреплен уклад общественных отношений, способствующих оптимальной адаптации человека к конкретной природной (географической и социальной) среде. Этот уклад естественно вытекает из особенностей воспроизводства жизни в конкретных условиях. Соответствующий образ жизни этноса закрепляется в стереотипах поведения и деятельности, в языке, ритуалах, традициях, обычаях, праздниках и в других культурологических формах общественного бытия.

Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражения вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариантностью. То, что для одного человека может быть привлекательным, для другого - нет. Эталоны эстетической привлекательности имеют психобиологическую основу, которая связана с субъективной стороной человеческого сознания. Они обретают постоянство в этно-психологических формах поведения, подвергаясь культурологической обработке через различные виды искусства и закрепляясь в социально-исторических стереотипах человеческих отношений.

В психологии уже много десятилетий идет разработка категории отношений в специфическом для этой науки ключе. Но объективности ради следует отметить, что иные психологические школы относились настороженно к попыткам создать теорию человеческих отношений. Однако такой подход явно неоправдан, поскольку названная теория несет в себе сильнейшее гуманистическое начало. Основателем теории человеческих отношений на Западе считается Э. Мэйо, хотя в России одновременно с ним о необходимости разработки теории отношений в психологии писали В.М. , А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев.

Понятие «человеческие отношения» является более широким по сравнению со всеми остальными, обозначающими те или иные отношения. Какое содержание необходимо вкладывать в категорию отношений?

Отвлечемся от многих сторон бытия, с которыми связан каждый человек и к которым у него есть свое отношение, и остановимся лишь на его отношениях с различными общностями, членом которых он является, а также на его отношениях с теми или иными людьми. В этом случае можно выявить, что отношение, во-первых, предполагает актуализацию знания в образнопонятийной форме об общности или о личности у тех, кто вступает во взаимодействие; вовторых, оно всегда несет в себе тот или иной эмоциональный отклик взаимодействующих индивидов (общностей) на общность или личность; в-третьих, одновременно актуализирует определенное обращение с ними. Затем, если далее объективировать «психологическую изнанку» каждого из отношений, в систему которых включен человек, можно увидеть цель, которую преследует личность, вступая во взаимодействия с общностями и отдельными людьми, обязательно потребности, которые непосредственно влияют на характер ее отношений. У каждой личности обычно бывают разные отношения с какой-то общностью и даже с отдельным человеком, который входит в ближайшее или более отдаленное окружение. В отношениях одного человека с другим обнаруживается характерный признак - наличие положительной или отрицательной эмоциональной реакции на другого человека. Эта реакция может быть и нейтрально равнодушной или противоречивой. Естественно, что одни отношения в силу своего характера могут нести конструктивное начало и «работать» на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое развитие личности, а действие других отношений может иметь для нее деструктивный результат. В этом смысле для личности особенно важны отношения с субъективно значимыми для нее людьми. Именно они сильнее всего влияют на восприятие личностью окружающего и толкают ее к нестандартным поступкам.

Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление степени соответствия характера отношения и формы его выражения в поведении человека, или, как говорил В.Н. Мясищев, в обращении человека с человеком. Формируясь как личность в конкретной социальной среде, человек усваивает и характерный для этой среды «язык» выражения отношений. Не останавливаясь на особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей различных этнических общностей, следует отметить, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах этот «язык» может иметь свою весьма определенную специфику.

Глубоко интеллигентный человек выражает свое недовольство по отношению к другому человеку в корректной, не унижающей достоинство последнего форме. У плохо воспитанного, грубого человека форма выражения такого недовольства совсем иная. Даже проявление радости у представителей одной социальной подгруппы различается в зависимости от присущих им разных . Естественно, для того чтобы при общении с другим человеком адекватно воспринимать и понимать его отношение, надо проявлять весьма тонкую наблюдательность, в том числе и к форме выражения этого отношения. Разумеется, сказанным не утверждается, что отношение передается лишь с помощью речи и голоса. В живом, непосредственном общении участвуют и мимика, и пантомимика. И наконец, формой выражения отношения могут быть действие и поступок.

Вместе с тем существуют не только индивидуальные формы выражения одного и того же отношения. В жизни имеют место случаи, когда человек в общении искусно имитирует какое-то иное отношение, которого у него фактически нет. И такой человек необязательно является лицемером. Чаще всего при общении истинное отношение скрывается, а имитируется другое отношение, если человек хочет казаться лучше, чем он есть на самом деле, в глазах тех, чьим мнением он дорожит. Мы завидуем более преуспевающему коллеге, а делаем вид, что радуемся его успехам. Нам не нравится стиль руководства начальника, а мы не только ему не перечим, но и вслух одобряем его деяния. В жизни есть расхожая фраза: «Не портить отношения!», смыслу которой как раз и соответствуют приведенные примеры. Конечно, в подобных случаях люди вступают в сделку со своей совестью. Нравственная цена этой сделки тем выше, чем серьезнее общественные последствия нашего двуличия. Сказанное вовсе не означает, что никогда и ни при каких жизненных обстоятельствах нельзя скрывать своего истинного отношения к чему-то или комуто. Так, в работе врача, следователя, разведчика, тренера порой возникают ситуации, когда без маскировки переживаемого отношения невозможно решить свои профессиональные задачи.

Детальное описание других видов социальных отношений, которые не стали предметом рассмотрения в данном учебном пособии, содержится в книге Д. Майерса «Социальная психология».

Обсуждая проблему взаимосвязи общения и отношения, а также зависимости между содержанием отношения и формой его выражения, следует подчеркнуть, что выбор человеком наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости, если у него сформированы психические свойства личности, которые обязательны для успешного межличностного общения: способность к идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии. Неприязнь или симпатия, испытываемые участниками общения, сказываются на его непринужденности и искренности, на степени легкости выработки единого мнения, на тех психологических последствиях, с которыми каждый из участников «выходит» из состоявшегося общения. Психологический механизм действия отношения на разворачивающийся процесс общения понятен: неприязненное отношение делает личность слепой к достоинствам партнера по общению и подталкивает ее к недооцениванию позитивных шагов с его стороны, направленных на успешный итог общения. Точно так же неприязненное отношение провоцирует личность на поведение, которое не ведет к углублению взаимопонимания общающихся, к установлению подлинного сотрудничества между ними.

Если отношения участников общения, так сказать, асимметричны, например, один из общающихся проявляет к другому пылкую любовь, а последний испытывает к нему неприязнь и даже, может быть, ненависть - нормального межличностного общения не произойдет. Чаще всего со стороны одного из общающихся будет стремление к подлинному межличностному взаимодействию, а со стороны другого - либо общение на формальном уровне, либо попытки «поставить партнера по общению на место», либо откровенное избегание общения.

Итак, мы рассмотрели , субъектами которого выступали отдельные личности. Однако в повседневной жизни помимо общения человека с реальными партнерами имеет место общение с самим собой. Такое общение «в уме» называют пролонгированным. Индивид может мысленно продолжать разговор с человеком, с которым недавно общался, особенно если они вели спор и некоторые аргументы пришли ему на ум позже.

Во внутреннем, умственном, плане происходит и предобщение человека: он может заранее обдумывать предстоящий разговор, предполагать возможные аргументы и контраргументы участников общения. Как правило, продумывается тактика разговора, предполагающая ориентировку в содержании общения, в возможных типах контактов, пространственно-временной организации общения (размещении участников, времени начала общения и т. п.).

Продумывание «в уме» тактики общения предполагает наличие у человека образа партера (партнеров) по взаимодействию и прежде всего предвосхищение того, кто будет стремиться доминировать в общении или занимать подчиненную позицию, а кто расположен к равноправному общению, к сотрудничеству и взаимопониманию. Исходя из изложенного о пролонгированном общении и предобщении, можно говорить об общении с представляемым партнером, воображаемым собеседником. В отличие от общения, происходящего в воображении писателей, здесь имеет место представление образа реально существующего человека, который в данный момент отсутствует. Такой вид общения чрезвычайно важен для развития личности и формирования ее самосознания. Это могут быть общение со своим вторым «Я» или внутренняя речь, являющаяся ретрорефлексией, т. е. анализом совершенных действий, поступков, критическая их оценка в настоящий период.

Разновидностью общения с самим собой может быть крайний вариант эгоцентрической речи. В этом случае общение может протекать с реальным человеком или конкретными людьми, но личность настолько увлекается произнесением речи, своими высказываниями, что забывает о партнерах и продолжает говорить «бесконечно», хотя слушателям это явно надоело и они перестали слушать.

Здесь общение носит явно односторонний характер. В этом параграфе даны самые общие характеристики общения и отношения, которые далее будут освещены в новом ракурсе и более конкретно.