Значение условность художественная в словаре литературоведческих терминов. Условность и жизнеподобие в литературе Условность искусства в литературе кратко

УСЛОВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ – в широком смысле изначальное свойство искусства, проявляющееся в определенном отличии, несовпадении художественной картины мира, отдельных образов с объективной реальностью. Это понятие указывает на своего рода дистанцию (эстетическую, художественную) между действительностью и художественным произведением, осознание которой является неотъемлемым условием адекватного восприятия произведения. Термин «условность» укоренился в теории искусства поскольку художественное творчество осуществляется преимущественно в «формах жизни». Языковые, знаковые выразительные средства искусства, как правило, представляют собой ту или иную степень преобразования этих форм. Обычно выделяют три типа условности: условность, выражающую видовую специфику искусства, обусловленную свойствами его языкового материала: краски – в живописи, камень – в скульптуре, слово – в литературе, звук – в музыке и т.д., что предопределяет возможность каждого вида искусства в отображении различных сторон действительности и самовыражении художника – двухмерное и плоскостное изображение на холсте и экране, статичность в изобразительном искусстве, отсутствие «четвертой стены»в театре. Вместе с тем живопись обладает богатством цветового спектра, кинематограф высокой степенью динамичности изображения, литература, благодаря особой емкости словесного языка, вполне восполняет отсутствие чувственной наглядности. Такая условность называется «первичной» или «безусловной». Другой тип условности представляет собой канонизацию совокупности художественных характеристик, устойчивых приемов и выходит за рамки частичного приема, свободного художественного выбора. Такая условность может являть собой художественный стиль целой эпохи (готика, барокко, ампир), выражать эстетический идеал конкретного исторического времени; на нее оказывают сильное влияние этнонациональные особенности, культурные представления, обрядовые традиции народа, мифилогия. Древние греки наделяли своих богов фантастической силой и другими символами божества. На условности Средневековья сказалось религиозно-аскетическое отношение к действительности: искусство этой эпохи олицетворяло потусторонний, таинственный мир. Искусству классицизма предписывалось изображать действительность в единстве места, времени и действия. Третий тип условности – собственно художественный прием, зависящий от творческой воли автора. Проявления такой условности бесконечно разнообразны, отличаются ярко выраженной метафоричностью, экспрессивностью, ассоциативностью, нарочито открытым пересозданием «форм жизни» – отступлениями от традиционного языка искусства (в балете – переход на обычный шаг, в опере – к разговорной речи). В искусстве необязательно, чтобы формообразующие компоненты оставались для читателя или зрителя незаметными. Умело реализованный открытый художественный прием условности не нарушает процесса восприятия произведения, а напротив, часто его активизирует.

Условность художественная это нетождественность художественного образа объекту воспроизведения. Различают первичную и вторичную условность в зависимости от меры правдоподобия образов и осознанности художественного вымысла в разные исторические эпохи. Первичная условность тесно сопряжена с природой самого искусства, неотделимого от условности, и потому характеризует любое художественное произведение, т.к. оно не тождественно реальности. Образ, относимый к первичной условности, художественно правдоподобен, его «сделанность» не заявляет о себе, не акцентируется автором. Такая условность воспринимается как нечто общепринятое, само собой разумеющееся. Частично первичная условность зависит от специфики материала, с которым связано воплощение образов в определенном виде искусства, от его возможностей воспроизводить пропорции, формы и закономерности действительности (камень в скульптуре, краски на плоскости в живописи, пение в опере, танец в балете). «Невещественность» литературных образов соответствует невещественности языковых знаков. При восприятии литературного произведения происходит преодоление условности материала, при этом словесные образы соотносятся не только с фактами внелитературной действительности, но и с предполагаемым их «объективным» описанием в литературном произведении. Помимо материала, первичная условность реализуется в стиле в соответствии с историческими представлениями воспринимающего субъекта о художественном правдоподобии, а также находит выражение в типологических особенностях определенных родов и устойчивых жанров литературы: предельная напряженность и концентрированность действия, внешняя выраженность внутренних движений персонажей в драматургии и изолированность субъективных переживаний в лирике, большая вариативность повествовательных возможностей в эпосе. В периоды стабилизации эстетических представлений условность отождествляется с нормативностью художественных средств, которые в свою эпоху воспринимаются как необходимые и правдоподобные, но в другую эпоху или со стороны другого типа культуры часто осмысляются в значении устаревшего, нарочитого трафарета (котурны и маски в античном театре, исполнение мужчинами женских ролей вплоть до эпохи Возрождения, «три единства» классицистов) или вымысла (символика христианского искусства, мифологические персонажи в искусстве античности или народов Востока - кентавры, сфинксы, трехглавые, многорукие).

Вторичная условность

Вторичная условность, или собственно условность, это демонстративное и сознательное нарушение художественного правдоподобия в стиле произведения. Истоки, типы ее проявления многообразны. Между условными и правдоподобными образами есть сходство в самом способе их создания. Существуют определенные приемы творчества: 1) комбинирование - сочетание данных в опыте элементов в новые комбинации; 2) акцентирование - подчеркивание в образе определенных черт, увеличение, уменьшение, заострение. Вся формальная организация образов в художественном произведении может быть объяснена сочетанием комбинирования и акцентирования. Условные образы возникают при таких комбинациях и акцентах, которые выходят за грани возможного, хотя не исключают реальной жизненной основы вымыслов. Иногда вторичная условность возникает при трансформации первичной, когда используются открытые приемы обнаружения художественной иллюзии (обращение к зрителям в «Ревизоре» Гоголя, принципы эпического театра Б.Брехта). Первичная условность перерастает во вторичную при использовании образности мифов, легенд, осуществляемом не для стилизации жанра-источника, а в новых художественных целях («Гаргантюа и Пантагрюэль», 1533-64, Ф.Рабле; «Фауст», 1808-31, И.В.Гёте; «Мастер и Маргарита», 1929-40, М.А.Булгакова; «Кентавр», 1963, Дж.Апдайка). Нарушение пропорций, комбинирование и акцентирование каких-либо компонентов художественного мира, выдающие откровенность авторского вымысла, порождают особые стилевые приемы, свидетельствующие об осознанности игры автора с условностью, обращении к ней как к целенаправленному, эстетически значимому средству. Типы условной образности - фантастика, гротеск; смежные явления - гипербола, символ, аллегория - могут быть и фантастическими (Горе-Злочастие в древнерусской литературе, Демон у Лермонтова), и правдоподобными (символ чайки, вишневого сада у Чехова). Термин «условность» является новым, его закрепление относится к 20 веку. Хотя уже у Аристотеля есть не утратившее убедительности определение «невозможного», иными словами - вторичной условности. «Вообще же… невозможное… в поэзии следует сводить или к тому, что лучше действительности, или к тому, что думают о ней, - ибо в поэзии предпочтительней невозможное, но убедительное, возможному, но неубедительному» (Поэтика. 1461)

  • Музыкально-художественная деятельность, ее структура и своеобразие
  • Музыкально-художественная культура педагога дошкольного образовательного учреждения и ее своеобразие
  • Русская народная художественная культура и её развитие в современном мире.
  • Художественная деятельность культурно- просветительской работы первой половины XX века.
  • Художественная культура и духовная жизнь России во второй половине XIX в.
  • ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

    Специфика литературы как вида искусства. Понятие условности в литературе

    Событийная организация художественного произведения. Конфликт. Сюжет и фабула

    Композиция литературного произведения. Уровни и элементы художественной организации текста

    Художественное пространство и художественное время. Понятие о хронотопе

    6. Повествовательная организация художественного текста. Понятие о точке зрения. Автор – повествователь – рассказчик. Сказ как особая форма повествования

    Роды и жанры литературы. Двухродовые и внеродовые формы в литературе

    Эпос как род литературы. Основные эпические жанры.

    Лирика как род литературы. Основные лирические жанры. Лирический герой.

    Драма как литературный род. Драма и театр. Основные драматургические жанры

    Понятие о пафосе литературного произведения. Разновидности идейно-эмоциональной оценки в литературном произведении

    Литературный язык и язык художественной литературы. Источники языка писателя. Выразительные возможности поэтического языка.

    Понятие о тропе. Соотношение предметного и смыслового в тропе. Выразительные возможности тропов.

    Сравнение и метафора в системе выразительных средств поэтического языка. Экспрессивные возможности тропов

    Аллегория и символ в системе тропов, их экспрессивные возможности

    Метонимия, синекдоха, эвфемизм, перифраз в системе выразительных средств поэтического языка. Экспрессивные возможности тропов

    Стилистические фигуры. Художественные возможности поэтического синтаксиса.

    Стихотворная и прозаическая речь. Ритм и метр. Факторы ритма. Понятие о стихе. Системы стихосложения

    19. Персонаж в художественном произведении. Соотношение понятий «персонаж», «герой», «действующее лицо»; «образ» и «характер». Система персонажей в литературном произведении



    Комическое и трагическое в литературе. Формы комического и средства его создания.

    Литературный процесс. Стадиальность литературного процесса. Основные литературные направления, течения, школы. Понятие о художественном методе

    22. Стиль в литературе. «Большие» стили в литературе и индивидуальный стиль

    Текст и интертекст. Цитата. Реминисценция. Аллюзия. Центон.

    Литературное произведение как художественное целое

    Статус литературной классики. Массовая и элитарная литература

    Расскажите о творчестве одного из выдающихся русских современных писателей (поэтов, драматургов) и предложите анализ (интерпретацию) одного из его произведений.


    ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

    1. Специфика литературы как вида искусства . Понятие условности в литературе.

    Литературно-художественное произведение – это произведение искусства в узком смысле слова * , то есть одной из форм общественного сознания. Как и все искусство в целом, художественное произведение есть выражение определенного эмоционально-мыслительного содержания, некоторого идейно-эмоционального комплекса в образной, эстетически значимой форме.



    Художественное произведение представляет собой нерасторжимое единство объективного и субъективного, воспроизведения реальной действительности и авторского понимания ее, жизни как таковой, входящей в художественное произведение и познаваемой в нем, и авторского отношения к жизни.

    Литература работает со словом – главное её отличие от других искусств. Слово – основной элемент литературы, связь между материальным и духовным.

    Изобразительность передается в художественной литературе опосредованно, с помощью слов. Как было показано выше, слова в том или ином национальном языке являются знаками-символами, лишенными образности. Внутренняя форма слова дает направление мысли слушающего. Искусство - то же творчество, что и слово. Поэтический образ служит связью между внешнею формою и значением, идеей. В образном поэтическом слове возрождается и актуализируется его этимология. Образ возникает на основе использования слов в их переносном значении. содержание произведений словесного искусства становится поэтическим благодаря его передаче «речью, словами, прекрасным с точки зрения языка сочетанием их». Поэтому потенциально зрительное начало в литературе выражается опосредованно. Его именуют словесной пластикой. Подобная опосредованная изобразительность - свойство в равной мере литератур Запада и Востока, лирики, эпоса и драмы.

    Изобразительное начало присуще и эпосу. Порой изобразительность в эпических произведениях выражается еще более опосредованно.

    Не менее значительно, чем словесно-художественная косвенная пластика, запечатление в литературе иного - по наблюдению Лессинга, невидимого, то есть тех картин, от которых отказывается живопись. Это размышления, ощущения, переживания, убеждения, - все стороны внутреннего мира человека. Искусство слова является той сферой, где зарождались, формировались и достигли большого совершенства и утонченности наблюдения над человеческой психикой. Осуществлялись они с помощью таких речевых форм, как диалоги и монологи. Запечатление человеческого сознания с помощью речи доступно единственному виду искусства - литературе.

    Условность художественная

    один из основополагающих принципов создания художественного произведения. Обозначает нетождественность художественного образа объекту изображения.

    Существует два типа художественной условности.

    Первичная художественная условность связана с самим материалом, которым пользуется данный вид искусства. Например, возможности слова ограничены; оно не даёт возможности увидеть цвет или ощутить запах, оно может только описать эти ощущения. Такая художественная условность характерна для всех видов искусства; произведение не может быть создано без неё. Первичная художественная условность связана с типизацией: изображая даже реального человека, автор стремится представить его действия и слова как типичные, и с этой целью изменяет некоторые свойства своего героя. Задача литературы – создать типизированный образ реальности в её острых противоречиях и особенностях.

    Вторичная художественная условность характерна не для всех произведений. Она предполагает сознательное нарушение правдоподобия: отрезанный и живущий сам по себе нос майора Ковалёва в «Носе» Н. В. Гоголя , градоначальник с фаршированной головой в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина . Вторичная художественная условность создаётся за счёт использования религиозных и мифологических образов (Мефистофель в «Фаусте» И. В. Гёте , Воланд в «Мастере и Маргарите» М. А. Булгакова ), гиперболы (невероятная сила героев народного эпоса, масштабы проклятия в «Страшной мести» Н. В. Гоголя), аллегории (Горе, Лихо в русских сказках, Глупость в «Похвале Глупости» Эразма Роттердамского ). Вторичную художественную условность может создавать также нарушение первичной: обращение к зрителю, обращение к проницательному читателю, вариативность повествования (рассматриваются несколько вариантов развития событий), нарушение причинно-следственных связей . Вторичная художественная условность используется, чтобы привлечь внимание к реальному, заставить читателя задуматься над явлениями действительности.


    неотъемлемая черта любого произведения, связанная с природой самого искусства и состоящая в том, что созданные художником образы воспринимаются как нетождественные действительности, как нечто созданное творческой волей автора. Любое искусство условно воспроизводит жизнь, но мера этой У. х. может быть различной. В зависимости от соотношения правдоподобия и художественного вымысла различают первичную и вторичную У. х.. Для первичной У. х. характерна большая степень правдоподобия, когда вымышленность изображаемого не декларируется и не акцентируется автором. Вторичная У. х. - это демонстративное нарушение художником правдоподобия в изображении предметов или явлений, сознательное обращение к фантастике, использование гротеска, символов и др., для того чтобы придать тем или иным жизненным явлениям особую остроту и выпуклость.

    КОНЦЕПТ (лат. conceptus - понятие). - 1. С.А. Ас-

    кольдов-Алексеев (1871-1945), русский философ, куль-

    торолог и литературовед русского зарубежья, считал, что

    К. «есть мысленное образование, которое замещает нам

    в процессе мысли неопределенное множество предме-

    тов одного и того же рода» (Лихачев, 34.). В отличие от

    трактовки Аскольдова, Д.С.Лихачев предполагает, что К.

    «не непосредственно возникает из значения слова, а яв-

    ляется результатом столкновения словарного значения

    слова с личным и народным опытом человека... Потен-

    ции концепта тем шире и богаче, чем шире и богаче куль-

    турный опыт человека» (Там же. С. 35). К. существует

    в определенной «идеосфере», обусловленной кругом

    ассоциаций каждого отдельного человека, и возникает

    в индивидуальном сознании не только как намек на воз-

    можные значения, но и как отклик на предшествующий

    языковой опыт человека в целом - поэтический, про-

    заический, научный, социальный, исторический. К. не

    только «подменяет», облегчая общение, значение сло-

    ва, но и расширяет это значение, оставляя возможности

    для домысливания, дофантазирования, создания эмоци-

    ональной ауры слова. При этом К. как бы находится

    между богатыми возможностями, возникающими на

    основе его «заместительной функции», и ограничения-

    ми, определяемыми контекстом его применения. Потен-

    ции, открываемые в словарном запасе как отдельного

    человека, так и языка в целом, Лихачев называет кон-

    цептосферами, замечая при этом, что концептосфера

    национального языка (как и индивидуального) тем бо-

    гаче, чем богаче вся культура нации (человека). Каждый

    К. может быть по-разному расшифрован в зависимости

    от сиюминутного контекста и индивидуальности кон-

    цептоносителя. Так, в К. «незнакомка» имеет значение,

    читал ли данный человек А.Блока и в каком контексте

    употреблено это слово; в К. «интеллигенция» - то, как

    говорящий или пишущий человек относится к объекту

    упоминания; в К. «булат» - какие поэтические произ-

    ведения читал человек, слышащий или произносящий

    это слово. Своими К. обладают также фразеологизмы

    («валаамова ослица», «демьянова уха», «преданья ста-

    рины глубокой»). 2. См. Кончетто.

    Лит.: Аскольдов-Алексеев С.А. Концепт и слово // Русская речь.

    Новая серия. Л., 1928. Вып. 2; Лихачев Д.С Концептосфера русского

    языка // Освобождение от догм. История русской литературы: состо-

    яние и пути изучения. М., 1997. Т. 1. Г.В.Якушева

    КОНЦЕПТУАЛИЗМ, к о н ц е п т у а л ь н о е и с к у с -

    с т в о (лат. conceptus - понятие) - искусство идеи,

    когда художник создает и демонстрирует не столько ху-

    дожественное произведение, сколько определенную ху-

    дожественную стратегию, концепцию, которая, в прин-

    ципе, может репрезентироваться любым артефактом

    или просто артистическим жестом, «акцией». Корни

    К. - в творчестве ряда авангардистских групп 10-20-х:

    футуристов, дадаистов, ОБЭРИУ. Классическое произ-

    ведение К. - «скульптура» Марселя Дюшана «Фон-

    тан» (1917), представляющая собой выставленный на

    всеобщее обозрение писсуар.

    В России К. осозна е т ся как особое художествен-

    ное направление и манифестируется в неофициальном

    искусстве 1970-х. В поэзии К. связан с творчеством

    Вс.Некрасова, Яна Сатуновского, Д.А.Пригова, Льва

    Рубинштейна и Андрея Монастырского (Пригов и Ру-

    бинштейн позднее образуют своеобразный дуэт, а Мо-

    настырский создаст акционную группу «Коллективные

    действия»), в прозе - В.Сорокина, в изобразительном

    искусстве - Ильи Кабакова и Эрика Булатова. Используя

    авангардистское стремление к чистоте и самодостаточно-

    сти выделенной художественной формы, концептуалисты

    переводят центральную проблематику в иную плоскость,

    занимаясь уже не формой самой по себе, а условиями ее

    возникновения, не столько текстом, сколько контекстом.

    Вс.Некрасов замечает, что К. правильнее было бы назвать

    «контекстуализмом». Как следствие, меняются отношения

    существенно более активная позиция. «Художник мажет

    по холсту. Зритель смотрит. Художник перестает мазать

    по холсту и начинает мазать по зрит е лю» (Кабаков).

    В художественной практике К. переходит от авторского

    монологизма к множественности равноправных языков.

    его функциональное многообразие («речь»)-автора. «Не

    мы владеем языком, а язык - нами», - этот постмодер-

    нистский тезис, явившийся в каком-то смысле результа-

    том общего лингвистического поворота в философии

    20 в., нашел свое наиболее непосредственное художе-

    ственное воплощение именно в К.

    Конкретная поэзия, точно так же объективируя и от-

    чуждая язык, тем не менее, использовала его фактуру, стре-

    мясь к своеобразной образности и выразительности. К.,

    в предельных случаях, вообще отказывается от создания

    произведения искусства и, соответственно, от любой им-

    манентной выразительности. Оказавшись в драматичной

    ситуации отчуждения языка, К. обращается с языком, вер-

    нее, с множественностью языков, как с «черным ящиком»,

    неорганической материей. В центре оказывается даже не

    «элементарное, как фундаментальное» (Вс.Некрасов),

    а пустой объект. Изображение убрано, осталась одна

    рамка. Вместо изображения - фикция, симулякр. Цен-

    тра нет. Художник манипулирует краями, рамкой. Изоб-

    ражение в «альбомах» Кабакова, текст в «каталогах»

    Л.Рубинштейна и «романах» Сорокина - симулякр,

    видимость изображения и текста. Это подчеркивается

    появлением в общем ряду собственно пустых объек-

    тов - белого листа в альбоме, не заполненной карточки

    в каталоге, чистых страниц в книге. У них одна приро-

    да - красноречивого молчания. Отчасти тут воспро-

    изводится механизм ритуала, в сакральном простран-

    стве которого все действия перекодируются. Только в роли

    сакрального означаемого в данном случае выступает

    тоже пустой объект. Серийная техника Кабакова, Рубин-

    штейна, Сорокина, Монастырского и группы «Коллек-

    тивные действия» - предел художественной редукции,

    квинтэссенция минимализма. Причем малые формы тут

    уже не годятся. Беря пустые объекты, голые структуры,

    Кабаков, Рубинштейн и Сорокин накапливают художе-

    ственный эффект по крупицам, «малыми воздействия-

    ми», чисто внешними перестановками, формальными,

    неструктурными вариациями. Для того чтобы молча-

    ние стало красноречивым, требуется довольно громоз-

    дкий инструментарий.

    В советской ситуации в окружающем языковом мно-

    гообразии, разумеется, преобладал язык коммунистичес-

    кой пропаганды и советской мифологии. Концептуальное

    искусство, работавшее с этим языком, получило название

    соцарга («социалистическое искусство»). Первые соцар-

    товские произведения появились в конце 1950-х благо-

    даря творчеству лианозовской группы (см. Конкретная

    поэзия). В живописи и графике - у Оскара Рабина, в по-

    эзии -у КХолина, Г.Сапгира, Вс.Некрасова. В 1970-е эту

    линию продолжил Пригов - уже в рамках общего кон-

    цептуалистского движения, получившего название «мос-

    ковской школы концептуализма».

    В 1980-е для нового поэтического поколения (после-

    днего советского) К. - уже почтенная традиция. Про-

    блема отчужденного языка, чужого слова по-прежнему

    в центре внимания. Цитатность становится непременным

    элементом лирического стиха (у т.наз. «иронистов» -

    А.Ерёменко, Е.Бунимовича, В.Коркия), а новые соцар-

    тисты - Т.Кибиров и М.Сухотин - порой доводят

    цитатность до центона (особенно Сухотин.) К. и сегод-

    ня оказывает заметное влияние на молодых поэтов и ху-

    дожников.

    Лит.: Гройс Б. Утопия и обмен. М., 1993; Рыклин М. Террорологи-

    ки. М., 1993; ЯнечекДж. Теория и практика концептуализма у Всеволо-

    да Некрасова // НЛО. 1994. № 5; Журавлёва A.M., Некрасов В Н. Пакет.

    М, 1996; Айзенберг М.Н. Взгляд на свободного художника. М., 1997;

    Рыклин М. Искусство как препятствие. М., 1997; Деготь Е. Террористи-

    ческий на^рализм. М., 1998; Кулаков В.Г. Поэзия как факт. М., 1999;

    Godfrey Т. Conceptual art (Art and ideas). L., 1998; Farver J. Global

    conceptualism: Points of origin 1950s-1980s. N. Y., 1999. В.Г.Кулаков

    Художественная условность - один из основополагающих принципов создания художественного произведения. Обозначает нетождественность художественного образа объекту изображения. Существует два типа художественной условности. Первичная художественная условность связана с самим материалом, которым пользуется данный вид искусства. Например, возможности слова ограничены; оно не даёт возможности увидеть цвет или ощутить запах, оно может только описать эти ощущения:

    Звенела музыка в саду

    Таким невыразимым горем,

    Свежо и остро пахли морем

    На блюде устрицы во льду.

    (А. А. Ахматова, «Вечером»)

    Такая художественная условность характерна для всех видов искусства; произведение не может быть создано без неё. В литературе особенность художественной условности зависит от литературного рода: внешняя выраженность действий в драме , описание чувств и переживаний в лирике , описание действия в эпосе . Первичная художественная условность связана с типизацией: изображая даже реального человека, автор стремится представить его действия и слова как типичные, и с этой целью изменяет некоторые свойства своего героя. Так, мемуары Г. В. Иванова «Петербургские зимы» вызвали много критических откликов самих героев; например, А. А. Ахматова возмущалась тем, что автор выдумал никогда не бывшие диалоги между ней и Н. С. Гумилёвым . Но Г. В. Иванов хотел не просто воспроизвести реальные события, а воссоздать их в художественной реальности, создать образ Ахматовой, образ Гумилёва. Задача литературы – создать типизированный образ реальности в её острых противоречиях и особенностях.

    Вторичная художественная условность характерна не для всех произведений. Она предполагает сознательное нарушение правдоподобия: отрезанный и живущий сам по себе нос майора Ковалёва в «Носе» Н. В. Гоголя , градоначальник с фаршированной головой в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина . Вторичная художественная условность создаётся гиперболы (невероятная сила героев народного эпоса, масштабы проклятия в «Страшной мести» Н. В. Гоголя), аллегории (Горе, Лихо в русских сказках). Вторичную художественную условность может создавать также нарушение первичной: обращение к зрителю в финальной сцене «Ревизора» Н. В. Гоголя, обращение к проницательному читателю в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?», вариативность повествования (рассматриваются несколько вариантов развития событий) в «Жизни и мнениях Тристрама Шенди, джентльмена» Л. Стерна , в рассказе Х. Л. Борхеса «Сад расходящихся тропок», нарушение причинно-следственных связей в рассказах Д. И. Хармса , пьесах Э. Ионеско . Вторичная художественная условность используется, чтобы привлечь внимание к реальному, заставить читателя задуматься над явлениями действительности.