Адаптация в технологии социальной работы. Технология социальной адаптации

В процессе изучения темы необходимо , во-первых, выяснить сущность понятия “социальная адаптация” ”, во-вторых, детально изучить вопрос о закономерностях, условиях, видах, структуре социальной адаптации. Дальше перейти к изучению форм и методов работы по урегулированию адаптационных процессов.

В процессе реабилитационной социально-педагогической деятельности специалист выполняет следующие функции:

Восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до наступления дезадаптации;

Компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления исправить те или иные качества личности путем включения его в общественно-полезную деятельность, значимую для подростка; активизации потребностей подростка в самосовершенствовании, самовоспитании на основе самоанализа своих поступков, выработки самокритичного отношения к себе, выбора некоего идеала для подражания, принятия системы определенных нравственных ценностей и критериев для оценки своего поведения;

Стимулирующую, направленную на активизацию положительной мотивации деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приемы - внушение, убеждение, пример и др.

Третье направление связано с подростками, экспериментирующими с психоактивными веществами. Чаще всего это подростки , имеющие низкую самооценку, низкую удовлетворенность своими поступками, повышенную потребность в социальном одобрении, высокую тревожность.

Основной метод работы - патронаж, основная форма работы - организация социально-психологического тренинга, направленного на формирование позитивной «Я-концепции».

Эффективная реализация данных реабилитационных программ возможна при соблюдении трех условий:

1) высокой мотивации всех участников программы: ребенка, родителей, социального педагога, специалистов;

2) психолого-педагогической компетентности специалистов и руководителей реабилитационного учреждения;

3) координации деятельности различных государственных служб: образования, здравоохранения, правоохранительных органов.

Существующие технологии работы с дезадаптированными детьми направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ от уголовного или административного преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, гомосексуализмом, проституцией и др.; в-четвертых, создание специальных служб социальной помощи: суицидологической, наркологической и др.

ЛЕКЦИЯ: Социальная адаптация как технология социальной работы

В процессе изучения темы крайне важно, во-первых, узнать сущность понятия “социальная адаптация” ”, во-вторых, детально изучить вопрос о закономерностях, условиях, видах, структуре социальной адаптации. Дальше перейти к изучению форм и методов работы по урегулированию адаптационных процессов.

Разнообразные социальные проблемы требуют от социального педагога предоставления помощи с целью достижения социальной адаптации детей, молодежи, отдельных личностей разного возраста͵ групп, социальных слоев населœения. Социальные педагоги и социальные работники должны регулировать механизмы взаимоотношений человека с внешней средой, социальными институтами (семьи, системы образования, средств массовой информации).

Термин “адаптация” происходит от лат. слова adaptatio – приспособление. Важным заданием адаптации является выживание человека через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды.

Выделяют четыре вида адаптации :

1) биологическую , которая характеризует процессы приспособления человека к природной среде. Большое теоретическое значение для исследования биологической адаптации имели положение Ч.Дарвина, И.М. Сеченова;

2) физиологичную – оптимальное приспособление человеческого организма к окружающему миру. Исследовали данный вид адаптации И.П. Павлов, А.А. Ухтомский;

3) психологическую – психическая организация, индивидуально-личностное приспособление;

4) социальную – приспособление к социальным отношениям, требованиям, нормам социального уклада. Социальная адаптация является важным механизмом социализации и представляет собой процесс, который по-разному влияет на личность, побуждает ее к выбору механизмов действия в определœенный жизненный период. Этот процесс может происходить на трех уровнях:

а) на уровне макросреды, что будет характеризовать адаптацию личности к социальному, экономическому, политическому, культурному, духовному развитию общества;

б) на мезоуровне – адаптация человека в социальной группе (семья, класс, производственный коллектив и т. п.);

в) на микроуровне – индивидуальная адаптация, стремление к гармоничным отношениям.

Поскольку человек входит в разнообразную систему социальных отношений (личностных, межличностных, интимных, производственных, деловых, профессиональных, экономических, религиозных), то и типы адаптации бывают разными: бытовая, экономическая, политическая, религиозная, научная, интимная и др.
Размещено на реф.рф
Любой вид адаптации требует от человека определœенных способностей, а в связи с этим зависит от ее индивидуально-личностных свойств; от тех, кто организует социальную, социально-педагогическую, социально-психологическую службу.

Адаптация социальная - ϶ᴛᴏ процесс и результат приспособления человека, группы к среде, которая изменяется, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий.

Адаптация происходит на всœех уровнях социальной жизни людей, становится универсальным средством преодоления жизненных кризисов, обеспечивает подготовку человека ко всœему новому, что происходит в его жизни, является средством гармонизации социальных отношений.

Л.Д. Столяренко отмечает, что “Социальная адаптация является целœеустремленным взаимодействием элементов сознания и поведения социального субъекта и ценностей системы внешней для него среды с целью установления между ними соответствия и преодоления противоречивых взаимоотношений”.

Главной целью адаптации является преодоление дисфункций социальной системы и гармонизация взаимосвязей субъекта со средой. В современных социально-экономических условиях успешной гармонизации людей мешает несогласованность между “культурными” и социальными структурами, что ведет к поиску девиантных способов удовлетворения потребностей, отхода от законных общественных способов удовлетворения потребностей и до псевдоадаптации. Девиантные формы поведения “лучше” (как не парадоксально) обеспечивают жизнедеятельность людей, чем законные, хотя они имеют негативное значение для общества (рекет, кражи, убийство с целью обогащения и др.).

Л.Д. Столяренко также попробовал объяснить механизм формирования социальной адаптации по двум основам: личностно-субъективной и внешне-объективной.

(С+) – микросреда с позитивной направленностью, (С-) – микросреда с негативной направленностью; личность: (О+) – с позитивной направленностью, (О-) – с негативной направленностью (антиобщественной, негативными взглядами и др.).

1. Успешная социальная адаптация – первый этап адаптации – (А+) – возможна при условиях взаимодействия позитивной личности и позитивной среды

(А+) = [(С+) ´ (О+)]

2. Второй тип механизма адаптации характеризуется несовпадением ожиданий – требований микрогруппы, коллектива и качеств личности. Возможные два варианта:

а) первый вариант с неустойчивой позитивной направленностью:

(А+) = [(С+) ´ (О-)]

в таком случае личность с антиобщественной направленностью имеет возможность усвоить правовые установки, перевести их в свои особенные качества, целые, поступки;

б) второй вариант – вход позитивной личности в среду с негативной моральной и правовой ориентацией, что характеризуется неустойчивой негативной направленностью:

(А-) = [(С-) ´ (О+)]

в данном случае макросреда формирует черты личности, которые не отвечают интересам общества, в результате взаимодействия, может произойти передача негативных образцов поведения, что в дальнейшем реализуется в противоправном поведении.

3. Третий тип механизма адаптации осуществляется тогда, когда отсутствуют позитивные социальные связи, которые закрепляют негативную направленность личности, то есть когда человек остается в антисоциальной, преступной среде:

(А-) = [(С-) ´ (О-)]

Приспособление личности к негативной криминальной среде принято называть “псевдоадаптацией”.

Эффективность адаптации обусловлена конечным результатом, который определяется показателями достижений субъекта͵ удовлетворением его в той или другой сфере деятельности.

С целью улучшения адаптации детей-сирот, детей, которые лишены родительской опеки, воспитанников интернатов, детских домов, создаются специальные программы, которые направлены на формирование у детей, подростков, юношей самостоятельности, контроля своего поведения, самообслуживание, ведение домашнего хозяйства, умение пользоваться деньгами, психологической готовности к профессиональной деятельности, к семейной жизни.

Не менее важные задачи встают перед социальным педагогом в работе с детьми и молодежью – инвалидами. Свою деятельность по социальной адаптации социальный педагог должен планировать с учетом усиления медицинской, бытовой, психологической, педагогической помощи. Важными формами социальной адаптации таких лиц является создание среды позитивного общения во время обучения, отдыха. Рекомендуются как индивидуальные, так и групповые формы работы. Следует заметить, что работа социального педагога в данном направлении нуждается в особенном внимании, она не может ограничиваться отдельными “актами заботы”, как праздники, конкурсы, благотворительные акции. Такая работа должна стать целœеустремленной, систематической, комплексной.

Дезадаптация - ϶ᴛᴏ несостоятельность индивида приспособиться к условиям и требованиям социального окружения.

Психологическая сущность социальной дезадаптации детей и подростков должна быть понятной лишь с установлением факторов, причин, которые ей способствовали:

1) семейный фактор, пьянство родителœей, безнадзорность детей, жестокость, отсутствие заинтересованности относительно детских проблем;

2) церебральная недостаточность, легкие дисфункции мозга: быстрая утомляемость, раздражительность, неспособность к длительным нагрузкам, ограниченность внимательности, имела количество хороших оценок – факторы, которые ведут к фрустрации, дискомфорта.

Приведем схематические категории дезадаптированных детей:

1. Трудновоспитуемые дети (причинами дезадаптации является сложности темперамента͵ легкие дисфункции мозга, нарушение внимания, недостаточное умственное развитие, особенности психолого-педагогической ситуации развития и воспитания).

2. Нервные дети, неспособные самостоятельно справиться с тяжелыми переживаниями, связанными с системой их отношений (родители, взрослые).

3. Трудные подростки , которые не умеют решать свои проблемы социально приемлемым образом.

4. Фрустрированные подростки – им свойственные стойкость формы саморазрушительного поведения опасного для их здоровья (алкоголизм, наркотики); духовного развития, факта существования (сексуальные отношения, домашние кражи), склонность к суициду, отсутствие смысла жизни.

5. Подростки-деликвенты , постоянно балансирующие границы позволенного и противоправного.

В науке определœены такие формы дезадаптации: запущенность, деприват, фрустрация, внутренний конфликт.

ЛЕКЦИЯ: Социальная адаптация как технология социальной работы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ЛЕКЦИЯ: Социальная адаптация как технология социальной работы" 2017, 2018.

Социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психологопедагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Это обусловлено тем, что любой участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связан со столкновением различных точек зрения и различных интересов, несовпадением мнений и позиций, стремлением к достижению различных целей и т.п. Это с неизбежностью приводит к конфликтным ситуациям и к удовлетворению интересов одних социальных субъектов за счёт ущемления интересов других. В свою очередь, такие ситуации ведут к тому, что человек или группа, интересы которых на данный момент времени не удовлетворяются, стремятся изменить сложившиеся обстоятельства в свою пользу. При этом, не всегда выбор средств для достижения поставленной цели, соответствует принятым социальным нормам. Кроме того, состояние ущемлённости и невозможности добиться желаемого может привести к серьёзным нарушениям во внутреннем мире человека, деформации присущей ему системы ценностей, снижению самооценки и т.п., что, так же, негативно сказывается на процессе его социального функционирования. Правильно организованная, грамотно и своевременно осуществлённая работа социально профилактического содержания помогает избежать возникновения этих и им подобных ситуаций. Приведённое выше определение понятия «социальная профилактика» позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:

Выявление причин и условий, способствующих возникновению какойлибо проблемы или комплекса проблем;

Уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы

Предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;

Сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;

Содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей

Даже поверхностный анализ перечисленных целей позволяет сделать вывод о том, что в социальнопрофилактических мероприятиях при определённых условиях может нуждаться любой человек, любые социальная группа, организации или коллективы, независимо от степени их социального благополучия на данный момент. Это обусловлено рядом характеристик и свойств, объективно присущих обществу как целостной системе, среди которых:

Вопервых иерархический принцип построения его внутренней структуры, когда интересы и возможности ряда социальных слоёв и групп, коллективов и организаций «подчинены» интересам других, что приводит к возникновению чувства неудовлетворённости своим социальным, имущественным и другим положением и стремлению его изменить.

Вовторых постоянное присутствие в обществе и системе его жизнедеятельности таких феноменов как социальная аномия и социальная депривация, приводящих к тому, что целый ряд социальных субъектов сталкивается с ситуацией, при которой существует постоянное расхождение между имеющимися потребностями и наличием легитимных средств и способов их удовлетворения. Это приводит к тому, что в обществе обостряется ощущение социальной несправедливости, и ряд социальных субъектов вынужден прибегнуть к социально неприемлемым способам достижения собственных целей.

Втретьих объективный закон постоянного возвышения потребностей, обуславливающий более высокие темпы роста человеческих потребностей по сравнению с другими характеристиками общества, в первую очередь, с его возможностями эти потребности удовлетворять.

Характер и содержание социально профилактической работы с конкретным социальным субъектом определяется его собственными характеристиками, потребностями и возможностями. Чаще всего, и в первую очередь во внимание принимаются такие его характеристики как физический и психологический статусы, материальное положение, социальный статус, уровень образования, система потребностей и целей и т.п. Различия в этих характеристиках позволяют более точно определить возможные и первостепенные объекты социальной профилактики.

Прежде всего, отметим, что в качестве объектов социальной профилактики могут выступать как социальные группы и объединения, так и социальные проблемы. Рассмотрим эти объекты социальной профилактики более подробно.В качестве первоочередных объектов социальной профилактики выступают следующие социальные группы и объединения:

1.Лица с физическими и психическими отклонениями и нарушениями (инвалиды, люди тяжело или хронически больные, люди, получившие серьёзные ранения или травмы).

2.Некоторые возрастные группы (дети, подростки, престарелые).

3.Группы «социального риска», т.е. люди, чьё социальное и имущественное положение по тем или иным критериям и причинам не имеет стабильности и которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, личностной целостности, морального облика, биологической гибели.

4.Лица социально неустроенные (бездомные, безработные, беженцы).

5.Лица, находящиеся по тем или иным причинам в зависимости от государства (пациенты больничных стационаров, домовинтернатов, приютов, детских домов и заключённые).

6.Вновь формирующиеся социальные группы (предприниматели и фермеры).

Несмотря на то, что при работе с данными социальными группами могут и должны быть достигнуты те цели социальной профилактики, о которых говорилось выше, в каждом конкретном случае предполагается постановка и достижение собственных целей, обусловленных особенностями конкретного объекта деятельности. Так, при работе с лицами, находящимися в зависимости от государства одной из важнейших социальнопрофилактических целей является предотвращение и пресечение возможных нарушений прав этих людей со стороны персонала соответствующих учреждений, государственных органов и чиновников. Работа с теми социальными группами, которые можно рассматривать как сравнительно новые (фермеры и предприниматели) предполагает достижение такой цели, как формирование у них системы гуманистических и альтруистических ценностей.

Что касается социальных проблем, которые могут рассматриваться в качестве возможных целей социальной профилактики, то, прежде всего, надо указать на следующие:

1.Удовлетворение потребностей социально ущемлённых слоёв населения.

2.Жизнедеятельность семей и групп «социального риска».

Помимо вышеперечисленных, многие другие проблемы социальной жизни могут рассматриваться, приопределённых условиях, как возможные объекты социальной профилактики – экологическое благопол учие региона, состояние рынка труда, демографические и т.д.

Технология социальной адаптации.

Соц адаптация – адаптивные процессы в соц раб и методика их регулирования

Адаптация – приспособление, впервые термин применен в медицине в 1860 году

В широком смысле адаптация – взаимодействие человека с институтами (их подчинение человеку)

В узком: приспособление человека к чему либо (к политике, экономики, экологии)

Процесс адаптации имеет две стороны:

1. объективная – не зависит от воли и сознания человека; человек в процессе своей жизни приобретает различные соц свойства

2. субъективная – приобретение соц свойств в зависимости от его соц статуса, психологического и физического здоровья.

Процесс соц адаптации – процесс освоения относительно стабильных условий соц среды, решения повторяющихся типичных проблем путем использования принятым способом соц пояснения, действий.

Влияет на процесс адаптации (механизм соц адаптации)

1. ОТ ОБЪЕКТА (клиента)

Соц положение и активность

Здоровье (психологическое и физическое)

Умения и навыки работы

Желание и возможности

Коммуникабельность

Если этих качеств у объекта нет то он уходит в себя. Теряет статус, становится маргиналом

2. ОТ СУБЪЕКТА (то что работает на клиента)

Соц институты (семья, трудовые, студенческие коллективы)

Морально психологический климат общества

Экология

Соц эконом положение в обществе

СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Военные конфликты

Безработица, бездомность

Миграция населения

3. ДЛЯ ДЕТЕЙ

Отсутствие получения качественного образования (плата)

Отсутствие качественного здравоохранения

Отсутствие проведения качественного досуга, спорт

Адаптация проявляется:

1. Через смену ориентации человека

2. Через соц деятельность, общение и самосознание

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ведущий специфический механизм в организации адаптации человека в единстве его составляющих сторон:

Общение

Все это позволяет осуществить полную включенность в соц среду.

Механизм адаптации в соц деятельность включает:

1. нужды индивида (осознание потребностей, которые являются мотивами принятия решения и побуждают к действию и соц адаптации). В зависимости от достигнутых результатов механизм может повторяться, но на другом качественном уровне

Проблемы соц работника: в случае неудачи найти слабую, недостаточно эффективную сторону механизма, внести коррекцию.

Ввести человека в новый коллектив

Для эмигрантов: ввести их в жизнь, традиции, обычаи данной местности.

Социальное общение – механизм соц адаптации, направленный на расширяющий круг усвоения соц деятельности, при контакте с другими индивидами или соц группами.

На адаптацию влияет – пол, возраст, соц статус личности и тд.

Это не только вид деятельности и потребность, но и взаимодействие соц работника с клиентом, которое необходимо расширять в системе соц практики. Самый главные механизм в соц практике – самосознание личности – механизм адаптации самой личности. При этом осущ формулирование и осмысление своей соц принадлежности и принятие решений. Самосознание личности следует понимать как единый процесс общения и самосознания, соц деятельности индивида.


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в настоящее время для Российской Федерации характерно большое число неполных семей. Эта же ситуация прослеживается и в Амурской области, поскольку по показателю разводов она занимает одно из ведущих мест в стране. А разводы являются основной причиной появления монородительских семей. В результате этого возникают новые условия, к которым членам неполных семей придется приспосабливаться. Поэтому основная задача, стоящая перед специалистом при работе с неполной семьей, - ее адаптация к новым условиям.

Данная проблема до сих пор остается малоизученной. Сложно выделить, какие именно особенности характеризуют непосредственно социальную адаптацию неполных семей. В источниках это направление упоминается очень кратко и неопределенно. Наиболее полные сведения о социальной адаптации монородительских семей содержатся в отдельных статьях и локальных программах (программа «Школа отцовства», реализуемая ГБУ АО «Благовещенский КЦСО «Доброта). Сущность проблем подобных семей раскрыта О.Г. Калиной и А.Б. Холмогоровой («Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков»), И.Ф. Дементьевой («Негативные факторы воспитания детей в неполной семье»).

Научная новизна курсовой работы заключается в определении специфики реализации технологии социальной адаптации в отношении неполных семей, выделении в отдельную группу социальных проблем монородительских семей и анализе ее проведения на примере конкретного социального учреждения.

Практическая значимость данной курсовойработы заключается в возможности ее применения для изучения содержания технологии социальной адаптации монородительских семей, а также для выявления моментов в ходе ее реализации в социальной службе, нуждающихся в улучшении.

Объект курсовой работы - неполные семьи.

Предмет - социальная адаптация неполных семей в государственных бюджетных учреждениях города Благовещенска.

Цель курсовой работы - изучение социальной адаптации неполных семей в государственных бюджетных учреждениях города Благовещенска.

Задачи курсовой работы:

1) Изучить социальную адаптацию как технологию социальной работы;

2) Определить общие основания и принципы социальной адаптации неполных семей;

3) Охарактеризовать структурно-функциональную характеристику ГБУ АО «Благовещенский комплексный центр социального обслуживания «Доброта»;

4) Провести анализ социальной адаптации неполных семей в ГБУ АО «Благовещенский КЦСО «Доброта».

Методы курсовой работы: обобщение, систематизация, анализ литературы, анализ документов, опрос экспертов, интервьюирование.

1. Социальная адаптация неполных семей: теор е тико-методологические аспекты

1.1 Социальная адаптация как технология социальной работы

Социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными социальными учреждениями социального обслуживания и отдельными социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективной реализации задач социальной защиты населения. Основное отличие технологий социальной работы от других социальных технологий - направленность на человека (т.е. на клиента социальной работы - отдельного индивида или группу). Одна из самых востребованных технологий социальной работы - социальная адаптация.

Понятие «социальная адаптация» используется в науке достаточно широко. В самом общем виде понятие «социальная адаптация » можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Понятие «адаптация» нередко отождествляют с понятием «адаптационный процесс », под которым понимают процесс жизнедеятельности, связанный с необходимостью «вживания» в новые системы социальных отношений, ценностей, интересов. Адаптационный процесс обусловлен динамическим характером социальной жизнедеятельности, приводящим к постоянным изменениям среды. Отличительная характеристика - его взаимонаправленность. С одной стороны, объект приспосабливается к социальной среде, с другой - социальная среда к объекту.

Особое внимание при характеристике социальной адаптации надо уделить понятию «социализация». Оба понятия характеризуют усвоение чего-либо нового и приспособление к каким-либо изменениям. Но социализация - длительный, постепенный процесс, осуществляемый на протяжении всей жизни человека. А адаптация - кратковременный и интенсивный процесс, скорость которого позволяет быстрее или медленнее нормализовать социальное функционирование.

Процесс социальной адаптации представляет собой единство следующих стадий:

1) Адаптационный шок , под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванное резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой. Эта стадия является наиболее тяжелой, ей сопутствуют фрустрация, парализующий страх ил чрезмерная физическая активность. В ряде случаев, адаптационный шок может стать основой для разрушения человеческой личности или даже ее физической гибели.

2) Мобилизация адаптационных ресурсов . На данном этапе наступает глубокое осмысление ситуации и концентрация усилий на сознательном поиске оптимального выхода из нее. Эта стадия предполагает активизацию адаптационного потенциала субъекта. Под ним понимается совокупность свойств и ресурсов, которые имеются у человека или группы в скрытом виде, и активизируется и актуализируется в процессе социальной адаптации.

3) Ответ на «вызов среды» - завершающая стадия социальной адаптации. Ее содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учетом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации.

Последовательная смена основных этапов социальной адаптации предполагает использование на каждом из них различных механизмов, каждый из которых отличается своеобразием и адаптивными возможностями, появляющимися у человека или группы и решающих с их помощью проблему адаптации кновым условиям своей жизнедеятельности.

Технология социальной адаптации осуществляется с помощью разных механизмов. Можно выделить следующие механизмы:

1) Психические механизмы , направленные на формирование и развитие психики субъекта, воздействие на нее различных факторов социальной среды. В эту группу можно отнести, например, психологическую защиту. психологическую травму, психологическое внушение, убеждение.

2) Социально-психологические механизмы . Они предназначены для приспособления индивида к среде через ее освоение различными способами. Сюда включаются, во-первых, когнитивные механизмы - т.е. приспособление к среде через ее исследование, изучение и познание (механизм воображения, мышления, познавательной деятельности). Во-вторых, эмоциональные механизмы - приспособление субъекта к среде через те эмоциональные состояния, которые она вызывает (страх, беспокойство, тревога, покой). В-третьих, поведенческие механизмы - выбор и реализация субъектом в новой для него ситуации определенной модели поведения и деятельности.

3) Социальные механизмы - это наиболее значительные элементы такой группы феноменов. К ним относится, прежде всего, механизм социальной деятельности. Его можно рассматривать как универсальный механизм социальной адаптации. Именно в процессе социальной деятельности осуществляется собственно включение субъекта в новую систему социальных отношений, норм и ценностей. В рамках социальной деятельности субъект приобретает новые социальные статусы и роли, позволяющие ему войти в новую социальную среду.

Также механизмом этой группы является механизм социального общения. Он позволяет субъекту совершенствовать имеющиеся у субъекта навыки общения и приобретать новые, расширять социальную среду собственной жизнедеятельности и усваивать новые социальные нормы и ценности.

Внешней формой адаптационных процессов, позволяющей делать выводы о том, насколько успешно они протекают в каждом конкретном случае, является адаптационное поведение. Оно представляет собой процесс взаимодействия субъекта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требования и ожидания и реализуются определенные механизмы социальной адаптации.

Сталкиваясь с необходимостью решать задачи социальной адаптации, субъект может выбрать различные формы адаптационного поведения. Существуют следующие основные его формы:

1) Конформизм - подчинение субъекта среде, когда он полностью выполняет новые требования, предъявляемые к нему;

2) Инновация - обновление субъектом среды, когда ее освоение осуществляется субъектом через определенные изменения ее отдельных сторон, свойств и характеристик;

3) Ритуализм - адаптация субъекта происходит через внешнее следование требованиям, предъявляемым к нему. При этом, собственные внутренние мотивы и цели субъекта могут и не совпадать с аналогичными характеристиками его нового социального окружения;

4) Ретритизм - «уход» от среды, самоизоляция субъекта. Эта форма поведения избирается при недостаточности его собственных социальных и личностных ресурсов для преодоления стадии адаптационного шока или когда собственные цели и интересы субъекта принципиально не совпадают и не могут совпасть с аналогичными характеристиками среды;

5) Радикализм - субъект стремится полностью преобразовать среду в соответствии со своими представлениями о ней, причем, любыми способами.

Таким образом, деятельность субъекта в процессе социальной адаптации может быть адаптивной (он сам стремится приспособиться к среде) и адаптирующей (он стремится к самостоятельному изменению среды в соответствии со своими целями, задачами и потребностями). Наиболее эффективный результат социальной адаптации может быть достигнут в случае сочетания в поведения субъекта адаптивного и адаптирующего аспектов.

Виды социальной адаптации классифицируют по нескольким основаниям. Так, в зависимости от готовности субъекта к изменениям выделяют два вида:

1) Добровольная адаптация - это ситуация, при которой новые условия жизнедеятельности, предлагаемые субъекту средой, не противоречат его системе ценностных ориентаций, убеждений и идеалов и открывает перед субъектом новые возможности и перспективы, поэтому принимается без сопротивления.

2) Вынужденная адаптация - это ситуация, противоположная предыдущей. В данном случае характеристики и свойства новой для субъекта среды жизнедеятельности не соответствуют и противоречат его ценностно-нормативным установкам. Но при этом, субъект не может не принять эти новые характеристики.

В основе следующей классификации лежит новизна ситуации. И по этому основанию адаптация делится на первичную и вторичную (например, смена работы).

В зависимости от статуса субъекта социальная адаптация бывает:

1) Функциональной, т.е. субъект приспосабливается к новой социальной среде через освоение и выполнение новых социальных функций (например, через освоение функциональных обязанностей учащегося);

2) Организационную, связанную с освоением и приспособлением субъекта к новым организационным структурам, к новой системе социальной или внутригрупповой стратификации (например, на новой работе);

3) Ситуативную, представляющую собой внешнее приспособление субъекта к новым условиям существования и жизнедеятельности (субъект начинает приспосабливаться к среде через выполнение некоторых ее требований, норм и правил).

Также можно различать виды адаптации по сферам: в политической, бытовой и других.

Таким образом, социальная адаптация - достаточно обширное понятие. Как технология социальной работы, социальная адаптация представляет собой систему мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности.

Рассмотрение социальной адаптации как технологии указывает на определенную последовательность действий, выстраивающую в один ряд цель, средства и результат. Поэтому социальную адаптацию можно представить в виде определенного алгоритма. Алгоритм - это программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности действий получить результат с определенными исходными данными. Применительно к социальной работе - это последовательность воздействий, направленных на преобразование клиента социальной работы и его перевод в искомое состояние.

Таким образом, алгоритм социальной адаптации как технологии социальной работы включает следующие последовательно реализуемые этапы:

1) Диагностический - на нем определяются причины и продолжительность необходимого воздействия на клиента;

2) Формирующий - социальный работник определяет степень готовности клиента к возможным изменениям своей жизнедеятельности;

3) Обучающий - специалист объясняет и обучает клиентам таким формам обучения, которые будут способствовать нормализации его социального функционирования;

4) Реализующий - клиент начинает реализовывать новые формы поведения либо корректирует старые. Этот процесс может проходить либо под контролем специалиста (когда клиенту указывают конкретное направление изменений), либо при сопровождении (т.е. создание наиболее оптимальных условий для самостоятельной реализации клиентом новых форм поведения или коррекции старых);

5) Итоговый - социальный работник производит оценку результатов с учетом целей и задач адаптационного воздействия.

Очевидно, что при применении данной технологии специалист следует определенным принципам. И в первую очередь - принципу опоры на собственные силы. Это особенно актуально на реализующем этапе алгоритма социальной адаптации. Поэтому социальный работник старается не контролировать, а сопровождать клиента при реализации новых форм поведения или коррекции старых. Важно развивать самостоятельность у клиентов социальной работы и активизировать их адаптационный потенциал.

2.2 Общие основания и принципы социальной адаптации неполных семей

Монородительские семьи возникают по ряду причин. И всегда их возникновение сопровождается рядом изменений в экономическом положении, социальном статусе их членов, во внутрисемейных взаимоотношениях. Новые, не всегда возникающие по добровольному решению членов неполных семей условия существования часто способствуют появлению адаптационного шока. Взаимодействие с внешней средой отдельных членов и всей семьи в целом нарушается. Поэтому из всех проблем, стоящих перед монородительской семьей, для специалиста по социальной работе наиболее важной является проблема ее адаптации к непривычным условиям существования . Важно учитывать тот аспект, что умение родителей приспособиться к новой ситуации оказывает решающее влияние на адаптацию детей. И наоборот, чем больше беспокойства испытывают родители, тем серьезнее нарушено душевное равновесие их детей.

В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус семьи, то есть ее состояние в определенный период времени в определенной сфере жизнедеятельности.

Компонентами социальной адаптации неполной семьи являются:

1) Материальное положение - для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности, необходимы такие критерии как: уровень доходов, жилищные условия, предметное окружение. В случае трансформации полной семьи в монородительскую их показатели неизбежно меняются;

2) Психологический климат в семье - более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к окружающим событиям;

3) Социокультурная адаптация - система взаимосвязанных и взаимоприспособленных ценностных компонентов: культурных ценностей, норм и традиций общества, с одной стороны, и ценностных ориентаций, жизненных представлений и установок индивида, с другой. Результат взаимодействия этих компонентов зависит от восприятия и ценностного отношения субъекта к адаптационной ситуации; осознания адаптационной потребности, выраженной в стремлении индивида привести свои ценностные ориентации, представления и поведение в соответствие с изменившимися условиями социокультурной среды в тот или иной момент адаптации. Как субъекта неполную семью характеризует определенная степень отличий от социокультурных стандартов, избирательное выполнение социальных и семейных функций на основе ценностных ориентаций её членов и активная роль в процессе социокультурных изменений;

4) Ситуационно-ролевая адаптация - связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, активности семьи в решении проблем ребенка ее ситуационно-ролевой статус высокий. Если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах-то средний. В случае игнорирования проблем ребенка или негативного отношения к нему, ситуационно-ролевой статус низкий.

Неполная семья и дети, воспитывающиеся в ней, имеют свои специфические особенности и требуют учета всех их характеристик при работе с ними. Проблемы отдельных членов семьи всегда являются общей проблемой для семьи как целого, поэтому технология социальной адаптации монородительской семьи подразумевает проведение адаптационных мероприятий по отношению к семье и отдельным ее членам. Однако, алгоритм технологии социальной адаптации универсален и применяется в одинаковой последовательности как при работе с неполной семьей, так и при работе с другими категориями.

Специалист по социальной работе при использовании в работе с монородительской семьей технологии социальной адаптации должен помнить о трех составляющих понятия адаптации, которые находятся в определенной иерархии по отношению друг к другу. Первая и основополагающая составляющая - это адаптационное сознание . Оно понимается как система ценностных ориентаций, целей, представлений и установок, определяющих отношение к социокультурным условиям и их изменениям.

Вторая составляющая - это адаптационное общение , рассматривающееся как система коммуникационного взаимодействия, направленного на поиск и использование средовых ресурсов социальной сети для разрешения актуальных семейных и личностных потребностей членов неполной семьи.

И третья составляющая понятия «адаптация» - адаптационное повед е ние и деятельность . Это объективная и субъективная стороны социальной активности в инновационных условиях монородительской семьи, реализующиеся на основании потребностей членов такой семьи в самореализации.

Специалист в процессе работы с неполной семьей должен воздействовать на все эти три составляющие. При этом главным образом внимание акцентируется на адаптационном сознании членов неполной семьи. Зачастую необходимо трансформировать только его для разрешения проблемы.

Технология социальной адаптации монородительских семей может реализовываться в следующих формах: проведение лекций на тему воспитания детей, бесед про здоровый образ жизни, семейных праздников, круглые столы, досуговые программы родителей. Также для совместного времяпрепровождения родителей и детей можно устраивать так называемые семейные субботы. Реализуется сразу несколько форм, так как характер социальной адаптации неполной семьи должен носить комплексный характер. Необходимо воздействие сразу на все сферы жизнедеятельности членов такой семьи, поскольку в подобных семьях почти все функции, присущие традиционной семье, могут искажаться и трансформироваться в дисфункции.

Социальная адаптация как технология социальной работы с монородительскими семьями может осуществляться во многих социальных учреждениях. Это и центры социального обслуживания населения (как комплексные, так и специализированные), и учреждения системы социальной защиты населения, и учреждения воспитания и образования, и различные благотворительные организации, и медицинские учреждения. Целесообразно использовать эту технологию сразу во всех перечисленных учреждениях, поскольку в нашей стране почти нет специализированных центров, реализующих технологию социальной адаптации в отношении неполных семей. Хотя с каждым годом количество таких семей растет. Разумеется, эта технология может не касаться тех, кто добровольно пошел на создание неполной семьи, т.е. женщин, сознательно родивших ребенка вне брака. Сознательность такого выбора указывает на то, что морально, психологически и материально они уже заранее адаптировались к новому статусу одиноких матерей и не нуждаются в помощи специалистов по социальной работе. Но в остальных случаях (развод, гибель одного из супругов) важно как можно быстрее помочь адаптироваться членам монородительских семей к новым условиям жизнедеятельности.

Кроме того, при осуществлении социальной адаптации взрослых членов неполной семьи надо учитывать гендерную специфику их проблем. Мужчины и женщины по-разному оценивают свой статус одиноких родителей. Первые стараются не рассказывать о своих проблемах. От этого проблемы постепенно перерастают в хронические. И тогда уже специалисту труднее помочь адаптироваться такой семье.

Среди неполных семей рационально выделять материнские и отцовские, поскольку технология социальной адаптации этих двух групп семей носит несколько разный характер. Одиноких матерей следует адаптировать к новому материальному положению. Возможно и направление на переобучение этих женщин. Также специалист помогает определиться со стилем воспитания детей в сложившейся ситуации отсутствия отцовской составляющей воспитания. Кроме того, необходимо создать такие условия, чтобы ребенок не ощущал дефицит внимания по отношению к себе. Важно также исключить опасность формирования неверной полоролевой ориентации у ребенка.

Женщины легче делятся своими переживаниями. Поэтому своевременная помощь им оказывается чаще, чем мужчинам. Также сам процесс адаптации к новым условиям у них протекает быстрее. В то время как ставшие одинокими отцы первое время могут не ощущать всей тяжести сложившейся ситуации, в дальнейшем нежелание объективно оценивать реальность усугубляет ситуацию.

У отцов-одиночек существуют специфические проблемы. Поэтому и технология социальной адаптации должна строиться по другому сценарию. Такие мужчины чаще имеют более высокий заработок, чем одинокие матери, и им уже не требуется материальная адаптация. Но при этом одинокие отцы имеют меньше представлений о воспитании детей. Они стараются проявлять больше строгости и поменьше ласки. Из-за этого ребенок может чувствовать себя ущербным. Поэтому одна из сторон социальной адаптации в этом случае - помощь в овладении педагогическими навыками отцами.

Несмотря на специфический характер проблем материнских и отцовских неполных семей, социальная адаптация как технология социальной работы базируется на следующих принципах, являющихся общими для всех категорий монородительских семей:

1) Системности (в систему социальной адаптации включены разные виды адаптационных процессов: бытовая адаптация, психологическая, экономическая и другие ее виды);

2) Создание оптимального психологического климата учреждения, осуществляющего социальную адаптацию членов монородительской семьи. В службах развиваются отношения общей заботы друг о друге, строящиеся на взаимном уважении, требовательности, ответственности, социальном признании. ;

3) Последовательность процесса социальной адаптации (Басов, 206 с.);

4) Обучения (подготовка к социальной адаптации достигается в процессе обучения определенному поведению и освоения социальных ролей в деятельности, организуемой специалистами);

5) Повышение социальной активности;

6) Малая численность клиентов при групповой работе (от 5 до 10 человек).

Таким образом, технология социальной адаптации неполной семьи включает в себя широкий спектр мероприятий: помощь в трудоустройстве и самореализации в различных сферах жизнедеятельности, формирование совместного досуга родителей и детей, развитие у взрослых членов семьи педагогических знаний, преодоление комплексов из-за нового социального статуса. И это комплексное воздействие специалисту по социальной работе проще и эффективнее оказывать в содействии с работниками вневедомственных учреждений: образования, здравоохранения и другими специалистами.

2 . Социальная адаптация неполных семей в ГБУ АО «Благовещенский комплексный центр социального о б служивания «Доброта»

2.1 ГБУ АО «Благовещенский комплексный центр социального о б служивания «Доброта»: структурно-функциональная характеристика

Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Благовещенский комплексный центр социального обслуживания «Доброта» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, постановлением администрации г. Благовещенска №1953 «Об образовании Городского Центра социального обслуживания населения при Управлении социальной защиты населения администрации г. Благовещенска» как муниципальное учреждение «Центр социального облуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. На данный момент времени полное официальное название учреждения - Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Благовещенский комплексный центр социального обслуживания «Доброта». Данное учреждение находится в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) Министерства социальной защиты населения Амурской области, который осуществляет функции и полномочия его учредителя.

Учреждение признается некоммерческой организацией, созданной для оказания на территории г. Благовещенск и Благовещенского района семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

Согласно уставу, данное учреждение осуществляет следующие основные функции:

1) Мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия граждан на территории обслуживания;

2) Выявление и дифференцированный учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых форм помощи и периодичности ее предоставления, конкретных видов услуг;

3) Внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости населения в социальной поддержке и местных социально-экономических условий;

4) Оказание гражданам социальных, социально-педагогических, психологических, социально-медицинских и иных видов услуг при условии соблюдения принципов адресности и преемственности помощи;

5) Социальный патронаж семей, детей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

6) Участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

7) Социальную реабилитацию детей-инвалидов;

8) Оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие;

9) Привлечение государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений, общественных организаций и объединений к решению вопросов оказания социальной поддержки населению и координацию их деятельности в этом направлении;

10) Проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников учреждения;

11) Проведение оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

12) Комиссионное обследование материально-бытовых условий проживания граждан;

13) Направление граждан, достигших пенсионного возраста, нуждающихся в оздоровлении, в соответствующие стационарные учреждения социального обслуживания;

14) Сбор и подготовка документов для оформления граждан в специализированные дома для одиноких престарелых, учреждения социального обслуживания, центр социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий;

15) Ведение базы данных неблагополучных семей;

16) Выдача направлений в специализированные учреждения для несовершеннолетних.

Данный центр социального обслуживания возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором Амурской области. Структура учреждения представлена следующим образом: директор Центра, два заместителя директора и одиннадцать отделений. [ПриложениеA] Каждое из отделений имеет свои специфические характеристики:

1) Организационно- методическоеотделение-создано для осуществления и проведения социального мониторинга, анализа и прогнозирования социальных процессов, составления «социального паспорта», выработки предложений по совершенствованию системы социальной защиты населения, изучения эффективности деятельности отделений Центра и внесения предложений по повышению ее качества. Также в функции данного отделения входят обобщение и внедрение передовых видов и форм социального обслуживания населения, разработка и распространение методических и информационных материалов по актуальным вопросам социальной защиты населения, решение вопросов повышения квалификации сотрудников Центра, информирование населения, в том числе через средства массовой информации о деятельности Центра.

2) Консультативное отделение-было создано в целях защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов, содействия в оформлении справки на получение социальной стипендии студентам и аспирантам очной, бюджетной формы обучения. В состав консультативного отделения входит девять социально-консультативных пунктов, восемь из которых расположены в отдаленных районах города Благовещенска. Специалисты консультативного отделения проводят различные мероприятия и акции для граждан, проживающих на территории пункта, оказывают содействие в постановке малообеспеченных семей на учет в учреждения социальной защиты и многое другое.

3) Отделение психолого-педагогической помощи семье и детям - создано с целью повышения психологической устойчивости и формирования психологической культуры граждан (в первую очередь межличностного, семейного и родительского общения), помощи гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, содействия гражданам в преодолении конфликтных ситуаций и иных нарушений супружеских и семейных взаимоотношений, помощи гражданам, испытывающим трудности в воспитании детей. К задачам этого отделения также относятся: ознакомление с особенностями психологии детского возраста, предотвращение возможного эмоционального и психического кризиса у граждан, психологическая адаптация граждан к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.

4) Отделение профилактики безнадзорности детей и подростков - создано с целью социального патроната дезадаптированных детей и подростков, склонных к асоциальным поступкам и противоречивому поведению, социальной помощи детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей. Специалисты отделения проводят патронирование состоящих на учете семей; совместно с отделом охраны прав детства и инспекторами по делам несовершеннолетних регулярно проводят рейды по семьям и местам концентрации несовершеннолетних. Также в их функции входит выявление безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, проведение профилактической и просветительской работы по различным вопросам построения семейных взаимоотношений, ответственного материнства и отцовства, патриотического воспитания молодежи. Для каждой семьи, состоящей на учете в отделении, разрабатывается индивидуальный план реабилитации и вывода семьи из трудной жизненной ситуации, реализация планов реабилитации осуществляется специалистами отделения в системе межведомственного взаимодействия со специалистами различных организаций и ведомств.

5) Отделение срочного социального обслуживания - предназначено для оказания гражданам, вне зависимости от их возраста, остро нуждающимся в социальной поддержке, неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности. Специалисты отделения оформляют документы гражданам БОМЖ, содействуют помещению их в больницы города; оформляют в дома-интернаты для престарелых и инвалидов; доставляют к месту проживания родственников.

6) Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов - предназначено для временного (до полугода) или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и страдающим заболеваниями, являющимися противопоказанием к принятию в отделение социального обслуживания на дому.

7) Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, - создано с целью оказания психологической, юридической, педагогической, социальной и иных видов помощи женщинам, оказавшимся в опасном состоянии для физического и душевного здоровья или подвергшимся психофизическому насилию. Женщинам, нуждающимся оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывается всесторонняя помощь: от содействия в получении единовременной денежной помощи и консультаций психолога до помещения в комнату временного пребывания сроком до двух недель.

8) Отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями - предназначено для реабилитации (социально-психологической, социально-педагогической, социально-медицинской, социально-бытовой, социально-трудовой) в условиях дневного пребывания детей с отклонениями в физическом и умственном развитии, а также обучения родителей особенностям их воспитания и методикам реабилитации.

9) Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в городе и сельской местности в секторе, имеющем коммунально-бытовое благоустройство (городской сектор), - создано для временного или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях.

10) Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в городе и сельской местности в секторе, не имеющем коммунально-бытовое благоустройство (частный сектор), - было создано для временного или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях.

11) Отделение дневного пребывания гражданам пожилого возраста и инвалидов относится к отделениям полустационарного типа и предназначено для оказания социальных, бытовых, культурных услуг гражданам, сохранившим способность к самообслуживанию, предоставления им медицинской помощи, организации питания и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни. В состав этого отделения также входит комната временного пребывания. Она предоставляется гражданам пожилого возраста и инвалидам, полностью или частично сохранившим способность к самообслуживанию и свободному передвижению и временно нуждающимся в уходе, в том числе проживающим в семьях, члены которых по объективным причинам временно не могут осуществлять за ним уход, а также гражданам, пострадавшим от насилия или попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Таким образом, данное учреждение имеет одиннадцать отделений, которые зачастую взаимодействуют между собой с целью оказания помощи отдельному клиенту. Кроме того, у данного Центра налажена система социального партнерства с другими социальными учреждениями города и района. [Приложение Б]

В целом, деятельность Учреждения регламентируется Уставом и нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней.

2.2 Анализ социальной адаптации неполных семей в ГБУ АО «Бл а говещенский КЦСО «Доброта»

адаптация семья неполный социальный

Для изучения реализации технологии социальной адаптации неполных семей в ГБУ АО «Благовещенский КЦСО «Доброта» была составлена программа социологического исследования [Приложение В] и анкета для проведения экспертного опроса специалистов двух отделов: отделения психолого-педагогической помощи семье и детям и отделения помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. [Приложение Г] Также для изучения особенностей социальной адаптации монородительских семей в рамках данного учреждения был использован метод интервьюирования. В рамках исследования методом интервьюирования были опрошены заведующий отделением психолого-педагогической помощи семье и детям и заведующий отделением помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

В результате использования метода интервьюирования было выявлено, что в отделение психолого-педагогической помощи семье и детям в 2011 год обратились за помощью обратились 102 неполных семьи; из них 37 - отцовские неполные семьи, в соответствии с рисунком 1.

Рисунок 1 - Количество неполных отцовских семей, состоящих на учете в отделении психолого-педагогической помощи семье и детям

Для работы с отцовскими монородительскими семьями с 2007 года существует отдельная программа «Школа отцовства». Она была создана в целях:

1) Первоначальной подготовки юношей ответственному отцовству и семейной жизни;

2) Пропаганды и популяризации среди населения и молодежи здорового образа жизни;

3) Содействие отцам в преодолении трудной жизненной ситуации и семейных конфликтов.

Также на «Школу отцовства» возлагается ведение базы данных одиноких отцовских семей. Патронат монородительских семей, состоящих на учете в отделении, осуществляется с разной периодичностью: раз в месяц, раз в квартал и раз в полгода - в зависимости от ситуации.

Работа в «Школе» проводится в виде: встреч с отцами; информационных бесед, лекций, обучающих семинаров; профилактической и коррекционной работы врачей и психолога; оказания адресной социальной помощи через Управление социальной защиты населения города Благовещенска; практических уроков по уходу за ребенком; консультаций юриста по семейному законодательства и другим вопросам. Также организуются соревнования и другие совместные мероприятия в рамках организации досуговой деятельности между семьями, где отцы одни воспитывают детей. Кроме того, для помощи в решении проблем отцовства привлекаются общественные и некоммерческие организации женщин.

Помимо функционирования «Школы отцовства», к методам работы по социальной адаптация неполных семей в отделении психолого-педагогической помощи семье и детям относятся различные мероприятия (например, «Калейдоскоп»), индивидуальные консультации специалистов, распространение ознакомительных брошюр.

В ходе проведения интервью с заведующим отделением помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, были установлено, что на учете в данном отделении состоят 31 неполная материнская семья, в которых воспитываются 42 ребенка. При этом не во всех из этих семей отсутствуют мужчины, часть женщин живут совместно с мужчинами без официально оформленных отношений. Таких семей 16, в соответствии с рисунком 2.

Рисунок 2 - Состав неполных материнских семей

Отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, функционирует с 2007 года. Помощь клиентам в нем оказывают три сотрудника. Также с 2011 года при отделении помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, функционирует социальная комната «Мать и дитя». При необходимости с женщиной заключается контракт, согласно которому она может проживать в социальной комнате до полугода.

При опросе специалистов отделений психолого-педагогической помощи семье и детям и отделения помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, было выявлено, что в первое отделение члены неполных семей обращаются чаще одного раза в месяц (100% ответов), а во второе - чаще одного раза в неделю (также 100%). Причем, за помощью в отделение психолого-педагогической помощи семье и детям одинаково часто обращаются и материнские, и отцовские монородительские семьи, в то время как во второе отделение обращаются только материнские, в соответствии с рисунком 3.

Рисунок 3 - Распределение частоты обращений неполных семей в отделения

Вопросы, по которым неполные семьи обращаются в отделение психолого-педагогической помощи семье и детям, это материальные трудности, проблемы в воспитании детей и взаимоотношениях, просьбы об оказании социальных и бытовых услуг. В отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, монородительские семьи обращаются в связи с материальными затруднениями, проблемами с жильем и трудоустройством, семейными конфликтами.

Также в результате проведения опроса были выявлены различия в деятельностной направленности отделений. Так, после обращения в отделение психолого-педагогической помощи семье и детям неполные семьи получают адресную материальную помощь, услуги социального педагога и психолога. Отделение помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, оказывает помощь и содействие в социально-психологической реабилитации и адаптации женщин в обществе и семье, решении материальных и юридических проблем, в трудоустройстве и поиске жилья. Также данное отделение занимается организацией досуговой деятельности и проводит групповые консультации по социально-психологическим вопросам. В то же время, оба отделения оказывают услуги монородительским семьям на бесплатной основе. А срок решения проблем неполных семей, по мнению большинства специалистов, в каждом случае определяется по-разному. После этого устанавливается наблюдение за семьей.

Что касается социальной адаптации неполных семей, то и в одном, и в другом отделениях осуществляется социально-культурная, социально-правовая, социально-психологическая и социально-педагогическая адаптация. При этом специалисты указали в своих ответах, что реализация технологии социальной адаптации в отношении монородительских семей не имеет особенностей по сравнению с ее реализацией в отношении других клиентов (в 100% ответов). Существуют только различия при реализации технологии социальной адаптации в отношении материнских и отцовских неполных семей в связи с необходимостью разного подхода по половому признаку. В целом же, социальная адаптация монородительских семей в отделении психолого-педагогической помощи семье и детям, по мнению специалистов, реализуется эффективно (так отвечали в 100% случаев). Специалисты же отделения помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, отметили, что технология социальной адаптации неполных семей в их отделении реализуется не совсем эффективно. Это связано с отсутствием единой базы данных и со слабым взаимодействием с другими учреждениями. В целом, соотношение ответов специалистов на данный вопрос представлен в рисунке 4.

Рисунок 4 - Эффективность реализации технологии социальной адаптации неполных семей

Таким образом, социальная адаптация неполных семей в ГБУ АО «Благовещенский КЦСО «Доброта» наибольшим образом реализуется в рамках работы двух отделений: отделения психолого-педагогической помощи семье и детям и отделения помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. При этом существенных различий при реализации технологии социальной адаптации в отношении монородительских семей по сравнению с другими категориями клиентов специалисты не называют.

Заключение

Достижение цели курсовой работы позволило сделать вывод о том, что, технология социальной адаптации монородительских семей на практике реализуется не в полном объеме и не во всех необходимых направлениях. Это связано с тем, что теоретические знания об особенностях реализации данной технологии в отношении неполных семей не систематизированы, поэтому специалистам бывает затруднительно выделить ее специфику. Кроме того, самих учреждений, в которых бы реализовывалась данная технология, на практике оказывается недостаточно для того, чтобы у специалистов по социальной работе была возможность обмена опытом.

В процессе достижения поставленной цели были выделены задачи, на основании которых также можно делать определенные выводы.

Во-первых, одной из наиболее востребованных технологий социальной работы считается социальная адаптация. Это достаточно широкое понятие, которое может трактоваться по-разному. В качестве технологии социальной работы под социальной адаптацией понимают систему мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности.

Во-вторых, технология социальной адаптации неполных семей имеет свои особенности. Эти особенности определяются наличием комплекса дисфункций у таких семей. При этом членам монородительских семей необходимо как можно быстрее приспособиться к новому социальному статусу и сделать это без ущерба для себя и как можно более эффективно.

В-третьих, по своей структурно-функциональной характеристике ГБУ АО «Благовещенский комплексный центр социального обслуживания «Доброта» является наиболее подходящим для осуществления практической реализации технологии социальной адаптации неполных семей, поскольку в его состав включены несколько отделений, одной из задач которых является приспособление членов монородительских семей к их социальному положению.

В-четвертых, на базе данного учреждения осуществляется социальная адаптация неполных материнских и отцовских семей. Поэтому применяются разные подходы при реализации этой технологии. Тем не менее, специалисты не выявляют различий между реализацией социальной адаптации монородительских семей и других клиентов. Отсюда следует излишняя шаблонность и снижение значимости принципа индивидуального подхода.

Таким образом, новый социальный статус неполных семей обусловливает выбор технологии социальной адаптации в качестве основной при работе с ними. Специалисту по социальной работе помогает этим семьям приспособиться к изменившимся условиям жизни, чтобы в дальнейшем вероятность возникновения социальных проблем была существенно ниже. Но при этом важно развивать теоретические и практические исследования по данному аспекту.

Библиографический список

1 Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 264 с.

2 Антонов, А.М. Социология семьи / А.М. Антонов, В.М. Медков. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. - 304 с.

3 Гаранина, Е.Ю. Семьеведение: учеб. пособие / Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коновлева, С.Ф. Карабанова. - М.: Флинта: МПСИ, 2009. - 384 с.

4 ГОСТ Р 52495-2005. Социальное обслуживание населения: термины и определения. - М.:Стандартинформ, 2006. - 12 с.

5 Дивицина, Н.Ф. Социальная работа в вопросах и ответах: учеб. пособие / Н.Ф. Дивицина, Л.К. Миронова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 184 с.

6 Климантова, Г.И. Государственная семейная политика современной России: учеб. пособие / Г.И. Климантова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. - 132 с.

7 Кузнецова, Л.П. Основные технологии в социальной работе: учеб. пособие / Л.П. Кузнецова. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. - 92 с.

8 Морс, К. Эффективные решения в экономике переходного периода: Аналитические инструменты разработки и реализации социально-экономической политики / К. Морс, Р. Страйк, А.С. Пузанов. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 448 с.

9 Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 268 с.

10 Основы социальной работы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. Н.Ф. Басова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.

11 Смирнов, С.Н. Социальная политика: учеб. пособие / С.Н. Смирнов, Т.Ю. Сидорина. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. - 432 с.

12 Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие / отв. ред. проф. А.А. Козлов. - М.: Логос, 2004. - 368 с.

13 Социальная работа / под общей ред. проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 576 с.

14 Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 427 с.

15 Теория и практика социальной работы на рубеже веков: материалы и научные доклады I Международной научно-практической конференции, посвященной десятилетию становления профессиональной социальной работы в России. В 2 т. Т. 1 / отв. ред. М.В. Ролин. - Новосибирск, 2001. - 276 с.

16 Теория социальной работы: учебник / под ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.:Юристь, 2001. - 334 с.

17 Технологии социальной работы: учебник / под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 400 с.

18 Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / под ред. проф. П.Д. Павленка: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 608 с.

19 Технология социальной работы с различными группами населения: учеб. пособие / под ред. проф. П.Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 272 с.

20 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (по состоянию на 01.07.2009 в ред. фз №15-ФЗ от 10.01.2003; №122-ФЗ от 22.08.2004; №160-ФЗ от 23.07.2008)

21 Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие для вузов / М.В. Фирсов. Е.Г. Студенова. - 4-е изд. - М.: Академический Проект: Гаудемаус, 2009. - 512 с.

22 Фирсов, М.В. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов / М.В. Фирсов. - М.: Академический Проспект, 2007. - 432 с.

23 Формы и технологии социальной работы: научно-литературное пособие / под ред. Л.Г. Гусляковой, Т.В. Корхонен. - Барнаул: Изд-во НП «Азбука», 2005. - 247 с.

Подобные документы

    Категория неполных семей как объект социальной работы. Социальные проблемы неполных семей. Технология социальной работы как основной способ разрешения социальных проблем неполных семей. Учреждения, в которые могут обратиться категория неполные семьи.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2012

    Основные задачи семьи в обществе, влияние социальной ситуации в государстве на качественность семей. Виды и причины возникновения неполных семей, проблемы детей из них. Организация социальной поддержки детей из неполных семей и ее эффективность.

    дипломная работа , добавлен 15.08.2009

    Социальная адаптация в системе технологий социальной работы с многодетной семьей. Социальное обслуживание и защита населения по адаптации многодетных семей к условиям жизнедеятельности на примере Территориального центра помощи семье и детям г. Вологды.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2013

    Характеристика и типология неполных семей. Анализ тенденций и факторов роста неполных семей, их типичные проблемы в современном обществе. Направления, формы и методы социальной работы с неполными семьями в учреждениях социальной помощи семье и детям.

    дипломная работа , добавлен 06.12.2013

    Сущность понятий "социальная адаптация", "дезадаптация", "девиантное поведение". Возрастные особенности подростков. Диагностика уровня социальной адаптации подростков. Рекомендации по социально-педагогической коррекции поведения подростка в семье.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2010

    Неполная семья на современном этапе эволюции института семьи: понятие, характеристика, основные тенденции и факторы роста. Нормативно-правовые основы социальной работы с неполной семьей. Технологии решения социальных проблем неполных семей в г. Сургут.

    дипломная работа , добавлен 24.05.2015

    Сущность социальных проблем современной семьи. Общие проблемы семей. Социальные проблемы отдельных категорий семей. Социальная работа с семьей и ее социальное обслуживание. Технологии социальной работы и социального обслуживания семей. Опыт и проблемы.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2002

    Анализ причин и факторов социального неблагополучия. Сравнительная характеристика социальной работы по решению проблем и малообеспеченности неполных семей в России и зарубежом. Социальная работа с несовершеннолетними жертвами насилия в США и Франции.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2010

    Инновационные социальные технологии: понятие, структура. Использование технологий в работе с детьми из неполных отцовских семей. Арт-терапевтический тренинг "Тропою красоты" для детей, подростков, утративших мать. Анкета для специалистов, инструкция.

    дипломная работа , добавлен 17.09.2012

    Система оказания паллиативной помощи в Российской Федерации. Социальная адаптация семей с онкобольными детьми как технология социальной работы. Разработка методики и анализ опыта психосоциальной работы с детьми, имеющими онкологическое заболевание.

Социальная работа как профессиональная деятельность способ­ствует социальной адаптации людей, оказавшихся в трудной жиз­ненной ситуации, и создает условия, обеспечивающие их интегра­цию в общество. Результатом процесса социальной адаптации яв­ляется развитие у человека способности к самоконтролю, уста­новление и расширение социальных связей.

Об общественно-государственном внимании к данному направ­лению социальной работы свидетельствует комплекс правовых документов. В частности, Федеральный закон «Об основных гаран­тиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) трактует со­циальную адаптацию как процесс активного приспособления ре­бенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс пре­одоления последствий психологической и моральной травмы. Меро­приятия, способствующие социальной адаптации, направлены на решение проблем, связанных со сменой места жительства, с поте­рей работы или отсутствием семьи у недееспособных граждан.

На основании постановления Правительства Российской Фе­дерации «Об утверждении примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий» (1996) специалисты по социальной работе оказывают содействие в осуществлении мероприятий по социальной адапта­ции лиц, утративших социально полезные связи (в первую оче­редь граждан, освобождаемых из мест лишения свободы), к усло­виям жизни в обществе.

В практике военно-социальной работы разрабатывается комп­лекс социальных технологий, способствующий интеграции военно­служащих в гражданское общество. Международный фонд соци­альной адаптации, основанный 13 декабря 1998 г., содействует

формированию среднего класса населения как гарантии повыше­ния уровня благосостояния государства. Основными направления­ми содействия социальной адаптации военнослужащих являются: помощь в переобучении по специальностям, пользующимся спро­сом на рынке труда; помощь в трудоустройстве через центры со­циальной адаптации; помощь в социально-психологической и ме­дицинской реабилитации через соответствующие центры; под­держка инновационных и экспериментальных проектов и программ, таких как «Конверсия военных городков», «Неправительственные организации».



Для обеспечения поддержки военнослужащих разработана го­сударственная программа «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Феде­рации, других войск, воинских формирований и органов, и чле­нов их семей», утвержденная постановлением Правительства Рос­сийской Федерации в 2001 г.

Реализация программы предполагает подготовку военнослужа­щих к условиям гражданской жизни и включает следующие на­правления социальной адаптации: профессиональную ориентацию, переподготовку, трудоустройство и социально-психологическую поддержку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей. Военно-социальная работа предпола­гает консультирование и профессиональную ориентацию в спра­вочно-консультативных пунктах при воинских частях, военных образовательных учреждениях профессионального образования.

В центрах социальной адаптации военнослужащих осуществля­ется научно-методическое руководство развитием направлений социальной адаптации, проведением комплекса мероприятий по профессиональной ориентации, переподготовке и трудоустройству прошедших обучение граждан. Обеспечение их занятости достига­ется через специализированные подразделения, создаваемые на биржах труда, и трудовые агентства, которые ориентированы на работу только с этой категорией населения и знают профессио­нальные возможности, запросы, трудовой опыт военнослужащих.

Возникновение трудной жизненной ситуации отдельных кате­горий клиентов опосредуется изменениями внешних условий со­циальной среды, в частности миграция беженцев и вынужденных переселенцев влечет за собой смену места жительства, места рабо­ты, иногда и сферы профессиональной деятельности. У безработ­ных граждан, например, при организации их занятости процесс социальной адаптации предполагает установление отношений в новом трудовом коллективе и включение в производственную дея­тельность.

Поэтому для социальной работы важно исследование благопри­ятных внешних и содействующих внутренних условий, с помощью которых клиент повышает свой социальный статус и достигает

равновесия с социальной средой. В социально-психологических исследованиях социальной адаптацией принято считать, в о-п е р- вых, процесс активного включения в социальную среду и, во- вторых, состояние гармонии между человеком и социальной сре­дой. Это значит, что, реализуя свои потребности, человек не нару­шает требований социальной среды (социальных норм, нравствен­ных устоев, традиций и т.д.).

Совместная деятельность специалиста по социальной работе и клиента, создающая возможности для установления отношений с незнакомым человеком, моделирующая сложную ситуацию во вре­мя общения, из которой необходимо найти выход, предполагаю­щая подготовку к творческому делу и обсуждение результатов, содержит ряд проблемных ситуаций, разрешая которые человек приобретает опыт и развивает способности, обеспечивающие его социальную адаптацию.

Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать «процессом социально-психологической адаптации лич­ности, в ходе которого она использует приобретенные на преды­дущих этапах своего развития и социализации навыки и механиз­мы поведения или открывает новые способы поведения и реше­ния жизненных задач» 1 .

Социальная деятельность, организуемая специалистом по со­циальной работе и включающая специально разработанные прак­тические ситуации, позволяет клиенту проявить себя, свои навы­ки и развить новые способы поведения, способствующие социаль­ной адаптации.

При активном типе адаптационного процесса клиент пре­образует или устраняет проблемную ситуацию. Адаптивные ре­сурсы личности мобилизуются для осмысления вариантов реше­ния проблемы. В этом случае развиваются творческие способно­сти, приобретаются новые знания и навыки социальной компе­тентности.

Пассивный тип адаптационного процесса проявляется в сохране­нии проблемной ситуации в ее первоначальном виде и предпола­гает избегание и самоустранение клиента от решения проблемы, приспособление к действительности. А. А. Налчаджян отмечает, что для обозначения адаптации личности с сохранением проблем­ной ситуации правомерно использование термина «приспособ­ление»: личность меняется, а ситуация в основном остается без изменения. Механизмами и стратегиями приспособления в дан­ном случае являются все разновидности конформизма.

При пассивном типе адаптационного процесса клиент, как пра­вило, ориентируется на специалиста по социальной работе, у него

1 Налчаджян А.А.

формируется зависимость от других людей, исключающая жела­ние использовать собственные ресурсы, приобретать новые зна­ния, умения и навыки.

Во время посещения учреждения социального обслуживания населения (групп дневного пребывания, клуба, групп длительного пребывания) у клиента развивается социально-психологическая адап- тированность. Это состояние взаимоотношений личности и груп­пы, при котором «личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа» 1 .

Человек находится в поиске социальной среды, благоприятной для его самореализации, раскрытия творческих способностей и их свободного выражения. Благоприятную социальную среду создают внешние условия. Подготовка клиента к социальной адаптации до­стигается через обучение определенному поведению и освоение различных социальных ролей в деятельности, которая организу­ется специалистами учреждения социального обслуживания на­селения.

В социальной группе, по мнению американского психолога

Э. Бёрна, «человек обнаруживает одно из состояний Я - Родите­ля, Взрослого или Ребенка. Все три аспекта личности чрезвычайно важны для функционирования и выживания. Их изменения необ­ходимы только в том случае, если один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие» 2 . Если клиент, попавший в трудную жизнен­ную ситуацию, ведет себя в соответствии только с двумя соци­альными ролями - «ребенка» и «родителя», исключая позицию взрослого, это приводит к дезадаптации личности.

Поэтому важным внешним условием, характерным для учреж­дения социального обслуживания населения, является создание в процессе совместной деятельности практических ситуаций, позво­ляющих клиенту проявить себя в социальной роли взрослого. Дан­ное состояние предполагает умение контролировать ситуацию, способность в ней разобраться и дать оценку, компетентность, независимость и умение быть объективным. Идентифицируя себя с социальной ролью взрослого, клиент дополняет свои способно­сти, приобретает новый социальный опыт поведения, умения и навыки, которые развивают в нем социально-психологическую адаптированность.

1 Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - Ереван, 1988. - С. 17.

2 Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотно­шений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Общ. ред. М. С. Мацковского. - М., 1988. - С. 20.