Какие проблемы поднимаются в войне и мире. Актуальная проблема романа Война и Мир Л

Проблематика романа «Война и мир» включает в себя несколько тем. Давайте рассмотрим главные.

Тема настоящей жизни

Что такое настоящая жизнь? Многие герои романа способствуют развитию общества и являются достаточно активными людьми. Однако настоящая жизнь - это то, что творится у них в душе. Речь идет главным образом о Ростовых, Безуховых, Болконских, да и о простых крестьянах. Самый искренний и настоящий человек - это, без сомнения, Андрей Болконский.

Жизнь Андрея Болконского

Чем он занимается на протяжении романа?

Он непрерывно стремится к настоящей жизни и, когда обретает нечто новое, считает, что это именно то, чего ему не хватало. Сначала он встречает такую не похожую на него маленькую жизнерадостную Лизу. Затем он уходит на войну и в этом видит свое предназначение. Собственно говоря, почему бы и нет?

Далее следует период спокойной жизни, а затем он снова уходит на службу. Но по-настоящему судьбоносным событием стало его знакомство с немного необычной и веселой девушкой - Наташей Ростовой. Данная проблематика романа «Война и мир» хоть и не является главной, но занимает далеко не последнее место.

Жизнь Пьера Безухова

А что можно сказать о Пьере Безухове? Он также ищет настоящую жизнь, но в процессе поисков прокладывает собственный, личный путь. Он думает, что Элен предназначена ему судьбой, но ошибается. Затем он увлекается масонством и считает, что именно в этом заключается истина. Далее начинаются отношения с Наташей. На самом деле Безухов сразу после знакомства с этой девушкой понял, что она разительно отличается от остальных, но тогда еще не осознавал, что именно ее он ждал всю жизнь. Позже это станет для него открытием.

Остальные герои произведения тоже ищут настоящую жизнь. Кто-то обретет ее, кто-то - нет, но каждый отчаянно стремится ее найти. романа «Война и мир» близка и многим современным людям.

Тема семьи

Семья для писателя - это база для развития человеческой души.

Так оно и есть в действительности. На примере нескольких семей автор выражает свое мнение о домашнем очаге. В романе подробно рассказывается о Курагиных, Ростовых и Болконских. Это главные действующие лица произведения.

Ростовы и Болконские

Что касается Ростовых и Болконских, то уклад их жизни берет начало из национальных традиций. Лучше всего это можно рассмотреть на примере первых. Члены этой немного наивной и благородной семьи живут минутными порывами и чувствами, однако и серьезность им не чужда. Кроме того, им присуща высокая и это делает их похожими на Болконских. Данная проблематика романа «Война и мир» весьма интересна, при изучении произведения следует остановить свое внимание именно на ней.

Курагины

А что же Курагины? Эти люди нисколько не ценят семейные отношения. Сколько подлости и низости в каждом из них… В их семье нет ни любви, ни взаимопомощи. Мать завидует своей дочке, отец плохо относится к своим сыновьям, называя их обоих дураками. Эта семья состоит исключительно из эгоистов, некоторые ее члены окружены неким флером романтики и создают приятное впечатление, но это лишь видимость.

Много неприятностей эти люди причинили окружающим. На протяжении долгого времени мысли Толстого занимала именно эта проблематика. «Война и мир» вообще показывает истинное отношение автора ко многим важным вещам.

Тема народа и личности

В данном произведении образ народа находится на первом месте по важности. В нем воплощены такие качества, высоко ценимые Толстым, как искренность, милосердие и простота. Человек не имеет никакой ценности, если он отделен от народа. А если он является частицей большой группы людей, то его жизнь имеет смысл.

Русский народ, сделал очень многое для спасения своей страны, и эта мысль красной нитью проходит по всему роману. Главное произведение о патриотизме, которое написал Толстой, - «Война и мир». Проблематика его не ограничивается только этим, но данная тема является главной. В то страшное время люди объединились.

Независимо от возраста, половой принадлежности и сословия, в душе каждого человека поселилась к Родине, выражавшаяся не в красивых рассуждениях, а в действиях, нередко стихийных, неосознанных, но способствующих благоприятному исходу.

Однако некоторые люди остались в стороне. Это так называемые "военные трутни", среди которых наблюдалась вражда, также они были крайне озабочены своей карьерой. В романе показано, как Россия разделилась на два лагеря: истинных патриотов и лицемеров. Это, несомненно, основная проблематика. «Война и мир» - произведение, созданное для того, чтобы рассказать о подвигах и подлости, о правде и лицемерии, обо всех человеческих проявлениях, присущих людям, жившим в то далекое время.

В романе Толстого нашло отражение множество судеб. Конечно, все они разные, но встречается в них и много сходств. Когда пришла война, никто не мог остаться в стороне даже при всем желании, это историческое событие затронуло абсолютно всех. Просто одни показали себя с лучшей стороны, а другие продемонстрировали свои худшие качества.

В России нет такого человека, который бы не читал известную эпопею Л. Н. Толстого «Война и Мир». И, наверное, в душе каждого эта эпопея сыграла не последнюю роль, причем, каждый раз перечитывая ее, находишь новые мысли, испытываешь различные чувства. «Война и Мир»- это пособие жизни, актуальное и в наше время.
«Война и Мир»- в самом названии звучит одна из проблем сегодняшнего дня. Л. Н. Толстой говорил, что война состояние противоестественное, он был против нее, понимая ее разрушающее действие на души людей. Только подумать, сколько сейчас умирает молодых людей на поле битвы, в сколько домов приходит горе. Та война, что описывает Л.Н.Толстой,- только начало ее, но она уже страшила людей. Ведь вскоре после смерти Толстого начнется 1 мировая война, затем через некоторое время 2 Мировая, а ведь страдает народ. Но ведь за права и свободы этого народа тоже погибло множество людей во время революции и до нее, вообще-то сам Толстой посвятил часть «Войны и Мир» ему, народу. Все его главные персонажи, Наташа Ростова, Пьер Безухов, Андрей Болконский, пытались найти путь помощи русскому народу.
А теперь мы пришли к самому ужасному к терроризму, когда гибнут даже не молодые люди, имеющие оружие, прошедшие хоть какую-то военную подготовку, а дети, женщины, старики и спастись теперь невозможно, как во время Отечественной войны 1812 года, когда семьи покидали Москву, спасаясь от французов, да и теперь не французы нападают.
Но бороться против терроризма тяжело, вспоминая опять же эпопею «Война и Мир», обратим внимание на высшее общество. Они дерутся за место под солнцем: они готовы стать на колени, чтобы добиться хорошего положения сына в обществе, как поступила мать Бориса, они готовы отдать любимую дочь за богатого человека, как поступили с Элен, а их дети, беря с них пример со старших, готовы уже теперь продать за хорошее положение в обществе страну, Родину, и это началось уже в 1812 году, хотя можно с уверенностью сказать, что и раньше это были такие люди. Но во что мы превратились сейчас?
Уже в детском саду, в школе, некоторые ребята готовы пойти на любую подлость ради оценки, внимания, а потом эти дети вырастают в людей с грузной душой неспособной на добрый поступок.
Хотя посмотрев на положение детей в наше время их тоже можно понять, ведь не зря Толстой уделял не мало внимания проблемам семьи, хотя лично я не совсем согласна с господствующим положением мужчины в семье. Но Сейчас ведь стало еще хуже, во многих семьях родители пьяницы или в разводе, вряд ли это положительно влияет на психику детей.
Главная проблема стоящее теперь перед нами:»Неужели зная такое замечательное произведение, как роман Л.Н. Толстого «Война и Мир» подростки не осознают, что будущие только в их руках и помочь ему они смогут лишь осознав главные проблемы!?»

Проблема настоящей жизни.
Князь Андрей Болконский. Он пытался найти настоящую жизнь на войне, уйдя в армию и разочаровавшись в той жизни, которую вел. Князь понял одно: скучная, однообразная светская жизнь не для него. На войне он жаждал славы, признания, желал отличиться, составляя стратегические планы и представляя, как он спасет армию в критический момент. Но после ранения под Аустерлицем, когда князь Андрей вернулся домой и здесь на его глазах умерла жена, оставив ему маленького сына, все, к чему он стремился на войне, отошло на второй план. Болконский осознал, что это не есть настоящая жизнь, и его поиски таковой продолжились.
Проблема счастья в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Пьер возвращается в общество ранее оставленное им, возвращается в поисках счастья, но, с какой-то стороны, его спасает война развязавшаяся с французами. Он пытается посвятить себя войне, для того, чтобы снова постараться забыть былое и отыскать так нужное ему счастье. Но как всегда попытки его тщетны и ни какая армия ему не только не в счастье, но даже и в тягость. Пьер понимает, что он не рожден для военной жизни. И все снова возвращается на круги своя.

Проблема великого человека

В своем романе Л. Н. Толстой ярко выразил мысль о том, что великим человек может быть только в том случае, если он неразрывно связан с народом, если он искренне разделяет его взгляды, стремления, веру. Если он живет теми же идеалами, мыслит и поступает так же, как поступил бы любой сознательный человек. Только в народе главная сила, только в связи с народом может проявиться настоящая, сильная личность.

Показ особого характера войны 1812 года как войны народной.

Народный характер войны показан Толстым различными способами. Используются авторские историко-философские рассуждения о роли личности и народа в истории вообще и войне 1812 года в частности, рисуются живые картины выдающихся исторических событий; народ может изображаться (хотя и крайне редко) как целое, общее (например, замечания о том, что мужики не везли в Москву сено, что все жители покидали Москву и т, д.) и как бесчисленное множество живых рядовых персонажей. Побуждения и чувства всей нации концентрируются в образе представителя народной войны полководца Кутузова, ощущаются лучшими представителями дворянства, сблизившимися с народом.

Проблема истинного и ложного патриотизма.

Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным.
Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые афишки, призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина.

В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.

  1. Главная проблема – судьба народа. Народ – основа нравственных устоев общества.
  2. Общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
  3. Истинный и ложный патриотизм.
  4. Назначение женщины – сохранение семейного очага.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ

ВОЙНА МИР
1. Военные столкновения враждующих армий 1. Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.
2. Вражда, непонимание, эгоистический расчет 2. Это крестьянский сход
3. Разъединение 3. «Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов
4. Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад. 4. Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество.
5. Дуэли и поединки между героями 5. Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой (внутренний мир)
6. Конфликт человека с самим собой 6. Весь свет, Вселенная.
7. Насилие и кровопролитие, зло. 7. Братство людей, независимо от национальности и классовых различий.
8. Все, что разрушает гармонию. 8. Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба.
Это смерть Это жизнь

ГЕРОИ

Всего в романе свыше 550 лиц. Из них свыше 200 – это реальные исторические личности.

КОМПОЗИЦИЯ

В романе 4 тома и эпилог

1 том – 1805 год

2 том – 1806 – 1811 годы

3 том – 1812 год

4 том – 1812 – 1813 годы

Эпилог – 1820 год

Главные художественные приемы, использованные Толстым для создания панорамы русской жизни – это:

  1. Приемы сопоставления и противопоставления
  2. «Срывание всех и всяческих масок».
  3. Психологизм повествования – внутренний монолог

ЖАНР

«ВОЙНА И МИР» - ЭТО РОМАН – ЭПОПЕЯ

1. Картины русской истории Шенграбенское и Аустерлицкое сражение, Отечественная война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение
2. События общественной и политической жизни Масонство, первые организации декабристов
3. Отношения помещиков и крестьян Преобразования Пьера, Андрея.
4. Показ различных слоев населения Поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне
5. Широкая панорама бытовых сцен Балы, обеды, охота, посещение театра и др.
6. Огромное количество человеческих характеров Свыше 550 персонажей
7. Большая протяженность во времени 15 лет
8. Широкий охват пространства Петербург, Москва, дворянские поместья, Австрия, Смоленск, Бородино.

ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Общая цель при изучении романа – выяснить, какие нормы жизни Толстой утверждает, какие отрицает. Знакомство с романом начинаем с эпизода вечера в салоне А.П.Шерер в июле 1805 г. Конкретная цель – определить, во-первых, отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает; во-вторых, посмотреть, однородно ли это общество и, в –третьих, разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяет нам включиться в политическую атмосферу эпохи: именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений России с Францией. Почему это произошло?

Действие начинается в июле 1805 года в салоне А. Шерер. Эти сцены знакомят нас с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный» дурак Анатоль, «спокойный» дурак Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.

Отрицательное отношение Толстого к героям проявилось в том, что автор показывает, насколько в них все фальшиво, идет не от сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества.

Выделяются среди гостей Анны Павловны два человека. Это Пьер Безухов и А. Болконский.

Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их появления в салоне чувствуется конфликт Пьера и князя Андрея с аристократической средой. Анна Павловна приветствовала Пьера поклоном, «относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне» и относилась к нему со страхом.

Урок 3.

Роман «Война и мир» - роман-эпопея:

проблематика, образы, жанр

Цель: познакомить с историей создания романа, раскрыть его своеобразие.

Ход урока

Урок-лекция учителя, учащиеся ведут конспект.

I . Запись эпиграфа и плана:

1. История создания романа «Война и мир».

2. Историческая основа и проблематика романа.

3. Смысл названия романа, герои, композиция.

«Все страсти, все моменты человеческой жизни,

от крика новорожденного ребенка до последней вспышки

чувства умирающего старика все горести и радости,

доступные человеку, - все есть в этой картине!

Критик Н. Страхов

I I. Материал лекции.

Роман «Война и мир» - одно из самых патриотических произведений в русской литературе 19 века. К. Симонов вспоминал: «Для моего поколения, увидевшего немцев у ворот Москвы и у стен Сталинграда, чтение «Войны и мира» в тот период нашей жизни стало навсегда запомнившимся потрясением не только эстетическим, но и нравственным...» Именно «Война и мир» стала в годы войны той книгой, которая самым прямым образом укрепляла дух сопротивления, охвативший страну перед лицом вражеского нашествия... «Война и мир» была первой книгой, которая приходила нам на память тогда, на войне».

Первая читательница романа, жена писателя С. А. Толстая, писала мужу: «Переписываю «Войну и мир» и меня очень поднимает нравственно, т. е. духовно твой роман».

    Что можно сказать о романе Л. Н. Толстого «Война и мир» на основе прослушанных высказываний?

1. История создания романа.

Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Роман потребовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряжения всех духовных сил. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабристы» от нее осталось всего три главы. С. А. Толстая замечает в своих дневниках, что сначала Л. Н. Толстой собирался писать о вернувшемся из Сибири декабристе, и действие романа должно было начинаться в 1856 г. (амнистия декабристов, Александр II) накануне отмены крепостного права. В процессе работы писатель решил рассказать о восстании 1825 г., затем отодвинул начало действия к 1812 г. - времени детства и юности декабристов. Но так как Отечественная война была тесным образом связана с кампанией 1805-1807 гг. Толстой решил начать роман с этого времени.

По мере продвижения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора - 1812 год. Так появилась иная дата, и в первые главы романа публиковались в журнале «Русский вестник» под заглавием «1805 год». В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно-исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И, наконец, в 1867 г. - еще одно название, где историческое и философское образовали некое равновесие, - «Война и мир».

Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими материалами. Писатель использовал русские и иностранные источники о войне 1812 г., тщательно изучил в Румянцевском музее архивы, масонские книги, акты и рукописи 1810-1820-х гг., прочитал мемуары современников, фамильные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечественной войны, встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы. Посетив и внимательно осмотрев Бородинское поле, он составил карту расположения русских и французских войск. Писатель признавался, рассказывая о своей работе над романом: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалом, из которых у меня во время работы накопилась и образовалась целая библиотека книг» (см. схему в Приложении 1).

2. Историческая основа и проблематика романа.

В романе «Война и мир» рассказывается о событиях, происходивших на трех этапах борьбы России с бонапартистской Францией. В 1-м томе описываются события 1805 г., когда Россия воевала в союзе с Австрией на ее территории; во 2-м томе - 1806-1811 гг., когда русские войска находились в Пруссии; 3-й том - 1812 г., 4-й том - 1812-1813 гг. Оба посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 г., которую вела Россия на родной земле. В эпилоге действие происходит в 1820 г. Так действие в романе охватывает пятнадцать лет.

Основу романа составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. Мы узнаем о войне 1805 г. против Наполеона, где русская армия действовала в союзе с Австрией, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 г. и Тильзитском мире. Толстой рисует события Отечественной войны 1812 г.: переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы. Писатель рисует события, свидетельствующие о несокрушимой мощи национального духа русского народа, подавившего французское нашествие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны.

Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины военных неудач 1805-1806 гг.; на примере Кутузова и Наполеона показан роль отдельных личностей в военных событиях и в истории; с необыкновенной художественной выразительностью нарисованы картины партизанской войны; отражена великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 г.

Одновременно с историческими проблемами эпохи Отечественной войны 1812 г. в романе раскрыты и актуальные вопросы 60-х гг. 19 века о роли дворянства в государстве, о личности истинного гражданина Родины, об эмансипации женщин и др. Поэтому в романе отражены наиболее значительные явления политической и общественной жизни страны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Сперанского, зарождение в стране декабристского движения). Толстой изображает великосветские приемы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых. Картины преобразований в деревне Пьера Безухова, сцены бунта богучаровских крестьян, эпизоды возмущения городских ремесленников раскрывают характер социальных отношений, деревенской жизни и жизни города.

Действие происходит то в Петербурге, то в Москве, то в поместьях Лысые Горы и Отрадное. Военные события - в Австрии и России.

Общественные проблемы разрешаются в связи с той или иной группой действующих лиц: образами представителей народной массы, спасших родину от французского нашествия, а также образами Кутузова и Наполеона Толстой ставит проблему народных масс и личности в истории; образами Пьера Безухова и Андрея Болконского - вопрос о передовых деятелях эпохи; образами Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Элен - затрагивает женский вопрос; образами представителей придворной бюрократической орды - проблему критики правителей.

3. Смысл названия романа, герои и композиция.

Были ли прототипы у героев романа? Сам Толстой, когда об этом его спрашивали, отвечал отрицательно. Однако исследователи позднее установили, что образ Ильи Андреевича Ростова писался с учетом семейных преданий о деде писателя. Характер Наташи Ростовой создавался на основе изучения личности свояченицы писателя Татьяны Андреевны Берс (Кузминской).

Позднее, уже много лет спустя после смерти Толстого, Татьяна Андреевна написала интересные воспоминания о своей молодости «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне». Эту книгу справедливо называют «мемуарами Наташи Ростовой».

Всего в романе свыше 550 лиц. Без такого количества героев не возможно было решить ту задачу, которую сам Толстой сформулировал следующим образом: «Захватить все», т. е. дать широчайшую панораму русской жизни начала 19 века (сравните с романами «Отцы и дети» Тургенева, «Что делать?» Чернышевского и др.). Сама сфера общения героев в романе исключительно широка. Если мы вспомним Базарова, то в основном он дан в общении с братьями Кирсановыми, Одинцовой. Герои же Толстого, будь то А. Болконский или П. Безухов, даны в общении с десятками людей.

Заглавие романа образно передает его смысл.

«Мир» - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.

«Война» - не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда. Из названия романа вытекает его основная идея, которую удачно определили Луначарский: «Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды».

Заложенная в названии антитеза определяет группировку образов в романе. Одни герои (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) - это «люди мира», ненавидящие не только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. Другие герои (Курагин, Наполеон, Александр I) - «люди войны» (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях, несущее разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность).

В романе обилие глав и частей, большинство которых имеют сюжетную законченность. Краткие главы и множество частей позволяют Толстому перемещать повествование во времени и пространстве и благодаря этому уместить в одном романе сотни эпизодов.

Если в романах других писателей большую роль в композиции образов играли экскурсы в прошлое, своеобразные предыстории персонажей, то герой Толстого предстает всегда в настоящем времени. История их жизни дается вне какой-то временной законченности. Повествование в эпилоге романа обрывается на завязке целого ряда новых конфликтов. П. Безухов оказывается участником тайных декабристских обществ. А Н. Ростов - его политическим антагонистом. По существу, с эпилога можно начинать новый роман об этих героях.

4. Жанр.

Долго не могли определить жанр «Войны и мира». Известно, что сам Толстой отказывался определить жанр своего создания и возражал против названия его романом. Просто книга - как Библия.

«Что такое «Война и мир»?

Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника.

«Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор

в той форме, в которой оно выразилось

Л. Н. Толстой.

«... Это не роман вообще, не исторический роман, даже не истории-

ческая хроника, это хроника семейная... это быль, и быль семейная».

Н. Страхов

«...оригинальное и многостороннее произведение, «соединяющее в

себе эпопею, исторический роман и очерк правое».

И. С. Тургенев

В наше время историки и литературоведы назвали «Войну и мир» как «роман-эпопея».

«Романные» признаки: развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка - для всего повествования и для каждой сюжетной линии в отдельности; взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера.

Признаки эпопеи - тема (эпоха больших исторических событий); идейное содержание - «моральное единение повествователя с народом в его героической деятельности, патриотизм... прославление жизни, оптимизм; сложность композиции; стремление автора к национально-историческому обобщению».

Некоторые литературоведы определяют «Войну и мир» как философско-исторический роман. Но надо помнить, что история и философия в романе - только составные части. Роман создавался не для воссоздания истории, а как книга о жизни всего народа, нации, создавалась художественная правда. Следовательно, это роман-эпопея.

I II . Проверка записей конспекта (основные положения по вопросам).

Домашнее задание.

1. Пересказ лекции и материалов учебника с. 240-245.

2. Выбрать тему реферата по роману «Война и мир»:

а) Почему Пьера Безухова и Андрея Болконского можно назвать лучшими людьми их времени?

б) «Дубина народной войны».

в) Подлинные герои 1812 г.

г) Придворные и военные «трутни».

д) Любимая героиня Л. Толстого.

е) В чем видят любимые герои Толстого смысл жизнь?

ж) Духовная эволюция Наташи Ростовой.

з) Роль портрета в создании образа - персонажа.

и) Речь персонажа как средство его характеристики в романе.

к) Пейзаж в романе «Война и мир».

л) Тема истинного и ложного патриотизма в романе.

м) Мастерство психологического анализа в романе «Война и мир» (на примере одного из персонажей).

3. Подготовиться к беседе по т. I, ч. 1.

а) Салон А. П. Шерер. Что представляет собой хозяйка и посетители ее салона (их взаимоотношения, интересы, взгляды на политику, манера поведения, отношение к ним Толстого)?

б) П. Безухов (гл. 2-6, 12-13, 18-25) и А. Болконский 9-я гл. 3-60 в начале пути и идейных исканий.

в) Развлечение светской молодежи (вечер у Долохова, гл. 6).

г) Семейство Ростовых (герои, атмосфера, интересы), гл.7-11, 14-17.

д) Лысые Горы, имение генерала Н. А. Болконского (характер, интересы, занятия, отношения в семье, к войне), гл. 22-25.

е) Различное и общее в поведении людей на именинах у Ростовых и в доме в Лысых Горах по сравнению с салоном Шерер?

5. Индивидуальное задание. Сообщение «Исторический комментарий» к содержанию романа «Война и мир» (Приложение 2).

Приложение 1

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». История создания.

Вывод: «Я старался писать историю народа».

1857 г. - после встречи с декабристами Л. Н. Толстой задумал роман об одном из них.

1825 - «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».

1812 - «Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812 г.»

1805 - «Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав не удач и нашего срама».

Вывод: Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856 гг. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812 г., и героем романа стал русский народ.

Приложение 2

Исторический комментарий к т. I романа «Война и мир».

В I т. романа-эпопеи «Война и мир» действие разворачивается в 1805 г.

В 1789 г., к моменту французской революции, Наполеону Бонапарту (на его родине - острове Корсика - фамилия произносилась Буанапарте) исполнилось 20 лет, и служил он поручиком в одном французском полку.

В 1793 г. В Тулоне, портовом городе на Средиземном море произошло контрреволюционное восстание, поддержанное английским флотом. Революционная армия осадила Тулон с суши, но взять его долго не могла, пока не появился никому не известный капитан Бонапарт. Он изложил свой план взятия города и выполнил его.

Эта победа сделала 24-летнего Бонапарта генералом, и сотни юношей стали мечтать о своем Тулоне.

Затем были 2 года опалы, пока 1795 г. не произошло контрреволюционное восстание против Конвента. Вспомнили о молодом решительном генерале, вызвали ёго, и он с полной бестрепетностью расстрелял из пушек огромную толпу посреди города. В следующем году он возглавил французcкую армию, действующую в Италии, прошел по самой опасной дороге через Альпы, за 6 дней разбил итальянскую армию, а затем - отборные австрийские войска.

Вернувшись из Италии в Париж, генерал Бонапарт был встречен как национальный герой.

После Италии был поход в Египет, Сирию для борьбы с англичанами на территории их колоний, затем - триумфальное возвращение во Францию, уничтожение завоеваний французской революции и пост первого консула (с 1799 г.).

В 1804 г. он провозгласил себя императором. А незадолго до коронации совершил еще одну жестокость: казнил герцога Энгиенского, принадлежавшего к французскому королевскому дому Бурбонов.

Выдвинутый революцией и уничтоживший ее завоевания, он готовит войну с главным врагом - Англией.

В Англии тоже готовились: удалось заключить союз с Россией и Австрией, чьи объединенные войска двинулись на запад. Вместо высадки в Англии Наполеону пришлось пойти им навстречу.

Военные действия России против Франции были вызваны прежде всего боязнью царского правительства перед распространением по всей Европе «революционной заразы».

Однако под австрийской крепостью Браунау сорокатысячная армия под командованием Кутузова оказалась на грани катастрофы из-за поражения австрийских войск. Отбиваясь от передовых частей противника, русская армия начала отступление в направлении Вены, чтобы соединиться с войсками, шедшими из России.

Но французские войска вошли в Вену раньше армии Кутузова, которая оказалась перед угрозой уничтожения. Тогда-то, выполняя замысел Кутузова, четырехтысячный отряд генерала Багратиона совершил подвиг под деревней Шенграбен: он встал на пути французов и дал возможность основным силам русской армии вырваться из западни.

Усилия русских полководцев и героические действия солдат в конечном счете не принесли победы: 2 декабря 1805 г. в сражении под Аустерлицем русская армия потерпела поражение.