Физиологические основы процесса воображения. Виды воображения

Как и все психические процессы, воображение обусловлено активностью головного мозга, его коры . В ней замыкаются связи при восприятии и закреплении впечатлений от окружающего мира. Когда человек перестает воспринимать предмет, состояние возбуждения в определенных центрах коры остается в виде «следа». Такое «следовое» возбуждение нейронов одного анализатора комбинируется в том или ином сочетании с возбуждением другого анализатора. Образование подобных ассоциативных связей в коре головного мозга человека и есть физиологическая основа воображения. При этом определенную роль играют и подкорковые центры, в частности, гипоталамус . Эта структура нижних отделов головного мозга участвует в построении последовательно сменяемых возбуждений при их взаимопереходах из первой сигнальной системы во вторую и наоборот. Возможность замены непосредственных раздражителей словесными обеспечивает такую аналитико-синтетическую деятельность мозга у человека, которая основывается на оперировании следовыми и непосредственно вызываемыми словесными знаками – тонко дифференцированными раздражителями. Так возникают образы не только прошлого, но и будущего, не только реального и вероятного, но и невероятного и нереального. Опережающим отражением назвал такую формулу психического отражения, обеспечивающего прогнозирование, предвидение (видение наперед) русский ученый П.К. Анохин.

«Многочисленные раздражения словом, - писал И.П.Павлов, - …удалили нас от действительности, и поэтому мы постоянно должны помнить это, чтобы не исказить наши отношения к действительности».

Именно благодаря тому, что воображение тесно связано со второй сигнальной системой , оно может оказывать глубокое и сильное физиологическое влияние на весь организм. Именно на этой связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапии.

Рассмотрим некоторые классические примеры.

Пример первый. Французский писатель Г. Флобер рассказывал, что описывая сцену смерти мадам Бовари, ощущал у себя во рту вкус мышьяка.

Пример второй. У студентов медицинских университетов распространен так называемый «синдром третьекурсника», когда, ознакомившись с симптомами целого ряда заболеваний, выучивая и представляя их, они начинают «обнаруживать» их и у себя.

Пример третий. Если человек только представляет себе движение какой-либо части собственного тела (руки, ноги, головы), но не производит на самом деле этого движения, в мышцах, отвечающих за требуемое движение, формируются нервные импульсы, которые регистрируются и при реальном выполнении движений. Это явление даже получило специальное название «идеомоторный акт », т.е. воображаемое действие.

Идеомоторный акт объясняет, отчего случается то, чего человек боится. Это легко понять из следующего эксперимента: вот спортсмен стоит на тонко сбалансированной площадке. Как только у него возникает представление, что он упадет, центр тяжести тела мгновенно смещается в ту сторону, в какую, по его представлению, он может упасть. Иными словами, всего лишь представление о падении вызывает тут же непроизвольное движение в сторону падения.

Вот почему так важно культивировать в себе образы положительного будущего, тренировать себя на достижение победы или, как минимум, не настраиваться на поражение.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Определение психологии как науки
Слово «психология» происходит из двух греческих слов: «психе» – душа и «логос» – наука. Психология – наука о психике, т.е. о такой форме отражения действительности

Основные этапы истории психологии
В истории психологии можно выделить следующие стадии: донаучная, преднаучная, естественнонаучная, стадия научной специализации. По времени дольше всего длился донау

Объективный характер психических закономерностей
Поскольку психология является наукой, постольку она изучает психические явления в их объективном, т.е. не зависимом ни от чего, помимо действующих причин, виде. Что это означает? Эт

Психика и мозг
Психика есть функция нервного вещества, нервных клеток, самое большое скопление которых составляет головной мозг. Головной мозг невероятно сложен. Он состоит из дв

Нервная система и ее строение
Головной мозг является главным органом нервной системы человека и животных. Однако его деятельность обеспечивается всей нервной системой организма. Поскольку нервная система человека наиболее сложн

Психика и сознание
Психика живого существа является порождением нервной системы и мозга. В процессе эволюции психика возникла из первичных форм движений растений и животных, происходивших в ответ на внешние раздражен

Структура сознания
Сознание как высшая форма психического отражения имеет следующую структуру. Во-первых, это совокупность знаний об окружающем мире. Следовательно, в структуру сознания входят познавательные

Сознательное и бессознательное
В человеческой психике выделяется два уровня:сознательный и бессознательный. Бессознательное, неосознаваемое – это совокупность всех психический процессов и состоя

Современная психология, ее задачи и место в системе наук
Современная психология – сложная наука. Она представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, исследующих психику во всем ее многообразии. Поскольку предмет психологии – закономерности ра

Структура современной психологии
Современная психология представлена множеством психологических дисциплин. Чтобы понять причины и сущность этого многообразия, следует принять во внимание 1) особенности изучения психики в к

Междисциплинарные связи современной психологии
Поскольку психология находится на стыке наук, она широко развивает связи с этими науками. Прежде всего, эти междисциплинарные связи развиваются за счет заимствования методов исследо

Общее описание методов психологии
Основными методами психологии являются наблюдение, беседа, эксперимент, тестирование. 1. Наблюдение – метод исследования предметов и явлений, который заклю

Проблема объективности в психологических исследованиях и организация конкретного психологического исследования
Психика – явление не натуральное. Ее нельзя потрогать, взвесить, увидеть. Психика принадлежит к особой реальности – идеальной. Поэтому столь сложна проблема получения объективных, т.е. достоверных,

При проведении психологического исследования различают пять этапов
Первый этап – ориентировочный. Он включает в себя предварительные наблюдения за изучаемым явлением, формулировку предположений о возможных причинах и свойствах явления и выдвижение

Корреляция как альтернатива эксперименту
Корреляция (от лат. correlation – соотношение) – еще один метод как обработки данных, так и их получения. Дело в том, что иногда эксперимент в изучении психики невозможно применить

Общая характеристика физиологической основы ощущений
Ощущение считается простейшим из всех психических процессов. Способность к ощущению имеется у всех живых существ, обладающих нервными клетками. Ощущение – это отражение в психике ж

И общие свойства ощущений
Чувствительность – свойство анализатора реагировать на соответствующий раздражитель. Специальные исследования показали, что раздражитель вызывает в предназначенном для него анализа

И физиологические основы восприятия
Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений в совокупности их качеств и свойств при непосредственном, но бесконтактном их воздействии на органы чувств.

Свойства человеческого восприятия
Первичным свойством человеческого восприятия является предметность. Предметность восприятия выражается в том, что все, что человек воспринимает при оформлении в образ восприятия, т

Восприятие пространства
Основную роль в восприятии пространства играет бинокулярное зрение. На сетчатке каждого глаза создается лишь одно двухмерное изображение. Но так как наши глаза расположены на некотором расстоянии д

Восприятие движения
Восприятие движения есть отражение изменения положения объектов в пространстве. Оно имеет жизненно важное значение. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и мышечно-двигател

Восприятие времени
Восприятие времени – это отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Ориентировка во времени у человека осуществляется с помощью корковых отделов мозга, где ряд анализаторов, объ

И ее физиологические основы
Память – это совокупный психический процесс запоминания, сохранения и воспроизведения событий и состояний, относящихся к прежним обстоятельствам жизни. Благодаря памяти су

Психологические теории памяти
Психологические исследования памяти имеют давнишние традиции. В настоящее время в психологии существует три основные теории памяти. Первая из них называется ассоциативная теория

Виды памяти
Существует несколько оснований для классификации видов памяти у человека. По длительности хранения информации выделяют три вида памяти: долговременную, кратковременную и о

Процессы памяти
Запоминание. По своим физиологическим механизмам запоминание представляет собой образование и закрепление в коре больших полушарий головного мозга требуемых нервных связей в процес

Нарушения памяти
Нарушение памяти называется амнезия. При амнезиях человек забывает о тех или иных событиях. Причиной амнезии служит либо заболевание, либо иное нарушение (в результате травмы, кров

Общая характеристика мышления
Мышление – это психический процесс, который обеспечивает способность сопоставлять, сравнивать, т.е. анализировать полученные в непосредственном ощущении и восприят

Мышление и речь
Для мыслительной деятельности человека существенна его тесная взаимосвязь с языком и речью. Именно эта взаимосвязь принципиально отличает человеческую психику от психики животных. Мышление животных

Социальная природа человеческого мышления
Органическая связь мышления с речью и языком одновременно и формирует и вскрывает общественно-историческую, культурно обусловленную, т.е. социальную природу мышления. Социальная природа мышления пр

Психологическая специфика человеческого мышления
Многие исследователи выделяют у человека два принципиально разных уровня мышления. Конкретное, основанное на более древних мозговых структурах и абстрактное, проду

Логические аспекты мышления
Логика – наука, которая занимается исследованием того, как мыслить правильно. Она исследует основные логические формы мышления и правила вывода одних мыслей из других. В л

Мышление в решении задач
Мышление начинается там, где перед человеком возникает проблемная ситуация, которая характеризуется тем, что в ней не даны все необходимые условия для ее решения. Их надо отыскать с помощью мышлени

Виды мышления и качество ума
В психологии различают следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Наглядно действенное мышление генетически наиболее раннее. С

Основные функции речи
Речь – центральный психический процесс, отличающий человека от животных. Именно благодаря речи существует собственно человеческое мышление, в том числе и, прежде всего, теоретическ

Физиологические основы речи
Как и все психические процессы, речь имеет весьма определенную и довольно сложную физиологическую основу. Ее базис составляет сложнейшая и особая система временных связей, дающая возможность замеща

Формы и виды речи
В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь подразделяется на такие виды: устная (монологи

Основные расстройства речевой функции и свойства речи
Поскольку речь тесно связана с нервно-мозговыми механизмами, при любом повреждении нервных центров (зон мозга), ответственных за процессы речи, возникают речевые расстройства, которые называются

Общая характеристика воображения
Воображение, или фантазия – это психический процесс, сущность которого состоит в создании новых образов (предметов, явлений и ситуаций) на основе комбинирования и преобразования пр

Виды и приемы воображения
Различают следующие основные виды воображения: активное и пассивное. Активное воображение – это воображение, которое пре

Воображение и творчество
Воображение – психический процесс, который является предпосылкой и условием такой продуктивной деятельности человека, в которой создается продукт, т.е. идеальный (в образе, в тексте) или вещественн

Общая характеристика воли
Воля – это психический процесс, сущность которого состоит в регулировании человеком поведения и деятельности, относящихся к преодолению внутренних и внешних препятствий. В

Физиологические основы воли
В основе волевого поведения лежат особые принципы работы головного мозга и центральной нервной системы человека. Главный из этих принципов – принцип доминанты. Открытый ру

Психологическая структура волевого действия
Воля человека, проявляющаяся в волевом усилии, выражается в волевых действиях. Волевое действие всегда связано с осознанием цели действия, ее значимости, ее смысла, т.е. ценности,

Волевые свойства человека
Волевыми свойствами (качествами) человека называются закрепленные в его поведении умения и соответствующая им готовность совершать волевые действия. К волевым качествам че

Нарушения воли
Крайние степени слабоволия человека называются нарушениями волевой регуляции поведения. Наиболее типичными нарушениями воли являются абулия, апатия и апраксия. Абулия – эт

Общая характеристика внимания
Внимание – это психический процесс, регулирующий степень концентрации, сосредоточения живого существа на тех или иных сторонах действительности или на своих состояниях. Вн

Физиологические основы внимания
Общим физиологическим механизмом внимания является ориентировочный рефлекс, сущность и назначение которого состоит в обеспечении безопасности живого существа. Кроме того, у человек

Виды внимания
Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное) и непроизвольное (непреднамеренное), а также послепроизвольное. Внешнее внимание – э

Свойства внимания
Как и остальные психические процессы, внимание обладает целым рядом свойств. Свойства внимания – это особенности его проявления. Главное из них: объем, распределение, концентрация,

Развитие внимания
Роль внимания в психике человека определяется тем, что оно обеспечивает надлежащее восприятие и понимание требуемой информации, а также такое необходимое условие деятельности как контроль и самокон

Предварительные пояснения
Существование любого живого существа в мире состоит из непрерывного взаимодействия с окружающей средой. Жизнь человека в этом отношении особенно сложна и многообразна. Прежде всего потому что, чело

Эмоциональные состояния. Общая характеристика
Эмоциональное состояние – это такой способ психического отражения, который выражается не во внешних предметных действиях, которые обеспечиваются психическими процессами, а в актива

Физиологические основы эмоциональных состояний
Специальные исследования показывают, что эмоциональные состояния обусловлены прежде всего возбуждением подкорковых центров и физиологическими процессами в вегетативной нерв

Виды эмоциональных реакций (эмоции) и эмоциональных состояний
Среди простых эмоций, т.е. биологически обусловленных психических состояний, можно выделить следующие: агрессия (гнев), боль, голод, жажда, оргазм, усталость, страх, отвращение, ра

Высшие эмоции (чувства) человека
Высшими эмоциями называются эмоциональные состояния человека, вызываемые социально значимыми и культурно обусловленными факторами. Они именуются чувствами или высшими чувствами человека. По содержа

Общая характеристика уровней активности сознания
Поскольку человек живет в изменчивом мире, его психика постоянно реагирует на окружающую среду то более, то менее активно. Физиологическим основанием психического реагирования, как

Сон, сновидения и расстройства сна
Сон – это периодически наступающее состояние охранительного торможения, связанное с необходимостью восстановления работоспособности и биологическими ритмами жизни организма, регули

Трансовые состояния сознания
Трансовые (от лат. «транс» – через) состояния сознания – это более или менее продолжительное сноподобное психическое состояние при котором снижен самоконтроль и сохраняются привычные автоматические

Галлюцинаторные и болезненные состояния сознания
Состояния сознания, при которых людям свойственны ложные восприятия, называются галлюцинаторными. Иными словами, галлюцинаторные состояния – это состояние восприятия при отсутствии

Предсмертные состояния сознания
Психика человека формируется при жизни, благодаря наличию мозга и существованию человека среди людей. Высшей ступенью человеческой психики является сознание. Иногда к концу жизни сознание

Общая характеристика
Термин «темперамент» происходит от латинского «temperamentum», что означает «смесь». Именно этим словом еще в Античной Греции и Риме, где, собственно, и родился этот термин знаменитые врачи Гиппокр

Физиологические основы темперамента человека
Физиологическую основу темперамента человека составляют два главных, определяющих фактора: телосложение (конституция) и тип высшей нервной деятельности. Разработал

И психологические свойства темперамента
Холерический темперамент характеризуется большой интенсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний, быстротой их протекания. Эта особенность проявляется в характерных

Учет типологии темперамента и его психологических свойств в повседневной жизни
Тот факт, что все люди обладают определенным типом телосложения и определенным типом высшей нервной деятельности обусловливает неоспоримый факт их (нашей) принадлежности и к определенному типу темп

Общая характеристика характера
Характер – это совокупность индивидуально-психологических и типологических свойств человека, обусловливающих устойчивые способы реагирования человека на обстоятельства жизни и систему отношений к с

Структура характера
Структура характера – это устойчивая и закономерная система зависимостей между его отдельными чертами: стержневыми и поверхностными, устойчивыми и ситуационными, основными и второстепенными.

Свойства характера
В отличии от структуры характера как целостного образования выделяют и отдельные свойства характера, т.е. основные качества характера, которые являются результатом самовоспитания.

Индивидуальное и типичное в характере
В характере каждого человека можно выделить как индивидуальные, так и типичные черты характера, свойственные людям данной эпохи, данного слоя, данной этической принадлежности. Если индивид

Общая характеристика способностей
Способности – это психические свойства человека, наличие которых позволяет ему максимально успешным образом выполнять ту или иную деятельность. При прочих равных условиях жизни и деятельно

Задатки, склонности и способности
Природные предпосылки проявления и становления способностей называются задатками. Задатки – это совокупность морфологических (анатомо-физиологичес

Структура, виды и уровни развития способностей
Способности как развитые функциональные системы, определяющие способы действий, свойственные той или иной человеческой деятельности, имеют сложную структуру. Структура способностей

Развитие и формирование способностей
Развитие и формирование способностей обусловлено конкретными социально-историческими условиями жизни людей и связано с овладением человеком накопленной поколениями материальной и духовной культурой

Общая характеристика деятельности
Деятельность – это форма целенаправленной психосоциальной активности человека, общим результатом которой является конструктивное преобразование окружающего мира и самого деятеля.

Психологическая структура деятельности и ее смысл
Деятельность как психосоциальное образование имеет стройную психологическую структуру, понять которую можно сопоставляя содержательные элементы этой структуры (потребности – мотивы

Виды деятельности
Основными видами деятельности человека являются: игра, учениеи труд. Каждый из этих видов деятельности является ведущим на разных этапах ч

Общая характеристика явления
Личность – это особое психосоциальное образование, качество человека, проявляющаяся в его духовной зрелости, социальной значимости, осмысленном и авторском вхождени

К исследованию личности
В современной психологии сложились устойчивые подходы к изучению личности, наиболее известные из которых: психодинамический, поведенческий, деятельностный, когнитивный, экзи

Становление личности
Становление личности представляет собой единство процессов ее формирования и развития. С каждым типом концепций и теорий, рассмотренных в предыдущем параграфе, связано и особое пред

Социальные типы личности
Поскольку личность – явление детерминируемое социальными и социокультурными особенностями жизни данного общества, психологи с первой трети ХХ века пытались установить зависимость ти

Общая характеристика явления
Человек, являясь существом социальным, не живет один, сам по себе. Он так или иначе включен в некое первичное сообщество, в котором и происходит его жизнь. Такое относительн

Виды групп и уровни их развития
В современной психологии разработаны довольно детальная классификация групп. Прежде всего выделяют группы условные и реальные. Условные (номинальны

Межличностные отношения в группе
Отношения в группе – чрезвычайно важная и интересная сторона жизни и человека, и человеческого общества. Различают, в зависимости от вида группы отношения официальн

Интимные межличностные отношения
Помимо явных межличностных отношений люди вступают друг с другом в отношения тайные. Это – интимные отношения, т.е. такие, которые касаются только двоих, изредка троих, и которые лю

Общая характеристика явления
В процессе совместной деятельности, межличностных и социальных отношений люди беспрестанно вступают в такой контакт, который предполагает то или иное воздействие их

И особенности социальной перцепции
Процесс коммуникации начинается прежде всего с первого впечатления, которое складывается у нас о другом человеке. Если это впечатление благоприятное, устанавливается психоло

Эффективность коммуникации
В проблематике эффективности коммуникации главный вопрос состоит в том, как добиться необходимой воздейственности передаваемых сообщений. Ведь именно влияние одних людей на

Манипуляция и психологические средства защиты от нее
Принципы и правила эффективной манипуляции, изложены выше, применяются в повседневной жизни во всех сферах профессионального информационного воздействия. Однако существуют и чрезвыч

Общая характеристика процессов обучения
Человек – существо, отличающееся от других видов живых существ типом своей жизнедеятельности. Именно в результате человеческого способа проживания жизни на земном шаре в отличии от

Психологическая сущность научения
Научение заключается в усвоении человеком определенных сведений и способов действий, в результате которых у человека возникает функциональный орган

Психологическая сущность учения
Учение – деятельность по систематическому усвоению знаний, умений и навыков. Учение имеет место там, где действия человека направляются сознательно поставленной цел

Обучение как главное условие психического развития
Специфика психики человека, всех ее функций (процессов, свойств и состояний) состоит в том, что они развиваются в ходе овладения ребенком общественно-историческим достоянием, т.е. к

Психическое развитие ребенка от рождения до года (младенчество)
Новорожденный – это ребенок от момента рождения до конца первого месяца жизни. Уже при рождении у новорожденного имеется целый ряд рефлексов, среди которых – дыхательный, сосательн

От года до трех лет (раннее детство)
Возрастной период от одного до окончания третьего года жизни называется раннее детство. Раннее детство – это целая эпоха в психическом созревании ребенка. Главное н

От трех лет до семи (первый период детства)
Возрастной период от трех лет до семи называется еще преддошкольным или первым периодом детства. Это самый интересный период, когда все дети станов

В младшем школьном возрасте (второй период детства)
Второй период детстваохватывает возрастной диапазон от восьми до двенадцати лет. В этом возрасте место игры как ведущей деятельности занимает учени

Подросткового возраста
Подростковый возраст занимает совершенно особое место в развитии современного человека. Отличающийся по возрастным периодом у мальчиков (от 13 до 16 лет) и девочек (от 12 до 15 лет), он составляет

Интеллектуальное развитие подростка
У подростка, в отличие от детей, созревает способность рассуждать, пользуясь гипотезами и дедуктивными заключениями. Иначе говоря, подросток выдвигает достаточно аргументированные п

В подростковом возрасте
Основные мотивационные детерминанты подросткового возраста – стремление к самопознанию, самовыражению и самоутверждению. Возникнов

Характерологические проблемы подростков
В связи с тем, что подростковый возраст – это период бурного становления характера, его типологические особенности проявляются настолько ярко, что получили даже название «подростков

Психологическая специфика поведения и отношений в период ранней юности
Общеизвестным фактом является признание того, что в возрасте ранней юности молодые люди бескомпромиссны. Предельное напряжение личностных ресурсов, связанное с потр

В возрасте ранней юности
Возраст ранней юности, помимо становления личностных черт, представляет собой важнейший этап в развитии психических процессов и состояний. Это развитие охватывает как количественную

Стержневая перспектива личностного развития
Возраст ранней юности, в котором перед человеком впервые во всей глубине и остроте встает вопрос о смысле жизни, предполагает решения молодыми людьми, юношами и дев

Жизни взрослого человека
24.1. Определение понятия «взрослость» Хронологически взрослый возраст занимает промежутки от 25-35 (у мужчин) и 21-35 лет (у женщин) до 36-60 лет (у мужчин) и 36-55 лет (

Специфика психических процессов в период взрослости
Взрослый период, как правило, самый продолжительный в жизни человека. Именно этот период – от 21-22 лет до 55-60 лет характеризуется наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творч

Жизненные задачи и кризисы взрослого периода
В настоящее время существуют два основных подхода к изучению развития взрослого человека: 1) исследование развития на протяжении всей жизни; 2) исследование динамики жизненных событ

Преклонный возраст. Общий потенциал жизни человека
С вступлением в этап пожилого возраста, люди вплотную сталкиваются с процессом старения организма. Старение происходит в различных структурах организма – как индивида, личности и су

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение - это психический процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобра­зующего отражения действительности. Воображение – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и, вместе с тем, занимающая промежуточное положение между восприятием и мышлением. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

До сих пор почти ничего не известно о механизме воображения, в том числе, и о его анатомо-физиологической основе. Где в мозге человека локализовано воображение? С работой каких нервных органических структур оно связано? Об этом исследователи могут сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти.Предположительно, физиологическую основувоображения составляют остаточные (сле­довые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концент­рации, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реаль­ном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опы­те временных связей, составляющие базу образов воображения.

Воображение и органические процессы тесным образом взаимосвязаны. У людей с богатой фантазией в результате сильно развитого воображения могут появляться физиологические признаки ,которые обычно сопровождают те или иные эмоции(учащения пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота и т. п.). Они имеют место тогда, когда человек представляет себе какую-либо ситуацию, например несущую в себе угрозу для него. Физиологические реакции на психологические состояния, связанные с воображением, следует рассматривать как нормальные явление. Они способствуют преднастройке организма на предстоящую деятельность и, тем самым, облегчают ее. Органическими изменениями сопровождаются практически почти все связанные с фантазией образы. Широко известно явление, которое получило название идеомоторный акт. Суть его состоит в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение, которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, ни сознанием. Если, например, попросить человека подержать на вытянутой руке на весу нитку с грузом и представить себе, как этот груз вращается, то через некоторое время можно заметить, что он и на самом деле начнет описывать круги, совершать вращательные движения.



Особый психологический интерес вызывает связь сновидений с органическими состояниями. Мозг, как показывают исследования, продолжает работать и во время сна, вовлекая в свою деятельность практически все органические структуры, связанные с психологическими процессами: восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью. Но это обычно происходит на уровне подсознания, на фоне тормозного влияния, оказываемого ретикулярной формацией на кору головного мозга человека. Факт припоминания содержания сновидений с несомненностью говорит о том, что во сне активным образом работает память. Люди, которые спят, психологически не полностью изолированы от восприятия окружающей действительности и способны определенным образом реагировать на нее. Во сне отчасти сохраняется избирательность реакций. Мать, например, весьма чувствительно реагирует на движения своего ребенка и моментально просыпается, услышав их. Во сне человек даже может принимать определенные решения, формировать планы, которые затем нередко реализуются наяву (как сознательно принятые намерения).

Физиологическая основа воображения

Физиологической основой воображения является распад существующих связей, их перегруппировка и объединение в новые соединения.

Возникновение образов фантазии – результат деятельности мозга человека. Воображение является функцией коры больших полушарий, а так же глубинными отделами мозга.

Такими глубинными отделами мозга, принимающими участие в формировании образов фантазии и их включении в процессы деятельности, является гипоталамо-лимбическая система (гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми областями, образующими лимб, или границу, вокруг передней части ствола мозга у входа в полушария головного мозга).

Установлено, что правое полушарие отвечает за воображение, а левое – за логическое мышление. Правое полушарие - сфера бессознательного. Мыслительные операции осуществляются в правом полушарии скрытно и независимо от левого, и оно знакомится лишь с окончательным результатом этой работы.

Для возникновения образов воображения необходима работа обоих полушарий, каждое из которых выполняет свои функции. Специфика правого полушария заключается в том, что оно не застревает на деталях, но упрощает картину мира, дает представление целостности и вместе с тем гармоничности, соразмерности, композиционного единства. Оно тесно связано с эстетическими чувствами, вызываемыми различными образами. Левое же полушарие упорядочивает эту информацию, позволяет выразить ее в речи: образ и мысль всегда выступают в неразрывном единстве.

Воображение, как и все психические процессы, основано на аналитико-синтетической деятельности мозга. Вычленяя отдельные элементы действительности для создания воображаемого образа, человек осуществляет аналитическую деятельность, а объединяя их в новых образах - синтетическую деятельность.

Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему от­влечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и пе­реосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкус­ном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку пред­ставление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. Подоб­ная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и па двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим но дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокраще­ния соответствующих мышечных групп.

В осуществлении сложных процессов воображения участвует кора головного мозга. Но сложность структуры воображения и его связь с эмоциями свидетельствуют в пользу гипотезы, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре головного мозга, но и в более глубоких отделах мозга. Такими глубинными отделами мозга, которые вместе с корой больших полушарий формируют образы воображения и включают их в процессы деятельности, является гипоталамо-лимбическая система, гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми участками, образующие лимб, или границу, вокруг передней части ствола мозга при входе в полушария головного мозга.

При повреждении гипоталамо-лимбической системы у человека возникают характерные расстройства психики: ее поведение состоит из серии отдельных поведенческих актов, а общая программа, регулирующая поведение, отсутствует. Итак, повреждения захватило структуры, отвечающие за планирование действий человека, а, как известно, самая важная функция воображения - разработка программы действий, поведения.

Некоторые ученые рассматривают физиологический механизм воображения как движение представлений, которые сменяют друг друга подобно морских волн. Эти представления соединяются определенными ассоциативными связями. "Интенсивность одного нервного следа, достигнув определенной степени, начинает затем снижаться, тогда как интенсивность второго следа (ассоциации) начинает повышаться, и как результат этого - одно представление меняется в сознании других" (К.Д. Ушинский).

Продолжительность представления (то есть продолжительность его осознания) зависит от времени, которое необходимо для того, чтобы оно пришло в равновесие. В течение этого времени движение представление, которое было в состоянии напряжения, распространяется на другое представление (особенно яркое, жизненное), и тогда уже это последнее переходит в состояние напряжения.

Уровень интенсивности нервного следа зависит не только от процесса его питания, но и от степени раздражения, которому подлежит этот след. Если в процессах памяти нервная связь, образовавшийся остается постоянно и восстанавливается в будущем, то в процессах воображения системы нервных связей распадаются и не восстанавливаются, а объединяются в новые системы на протяжении всей жизни человека.

Такое объединение возможно при возникновении сильного очага возбуждения (потребность, непосредственное впечатление). Поэтому у человека с большой фантазией группы нервных клеток связываются во все новые и новые образования. От этого зависят характерна новизна в образах фантазии сравнению с образами памяти и их частичное совпадение.

Виды воображения. Процессы воображения

Процесс создания образов воображения, или фантазий, может иметь непроизвольный и произвольный характер.

Когда в воображении человека создание новых образов не направляется специальной целью, воображение имеет непроизвольный характер. Так, под влиянием рассказа учителя создаются новые образы, происходит их разъединение или сочетания. При чтении художественного произведения в воображении возникают без специального намерения образы героев, местность, где происходят события, время, когда они происходят, и тому подобное.

Невольное воображение обуславливают потребности и чувства. Голодный человек представляет вкусные блюда, человек, который замерзает на морозе, представляет себе теплый дом, а в жару воображение приносит человеку прохладу. Родители, беспокоясь за своих детей, которые сдают экзамены, самопроизвольно изображают ход событий и представляют критические ситуации, в которые может попасть их сын или дочь.

Когда человек ставит специальную цель создать образ того или иного объекта, воображение приобретает произвольного характера. Например, учитель на уроке предлагает представить какую историческое событие, определенную местность, путешествуя по карте, представить те или иные города или страны.

Человек, который создает новое музыкальное произведение, рисует образ литературного героя или картину, использует произвольную воображение.

В зависимости от характера деятельности человека произвольную воображение разделяют на воспроизводственную, или репродуктивную и творческую.

Воображение, опирающееся на создание образов, соответствующих описанию, называют воспроизведенной. Читая учебную и художественную литературу, изучая географические карты и исторические материалы, человек воспроизводит с помощью воображения то, что отражено в художественных произведениях и исторических документах. В условиях речевого общения, когда человеку приходится представлять незнакомые объекты или события на основе их описания, срабатывает репродуктивная или воспроизводящая, воображение. Воспроизводящая воображение обслуживает общение людей. Этим видом воображения пользуется инженер, изучает новую для него машину по чертежам. На основе музыкальных произведений формируется богатый материал для воспроизведенной воображения.

Творческая воображение также произвольный, продуктивный характер и всегда включена в творческую деятельность. Это самостоятельное создание новых, оригинальных образов. Творчество - это деятельность, в результате которой человек открывает что-то новое, создает новые оригинальные произведения, материальные и духовные ценности. Творчество - такой вид деятельности, в котором участвуют все психические процессы, но воображение играет ведущую роль. Творческое воображение необходима там, где деятельность человека приобретает творческий характер, это неотъемлемое условие любого вида творчества. Творческая и репродуктивная воображение взаимосвязаны и переходят друг в друга.

Воображение разделяют на активную и пассивную.

Активная воображение всегда направлена на выполнение творческого или логической задачи. Процесс хранения в головном мозге информации динамический, то есть происходят постепенное изменение содержания материала и взаимно перемещения его элементов. Этот процесс отражает активную воображение. Отсюда - интуиция, прозрение. Активное воображение направлено преимущественно наружу, человек больше занята окружением, общественно-значимым и меньше - собой. Активное воображение определяет и контролирует воля, она может быть воспроизведенной (репродуктивной) или творческой. Аппарат воображения составляет условие творческой деятельности личности.

Пассивная воображение протекает без постановки цели, иногда - как иллюзия жизни, где человек говорит, действует мысленно. Она временно удаляется в мир фантастических, далеких от реальности представлений. Человеку кажется, что она скрывается от нерешенных задач, от необходимости действовать, или тяжелых условий жизни и т.

Пассивную воображение человек может вызвать преднамеренно. Вызванные образы фантазии, которые не связаны с волей и направлены на воплощение их в жизнь, называют бредом. Людям свойственны бред. В них легко найти связь продуктов воображения с потребностями человека. Когда потребности человека чрезвычайно сильны, а возможности их удовлетворения мизерные, то воображение развивается с удивительной силой. Удовлетворена потребность не порождает воображения. Если большинство потребностей реализовать невозможно, то у человека возникает доминанта неудовлетворенности, что порождает изменение личности с уходом от реальности, страдания, упрямство, неврозы.

Удовлетворение потребностей человека не всегда сопровождается чувством удовольствия. Достаточно часто ожидания большого счастья минимизирует чувство реального удовольствие от настоящего счастья. Таким образом, наблюдается расхождение между ожиданием и достигнутым в жизни, поэтому так трудно управлять воображением.

Если бред, то есть образы, вызываемые произвольно и не направлены на воплощение в жизнь, в воображении преобладают, то это свидетельствует о пассивности человека, о его бездействие, а возможно, и дефективность развития личности.

Для возникновения пассивной воображения большое значение имеет эмоциональное состояние. Пассивная невольная воображение возникает в состоянии аффекта, во время сна. Сон - это пассивное состояние человека. Перед тем, как заснуть, человек о чем-то мечтает, происходит освобождение воображения, ее усиления. Этот процесс очень важен для возникновения сна. Достаточно трудно заснуть, когда человек возбужден. Лучший способ сохранить свой сон - это переключить воображение на приятные, спокойные темы. Примером самопроизвольного возникновения новых образов является сновидения. Во время сна, когда наше внимание не отвлекается на внешние впечатления, бесцельное и бесследное блуждания сознания "вершинами волн движений нервной системы" приобретает яркий характер сновидений, из которых только отдельные мы запоминаем, то есть превращаем в новые ассоциации - образование нашего воображения. Во сне мы получаем полную уверенность в реальности представляем. Яркость образов воображения во время сна объясняется тем, что тормозится вторая сигнальная система и возбуждается первая сигнальная система, срабатывает закон отрицательной индукции.

Сновидения - это биологически полезный процесс, один из тех, которые поддерживают функциональную эффективность нервной системы. Вместе с тем содержание сновидений является лишь случайным результатом, который нельзя достоверно толковать. И.М. Сеченов называл сновидения "небывалыми комбинациями прошлых впечатлений".

С точки зрения теории психоанализа 3. Фрейда, причина сновидений заключается прежде всего в непреодолимой инстинктивной деятельности бессознательной системы психического аппарата человека. По Фрейду, возникновение сонного состояния психологически свидетельствует о том, что человек обособлялась от внешнего мира и сосредоточилась на собственном "Я". Такое явление Фрейд называл "первичным нарциссизмом". В связи с этим все инстинктивные раздражители, которые поступают от различных органов тела, значительно усиливаются (катексуються). "Катексовани" импульсы пытаются нарушить нормальное течение сна, но этому предотвращают сновидения, которые возникают именно в это время, так как в них подсознательные человеческие импульсы-желания выдаются осуществленными, даже фантастические ситуации воспринимаются спящим человеком как вполне реальные. Такое явление называется "галлюцинаторное исполнения желаний".

Сосредоточена направленность сновидений является причиной возникновения особое ощущение, что события происходят в своем собственном, вполне замкнутом мире. Человек не имеет силы ни реагировать, ни оценивать свои ощущения. Вот почему самые невероятные события, происходящие в сновидениях, спящий человек воспринимает без всякого удивления, они не вызывают у нее возмущение или протеста.

Усиление, как и ослабление воображения может быть симптомом серьезных психических заболеваний. У людей, которые не спали во время эксперимента 70 часов, развивались психические и невротические отклонения. Неврозы и психозы нередко возникают у молодых мам, когда все силы сосредоточены на ребенке, нет ни переключений, ни другой информации, наступает постоянный дефицит сна. Поэтому так важно создавать вокруг молодой мамы атмосферу полноценного, интересного, спокойной жизни, чтобы сохранялись спокойный сон и хорошее настроение. Еще один пример: длительное потребление спиртного приводит к "взрыв / "парадоксального сна, ведет к ярким, ужасающих снов (сновидения), страха, галлюцинаций.

Воображение проявляется в разной по содержанию деятельности, поэтому различают следующие виды воображения, как художественная, научная, техническая и др. Все эти виды воображения имеют свои особенности.

В художественной воображении преобладают чувственные (зрительные, слуховые и т.д.) образы, чрезвычайно подробные и яркие. Человек-художник так ярко представляет себе образы героев, что эти герои на самом деле общаются с ней, живут рядом.

Различные виды художественного воображения имеют свои специфические особенности. Эти особенности проявляются в создании образов художественного воображения, когда преобладает тот или иной анализатор: зрительный и двигательный - у скульптора, художника, слуховой - у композитора и тому подобное. Отличительными есть средства, которыми оперирует человек-художник, и способы воплощения образов (картины, партитура, поэтические строки).

Техническая воображение создает образы пространственных отношений в виде геометрических фигур с мыслительным засновуванням их в различных комбинациях. Важную роль в создании новых технических конструкций играют ассоциации по сходству. Образы технической воображения материализуются в чертежах, схемах, с помощью которых создаются новые предметы и объекты. Продукты технической воображения могут быть представленными в языковой форме. Языковая фиксация помогает глубоко анализировать технические открытия, проверять их достоверность на практике.

Научная воображение воплощается в планировании и проведении экспериментальных исследований, в умении строить гипотезы, нахождении неординарных путей решения проблемы, в построении экспериментальной ситуации, умении обобщать эмпирический материал и т. Созданы новые образы научного воображения является средством, с помощью которого устанавливаются закономерные отношения между предметами и явлениями. Научная воображение помогает найти новые, еще не известные звена в системе фактов.

Научная воображение всегда базируется на точных научных расчетах и экспериментах. То с воображаемой, не выдержало научной и практической проверки, отвергается. Научная воображение воплощается в слове, а также в образах.

Особым видом воображения является мечта. Мечта - это воображение, направленная на будущее, на перспективу жизни и деятельности человека. В мечтах создаются образы желаемого. Значение мечты в жизни человека очень велико. В мечтах оказывается связь воображения человека с его потребностями, чувствами, стремлениями. Мечты становятся толчком в творческой деятельности, в чем убеждает нас жизнь многих выдающихся людей.

Общественное бытие, общественные отношения обусловливают мечты людей, определяют направление и характер мечтаний, но очень многое зависит от того, как сам человек относится к своим мечтам и как в тех или иных общественных отношениях видит реализацию своих желаний.

Выделяют и так называемую антшщпуючу воображение (от лат. Anticipatio - угадывания вперед, предвидение). Она лежит в основе способности человека предвидеть будущие события. Антиципуюча воображение добывает строительный материал из запасов памяти. Антиципация будущего возможна благодаря скрытой реакции ожидания, что возникает на основе воображения. Так, человеку совсем не нужно прыгать с девятого этажа, чтобы узнать, какое опасное такое падение. Образы антиципуючои воображения настраивают организм на определенные действия, когда еще нет повода для таких мероприятий.

Процессы воображения

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, и в этом они похожи на процессы восприятия, памяти, мышления.

Если память восстанавливает образы и ситуации, копируя реальные, то воображение создает новые образы и ситуации, которые раньше не возникали. То есть механизм воображения базируется на основе тех образов, что человек, но эти образы возникают в новых неожиданных связях и сочетаниях. Слово "новый "" имеет двойное значение: различают объективно новое и субъективно новое. Объективно новое - это образы, идеи, не существуют в данный момент ни в материальном, ни в идеальном плане. Субъективно новое - это новое для каждого конкретного человека (ребенка). Новый образ воображения может быть материализованный или остаться на уровне идеального.

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер и осуществляются различными способами. Употребляемыми из них являются:

Агглютинация (от лат. Aggiutinare - склеивать) - создание нового образа путем сочетания элементов, взятых из различных представлений. Например, образ русалки в сказках, где голова и туловище - женщины, а хвост - рыбы. Этот прием не получил большого распространения, поскольку образы его трудно воплощаются в предметные вещи. Впрочем, примеры материализации таких образов в реальной жизни есть - это танк, аккордеон, амфибия, троллейбус.

Гиперболизация - характеризуется увеличением предмета (великан Гулливер) изменением количества частей предмета (дракон, который имеет семь голов) или их смещением.

Литота - в отличие от гиперболизации, характеризуется уменьшением предмета (мальчик-с-пальчик). Эти приемы используют в народных сказках, фантастических произведениях.

Подчеркивание - акцентирование какой части образа или определенного качества. С помощью такого приема создают шаржи, карикатуры.

Схематизация - образ воображения, когда разногласия уменьшаются, а черты сходства выступают на первый план. Примером может быть орнамент, элементы которого взяты художником из растительного мира.

Типизация - выделение существенного в однородных фактах и воплощение их в конкретных образах. Это самый сложный прием, его широко используют в литературе.

Творческий процесс воображения базируется на возникновении ассоциаций, хотя их специфика отличается от привычного хода ассоциаций, подчиняясь мыслям, эмоциям, желаниям, что во психике человека-художника. Механизм ассоциаций тот же (ассоциация по сходству, по смежности, по контрасту), и отбор представлений определяется именно этими предпочтительными тенденциями.

Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

Физиологической основой воображения является образование временных нервных связей, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы.

Воображение связано и с эмоциями, с деятельностью подкорковых образований головного мозга, которые регулируют органические процессы. Такими глубинными отделами мозга, принимающими участие вместе с корой больших полушарий, в формировании образов и их включении в процессы деятельности является гипоталамо-лимбическая система (гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми областями, образующими лимб, или границу, вокруг передней части ствола мозга у входа в полушария мозга) .

Воображение, как и все психические процессы, основано на аналитико-синтетической деятельности мозга. Вычленяя отдельные элементы действительности для создания воображаемого образа, человек осуществляет аналитическую деятельность, а объединяя их в новых образах - синтетическую деятельность.

Виды и типы воображения.

Виды воображения (произвольное, непроизвольное, воспроизводящее, творческое, мечта, грезы, галлюцинации)

Все формы воображения можно подразделить на две большие группы:

1. Непроизвольные формы воображения , независящие от целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его активности или расстройстве работы.

Галлюцинации - под влиянием некоторых токсических и наркотических веществ появляются, это обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением.

Промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения занимают грезы. С непроизвольными формами их роднит время появления. Они возникают в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или полудреме. Сходство с произвольными формами обусловлено наличием намерения и возможностью управлять процессом по желанию самого человека. Грезы всегда имеют положительную эмоциональную окраску. Мы грезим о приятном.

2. Произвольные формы воображения . Они подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают на основе работы сознания.

Произвольное воображение: фантазии, вымыслы или измышления, научное, художественное, техническое творчество взрослых, творчество детей, мечты и воссоздающее воображение.

Произвольнее воображение может быть: воссоздающим или репродуктивным, творчество, вдохновение (особый подъем, всплеск всех творческих сил), мечта – (говорит о моральном облике человека)

Мечта - это образ желаемого будущего. В отличие от грез она всегда активна.

В зависимости от уникальности создаваемого продукта (результата) выделяют репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое). В репродуктивном воображении реальность воспроизводится в почти не переработанном виде, поэтому оно напоминает восприятие или память. Продуктивное, творческое воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных субъективных продуктов.

Воссоздающее воображение такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр.

Творческое воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность. Основным в процессе творческого воображения выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций.

Типы воображения.

Советским психологом О.И. Никифоровой отмечено, что воссоздающее воображение у различных людей развито не в одинаковой степени (различие в обучении, жизненном опыте, индивидуальных особенностях). Ею выделено четыре типа воссоздающего воображения.

Первый - наиболее слабое воображение. При чтении описания пейзажа у таких испытуемых совсем не пробуждалась деятельность воображения, у них не возникли наглядные представления о пейзаже, они могли пересказать содержание прочитанного только в общей форме.

Второй. У испытуемых могут возникать представления, но они в той или иной мере не соответствуют тексту. Сложный процесс воссоздания художественного образа подменяется процессом конкретизации их личного, индивидуального воспоминания, более или менее сходного с образом описания.

Третий. В этих случаях отмечалось прежде всего стремление точнее представить себе образ пейзажа по его описанию. Испытуемые могли воссоздать в воображении образ пейзажа по его описанию даже в случае, если они ранее никогда не видели в жизни такого или сходного пейзажа.

Четвертый. Полное приспособление воображения к своеобразию художественных описаний и полное подчинение образных процессов глубокому и точному анализу текста.

Основные приемы воображения.

Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение.

Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т.д.).

Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д.

Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.

Акцентирование – субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.

Типизация - прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).

Придача – заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).

Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.

Все приемы воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.

Речь. Функции и виды речи.

Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как средство общения, в котором объективируются содержание сознания человека и его личностные качества.

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующие им система письменных знаков.

Человеческая речь выполняет целый ряд функций: выражает индивидуальное своеобразие психологии человека; выступает носителем информации, памяти и сознания; является средством мышления и общения; выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения; является средством управления поведением других людей. Но главная ее функция состоит в том, что она является инструментом мышления.

Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя, в свою очередь, включает:

Устную , которая представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимающихся на слух. Она подразделяется на диалогическую и монологическую.

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков. Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации.

Внутренняя речь : беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их осознания и классификации в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.

Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предикативность и агглютинированность.

Связь мышления и речи.

Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т.е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики.

Мышление человека органично связано с мышлением и языком, при этом необходимо отличать язык от речи. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна.

Язык – это система условных символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующие им система письменных знаков.

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться независимо от конкретного человека, по законам не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.